Описание метода коррекции особенностей развития сенсорных систем у детей с РДА — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Описание метода коррекции особенностей развития сенсорных систем у детей с РДА

2018-01-03 547
Описание метода коррекции особенностей развития сенсорных систем у детей с РДА 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Предлагаемый автором метод способствует установлению эмоционального контакта с аутичным ребенком с помощью специфической стимуляции его сенсорных систем. Применение метода позволяет перестроить систему восприятия аутичного ребенка, приблизив ее к нормальной схеме, снять вызываемую определенными сенсорными стимулами тревожность и значительно повысить концентрацию внимания и, как следствие, обучаемость ребенка.

Существует целый ряд методов, направленных на стимуляцию развития сенсорных систем у аутистов. Наиболее близким к предлагаемому способу, по мнению автора, представляется подход к лечению раннего детского аутизма, предложенный психологом Делакато (Carl H Delacato. The Ultimate Stranger; the Autistic Child. Garden City, N.Y., Doubleday, 1974) По мнению Делакато, работа по коррекции сенсорного восприятия необходима для обеспечения возможности взаимодействия ребенка с педагогами и социальным окружением.

Согласно теории Делакато, каждый из основных сенсорных каналов аутичного ребенка может находиться в одном из трех состояний: гипочувствительность, гиперчувствительность или зашумленность («белый шум»). Исходя из этого положения, предлагается определенным образом (в зависимости от характера изменения) стимулировать каждый сенсорный канал, добиваясь устойчивых реакций.

В терапии, предложенной Делакато, у аутичного ребенка остается возможность игнорирования терапевтического воздействия, осуществляемого в рамках одного сенсорного канала (благодаря описанному выше механизму), что существенно снижает эффективность терапевтического процесса.

Однако, по мнению автора, патологические изменения сенсорного восприятия у аутичных детей характеризуются иначе: в отличие от способа, разработанного Делакато, который говорит о патологическом изменении в целом каждого сенсорного канала (зрительного, слухового и т.д.), в основе способа, представленного в данной статье, лежит концепция периферического акцента, формируемого ребенком с использованием механизма «игнорирование – фиксация»: патологические изменения происходят в механизме функционирования каждого сенсорного канала в отдельности за счет выделения периферического (наименее информативного) направления и использования его в качестве основного.

Этот же принцип позволяет аутичному ребенку эффективно «защищаться» от избыточности сенсорного восприятия вообще за счет формирования «дезинтегративного» механизма восприятия в целом.

В предлагаемом способе коррекции, воздействие осуществляется на направления/зоны «фиксации» (в рамках каждого сенсорного канала), в результате чего эффективность существенно возрастает. Аутичный ребенок не имеет возможности проигнорировать оказываемое воздействие и вынужден взаимодействовать с терапевтом.

В процессе работы с аутичными детьми автором было обнаружено, что нарушения восприятия аутистического спектра могут быть скорректированы путем специфического взаимодействия специалиста и ребенка, при котором специалист оказывает воздействие на сенсорные системы ребенка, формируя стимулы в соответствующих зонах периферической и фронтальной чувствительности. Метод получил название «способа соматосенсорной коррекции».

Целью взаимодействия является стимулирование последовательного адекватного развития сенсорных систем ребенка, схожего с естественным развитием, соответствующим определенным этапам онтогенеза. При этом особое внимание уделяется формированию сочетанности в сенсорном восприятии, синтезу различных сенсорных систем (в первую очередь - зрительного, слухового, тактильного и кинестетического восприятия, поскольку именно эти системы используются человеком для пространственной локализации) и формированию фронтального сенсорного направления как приоритетного. Помимо этого существенное внимание уделяется совершенствованию механизмов фронтального взаимодействия ребенка со специалистом.

