Институт главы государства и его разновидности — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Институт главы государства и его разновидности

2017-12-21 826
Институт главы государства и его разновидности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Главой государства является лицо, занимающее высшее место в иерархии государственных должностей и осу­ществляющее верховное представительство как во внутрипо­литической жизни, так и на международной арене.

Практически во всех странах мира существует институт главы госу­дарства. В монархиях это монарх, получающий власть по наследству и осуществляющий свои функции пожизненно. В республиках – пре­зидент, избираемый из числа граждан на определенный срок (иногда глава республики может называться по-другому).

В современных странах реальная власть главы госу­дарства зависит не столько от объема конституционных полномочий, сколько от формы правле­ния, политического режима, соотношения сил в стра­не, а порой и от личных качеств лица, занимающего данный пост. В каждой стране положение главы государства является своеобразным.

В зави­симости от места в системе разделения властей глава государства мо­жет быть:

Ÿ главой исполнительной власти; Ÿ не возглавляя ни одну из ветвей власти, иметь особый статус – быть арбитром, посредником между ветвями власти; Ÿ одновременно быть главой законодательной, исполнительной, судеб­ной, а часто и духовной (религиозной) власти (последнее встречается редко в современном мире, главным образом в абсолютных монархи­ях Персидского залива); Ÿ символом власти и государства, не имеющим реальных полномочий

 

Глава государства чаще всего бывает единоличным (монарх или президент), хотя встречается и институт коллегиального главы государства. В чистом виде функции главы государства осуществляются коллегиальным органом весьма редко. Так, с 1958 по 1963 г. коллегиальный глава государства функционировал в Ираке. С 1990 по 1994 г. пол­номочия главы государства в Йемене осуществлял Президен­тский совет, избиравшийся парламентом страны в составе пяти чело­век. Коллегиальная президентура функционировала также в Алжире, Судане и ряде иных стран. В Швейцарии полномочия правительства и главы государства осуществляются единым коллегиальным органом – Федеральным советом, который в соответствии с Конституцией Швейцарии 1999 г. «является высшим исполнительным и распорядительным органом Конфедера­ции». Федеральный совет избирается парламентом – Феде­ральным собранием. Поскольку в Швейцарии никто не может быть избран Прези­дентом или вице-президентом два раза подряд, в его состав входят семь членов, один из которых в декабре каждого года избирается на пост Президента (председателя Федерального совета). В Иране, где функционирует исламская теократическая рес­публика, полномочия главы государства поделены между из­бираемым населением Президентом и Руководителем государства, пост которого занимает духовный лидер мусульманской общины страны.

В подавляющем же большинстве стран функционирует единоличный глава государства, либо наслед­ственный монарх, либо выборный президент.

Выделяются следующие типичные функции, присущие главам государств:

• представление государства внутри страны и за рубежом; • представление парламенту кандидатуры на пост премьер-министра; • назначение министров по представлению премьер-министра или са­мостоятельно; • освобождение министров и правительства в целом от должности; • представление парламенту кандидатуры генерального прокурора; • представление парламенту или самостоятельное на­значение судей высших судов; • назначение части судей конституционного суда либо их представле­ние парламенту; • назначение дипломатических представителей за рубежом; • осуществление функций верховного главнокомандующего; • в некоторых странах роспуск парламента либо одной из его палат; • награждение государственными наградами; • присвоение классных чинов и высших воинских званий; • подписание международных договоров; •осуществление чрезвычайных полномочий; •право помилования и др.

 

Глава государства – монарх. Монархия была абсолютно доминирующей формой прав­ления в мире до первой мировой войны. Затем монархия стала утрачивать свои позиции и на протяжении XX в. во многих странах была заменена республикой. В настоящее время в Европе осталось лишь 10 монархий: Бель­гия, Великобритания, Дания, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Ни­дерланды, Норвегия, Испания и Швеция.

