Инновационный процесс в обучении — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Инновационный процесс в обучении

2018-01-03 799
Инновационный процесс в обучении 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ключевое понятие в инноватике – инновационный процесс. Инновационный процесс в обучении представляет собой совокупность процедур и средств, с помощью которых дидактическое открытие или методическая идея превращается в образовательное нововведение. Как было отмечено выше, инновационный процесс включает в себя три составных элемента: создание новшеств, его освоение и применение. Инновационные процессы в образовании рассматриваются, как правило, в трех основных аспектах: социально-экономическом, психолого-педагогическом и организационно-управленческом.

По отношению к причинам возникновения инноваций выделяют два типа инновационных процессов [188].

Первый тип – инновации, происходящие в значительной мере стихийно, без точной привязки к самой порождающей потребности либо без полноты осознания участниками инновации системы условий, средств и путей осуществления инновационного процесса. К инновациям этого типа можно отнести те или иные изменения в деятельности ряда руководителей, практических педагогов-новаторов, родителей.

Второй тип – инновации в системе образования, которые являются продуктом научно обоснованной, целенаправленной деятельности, имеющей междисциплинарный характер. Как правило, разработчиками и организаторами таких инноваций являются различные специалисты в области образования – ученые, эксперты, руководители учебных заведений и др.

По утверждению В.А. Сластенина и Л.С. Подымовой [158], интенсификация инновационных процессов в педагогике связана со значительными изменениями в сфере сознания педагогического сообщества: психологической готовностью к принятию системного нововведения.

Структура инновационного процесса состоит из четырех этапов, каждый из которых включает несколько задач [90]:

1. Создание новшеств: анализ образовательной деятельности и выявление потребности в изменениях; проектирование новшеств; экспериментальное апробирование новшеств; экспертиза новшеств.

2. Распространение новшеств: подготовка к распространению; информирование о новшествах; поддержка освоения новшеств; анализ распространения и освоения новшеств,

3. Освоение новшеств: анализ образовательной деятельности и выявление потребности в изменениях; поиск, оценка и выбор новшеств; проектирование желаемого будущего образовательной системы; внедрение новшеств; анализ и оценка результатов изменений; институализация нововведений.

4. Инновационная образовательная деятельность.

Есть и другие подходы к анализу инновационного процесса. Например, О.Г. Хомерики и другие [185] выделяют следующие структурные элементы инновационного процесса:

а) деятельностную, включающую совокупность таких компонентов, как мотив, цель, задачи, содержание, формы, методы и другие элементы обучения;

б) субъективную: инновационная деятельность всех субъектов развития образовательного учреждения: директора, его заместителей, преподавателей, учащихся, родителей, методистов, консультантов, экспертов, работников органов управления образованием;

в) уровневую: взаимосвязанная инновационная деятельность субъектов на школьном (или вузовском) уровне, районном или городском уровне, региональном или федеральном уровне;

г) содержательную: разработка и освоение новшеств в обучении, воспитательной работе, организации учебно-воспитательного процесса, в управлении образовательным учреждением;

д) управленческую: взаимодействие четырех типов управленческих функций – планирования, организации, руководства и контроля.

В такой структуре уже предусмотрено место субъектам образования и определена их роль в инновационной деятельности в пределах образовательного учреждения.

Инновационный процесс осуществляется через инновационную деятельность. Инновационная деятельность – это комплекс мер и технологий по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования, а также сам этот процесс. К основным функциям инновационной деятельности относится изменение компонентов педагогического процесса: целей и содержания образования, средств, методов и форм обучения, системы управления и т.п.

В состав инновационной деятельности входят: научный поиск, создание новшества, реализация новшества, рефлексия нововведения. Основным результатом поискового этапа является сформулированная инновационная проблема, цели и задачи нововведения. Далее следует инновационный проект намеченных преобразований. На этапе реализации инновационная деятельность включает в себя следующие действия: программно-сценарное, организационно-управленческое, экспериментально-оценочное и оформительско-трансляционное. В процессе рефлексии происходит соотнесение полученных результатов с поставленными целями, полученный продукт сопоставляется с его изначальным образом (моделью). Рефлексивный этап инновационной деятельности выполняет функцию обратной связи.