В качестве стимулов используются в первую очередь лицо и ладони рук специалиста, положение его тела в пространстве относительно ребенка, различные звуки, издаваемые специалистом (хлопки в ладоши и т.п.). Способ учитывает онтогенетически закрепленную потребность ребенка в установлении первичного контакта со взрослым на ранних этапах онтогенеза, ориентируясь на лицо и глаза взрослого.

Таким образом, помимо задач, связанных с развитием сенсорики ребенка, в процессе занятий заново выстраивается коммуникативный стереотип, в норме формирующийся на первом году жизни.

Способ направлен на решение следующих основных задач:

1. Перенос области концентрации внимания аутичного ребенка из периферических областей восприятия во фронтальную, что является также основой для формирования бинокулярности зрения и биноуральности слуха. За счет этого достигается улучшение восприятия мира в соответствующем нормальному развитию направлении и, таким образом, улучшение произвольной деятельности ребенка.

2. Формирование сочетанности и согласованности в работе сенсорных систем. Способ позволяет буквально «вытолкнуть» аутиста из привычных, но дезинтегрированных периферических зон восприятия, и, пользуясь возникающей возможностью фронтальной фиксации, сформировать связанность сенсорных систем по всему пространству. В свою очередь, обогащение сенсорного опыта ребенка способствует формированию и укреплению процессов целеполагания и аффективного самоконтроля.

3. За счет формирования цельной сенсорной системы и аффективного самоконтроля у ребенка возникает цельный узнаваемый образ мира, что позволяет ему ощутить собственное место в структуре отношений с внешним миром. При возникновении понимания у ребенка (в результате улучшения распознавания поступающих сигналов) происходит снятие тревожного перенапряжения, вызванного непониманием информации, поступающей с периферических направлений восприятия; высвобождаются силы, расходуемые на компенсацию тревожности, возникающей в результате непонимания.

Можно выделить следующие основные этапы реализации метода:

1. Внедрение в периферическое пространство ребенка и установление контакта специалиста с ребенком в периферических зонах восприятия.

2. Формирование устойчивых схем синтезированного восприятия (по зрительному, слуховому и тактильному анализаторам) в периферических областях как наиболее «освоенных» ребенком-аутистом.

3. Выведение сформированных схем синтезированного восприятия во фронтальное направление. Создание условий для формирования адекватной произвольной деятельности во фронтальном направлении.

Для достижения устойчивой положительной динамики оптимально проведение 20-30-минутных индивидуальных сеансов с частотой 1-2 раза в неделю. Во время сеанса специалист, встраиваясь в собственную двигательную активность ребенка, быстрыми движениями рук (чтобы не успел сработать механизм игнорирования) стимулирует зоны периферической чувствительности зрительного анализатора; шуршанием пальцев в определенных позициях относительно головы ребенка, хлопками в ладоши, голосом стимулирует периферические зоны восприятия слухового анализатора; нажатием пальцев на определенные точки на теле ребенка (как правило в направлении от проксимальных отделов к дистальным) стимулируется периферическая зона чувствительности тактильного анализатора.

Для большего акцентирования и пространственной локализации могут использоваться различные музыкальные инструменты, с учетом особенностей их восприятия человеком (колокольчики, варган, флейта, перкуссия).

В процессе воздействия происходит последовательное совмещение различных сенсорных стимулов в определенных точках пространства относительно тела ребенка. Для достижения целостности гемисферального пространства специалист периодически перемещается относительно сагиттальной плоскости тела ребенка. При этом приоритетно формируется синтезированное (цельное) восприятие во фронтальном направлении, создаются условия для формирования бинокулярного зрения и бинаурального слуха.

Все действия осуществляются в процессе обычной деятельности ребенка, чтобы он не сосредотачивался на игнорировании стимулов.

Результативность воздействия может быть оценена по следующим основным показателям:

1. Снижение психоэмоционального напряжения у пациента и тревожности в целом;

2. Значительное улучшение обучаемости, в том числе подражания и интереса к внешним объектам, а также усложнение схем действий;

3. Улучшение в коммуникативной сфере (появляется/становится более устойчивым глазной контакт; появляется инициатива в контакте).

