Тема 2.2. «Речь, ее взаимодействие с языком, мышлением» — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Тема 2.2. «Речь, ее взаимодействие с языком, мышлением»

2017-12-21 297
Тема 2.2. «Речь, ее взаимодействие с языком, мышлением» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Виды ораторской речи.

2. Коммуникация как специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности.

3. Спонтанность речи. Зрительный контакт.

 

III. Рекомендации по выполнению заданий
и подготовке к практическому занятию

Речевая деятельность рассматривается как один из видов деятельности человека, характеризуется целенаправленностью и состоит из последовательных фаз: ориентировки, планирования, реализации и контроля. В соответствии с этими фазами осуществляется каждое речевое действие. Исходным моментом любого речевого действия является речевая ситуация, т.е. такое стечение обстоятельств, которое побуждает человека к речевому действию. Например, необходимость ответить на вопрос, сделать доклад о результатах работы, написать письмо и т.д. Виды речевой деятельности – говорение, слушание, письмо и чтение. Эти виды речевой деятельности лежат в основе процесса речевой коммуникации. От того, насколько развиты у человека навыки этих видов речевой деятельности, зависит эффективность, успешность речевого общения.

В Древней Греции и Древнем Риме выделяли совещательные, судебные и эпидейктические речи. М.В.Ломоносов добавил духовное красноречие, особенно развитое на Руси, а также академическую и надгробную речь. Но при этом М.В.Ломоносов отмечал, что судебные речи распространения в России не имеют. В зависимости от содержания, цели и условий высказывания выделяют следующие роды красноречия: социально-политическое, судебное, социально-бытовое, духовное или церковно-богословское, академическое. В каждом роде красноречия существует несколько видов. Так, среди социально-политических речей можно выделить парламентскую, агитационную, митинговую, агитаторскую, дипломатическую, военно-патриотическую, политическое обозрение, доклад; среди судебных – прокурорскую (обвинительную) и адвокатскую (защитительную); среди социально-бытовых – юбилейные, застольные (тосты), речь на приеме, приветственные, поминальные (надгробные); среди духовных – проповеди и официальные церковные речи; среди академических речей можно назвать вузовскую или школьную лекции, научные доклады, обзоры, сообщения. Роды красноречия не изолированы друг от друга, между ними существует широкое взаимодействие, границы между ними подвижны.

Коммуникация – специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Специфичность взаимодействия людей в процессе их жизнедеятельности состоит в использовании языка. Язык, являясь важнейшим средством человеческого общения, выступает также как орудие познания, как инструмент мышления. Основными функциями языка являются: 1) информационная; 2) агитационная; 3) эмотивная; 4) фатическая; 5) метаязыковая. Важнейшей функцией речи как деятельности в процессе коммуникации является функция выражения мысли. Речь неотделима от мысли. Различают два вида речи: внешнюю и внутреннюю. Есть три типа внутренней речи – внутреннее проговаривание, т.е. "речь про себя"; собственно внутренняя речь; внутреннее программирование. Внешняя речь – это то, что мы произносим, слышим, читаем. О результатах речевого действия судят по его восприятию и по реакции на него, т.е. обратной связи. Она проходит ряд этапов.

 

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2008 (глава 5 «Основы ораторского искусства»).

Дополнительная литература

1. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. – Минск, 2005.

2. Сопер Поль. Основы искусства речи. – М., 2006.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Какие речи наиболее часто встречаются в России? Почему?

2. Какие виды речей существовали в России?

3. Какие виды речей особенно тесно связаны друг с другом и почему?

4. Митинговые речи и агитационные. Сходство и отличие.

5. Особенности парламентской речи.

6. Что такое коммуникация?

7. Чем отличается язык от речи?

8. Каковы основные функции языка и речи?

9. Как связаны речь и мышление?

10. Какие существуют виды речи?

11. Какие стадии восприятия речи Вам известны?

