Упражнение 3. «Махи ногами». — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Упражнение 3. «Махи ногами».

2018-01-03 292
Упражнение 3. «Махи ногами». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задачи:

  • развитие крупной моторики,
  • развитие межполушарного взаимодействия.

Описание упражнения

Ребенок по команде инструктора перекладывает правую ногу через гриву лошади на левую сторону, а затем левую ногу на правую сторону.

Несмотря на кажущуюся сложность осуществления движения по заданию (из-за явной произвольности действия) это упражнение может легко выполнить даже ребенок с ярко выраженным полевым поведением. Если он не воспринимает словесную команду, тогда следует подключить мимику и жесты, например, коснуться сначала ноги, а потом постучать ладонью по тому месту, куда он должен ее переложить. Также помочь ребенку перекинуть ногу можно посредством отклонения его туловища назад. После многократного повторения с помощью инструктора данное движение начинает осуществляться с большей степенью самостоятельности и по словесной команде (если необходимо, этот принцип реализуется при обучении любому другому движению).

Упражнение 4. «Палки и кольца».

Задачи:

  • развитие мелкой моторики,
  • развитие межполушарного взаимодействия.

Описание упражнения

Иппотерапевт и его ассистент идут справа и слева от лошади, держа в руках пластиковые гимнастические палки, на одну из которых нанизаны пластиковые или резиновые кольца разного диаметра. Задача ребенка снять кольца с одной палки и надеть на другую, используя сначала правую, затем левую руку.

Упражнение 5. «Крест-накрест»

Задачи:

  • развитие мелкой моторики,
  • развитие межполушарного взаимодействия.

Описание упражнения

Ребенок касается сначала большим, затем указательным, безымянным и т.д. пальцами правой руки носка левой ноги и наоборот.

Упражнение 6. «Мячи и вёдра»

Задачи:

  • развитие мелкой моторики,
  • развитие межполушарного взаимодействия,
  • развитие двуручной деятельности,
  • развитие мышления.

Описание упражнения

Иппотерапевт идет с одной стороны от лошади, его ассистент - с другой. Оба держат в руках пластиковые ведра разного цвета. Ребенок сидит верхом на лошади, держа в одной руке ведро с теннисными мячами. По команде начинает перекладывать мячи одной рукой из своего ведра (продолжая удерживать его другой рукой) в ведра иппотерапевта и его помощника.

Другая цель этого упражнения - развитие мышления (на обобщение, дифференциацию). Можно наполнить ведро, которое держит ребенок, предметами (мячами, кубиками и т.д.) разной формы или цвета и дать задание, чтобы он перекладывал их, разделяя, например, мячики в одно ведро, а кубики в другое.

Упражнение 7. «Причеши лошадку».

Задачи:

  • развитие мелкой моторики,
  • развитие межполушарного взаимодействия.

Описание упражнения

Ребенок сидит лицом к голове лошади. По команде начинает причесывать гриву лошади, перебрасывая ее щеткой с правой стороны на левую, а затем наоборот.

Упражнение 8. «Игра в мяч».

Задачи:

  • развитие мелкой моторики,
  • развитие крупной моторики,
  • развитие двуручной деятельности,
  • развитие межполушарного взаимодействия.

Описание упражнения

Ребенок сидит лицом к голове или хвосту лошади. По команде бросает мяч идущему слева от него иппотерапевту, затем снова ловит его и бросает, идущему справа помощнику.

Упражнение 9. «Ножницы».

Задачи:

  • развитие крупной моторики,
  • развитие межполушарного взаимодействия.

Описание упражнения

Ребенок сидит лицом к хвосту лошади. По команде (и под счет) иппотерапевта делает махи ногами над крупом лошади.

 

Перечисленные выше упражнения выполняются на занятиях по иппотерапии. В качестве домашнего задания мы рекомендуем родителям выполнять с детьми упражнения из комплекса «Гимнастика мозга», разработанного П. Деннисоном.

 

Выводы:

· иппотерапия совмещает телесно-ориентированные и когнитивные методы воздействия на психику ребенка,

· в процессе иппотерапии происходит воздействие на сенсомоторный уровень с учётом общих закономерностей развития ребёнка, что активизирует развитие высших психических функций,

· сенсомоторные координации происходят за счет интеграции зрительного, слухового, осязательного, обонятельного, проприоцептивного и вестибулярного анализаторов,

· формирование межполушарного взаимодействия осуществляется за счет пересечения средней линии тела; лошадь предоставляет такую возможность априори,

· при развитии межполушарного взаимодействия работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот,

· сформирован комплекс упражнений, целенаправленно воздействующих на формирование межполушарного взаимодействия.