Первые изменения могут наблюдаться после проведения уже 1-6 сеансов, а стойкие ощутимые изменения обычно начинаются через 2-3 месяца после начала терапии. Процесс коррекции можно разделить на 4 этапа:

1. Дискомфортный период - установление «языка взаимодействия» между специалистом и ребенком. Обязательное условие для повышения комфорта (обеспечения ощущения безопасности) ребенка – присутствие на сеансе матери (родителей).

2. Начало взаимодействия. Происходит закрепление «общей системы координат» ребенка и специалиста, при этом система пространственных и регуляторных представлений ребенка начинает перестраиваться. На этом этапе у ребенка может наблюдаться некоторая потеря координации, а также резкое усиление аутостимуляций как способа компенсации возросшей (в результате изменений) тревожности. Как справедливо отмечает О.С. Никольская, проявления стереотипности можно рассматривать не только как сигналы болезненного регресса, но и, напротив, как возможные признаки активизации и усложнения отношений с миром.

На этом этапе важно подключать к реабилитации других специалистов, чтобы способствовать формированию у ребенка новых моделей поведения взамен аутостимуляций.

3. Период устойчивого развития. В среднем начинается через 6-7 сеансов (1,5-2 месяца). Наблюдается устойчивое взаимодействие с терапевтом и, как следствие, устойчивая позитивная динамика. Постепенное снижение количества аутостимуляций и использование их ребенком преимущественно в качестве «подкрепляющих».

4. Постепенная десенсибилизация специфических для аутичных детей сенсорных направлений (в первую очередь – периферических), что, в свою очередь, приводит к уменьшению возможности терапевтического воздействия (ребенок начинает пользоваться фронтальным зрением как основным, а стимулы с периферических зрительных и слуховых зон перестают быть избыточными).

Сам способ в начале просто «пробивает» аутичную защиту, однако по мере того, как у ребенка открываются новые сенсорные возможности, появляется потребность в их реализации, насыщении. На этом этапе принципиально увеличивать интенсивность информационного воздействия на ребенка с помощью занятий с дефектологами, помещения в соответствующую возрастным потребностям социальную среду (например, в группу детского сада), стимулирования формирования коммуникативных навыков и т.д. (проведение дополнительных занятий с логопедом, дефектологом и другими специалистами, использующими когнитивно-ориентированные методики, особенно необходимо в тех случаях, когда возраст ребенка на момент начала занятий превышает 4 года). Постепенно способ переходит из основного в поддерживающий, обеспечивающий открытость и дальнейшее саморазвитие процессов сенсорной интеграции.

Целью применения метода является восстановление у ребенка характерного для нормального развития механизма сенсорного восприятия, в том числе достижение сенсорной интеграции стимулов по трем сенсорным направлениям (зрительному, слуховому и тактильному). Наблюдается снижение у детей тревожности в восприятии внешнего мира, существенное увеличение исследовательской активности, улучшение коммуникативных возможностей, общая нормализация эмоционального состояния, увеличение объема произвольных действий. Как следствие, отмечается рост успешности в процессе занятий с логопедами, дефектологами и другими специалистами, использующими когнитивно-ориентированные методики. Улучшение психоэмоционального состояния повышает успешность аутичных детей в процессе интеграции в дошкольные и школьные учреждения общего вида.

В случае аутичных проявлений у детей с нарушениями развития органического генеза может быть необходимым продолжать занятия в «фоновом» режиме, т.к. у многих детей наблюдается тенденция к сужению пространства восприятия. При этом доминанта периферического восприятия не возвращается, связанность сенсорных стимулов не нарушается, однако при прекращении занятий наблюдается сужение активного сенсорного пространства.

 

Способ соматосенсорной коррекции детей с нарушениями в развитии в первую очередь аутистического спектра разрабатывается и совершенствуется на протяжении 18 лет в Центре реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир». За время использования способа в коррекционной практике положительная динамика разной степени наблюдалась у большинства детей (близко к 90%) с нарушениями аутистического спектра.