 

Раздел 3. Этапы работы над речью.

Тема 3.2. План и композиция речи. Этика и эстетика ораторской речи. Стиль ораторской речи.

I. Задания для самостоятельной работы

1. Проанализируйте ироническое высказывание известного американского писателя Джеймса Фенимора Купера: «Приспособление фактов к доводам не всегда удобно и часто вызывает придирки, зато приспособление доводов к фактам – дело простое, нетрудное, обыденное и часто необходимое». Приведите конкретные примеры из сегодняшней жизни, когда известные люди поступают подобным образом.

2. Подготовьте выступление на тему изречения римского философа-стоика Луция Аннея Сенеки «Речь людей такова, какова их жизнь».

3. Проанализируйте реальные образцы телерекламы с точки зрения эффективности их восприятия, попытайтесь создать эффективный вариант рекламы продукта с учетом специфики восприятия предлагаемой вам информации левым и правым полушариями головного мозга человека в соответствии с требованиями нового максимаркетинга.

4. Пользуясь рекомендованными источниками, подготовьте устное сообщение по следующим темам:

а) Роль логики в ораторской речи.

б) Отличие плана от композиции речи.

в) Основные требования к началу и заключению речи.

г) Сформулируйте правила цитирования в публичных речах.

 

II. План практического занятия

Тема«Осмысление темы речи»

1. Изобретение содержания по разным топам.

2. Анализ и составление смысловых схем «размножения идей».

 

III. Рекомендации по выполнению заданий
и подготовке к практическому занятию

Композиция речи – это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления. План – модель, прообраз проектируемого произведения, основа композиции, взаимное расположение частей, краткая программа какого-либо изложения. План предусматривает полноту и ясность содержания, композиция, опираясь на план, допускает перестановку частей, введение дополнительных эпизодов, лирических отступлений и т.п. Планы могут быть построены в связи с основными способами рассуждения: 1) дедуктивный 2) индуктивный 3) смешанный 4) аналогия. Кроме того, 5) на сопоставлении теории и практики 6) факт и его практическое значение 7) зло (потребности) и преодоление его 8) долг и выгода и т.п. Существуют многочисленные типы композиции: 1) хронологический; 2) тематический; 3) системно-последовательный; 4) транзитивный; 5) экстенсивный; 6) интегральный; 7) выделение решающей проблемы и др. В речи самый ответственный момент – привлечь слушателей (зачин), затем – вступление (по объему оно должно быть небольшим – не более 1/8 всей речи, пишется обычно после всей речи); главная часть речи, заключение и концовка. Существует множество приемов, с помощью которых вызывается интерес у аудитории: прием сопереживания, парадоксального цитирования, апелляции к непосредственным интересам аудитории, постановка проблемного вопроса, апелляции к авторитетам или личности и др. Существуют четыре основных способа произнесения речи: чтение текста, пересказ, рассказ наизусть, импровизация. Заканчивается любое выступление рефлексией, когда анализируются сильные и слабые стороны выступления, чтобы избежать ошибок в будущем.

Этика оратора – это совокупность нравственных норм, ценностных ориентаций, правил поведения, определяющих его отношение к своим слушателям, к своим обязанностям. Каждая эпоха рождает свои философско-этические требования к поведению человека. Каждая эпоха не отрицает достижений предыдущей, а вбирает их в себя, усложняя и обогащая новой информацией. Этически значима и сама личность оратора, такие его свойства, как эрудиция, принципиальность, убежденность, самокритичность. Не менее важен такт, проявляющийся в уважительном, доброжелательном отношении к аудитории, общительности, отсутствии назидательного, менторского тона. Главное проявление этики речевого общения состоит в учете говорящим воздействия своей речи на слушающего. Для этого он должен соблюдать следующие принципы: 1) не навязывайся; 2) выслушай собеседника; 3) будь дружелюбен. Определенную роль в достижении убедительности выступления играет и речевой этикет – установленный в обществе порядок поведения, отраженный в речевых нормах (приветствии, системе жестов и мимики оратора, пространственных отношений между говорящим и слушающим).

