Системная психолого-педагогическая — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Системная психолого-педагогическая

2018-01-07 174
Системная психолого-педагогическая 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЭКСПЕРТИЗА ШКОЛЫ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ


www.yasvin.ru

СОДЕРЖАНИЕ

1. Постановка проблемы

2. Цель и задачи экспертизы

3. Экспертиза образовательно-организационной системы школы

3.1. Организационно-образовательная модель школы

3.1.1. Методика анализа организационно-образовательной модели школы

3.2. Анализ содержания образовательных планов школ

3.2.1. Методика экспертизы содержания образовательного плана школы

3.3. Экспертиза образовательной среды

3.3.1. Методика экспертизы образовательной среды

3.4. Организационная культура школы

3.4.1. Методика диагностики организационной культуры школы

3.5. Диагностика отношения к школе

3.5.1. Методика диагностики отношения к школе

4. Экспертное заключение


www.yasvin.ru

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Да Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Иван Андреевич Крылов.

Согласно данным специальных исследований девять из десяти российских школ работают в режиме инновационной деятельности,* т.е. стремятся вводить в образовательный процесс новые формы и методы обучения и воспитания. Однако практика показывает, что использование учителями даже самых эффективных методик преподавания отдельных учебных дисциплин само по себе не обеспечивает желаемого образовательного результата. Как правило, при этом достигается соответствующий локальный обучающий или развивающий эффект, в то время как важнейшие педагогические, прежде всего, воспитательные задачи, поставленные обществом перед системой образования, так и остаются без кардинального решения. Многие педагогические коллективы упорно работают над повышением уровня преподавания учебных дисциплин, а также организации культурных и досуговых мероприятий, но для перехода школ на новую качественную ступень образования этого недостаточно. Более того, в большинстве случаев внедрение инноваций носит недостаточно продуманный и плохо подготовленный характер, т.е. массовость нововведений не только не обеспечивает повышения качества образования в стране, но нередко приводит к обратному результату. В итоге, специалистами (П. Щедровицкий и др.) констатируется «кризис инновационного движения» в российских школах.

Ключевое противоречие этого кризиса, на наш взгляд, в большинстве случаев заключается в несогласованности вводимых локальных изменений образовательного процесса (Лебедь, рвущийся в инновационные облака) со всей организационно-образовательной системой, характерной для большинства отечественных школ (Щука, тянущая в мутную воду болота заорганизованности и формализма), а также с устоявшимися профессиональными стереотипами большинства членов педагогического коллектива (Рак, пятящийся назад в формально-знаниевую парадигму образования). Более того, сама организационно-образовательная система, как правило, формируется стихийно, слабо представляется администрацией и педагогическим

* Шахотин Е.А. Организационно-педагогические основы инновационного управления развивающимся образовательным учреждением. Автореф. дис… канд. пед. наук. Брянск, 1999.


www.yasvin.ru

коллективом, соответственно, попытки изменения отдельных ее элементов могут приводить к новым рассогласованиям и усиливать существующие, но неосознаваемые руководством школы противоречия. Другими словами, часто наблюдается, по существу, абсурдная ситуация: инновационные процессы, с огромным трудом вводимые в школе (и нередко выступающие предметом профессиональной гордости коллектива), на деле оказываются не способом решения назревших проблем, а источником новых.

Таким образом, проблема разработки и апробации эффективных механизмов системной организации деятельности школы представляется сегодня одной из актуальнейших, по сути, ключевой проблемой совершенствования школьного образования.

Для обеспечения стабильного долгосрочного развития школы необходимо целенаправленно создать в ней организационно-образовательную систему, способную интегрировать и точно направлять профессиональные усилия и творческий потенциал педагогического коллектива. Под системой понимается объединение некого первоначального разнообразия в целое, представляющее собой единство четко разделенных, закономерно расположенных как по отношению к целому, так и друг к другу частей. Организационно-образовательная система школы включает такие основные элементы, как ее структурная организация, координационные механизмы, образовательная среда, содержание образования, образовательный процесс, субъекты образовательного процесса и т.д. Первым шагом к разработке такой системы является всесторонний анализ жизнедеятельности школы, на основе которого

• разрабатывается системная модель, которая позволяет четко представить и осмыслить сущность и сложившиеся на данный момент взаимосвязи социальной, организационной и образовательной подсистем школы;

• констатируются явные и выявляются скрытые проблемы и противоречия;

• вырабатываются стратегические приоритеты социального и организационного развития школы;

• определяется необходимость введения соответствующих инноваций;

• делается прогноз их «приживаемости» в школьном коллективе;

• моделируется характер их влияния на различные элементы социальной и организационно-образовательной подсистем школы.