В диагностике и наблюдении за процессом развития аутичных детей, к сожалению, электрофизиологические и другие инструментальные методы исследования являются низкоинформативными. Поэтому в настоящее время, в том числе и в международной практике, основным методом оценки состояния детей-аутистов является метод клинических наблюдений. За 18 лет применения соматосенсорной коррекции подвергались более 300 детей с нарушениями развития аутистического спектра. Ниже приведено несколько примеров.

 

Пример 1

Ребенок Г.Д., возраст 8,5 лет. Начал заниматься в возрасте 4,5 лет. На момент начала занятий: диагноз ранний детский аутизм (РДА) (2-я группа по классификации О.С. Никольской). Крайне высокая степень тревожности, постоянные истерики с элементами аутоагрессии. Требовал постоянного нахождения матери рядом с ним, крайне негативно реагировал на непонятные звуки, перемену освещения, громкий голос. Отсутствовал глазной контакт, в речи преобладали эхолалийные формы.

Условно контактировал только с матерью - требовал от нее выполнения инструкций, в основном противоречивого характера ("принести-унести"). До начала терапии консультировался у различных специалистов: везде подтверждался диагноз РДА, назначалась терапия нейролептиками и, по возможности, занятия дефектолога. Однако все попытки организовать такие занятия заканчивались неудачей, т.к. ребенок не мог выстроить диалог с педагогом.

Занятия по методу «соматосенсорной коррекции» проводятся с ребенком на протяжении 3 лет с частотой 1-2 раза в неделю. Положительная динамика наблюдалась специалистами и родителями практически сразу после начала занятий. Постепенно уменьшалась общая тревожность, категоричность в требованиях ребенка, улучшались коммуникативные и когнитивные способности. На определенном этапе стали возможны занятия с логопедом-дефектологом. В возрасте 6,5 лет ребенок начал посещать занятия группы по подготовке к школе. В 7,5 лет продолжил обучение в 1-м классе общеобразовательной школы.

Сейчас, когда мальчику 8,5 лет, он имеет ряд особенностей в поведенческой сфере, однако диагностируется специалистами как ребенок с ЗПР (задержка психического развития) с возможностью в перспективе «догнать» свою возрастную норму.

Пример 2

Ребенок П.Р., возраст 5 лет. Начала заниматься в возрасте 3 лет. До начала занятий была обследована в Институте Коррекционной Педагогики Российской Академии Образования. Поставлен диагноз РДА, назначено лечение нейролептиками. Ребенок крайне тревожен, частые истерики, высокая степень психо-эмоционального напряжения, значительное количество стереотипных движений и действий, глазной контакт отсутствует, обучение крайне затруднено в силу невозможности установления контакта, достаточного для диалога.

Через месяц после осмотра начала посещать занятия по методике «соматосенсорной коррекции». Занятия по методике «соматосенсорной коррекции» проводятся с ребенком на протяжении 1,5 лет с частотой 1-2 раза в неделю.

За время занятий ребенок значительно изменился (по оценке родителей и наблюдающих специалистов): существенно улучшились процессы психо-эмоциональной саморегуляции, общий эмоциональный фон, ребенок начал пользоваться фронтальным зрительным направлением как приоритетным, появился устойчивый глазной контакт, улучшилась предметно-манипулятивная деятельность, активно развиваются игровая деятельность и коммуникативные навыки. Ребенок посещает среднюю группу детского сада общего вида. В целом в настоящее время диагностируемый уровень развития ребенка соответствует возрасту 3,5 лет в случае нормального онтогенеза (возраст ребенка на настоящий момент 5 лет).

На данный момент у ребенка практически полностью отсутствуют поведенческие признаки, типичные для РДА. Это позволяет ребенку на одном уровне с другими детьми участвовать в обычных развивающих занятиях в группе детского сада. Диагностируемое состояние соответствует общей задержке психо-речевого развития (ЗПР), с постоянно наблюдаемой положительной динамикой в развитии.