 

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2008 (глава 5 «Основы ораторского искусства»).

Дополнительная литература

1. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: Учебник. – М., 2001.

2. Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации. – М., 2003.

3. Иванова С.Ф. Искусство диалога, или Беседы о риторике. – Пермь, 1992.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. В чем отличие плана от композиции?

2. Что собой представляют хронологический, экстенсивный и др. типы композиции?

3. Каковы основные задачи Вступления?

4. Какими способами решаются эти задачи?

5. Какие ошибки возможны при анализе Вступления?

6. Основные задачи и способы решения Основной части речи.

7. Какие наиболее частые ошибки при анализе Основной части?

8. Основные задачи и методы решения Заключения.

9. Какие возможны варианты произнесения речи?

10. Назовите основные правила цитирования.

Тема 3.3. Риторические фигуры и тропы, их взаимодействие.

I. Задания для самостоятельной работы

1. Проанализируйте с точки зрения риторики окончание речи выдающегося реформатора, председателя Совета министров Российской империи П.А. Столыпина: «Все силы и законодателя, и правительства должны быть обращены к тому, чтобы поднять производительные силы единственного источника нашего благосостояния – земли. Применением к ней личного труда, личной собственности, приложением к ней всех, всех решительно народных сил необходимо поднять нашу обнищавшую, нашу слабую, нашу истощенную землю, так как земля – это залог нашей силы в будущем, земля – это Россия». Определите с точки зрения экономических реалий сегодняшнего дня, насколько актуальными являются положения реформы П.А. Столыпина.

2. Разберите несколько выступлений современных политиков, деятелей культуры, публичных юристов, известных бизнесменов и определите, насколько их речи соответствуют требованиям, предъявляемым риторикой.

3. Согласны ли вы с утверждением К.Г.Паустовского: «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к своему языку, дикарь. Он вредоносен по самой своей сути потому, что его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа»?

4. Пользуясь рекомендованными источниками, подготовьте устное сообщение по следующим темам:

а) Слагаемые речевой культуры.

б) Отличия устной речи от письменной.

в) Опасность речевых штампов.

г) Составьте двухминутную речь о необходимости борьбы за чистоту и культуру речи.

 

II. План практического занятия

Тема«Роль диспозиции в публичном выступлении»

1. Описание свойств диспозиции.

2. Составление строгой хрии.

3. Составление свободной хрии.

 

III. Рекомендации по выполнению заданий
и подготовке к практическому занятию

Неотъемлемая часть ораторской речи – высокая речевая культура. Главное в языковой культуре оратора – так называемая коммуникативная целесообразность, т.е. выбор такого языкового материала, который обеспечивает наилучшее воздействие на данную аудиторию в конкретной обстановке. С выбором средств языка в зависимости от целей речи, ее жанра, индивидуальной манеры оратора используются различные стили речей. Учение о стилях столь же древнее, как и риторика. В современной стилистике выделяют: 1) функциональную стилистику; 2) стилистику художественной речи; 3) индивидуальную стилистику; 4) практическую стилистику. Обычно различают следующие функциональные стили, зависящие от той роли, которую выполняет язык в каждом конкретном случае: научный, технический, официально-деловой, газетно-публицистический, разговорно-обиходный. Стили сопоставляются обычно на основе анализа их лексического состава, так как именно в лексике заметнее всего проявляется различие между ними. Выработка индивидуального стиля – важная задача оратора. Существует ряд индивидуальных речевых типов: 1) рационально-логический; 2) эмоционально-интуитивный; 3) философский; 4) лирический или художественно-образный тип. Основными коммуникативными качествами речи являются ееобщепонятность, правильность, краткость, точность, логичность, богатство, эмоциональность. Существуют особые языковые средства, при помощи которых оратор добивается эмоционально-образного воздействия на слушателей: фигуры речи, тропы, фразеологические единицы, юмор. Под фигурами речи понимают отступления от нейтрального способа изложения с целью эмоционального и эстетического воздействия. Различают фигуры слова и фигуры мысли. Фигуры слова делятся на три группы: 1) фигуры прибавления (анафора, эпифора, симплока и др.); 2) фигуры убавления (эллипсис, силлепс и др.); 3) фигуры перемещения (инверсия, градация, хиазм и др.). Фигуры мысли – изречения, риторический вопрос, риторическое восклицание и др. Начиная с античных времен, ораторы вводили в свою речь эти фигуры. Тропы – это поэтический оборот, употребление слов, фраз в переносном, образном смысле. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий для наглядности изображения предметов или явлений. Различают тропы слов (к ним относятся – сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, антономазия и др.) и тропы предложений или украшений (к ним относятся – эпитет, аллегория, гипербола, литота, перифраза, ирония и др.).