В результате системного анализа жизнедеятельности школы как образовательного учреждения становится понятной необходимость разработки Концепции данной школы (реальной, а не формальной, как это часто встречается на практике) и Стратегии ее


www.yasvin.ru

развития. При этом, разработка этих основополагающих внутренних школьных документов, безусловно, требует глубокого профессионального осмысления и анализа школьного образования в самых разных плоскостях:

• в философско-педагогической - для выбора точного целеполагания и адекватной стратегии образовательной деятельности;

• в психолого-педагогической - для выбора наиболее перспективных подходов к раскрытию и использованию индивидуальности ребенка с целью формирования его личности;

• в области содержания образования - для максимально эффективной реализации определенных школой образовательных приоритетов;

• в организационно-методической - для выбора оптимальных технологий организации образовательной деятельности;

• в управленческой - для выбора наиболее подходящей организационной структуры школы;

• в социальной - для целенаправленного формирования определенного типа организационной культуры и благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе;

• в экспертно-диагностической - для выбора адекватных критериев эффективности образовательной деятельности и методов ее мониторинга;

• в плоскости кадровой политики школы - для выработки стратегии отбора и повышения профессиональной квалификации педагогов (специалистов).

Таким образом, становится, хотя бы в какой-то мере, понятным ответ на один из ключевых национальных вопросов: «Что делать?» Необходимо, во-первых, научиться рассматривать школу как открытую (т.е. активно взаимодействующую с социумом) систему, состоящую из социальной, организационной и образовательной подсистем, и, во-вторых, добиваться комплиментарности (согласованности) всех элементов этих подсистем между собой, в контексте образовательных целей данной школы. Однако сразу встают два других вечных и достаточно щекотливых вопроса, вытекающих из ответа на первый: «Как это делать?» и, конечно же: «Кто должен, сможет и будет это делать?»

В связи с двумя последними вопросами невольно рисуется образ некого специалиста, подготовленного к проведению экспертизы в области образования, а также проектированию и организации современных образовательных систем. Такой специалист, безусловно, должен владеть соответствующей методологией, синтезирующей


www.yasvin.ru

философские, социологические, управленческие, педагогические, психологические знания и технологии. Совершенно очевидно, что таких специалистов в стране практически нет. Стало быть, как и прежде, спасение утопающих остается делом рук самих же утопающих, а значит, не избежать очередного «путешествия дилетантов» в мир развития школьного образования, что, собственно, и происходит в реальности (подчеркнем, что здесь речь не идет о совершенствовании методики преподавания отдельных школьных предметов).

В последние годы на различных конференциях и семинарах, посвященных проблемам российской школы, все чаще поднимается вопрос о создании в стране института экспертов-консультантов в области инновационного развития образовательных учреждений. Определенный опыт такой работы накоплен специалистами ряда научно-методических структур (Международный центр экспертизы и проектирования образовательных систем профессора В.А. Карпова, Московский городской методический центр по экспериментальной и инновационной деятельности в образовании профессора Ю.В. Громыко, лаборатория экспертизы и проектирования образовательных систем Центра экспериментальной психодидактики Российской академии образования, возглавляемая профессором В.А. Ясвиным, и др.).

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЭКСПЕРТИЗЫ

Конечная цель - создать сеть магистралей и супермагистралей так, чтобы любую важную точку можно было легко связать с любой другой.

Курт Левин.

Целью данного проекта является разработка и практическое внедрение модели
экспертизы организационно-образовательных систем
для различных

общеобразовательных школ.

Подчеркнем, что предметом инновационной деятельности данного проекта выступает создание и внедрение механизмов анализа организационно-образовательных систем, с учетом специфики каждого конкретного образовательного учреждения

В ходе реализации проекта предусматривается решение следующих ключевых задач.


www.yasvin.ru

1. Разработка концептуальных основ системной экспертизы и организационного консультирования образовательных учреждений, функционирующих в инновационном режиме (или предполагающих такое функционирование).

2. Создание оптимального (достаточного, но не избыточного) методического пакета, обеспечивающего системную экспертизу образовательных учреждений, эффективное проектирование их организационно-образовательных и социальных подсистем, а также практическую организацию их инновационного развития.

3. Подготовка команды экспертов-консультантов, способных организовать и провести в школах экспертизу их организационно-образовательных и социальных подсистем, разрабатывать системные инновационные проекты в области образования, а также консультировать администрацию и педагогический коллектив по проблемам реализации таких проектов.

4. Исследование организационно-образовательных и социальных подсистем каждой школы, входящей в данный проект, а также помощь педагогическому коллективу в анализе и осмыслении полученных результатов.