В монархиях глава государства получает и передает свой пост и свой титул (короля, императора, эмира, султана и т.п.) по наследству. Власть его, как правило, считается непроизводной от какого-либо другого органа или избирательного кор­пуса. В данном отношении показательна статья 85 Кон­ституции Бельгии 1831 г. (с поправками 1988–1993 гг.), согласно которой «конституционные полномочия короля наследственны в прямом, природном и законном потомстве…».

Правовой статус монарха. В большинстве стран мо­нарх имеет особые права, в основном такие:

1) право на трон (право быть монархом); 2) право на титул (титул обычно включает в себя имя монарха, его номер и торжественную приставку к имени, например, Его Вели­чество Король Испании Хуан Карлос I); 3) право на символы власти (корону, скипетр, державу, печать и т. д.); 4) право на двор; 5) право на «цивильный лист» (государственное содержание); 6) право на неответственность; 7) право на церемониал (особые процедуры, регламент поведения).

Данные исключительные права, сопутствующие должности монарха, существуют помимо его полномочий.

В абсолютных и дуалистических монархиях (в основном в Азии) монарх имеет реальные полномочия по управлению страной. Обычно такие мо­нархи сами формируют органы исполнительной власти, а часто возглавляют и законодательную, и судебную ветви власти, являются главами церкви, существующей в стране.

Монархи Европы и Японии имеют, как правило, формальные полномочия. Например, они осуществляют от своего имени назначения на высшие государственные должности (премьер-министров, министров и др.), но делают это фактически с согласия парламента. Часто указы конституционных монархов подвергаются контрассигнации (совместной подписи) премьер-министром либо дру­гими должностными лицами.

Некоторые монархи имеют не только формальные, но реальные полномочия. Так, монарх Великобрита­нии может наложить абсолютное (не преодолеваемое) вето на любой закон, принятый Парламентом, назначить Премьер-Министра, распус­тить Парламент и др. Но он пользуется этим своим правом крайне редко либо не пользуется вообще. Это так называемые «спящие полномочия», которые держатся «про запас».

По силе своих полномочий европейские монархи делятся на три категории: 1) самыми «сильными» являются монархи Великобритании и Испании; 2) «средней силы, но ближе к сильным» – монархи Голландии и Бельгии; 3) самыми «слабыми» – монархи скандинавских стран(так, король Шве­ции практически не имеет ника­ких полномочий. Он даже формально не назначает высших должност­ных лиц государства, послов. Это делают Парламент и Пра­вительство).

Монархи могут быть не только наследственными, но и выборными. Например, в средневековой Польше (Речи Посполитой) король при освобождении вакансии избирался Сеймом. В настоящее время монарх избирается королевской семьей в Кувейте и Саудовской Аравии. Монарх также избирается в федеративных монархиях. В Малайзии вер­ховного монарха избирают султаны 9 султанатов, входящих в состав Малайзии. В Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) 7 эмиров, воз­главляющих «эмираты», избирают сроком на 5 лет не монарха, а Президента (фактически это эмир федерации).

Глава государства – президент. Президент как глава государства избирается на определенный срок. Существуют пять основных способов избрания президента: 1)парламентом; 2) путем прямых выборов населением страны; 3) коллегией выборщиков; 4) особым форумом (широкой избирательной коллегией); 5) референдумом.

Первый способ избрания – парламентом – используется в Чехии, Венгрии, Латвии, Эстонии, Молдове, Греции, Турции, Израиле и других странах. В этом случае президент ответствен перед пар­ламентом и поставлен в жесткие конституционные рамки. Президентом избирается профессионал, которого, как правило, знают. Он более доступен, меньше шансов, что он «оторвется» от всех, станет высокомерным и недоступным. Выборы парламентом не приводят к таким колоссальным материальным затратам, как всенародные. При этом президент легитимен, поскольку избран представительным органом власти.