Выразительность и стилистическое многообразие устного выступления во многом зависят от умелого использования в нем фразеологических единиц, то есть устойчивых сочетаний слов с полностью или частично переосмысленным значением (ариаднина нить, загадка сфинкса, гордиев узел, танталовы муки и др.). Остроумие, умение вызвать смех аудитории всегда были важным компонентом ораторского искусства.

 

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2008 (глава 5 «Основы ораторского искусства»).

Дополнительная литература

1. Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи: Интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм: Учебное пособие. – М., 1998.

2. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. – М., 2002.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Что такое стиль речи и какие стили Вы знаете?

2. Какие существуют индивидуальные типы ораторов?

3. Что такое фигуры речи? Приведите примеры.

4. Что понимают под тропами речи? Приведите примеры тропа.

5.Что понимают под фразеологическими единицами? Пример.

6. Перечислите коммуникативные качества речи.

Раздел 4. Аргументативная риторика

Тема 4.1. Оратор и аудитория. Виды полемики как речевые жанры. Правила ведения полемики.

I. Задания для самостоятельной работы

1. Согласны ли Вы с точкой зрения известного французского мыслителя, автора «Опытов», Мишеля де Монтеня, который писал: «Я готов хоть целый день спокойно вести спор, если в нем соблюдается порядок. Я требую не столько силы и тонкости аргументов, сколько порядка... Но когда спор превращается в беспорядочную свару, я отхожу от сути дела и увлекаюсь формой, злюсь, раздражаюсь и начинаю проявлять в споре упрямство, недобросовестность, высокомерие, а потом мне приходится за все это краснеть... Враждебное чувство вызывают в нас сперва доводы противников, а затем и сами люди. Мы учимся в споре лишь возражать, а так как каждый только возражает и выслушивает возражения, это приводит к тому, что теряется, уничтожается истина». Обоснуйте свою точку зрения.

2. Проанализируйте еще одно подобное высказывание того же автора: «Если люди приводят довод в защиту своих личных интересов, они будут отстаивать его до конца, пусть им даже придется утверждать, что черное – это белое». Проведите аналогичный анализ.

3. Пользуясь рекомендованными источниками, подготовьте устное сообщение по следующим темам:

а) Охарактеризуйте основные каналы общения оратора и аудитории.

б) Приведите примеры обратной связи в публичном выступлении.

в) Роль начальной паузы.

г) Принципы классификации аудитории.

д) Составьте выступление на тему «Как преодолеть волнение перед началом публичной речи».

 

II. План практического занятия

Тема«Риторические фигуры и тропы»

1. Использование в речи риторических тропов и фигур.

2. Контрольная работа. Нахождение в образцовых текстах риторических тропов и фигур.