Управленческий аспект инновационной деятельности включает такие функции, как целеполагание, планирование (проектирование), организацию, контроль и оценку результата, а также мотивацию труда инноваторов (ученых, методистов, администраторов, педагогов и учащихся).

Таким образом, деятельность, которая обеспечивает превращение идеи в нововведение, а также формирует систему управления этим процессом, и есть инновационная деятельность.

Инновационный процесс, кроме инновационной деятельности, включает в себя множество необходимых условий ее осуществления, в том числе субъектов деятельности.

В инновационном процессе вычленяются этапы, различающиеся по видам деятельности, обеспечивающим создание и исполнение новшества. В.А. Сластенин и Л.С. Подымова [158] выделяют следующие этапы инновационного процесса.

1. Этап рождения новой идеи и возникновения концепции новшества; условно его называют этапом открытия, которое является результатом научного исследования.

2. Этап изобретения, т.е. создания новшества, воплощенного в какой-либо объект, материальный или духовный продукт – образец.

3. Этап нововведения, на котором находит практическое применение полученное новшество, его доработка; этот этап завершается получением устойчивого эффекта от новшества.

После этого начинается самостоятельное существование новшества. В фазе использования новшества выделяются дальнейшие этапы.

4. Этап распространения новшества, заключающийся в его широком внедрении и распространении.

5. Этап господства новшества в конкретной области, когда собственно новшество перестает быть таковым, теряя свою новизну. Этот этап завершается появлением эффективной альтернативы или замены данного новшества более эффективным.

6. Этап сокращения масштабов применения новшества, связанный с заменой его новым продуктом.

В инновационном процессе различают четыре взаимосвязанных вида деятельности: методологическая, исследовательская, педагогическая и учебная.

Методологическая деятельность направлена на разработку методологии инновационного процесса; она выполняется методологом.

Исследовательская деятельность, выполняемая ученым, направлена на изучение деятельности преподавателей и учащихся. Продуктом его деятельности является педагогическая инноватика (описание педагогической деятельности преподавателя в рамках инновации).

Педагогическая деятельность преподавателя – инноватора направлена на организацию учебной деятельности обучающихся. Продукт его деятельности – образовательный процесс, в который вводится новшество (инновационный образовательный процесс).

Учебная деятельность учащихся, направленная на овладение знаниями, умениями и навыками в условиях инновации.

А.В. Хуторской отмечает, что в инновационной деятельности присутствует несколько функций инноватора, которые могут быть закреплены за одним или несколькими субъектами инновационной деятельности. Сюда относятся: руководитель, исследователь, проектировщик, педагог-экспериментатор и оформитель.

Руководитель обеспечивает общее руководство деятельностью участников инновационного процесса. Его задача – организация перевода нововведения из проектного состояния в конкретные практические действия.

Исследователь (ученый) определяет цели и задачи инновационной деятельности, выдвигает и обосновывает основные идеи, разрабатывает структуру и содержание новшества; он выявляет и фиксирует возникающие противоречии, осуществляет перевод проблем в плоскость конструктивного представления и основания для коррекции нововведения.

Проектировщик проектирует планируемые процессы, создает проект инновационной образовательной деятельности, воплощая идеи ученого в модели образовательного процесса.

Педагог-экспериментатор осуществляет планируемые изменения в образовательном процессе, опираясь на проект инновационной деятельности.

Оформитель обозначает и фиксирует ход и результаты нововведения, создает описание педагогического произведения (отчета).