В некоторых парламентах (например, Венгрии, Греции, Турции) для избрания президента требуется не абсолютное (50%), а ква­лифицированное большинство (2/3) голосов депутатов. Поэтому обычно в парламенте президент избирается в ходе нескольких туров, пока не будет найдена устраивающая всех фигура.

Второй способ выборов является более распространенным, чем первый. При прямых выборах президента принимает участие каждый гражданин, обладающий правом голоса. Чаще всего, эти выборы проходят в два тура. В первом туре участвуют все зарегистрированные кандидаты. Для прохождения во второй тур необходимо набрать больше голосов, чем другие кандидаты, при условии, что в выборах приняло участие более 50% избирателей. Победителем считается тот кандидат, кто набирает во втором туре (возможно и в первом туре) больше голосов.

Президент, избранный путем прямых выборов, имеет «всенародный мандат» (хотя «всенародность» в этом случае весьма условна). В силу этого он чувствует себя уверенно на своем посту, независим в отношениях с парламентом и другими госорганами. Всенародно избранный президент обычно ближе и понятнее народу, чем президент, избранный парламентом. Как показывает практика, обычно на всенародных выборах побеждают яркие харизматические лич­ности, которые олицетворяют страну и эпоху.

В то же время избранный народом (в большинстве, случаев его третьей частью) президент может значительно возвыситься над всеми органами, а страна – скатиться к авто­ритарному правлению одной личности.

Третий способ, способ избрания коллегией выборщиков, схож с избранием президента парламентом. Отличие лишь в том, что выборщики избираются только с целью избрания президента. После выборов президента колле­гия выборщиков распускается. Данный способ применяется в США.

При выборах специальным форумом (четвертый способ) президента избирают не выборщики, избранные народом, а особый форум (собрание) представителей госор­ганов. Как правило, в выборах участвуют депутаты парламента и представители провин­ций. Например,в ФРГ созывается специальный орган, именуемый Федеральным Соб­ранием, куда входят депутаты Бундестага и такое же количество делегатов, избранных ландтагами земель. По такому же принципу – депутаты нижней палаты парламента и равное им количество представите­лей провинций – формируется коллегия по выборам Президента Индии. В Италии Президента страны избирают все члены парламента (945 человек) и не равное им число (всего 58) представителей областей.

Референдумом избираются президенты в ряде арабских государствах, например, в Сирии, Египте (до 2006 г.) В указанных государствах президент сначала выдвигается парламентом, подконтрольным правящей партии. Единственная кандидатура, выдвинутая партией и парла­ментом, утверждается на всенародном референдуме (как правило, еди­ногласно). Таким способом в разное время были избраны Хафез Асад и затем Башар Асад (Сирия), Саддам Хусейн (Ирак), Хосни Мубарак (Египет).

Существуют также иные нетипичные способы избрания главы государства. Так, Президент-король Объединенных Арабских Эмиратов избирается на 5 лет эмирами 7 княжеств-эмиратов, входящих в ОАЭ, из числа ука­занных 7 эмиров. Президент Фиджи избирается из числа граждан этой страны советом племенных вождей.

К кандидату на пост президента обычно предъяв­ляются следующие требования:

1. Гражданство страны, президентом которой он избирается. Существуют «жесткие» требования: гражданство толь­ко по рождению (например, в США). Гражданство по рождению не только кандидата, но и его родителей требуется в Мексике. «Мягкие» требования предполагаютвозможность иметь несколько гражданств – (например, в Польше и Литве).

2. Постоянное проживание в стране в течение определенного срока (от 5 до 15 лет).

3. Достижение определенного возраста (как правило, 35 лет. С амый высокий возрастной ценз для кандидата в президенты (50 лет) существует в Италии).

4. Обладание избирательным правом.

В некоторых государствах к кандидатам в президенты предъявляются дополнительные требования, в частности, принадлежность к коренной национальности (Туркменистан, Абхазия); знание государственного языка (Украина); наличие высшего образования (Азербайджан); обязательное участие в войне за независимость (Алжир); верхняя возрастная граница – 65 лет (Казахстан); иные требования.