Осуществление проекта, несомненно, относится к приоритетным направлениям экспериментальной деятельности в образовании,1 соответствует стратегическим ориентирам, принятым в экспериментально-инновационной сфере, в частности, обеспечивает «моделирование и проектное построение новой образовательной функции в системе образования».

Данная инновационная деятельность связана с решением ряда приоритетных проблем развития образования:2

развитие общественной функции образования (создание новых способов оценки образовательных результатов, новых способов целеполагания, другого типа контакта педагога и ребенка, установление новых соотношений между обязательным и свободным средовым образованием и т.д.);

развитие профессиональной структуры образования (взаимодействие педагогов-экспериментаторов и ученых-проектировщиков, перепроектирование деятельности образовательного учреждения и реализация новой программы его развития);

1 Решение коллегии Московского комитета образования «О ходе экспериментальной работы в
образовательных учреждениях (по итогам работы Экспертного совета Московского комитета образования)»
от 26.04.2001.

2 Громыко Ю.В. От экспериментальных площадок к инновационным сетям и к построению новой модели
национальной школы на экспериментальных площадках Москвы // Организация деятельности
экспериментальных площадок. Выпуск 5. / Отв. ред. Л.Е. Курнешова. М., 2001. С. 18 - 29.


www.yasvin.ru

реализация проектно-разработческой парадигмы образовательной науки (реализация
новых профессиональных функций педагогов, школьных психологов и методистов,
интеграция аналитико-исследовательской и проектно-разработческой деятельности и

т.д.);

усиление гуманитарного измерения практики образования (определение и организация
оптимальных условий развития ребенка, создание возможностей для развития детей с
особыми нуждами и т.п.).

ЭКСПЕРТИЗА ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

ШКОЛЫ

Комплексная экспертиза существующего состояния школьной организационно-образовательной системы включает: определение реально сложившейся в школе управленческо-педагогической модели; анализ содержания образовательного плана школы; определение характера организационной культуры педагогического коллектива; психолого-педагогическая экспертиза образовательной среды школы на различных уровнях (микросреды, локальная среда) с анализом восприятия школьной среды различными субъектами образовательного процесса (руководителями, педагогами, учащимися и родителями); психологическая диагностика субъективного отношения к школе различных субъектов образовательного процесса; анализ представлений директора и его заместителей о состоянии и развитии школы и т.п.

Экспертиза как метод исследования ориентирована, прежде всего, на компетентность и опыт специалистов-экспертов (от лат. ехрег!т - опытный), которые выступают в качестве важнейших «инструментов» этого исследования. Вместе с тем, в процессе экспертизы используется также ряд диагностических методик, с помощью которых может быть получена структурированная количественная информация, необходимая для системного анализа (сравнения, ранжирования, выявления динамики тех или иных процессов и т.п.).

Вся совокупность разнообразных сведений, полученных из самых разных источников в процессе проведения экспертизы, обобщается и осмысляется экспертной группой, даются характеристики и строятся модели различных компонентов образовательной и организационной подсистем. На основе проведенного анализа


www.yasvin.ru

вырабатываются соответствующие рекомендации по совершенствованию и развитию образовательно-организационной системы школы.

Важнейшим условием экспертной деятельности в школе выступает готовность администрации, педагогов, а также школьников и родителей к конструктивному сотрудничеству со специалистами экспертной группы. С одной стороны, это готовность всесторонне содействовать сбору необходимой информации и самим выступать в роли источников такой информации (заинтересованность и искренность ответов на вопросы экспертов). С другой стороны, это готовность с вниманием и доверием отнестись к выводам и рекомендациям экспертной группы.

Серьезная проблема работы экспертов в школе часто возникает из-за непонимания принципиального различия между экспертизой и проверкой (инспекцией) школы.

Данная экспертиза проводится приглашенными независимыми специалистами и представителями школы в интересах самой же школы, т.е. заказчиком экспертизы выступает администрация школы (в идеале, весь педагогический коллектив). При этом полученные результаты не сравниваются с какими-либо нормами или эталонами и не оцениваются в логике «соответствует - не соответствует». В этом смысле сотрудникам школы чрезвычайно важно быть в своих ответах на вопросы экспертов максимально объективными, принципиальными и критичными к школьной реальности. Именно эта критичность позволяет получить реальную картину школьной жизни, обнаружить скрытые проблемы, снижающие эффективность деятельности школы, а затем с помощью экспертной группы находить оптимальные пути их решения. Другими словами, экспертиза является внутренним делом школы, сама школа решает, какие данные могут быть в интересах школы представлены общественности, а какие будут использованы только для анализа и выработки рекомендаций.