 

III. Рекомендации по выполнению заданий
и подготовке к практическому занятию

Любое публичное выступление является целенаправленным речевым воздействием оратора на психику слушателей. В ходе своего выступления оратор стремится изменить состояние аудитории, но и аудитория пытается оказать обратное воздействие на оратора. Основные каналы воздействия оратора на аудиторию: звуковые (лингвистические – язык – и паралингвистические – голос, интонация, темп речи) и визуальные (поза, жесты, мимика, взгляд). Все эти каналы общения используются как для передачи информации, так и для создания необходимой социально-психологической атмосферы, помогают влиять как на разум, так и на чувства слушателей. Чтобы установить контакт со слушателями, важно учитывать особенности аудитории, в которой предстоит выступить. Важно учитывать, однородна или неоднородна аудитория (об этом можно судить по таким характеристикам, как возраст, пол, уровень образования, профессиональные интересы, национальность и т.п.), существенный признак аудитории – количественный состав слушателей. Различны приемы, используемые в малочисленной и многочисленной аудитории. В любой аудитории есть объединяющие (общие условия слушания, общий субъект слушания, общая деятельность) и разъединяющие (мотивы прихода и ухода, уровень понимания, отношение к оратору) признаки. Слушатели – одновременно и зрители. В первую очередь слушатели обращают внимание на внешний облик оратора, затем – поза, мимика, жесты. Важно ознакомиться с условиями помещения, чтобы чувствовать себя уверенно. Речь оратора воспринимается особенно хорошо, если она обладает выразительностью, имеет свой стиль.

Умение компетентно и плодотворно обсуждать жизненно важные проблемы, доказывать и убеждать, аргументированно отстаивать свою точку зрения и опровергать оппонента, то есть владение полемическим мастерством должно стать обязательным качеством каждого образованного человека. В содержании понятия "полемическое мастерство" заключается знание предмета спора, понимание сущности спора, соблюдение основных требований культуры спора, использование полемических приемов, умение противостоять уловкам противника. Существуют различные виды спора (спор ради истины, для победы, спор ради спора, для убеждения кого-либо). Все приемы, используемые в споре, можно разделить на корректные и некорректные. Рассмотреть виды аргументов и доказательств (прямые, косвенные) и правила их применения. Часто используются "уловки" логического характера, психологического и организационно-процедурного. Их необходимо знать, чтобы не поддаваться на провокации и "вывести противника на чистую воду".

 

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2008 (глава 5 «Основы ораторского искусства»).

Дополнительная литература

1. Сергеечева В.В. Как говорить убедительно: Стратегия и тактика общения. – СПб., 2002.

2. Тимонин И.В.Тактика ведения спора. – СПб., 2004.

3. Шейнов В.П. Искусство убеждать. – М., 2001.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1.Что такое аудитория?

2. Каким должен быть внешний вид оратора?

3. Виды спора.

4. Стратегия и тактика спора.

5. Что такое стиль речи и какие стили Вы знаете?

6. Какие существуют индивидуальные типы ораторов?

7. Какие Вы знаете фигуры речи? Приведите примеры.

8. Что понимают под тропами речи? Приведите примеры тропа.

9.Что понимают под фразеологическими единицами? Приведите пример.

10. Какие Вы знаете коммуникативные качества речи?

 

 

Тема 4.2. Общение в конфликте.

I. Задания для самостоятельной работы

1. Проанализируйте изречение американского специалиста по эффективной коммуникации Дейла Карнеги и попробуйте оценить его истинность: «Если сердце человека преисполнено недовольства и недоброжелательства по отношению к вам, то никакая логика, известная в подлунном мире, не сможет склонить его к вашей точке зрения».

2. Ваши друзья считают, что вы должны пойти по стопам родителей, то есть стать врачом (учителем, артистом и т.д.). Вы, однако, считаете, что не имеете ни малейшей склонности к этой профессии. Поспорьте с друзьями, оформив спор в виде полилога.

3. Ваш друг считает, что лучше предпочесть одиночество, чем встречаться с кем попало и просто болтать языком. А как думаете Вы? Представьте противоположную точку зрения и составьте диалог дискуссионного характера.