Е.П. Крупник и Н.А. Подымов выделяют психологическую устойчивость педагога как основное условие преодоления инновационных барьеров в профессиональной деятельности. Освоению новшеств в учебном заведении любого уровня препятствуют как социально-экономические факторы, так и психологические барьеры: личностная тревожность, ригидность мышления, страх обнаружения собственной некомпетентности, низкая самооценка, субъективное, предвзятое отношение к новшествам, неспособность к принятию самостоятельных решений, требующих риска.

Исходя из вышесказанного, как отмечают А.В. Морозов и Д.В. Чернилевский [112], инновационную деятельность педагога можно трактовать как личностную категорию, как созидательный процесс и результат его творческой деятельности. Творчески продуктивная личность преподавателя обладает креатвностью, широтой интересов и увлечений, богатым внутренним миром, чуткостью к проблемам, восприимчивостью к педагогическим новшествам, самостоятельностью и смелостью.

Обобщенные планируемые результаты инновационного обучения можно представить в виде образа учащегося. Такой учащийся характеризуется следующими параметрами [188]:

- знает свои индивидуально-психологические особенности,

- имеет опыт реализации своих творческих способностей в форме выполнения и защиты творческих работ, участия в конкурсах, праздниках, олимпиадах и т.д.;

- осознает и умеет пояснить цели занятий, отчетливо понимая, зачем он учится и в чем себя реализует;

- умеет поставить учебную цель в заданной области знаний или деятельности; составить план ее достижения; выполнить план, исходя из своих индивидуальных особенностей; получить и осознать свой результат; сравнить его с аналогичным результатом других обучающихся; произвести рефлексию и самооценку своей деятельности;

- владеет базовыми знаниями, умениями и навыками; ориентируется в основных учебных предметах, проблемах соответствующих наук;

- умеет понять и оценить иную точку зрения, вести диалог или дискуссию;

- является носителем культурных норм и традиций, прожитых и усвоенных им; умеет аргументировать свои взгляды и мнение;

- умеет определять свои действия в ситуациях выбора; обладает раскованностью мыслей, чувств и движений;

- имеет достойную цель в жизни, умеет выстроить свои дальнейшие планы обучения на перспективу.

Из приведенного выше образа учащегося следуют требования к профессиональным качествам преподавателя-инноватора личностно-ориентированной образовательной организации, который:

· Диагностирует индивидуальный личностный потенциал учащихся;

· Уточняет фундаментальные образовательные объекты, связанные с ними проблемы и другие элементы образовательной программы инновационного типа;

· Отбирает культурные аналоги предполагаемым и уже продемонстрированным продуктам учебной деятельности обучающихся;

· Обеспечивает реализацию творческого потенциала и личностных качеств каждого ученика в обучении;

· Организует и отслеживает технологию движения учащихся по их индивидуальным образовательным траекториям;

· Фиксирует изменения в личностных качествах обучающихся и степень реализации их личностного потенциала, а также внешнюю образовательную продукцию учащихся (портфолио).

Чтобы обладать необходимыми личностно-профессиональными качествами для инновационной деятельности, требуется специальная подготовка. По мнению В.А. Сластенина [156], формирование готовности преподавателя к инновационной деятельности предусматривает:

- самоанализ на основе мотивов и диспозиций педагогической деятельности;

- критическое отношение к педагогическим нормативам;

- рефлексию и построение системы смыслов (смыслотворчество);

- открытость среде и профессиональным новшествам;

- творчески преобразующее отношение к миру, выход за пределы нормативной заданности;

- стремление к самореализации, воплощению в профессиональной деятельности своих намерений и образа жизни;

- субъективирование элементов содержания образования в личностно-смысловое содержание, т.е. наделение личностным смыслом.

Таким образом, для участия в педагогических нововведениях преподаватель должен приобрести опыт выявления и формирования субъектного опыта организации инновационной педагогической деятельности.

Любой инновационный процесс неразрывно связан с его проектированием, т.е. созданием проекта предстоящей инновационной деятельности. Прежде чем рассматривать особенности проектирования инновационного обучения, раскроем сущность проектной деятельности и особенности проектирования в области образования.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.