Тема 5.1. Общение и его основные виды. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Тема 5.1. Общение и его основные виды.

2017-12-21 113
Тема 5.1. Общение и его основные виды. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

I. Задания для самостоятельной работы

1. Смоделируйте и обсудите проведение делового совещания, рассмотрите поведение руководителя в общении с сотрудниками, включая приветствие сотрудников, реакцию на опоздание коллег и сотрудников, уходящих с совещания без предупреждения.

2. Пользуясь рекомендованными источниками, подготовьте устное сообщение по следующим темам:

а) Деловые коммуникации в бизнесе. Ведение деловых бесед.

б) Виды деловых бесед. Структура деловой беседы.

в) Типы собеседников в деловом общении. Культура организации деловых бесед.

г) Методика проведения деловых совещаний. Виды совещаний. Цели делового совещания.

д) Подготовка, организация, проведение совещания. Типичные ошибки.

е) Структура совещания. Культура поведения сотрудников на совещании. Уровень работы ведущего и успех совещания. Типы ведущих и результативность совещания.

II. План практического занятия

Тема«Приемы и способы создания системы аргументации»

1. Оценка воздействия силы доводов.

2. Правила расположения доводов в структуре речи.

3. Общение и его основные виды.

 

III. Рекомендации по выполнению заданий
и подготовке к практическому занятию

Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение – сложный, многогранный процесс. Общение – это взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. В структуре общения выделяют три стороны – коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, то есть в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Существуют различные стратегии общения: 1) открытое – закрытое; 2) монологическое-диалогическое; ролевое (исходя из социальной роли) – личностное (общение "по душам"). Выделяют следующие стратегии общения: а) "Контакт масок" – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски вежливости, строгости, безразличия и т.п.; б) примитивное общение – оценивают другого человека как нужный или мешающий объект, получив желаемое, теряют интерес к нему и не скрывают этого; в) формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли; г) деловое общение, когда учитываются особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения; д) духовное межличностное общение друзей; е) манипулятивное общение – направлено на извлечение выгоды от собеседника с помощью различных приемов (лести, запугивания, обмана и т.п.);
ж) светское общение. Суть его в беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Общение осуществляется по следующим каналам: речевой (вербальный) и неречевой (мимика, прикосновения, жесты, взгляды, дистанции при коммуникации). При анализе интерактивной стороны общения выделяют два противоположных вида взаимодействия: кооперация (согласие, приспособление) и конкуренция (конфликт, оппозиция). Перцептивная сторона общения связана с взаимопониманием между участниками этого процесса. Более полному осознанию себя через другого способствует развитие следующих особенностей личности: идентификация (способ понимания другого человека через уподобление себя ему); эмпатия (это стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого) и рефлексия (осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению).

Существуют универсальные приемы общения: приветливость, тактичность, чувство юмора, проявление доброжелательности, стремление получать как можно больше положительных ответов, втягивание своего собеседника в диалог, при этом надо постараться снять психическую напряженность, вместе с тем – критично относиться к своему поведению. Основные трудности общения связаны с недопониманием, нежеланием услышать вторую сторону общения. Предпринимательство, исполнение управленческих функций, профессиональные контакты – всё это реальные формы делового общения.

Распространенной формой деловых контактов являются деловые встречи, которые необходимо очень тщательно готовить, продумывая каждую фазу беседы. Различные стратегии делового общения. "Золотое правило" деловых бесед – "не жечь мостов". Основные принципы речевого воздействия: доступность, ассоциативность, сенсорность (наглядность), экспрессивность и интенсивность. "Риторический инструментарий" в таком общении выступает в виде набора коммуникационных эффектов: "эффект визуального имиджа", "эффект первых фраз", "эффект аргументации", "эффект квантового выброса информации", "эффект интонации и паузы", "эффект художественной выразительности", "эффект релаксации", "эффект дисперсии". Свои особенности имеет общение в конфликте.

 

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2008 (глава 5 «Основы ораторского искусства»).

Дополнительная литература

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика: Учебное пособие для вузов. – М., 2008.

2. Колтунова М.В. Язык и деловое общение: Нормы, риторика, этикет: Учебное пособие для вузов. – М., 2000.

3. Хазагеров Г.Г., Корнилова Е.Е. Риторика для делового человека. – М., 2003.

 

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Что понимается под общением?

2. Какова структура общения?

3. Перечислите стратегии делового общения.

4. Что можно сказать о технике общения как определенном наборе коммуникативных действий и приемов?

5. Что понимается под деловой беседой?

6. Каковы этапы подготовки деловой беседы?

7. Основные принципы речевого воздействия. Примеры.

8. Что понимается под так называемым "риторическим инструментарием"?


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.