4. Ваш взрослый знакомый утверждает, что у сегодняшних молодых людей нет идеалов. Они хотят «быть как все», и это отражается в одежде, поведении, принципах. Сформулируйте свою точку зрения. Напишите диалог дискуссионного характера по этому вопросу.

5. Личность, как показывает история, может быть безнравственной. Результаты особенно плачевны, когда злые намерения соединяются с большими способностями. Может ли сам талант быть злым, или дело в том, на что он направлен? Разверните аргументацию в поддержку того или иного тезиса, оформив на этой основе диалог дискуссионного характера.

 

II. План практического занятия

Тема«Подготовка к публичному выступлению»

1. Принципы отбора материала

2. Работа с литературой, источниками, фактическим материалом.

3. Правила ведения дискуссии.

 

III. Рекомендации по выполнению заданий
и подготовке к практическому занятию

История человечества с древнейших времен показала, что конфликты в обществе неизбежны. Для снижения отрицательных последствий конфликтов необходимо уметь правильно выявлять их причины, управлять их протеканием и разрешением. Под конфликтом понимается проявление объективных и субъективных противоречий, выражающихся в противоборстве сторон, это наиболее острый способ разрешения противоречий, возникающих в процессе взаимодействия. Конфликтная ситуация – это противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, стремление к противоположным целям, использование различных средств для их достижения, несовпадение интересов и т.д.

Существуют различные виды конфликтов (политические, социальные, экономические, организационные и т.п.). Американский социальный психолог Джордж Герберт Мид предложил теорию "социальных ролей" для определения причин возникновения конфликтов. Суть этой теории в рассмотрении поведения личности в конкретной ситуации как поведение актера в соответствии с ролью. Выделяют внутригрупповые роли (эрудит, организатор, генератор идей, выразитель норм и т.д.), индивидуальные роли (вздорный человек, всезнайка, болтун, неприступный собеседник и т.д.).

Разрешение конфликтов – это большое искусство. Выделяют 5 основных стратегий поведения в конфликтных ситуациях: 1) настойчивость (принуждение); 2) уклонение; 3) компромисс; 4) приспособление (уступчивость); 5) сотрудничество (решение проблемы). Существует ряд правил, гибкое применение которых может дать вполне определенные гарантии успеха в процессе ведения переговоров: 1) преодолевайте психологические барьеры (заниженная самооценка своих возможностей, нетерпимость к инакомыслию, эмоциональная несдержанность и др.); 2) ищите объективные критерии решения проблемы; 3) отделите проблему от интересов людей, которые пытаются разрешить ее; 4) при обосновании выдвигаемых критериев, покажите их объективность и значимость для всех конфликтующих сторон; 5) ориентируйтесь на предел; 6) ищите альтернативу; 7) осознавайте эмоции и чувства другой стороны; 8) позволяйте другой стороне эмоционально разрядиться; 9) не делайте выводов о намерениях людей, исходя из собственных опасений; 10) вовлекайте другую сторону в процесс принятия решения; 11) выясняйте интересы и примиряйте интересы, а не позиции; 12) изобретайте взаимовыгодные варианты; 13) изобретайте способы, облегчающие принятие решения другой стороной.

 

 

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2008 (глава 5 «Основы ораторского искусства»).

Дополнительная литература

1. Андреев В.И. Конфликтология (Искусство ведения переговоров, разрешения конфликтов). – М., 2001.

2. Ивин А.А. Теория аргументации: Учебное пособие. – М., 2000.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Что Вы понимаете под конфликтом?

2. Что понимается под конфликтной ситуацией?

3. Что является основной характеристикой конфликтов?

4. Какие существуют виды конфликтов, какие чаще встречаются и почему?

5. Какие существуют приемы, облегчающие ведение переговоров?

6. Какова стратегия поведения в конфликтных ситуациях? Какая, по Вашему мнению, наиболее результативна? Почему?


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.