В перспективе ситуация видится благоприятной для последующей интеграции ребенка в «нормальную» социальную среду и дальнейшее развитие с незначительным отставанием от возрастной нормы.

Пример 3

Ребенок А.Б., возраст 7 лет. Начал заниматься в возрасте 5 лет. Диагноз на момент начала занятий: последствия ДЦП (спастическая форма), атипичный аутизм. Высокая степень тревожности, истеричность, отсутствие глазного контакта, большое количество аутостимуляций, отсутствие речи и коммуникативных навыков, практически полное отсутствие понимания обращенной речи. Помимо этого, значительные изменения в моторной сфере: повышенный мышечный тонус, хождение на цыпочках.

Занятия по методике «соматосенсорной коррекции» проводятся с ребенком на протяжении 2 лет с частотой 1-2 раза в неделю.

За время занятий у ребенка существенно снизилась тревожность, появился устойчивый глазной контакт, фронтальное зрительное направление установилось как приоритетное, значительно улучшились понимание обращенной речи и адекватность поведения, появились попытки самостоятельной речи.

По мнению автора, в данном случае можно ожидать дальнейшей положительной динамики в развитии ребенка при условии продолжения занятий соматосенсорной коррекцией в фоновом режиме (1-2 раза в месяц), поскольку при прекращении занятий у ребенка наблюдается тенденция к «сворачиванию пространства восприятия» (что типично для детей, аутичные проявления у которых связаны с органической природой нарушения).

 

Заключение

...в пустом коридоре по которому идет ребенок возникает человек, сперва как неясный расплывчатый образ (призрак, фантом - поэтому он поначалу не так опасен, но пугает неясностью форм и намерений), становящийся все более и более ощутимым.

Человек берет ребенка за руку и начинает показывать ему объекты за стенами коридора, прояснять цельность их природы. Стены начинают изменяться, становится более прозрачными. За ними начинают угадываться объекты внешнего мира.

Особенность метода в том, что мы не добиваемся полного разрушения стен - это слишком травматично. Мы не имеем права оставить ребенка в беззащитном самоощущении.

В идеале, УЗНАВ о существовании внешнего мира, ребенок научается регулировать "прозрачность" стен, изменяя этот параметр в зависимости от собственного состояния.

Это обеспечивается ненасильственным характером "проникновения" терапевта в пространство ребенка. Если ребенок замирает, вслушиваясь в возникающие ощущения, терапевт делает паузу, покидая на время зону контакта.

Литература

1. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. — М.: Теревинф, 2000.

2. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностическая карта. Исследование ребенка первых двух лет жизни при предположении у него раннего детского аутизма // Диагностика раннего детского аутизма. — М.: Просвещение, 1991.

3. Carl H Delacato. The Ultimate Stranger; the Autistic Child. Garden City, N.Y., Doubleday, 1974.

4. The Biology of the Autistic Syndromes. Coleman and Gillberg (eds). Praeger, 1985;

5. Лебединская К.С. Ранний детский аутизм/Нарушения эмоционального развития как клинико-дефектологическая проблема. - М.: НИИ дефектологии РАО, 1992;

6. Башина В.М. Ранний детский аутизм/Исцеление: Альманах. — М., 1993;

7. Баенская Е.Р. Особенности раннего аффективного развития аутичного ребенка в возрасте от 0 до 1,5 лет/Дефектология. - 1995. - № 5;

8. A Clinicopathological Study of Autism. Bailey A, et al. /Brain. 121, 1998;

9. Гилберг К., Питерс Т. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты. – СПб.,1998;

10. Богдашина О. Аутизм: определение и диагностика. - Донецк, 1999;

11. Манелис Н.Г. Ранний детский аутизм: психологические и нейропсихологические механизмы/Н.Г. Манелис // Школа здоровья. -1999. - № 2



Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.