Проверки и инспекции всегда осуществляются лицами, представляющими определенные государственные органы, причем, смысл их заключается в установлении соответствия (или несоответствия) школьной действительности установленным нормам и требованиям, на основании чего делаются те или иные «оргвыводы»*. Этим определяется стратегия поведения администрации и педагогического коллектива - стремиться выглядеть как можно лучше, подчеркивая свои успехи и скрывая неудачи и недочеты. К сожалению, именно эта стратегия поведения сотрудников школы часто транслируется и на экспертную деятельность.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ШКОЛЫ

В науке под моделированием (от лат. тоёи1ия - мера) понимается метод исследования различных объектов на их моделях - аналогах определенного фрагмента природной или социальной реальности, сохраняющих некоторые основные особенности этой реальности.

Следует отметить, что в последнее время отмечается тенденция осуществления проверок и инспекций под «вывеской» проведения экспертизы. Таким образом, происходит серьезная дискредитация экспертных методов среди педагогической общественности.


www.yasvin.ru

Полученные на моделях данные переносятся на сами объекты, служат основой для практической деятельности, направленной на эти объекты.

Метод моделирования применяется как для исследования структуры объектов -структурное моделирование, так и для исследования протекающих в нем процессов -функциональное моделирование.

Построение знаковой (логико-математической) модели такой сложной и многомерной реальности как организационно-образовательная система школы позволяет отобразить ее в наглядном и структурированном виде, а также обнаруживать в ней ряд скрытых внутренних свойств, что крайне важно для эффективного управления этой системой.

Знаковое функциональное моделирование организационно-образовательной системы позволяет успешно осуществлять ряд функций, связанных со стратегическим планированием развития школы:

• изучение организационно-образовательной системы с целью ее более эффективного использования и дальнейшего совершенствования;

• предсказание последствий вносимых в систему изменений и обеспечения, таким образом, основы для планирования, прогнозирования и проектирования;

• формирование представления о новом типе организационно-образовательной системы, которого пока не существует в реальной практике данной школы.

Однако следует иметь в виду, что возможность переноса результатов, полученных в ходе построения моделей, на оригинал носит ограниченный характер. Любая модель, отображая основные характеристики исследуемой реальности, неизбежно вносит в образ этой реальности ряд допустимых упрощений. Степень допустимости упрощений зависит от соответствующей гипотезы, на основе которой создавалась данная модель. В частности, одним из основных недостатков всех знаковых моделей является трудность учета в них качественных показателей объекта. Это значит, что, анализируя на основе данной модели организационно-образовательную систему школы, мы скорее фиксируем факт наличия или же отсутствия того или иного системного элемента (структуры, процесса, связи), нежели оцениваем качество функционирования этого элемента.

Важнейшие требования к знаковым моделям заключаются: в простоте и понятности для пользователей; представительности во всем диапазоне возможного использования; достаточной сложности, обеспечивающей отражение изучаемой системы.


www.yasvin.ru

Для анализа организационно-образовательной системы школы нами использован подход, разработанный группой консультантов в области образования.* Данный подход получил международное признание и на протяжении двадцати лет используется в Нидерландах, Бельгии, Англии, Германии, Швеции и других европейских странах, а теперь также и в России.

В основе предлагаемой классификации организационно-образовательных моделей лежит градация способности школ к эволюционному развитию в контексте реализации трех основных организационных функций:

1. способность к гибкости - управление образовательным процессом, приспосабливая его к меняющимся социальным условиям;

2. способность к усложнениям - развитие образовательного процесса в школе от простого к более сложному;

3. способность к организационному развитию - организационные изменения школы как на внешнем, так и на внутреннем уровне.

В соответствии с данными критериями выделяется пять образовательных моделей школ: отборочно-поточная, постановочная, смешанных способностей, интегративная и инновационная, а также - пять организационных (управленческих) моделей: сегментная, линейная, коллегиальная, матричная и модульная.

Основное положение данного подхода заключается в наибольшей практической эффективности деятельности школы при взаимосоответствии определенных образовательной и организационной моделей, а именно: отборочно-поточной и сегментной; постановочной и линейной; смешанных способностей и коллегиальной; интегративной и матричной; инновационной и модульной.

Таким образом, рассматривается пять основных моделей школ, представляющих собой комбинации соответствующих образовательных и организационных моделей:

1. отборочно-поточно-сегментная модель,

2. линейно-постановочная модель,

3. смешанно-коллегиальная модель,

4. интегративно-матричная модель,

5. инновационно-модульная модель.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.