Срок полномочий президента – от двух до семи лет. Наиболее распространенный вариант – 4–5 лет. Важным завоеванием демократии является ограничение права быть президен­том больше, чем два срока. Цель такого ограничения – предотвратить воз­никновение пожизненной личной власти президента. Впервые эта норма была включена в качествепоправки к Конституции США (действует с 1951 г.). В некоторых странах, например, в Мексике, Президентом можно быть только один срок.

Конституции многих стран запрещают совмещение с президентским мандатом любой другой государствен­ной, общественной и политической должности или де­путатского мандата (ч. 2 ст. 84 Конституции Итальянской Республики).

Президент пользуется неприкосновенностью и рядом других привилегий: правом на штандарт, резиденцию, специальное вознаграждение, охрану и др.

Полномочия президента

В зависимости от формы прав­ления, государственного режима, а также системы полити­ческих отношений в стране конституционные полномочия президента могут быть номинальными или реальными.

Основными полномочиями президентов являются:

1. Представительские полномочия. В этом качестве президент представляет государство в международных отношениях; заключает международные договоры, может ратифици­ровать их; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нём дипломатических представи­телей иностранных государств и международных орга­низаций; встречает и провожает глав государств, посещающих страну с офи­циальным визитом; ведёт международные переговоры.

2. Прини­мает меры по соблюдению и охране конституции.

3. Назначает дату выборов в парламент, обращается с посланиями или выступает с программной речью перед парламентом.

4. Предлагает для утверждения парламента кандидатуру премьер-министра и принимает его отставку; по предложению премьер-министра назначает и смещает министров; в не­которых странах созывает заседания совета министров и председательствует на них.

5. Является вер­ховным главнокомандующим вооружёнными силами страны и отвечает за ее безопасность. Президент назнача­ет высший командный состав армии и флота, внутрен­них войск, присваивает высшие воинские звания.

6. Объявляет чрезвычайное положение на территории всей страны или части её, вводит прези­дентское правление в субъектах федерации.

7. Назнача­ет самостоятельно (или предлагает парламенту) судей Вер­ховного или других судов, генерального прокурора. Например, в США только Президент назначает членов Верховного суда и других федеральных судей. Все президентские назначения подлежат одобрению Сенатом Конгресса США. Судьи Вер­ховного суда США назначаются пожизненно, Президент не имеет права отправить их в отставку.

8. Обладает правом утверждать или санкцио­нировать законы, а также правом отлагательного вето (отказа в подписи), которое парла­мент может преодолеть.

9. Вправе обращаться в органы консти­туционного контроля на предмет соответствия законов (законо­проектов) конституции. Таким правом обладают прези­денты Франции, Польши, Румынии и некоторые другие.

10. Награждает ор­денами, медалями и иными знаками отличий, предоставляет почетные звания.

11. Осуществляет право помилования.

12. Решает вопросы о предоставлении гражданства, разрешение на выход из него, предоставления убежища.

Помимо полномочий, позволяющих воздействовать на законодательный процесс, президент во многих стра­нах пользуется правом издания собственных норматив­ных актов (указов, декретов, приказов, ордонансов и др.).

Конституции некоторых государств (Ирландии, Ин­дии, Танзании и др.) включают президента в состав пар­ламента как его органическую часть.

Вопрос о замещении должности президента в случае его досрочного выбытия решается различ­ным образом. В ряде стран предусмотрен пост вице-пре­зидента (США, Индия, Бразилия, Болгария, Коста-Рика, Сирия). Обязанности главы государства в период вакан­сии поста президента может исполнять либо председа­тель верхней палаты парламента (Франция, Италия, ФРГ), либо председатель парламента, если парламент однопалатный (Венгрия), либо глава правительства (Австрия, Фин­ляндия, Беларусь).


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.