 

Литература

 

  1. Айрес Д. А. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. - М.: Теревинф, 2009.
  2. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. М.: Наука, 1990.
  3. Ермолаев Д.В., Захарова И.Ю. Средовой подход в работе с детьми с нарушениями развития эмоциональной сферы // Особый ребенок. Исследования и опыт помощи. Вып. 5: науч.-практ. сб. - М.: Теревинф, 2006. С. 9-33.
  4. Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие. М.: Теревинф, 2010.
  5. Потапчук А.А. Воздействие иппотерапии на организм ребенка с церебральным параличом // Сборник докладов и выступлений на 5-й международной всероссийской иппотерапевтической конференции "Кони и люди - дети земли". М., 2008. С. 13-14.
  6. Семенович А.В, Воробьева Е.А., Архипов Б.А., Сафронова Е.В., Иванова Н.А., Шегай В.М., Ланина Т.Н. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация отклоняющегося развития. М.: МГПУ, 2001.
  7. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: Academia, 2002.
  8. Ханнафорд К. Мудрое движение. М.: Восхождение, 1998.
  9. Хаузер Г. Развитие сенсорной интеграции у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью под воздействием коррекционной вольтижировки и верховой езды // Сборник докладов и выступлений на 5-й международной всероссийской иппотерапевтической конференции "Кони и люди - дети земли". М., 2008.
  10. Цветкова Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение. М.: МОДЭК, МПСИ, 2007.

11. Шпицберг И.Л. Лечебная верховая езда - новые возможности телесно-ориентированной психотерапии / Сборник докладов и выступлений на 3-й международной всероссийской иппотерапевтической конференции "Всадник и лошадь - целый мир". М., 2002.

12. Шульц М. Терапевтические и психомоторные аспекты движения человека и его развитие / Учебные материалы и исследования Немецкого кураториума по терапевтической верховой езде. Лошадь в психотерапии, иппотерапии и лечебной педагогике, М.: МККИ, 2003. С. 40-49.


12. ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ВЕРХОВОЙ ЕЗДОЙ НА ЗДОРОВЬЕ

СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Климова В.К., Стрелкова Я.А., Климова М.В.

Белгородский национальный исследовательский

университет «БелГУ», г. Белгород.

Статья подготовлена для Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы по теме: «Разработка новых физкультурно-оздоровительных технологий, способствующих повышению функциональных возможностей организма и обеспечению высокой эффективности образовательной деятельности студентов».

 

В рамках национальной доктрины общего и специального образования происходит реформирование системы физического воспитания студентов высших учебных заведений. Однако проблема повышения эффективности физического воспитания студентов остается нерешенной.

На сегодняшний день объективно установлено увеличение числа студентов с врожденными и приобретенными патологиями. Имеются сведения, что в Вузы России поступают здоровыми только 16% абитуриентов. Факторами риска для студентов во время обучения в высших учебных заведениях являются трудности адаптации к учебному процессу и недостаточный объем двигательной активности. Наличие низкого адаптивно-приспособительного характера функционирования организма студентов требует обеспечения наиболее полной коррекции состояния их здоровья при существующих различных заболеваниях, а так же комплекса профилактических и оздоровительных мероприятий.

В этом плане вполне понятен возросший интерес населения к занятиям конным спортом и верховой ездой. Известно, что верховая езда оказывает многокомпонентное воздействие на все системы организма, оптимизируя их функционирования и обеспечивая тренировку регуляторных систем [2]. Для студенческой молодежи верховая езда - один из способов снять стресс и накопившуюся усталость, полностью отключиться от повседневных проблем и забот, улучшить свою физическую форму, побыть на природе и найти новых друзей.

Организация исследования. В исследовании принимали участие 28 студентов 18-20 лет (10 юношей, 18 девушек), занимающихся в оздоровительной группе конно-спортивной школы БелГУ. Все студенты имели медицинские справки об отсутствии противопоказаний к занятиям верховой ездой. Занятия проходили 2 раза в неделю. Общая продолжительность каждого занятия в среднем составляла более двух часов. Из них около 90 минут длилось само занятие, на котором отрабатывались различные аллюры, а остальное время отводилось уходу за лошадью перед занятием и после него (чистка, седловка и расседловка лошади и т.д.). Тестирование проводилось до и после 8-10 занятий верховой ездой.

Методы исследования: анализ медицинских карт, оценка состояния вегетативной нервной системы по индексу Кердо, экспресс-оценка уровня здоровья по методике Г.А. Апанасенко (1988), в основу которой положены показатели физического развития (рост, масса тела, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), кистевая динамометрия) и оценка состояния сердечно-сосудистой системы в покое и в течение восcтановительного периода. Экспресс-скрининг основан на установлении зависимости между общей выносливостью, объемом физиологических резервов и проявлением общей экономизации функций кардиореспираторной системы. После оценки каждого показателя определялась сумма баллов и диапазон уровня здоровья.

Для интегральной оценки степени напряжения механизмов регуляции вычислялся адаптационный потенциал (АП):

АП=0,011*(ЧСС)+0,014*(СД)+0,008+(АДд)+0,014*(В)+0,009*(М)-0,009*(Р)-0,27, где АП – адаптационный потенциал, баллы; ЧСС – уд/мин; АДс – систолическое давление, мм рт ст; АДд– диастолическое давление, мм рт ст; В – возраст, лет; М – масса тела, кг; Р – длина тела, см; 0,27 – независимый коэффициент. Пороговые значения АП составляют: при нормальной (удовлетворительной адаптации) – до 1,90 балла; при напряжении механизмов адаптации – 1,91-2,09 балла; при неудовлетворительной адаптации – 2,10-2,28 балла; при срыве адаптации – 2,10-2,28 балла [1].

Результаты и их обсуждение.

При анализе медицинских карт установлено, что студенты, желающие заниматься верховой ездой, не имеют серьезных заболеваний и врачебных противопоказаний к такому виду физической активности. Для оценки тонуса симпатического и парасимпатического отдела вегетативной нервной системы в эксперименте использовался индекс Кердо. Средние значения его в начале эксперимента свидетельствует о преобладании активности симпатического отдела. К окончанию исследования значения индекса приблизились к показателю, характеризующему равновесие симпатического и парасимпатического отделов, что свидетельствует об оптимизации процессов регуляции функций организма. У девушек значения индекса изменились с + 6 до +1, у юношей – с +10 до +3.

Установлено, что перед занятиями верховой ездой уровень здоровья всадников-студентов находился в диапазоне 5-9 баллов (ниже среднего). Среднее значение - 6,.2 + 1,3 баллов. В конце исследования диапазон уровня здоровья остался тот же - ниже среднего, но средняя бальная оценка возросла до 8,3 + 1,3, приближаясь к пограничному значению перехода к «среднему» уровню здоровья. В основном увеличение показателей произошло из-за повышения жизненной емкости легких (ЖЕЛ) и снижения уровня ЧСС в покое.

Протекание процессов адаптации определялось по величине адаптационного потенциала (АП) – показателя, интегрально отражающего степень адаптации и состояние функциональных резервов организма. АП позволяет прогнозировать здоровье и степень напряжения механизмов регуляции. В ходе исследования установлено, что в начале курса у двух студентов значение АП рассматривалось как срыв адаптации, а у остальных испытуемых отмечалось напряжение механизма адаптации. После окончания занятий срыв адаптации не определился ни у одного всадника, снизилось число человек с показателем неудовлетворительной адаптации. Значения АП у двух студентов перешли в зону нормальных значений адаптации (табл.1).

Таблица 1

Изменение значений адаптационного потенциала (АП) при занятиях верховой ездой

Показатели Значения адаптационного коэффициента
Адаптация Курс Нормальная   Напряжение   Неудовл.   Срыв адаптации
До начала - 64 % 18 человек 29 % 8 человек 7% 2 человека
После окончания 7% 2 человека 72 % 20 человек 21 % 6 человек -

Большинство студентов отмечали, что занятия верховой ездой привлекают их возможностью общаться с лошадью, с единомышленниками. Практически все всадники отметили положительный эмоциональный настрой при подготовке и проведении занятий. Кроме того, студенты отмечали значительную степень усталости, что сопровождает занятия со значительными физическими нагрузками

Выводы. В ходе экспериментального исследования отмечено благоприятное влияние занятий верховой ездой на состояние вегетативной нервной системы всадников- студентов, увеличение уровня их здоровья и повышение способности организма адаптироваться к различным влияниям окружающей среды, в том числе и стрессогенным факторам студенческой жизни.

 

1. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология. – Ростов-на -Дону: Феникс, 2000.-248 с.

2. Климова В.К., Посохов А.В., Лукьянов Н.А. Теоретические основы использования иппотерапии в процессе физической реабилитации.- Белгород: Политера, 2008.-75 с.



Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.