Познание как предмет философского анализа. Многообразие форм познания. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Познание как предмет философского анализа. Многообразие форм познания.

2017-12-13 275
Познание как предмет философского анализа. Многообразие форм познания. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Все люди от природы стремятся к знанию. Все, что простирается перед нами и происходит в нас, познается посредством наших чувственных впечатлений и размышления, опыта и теории. Ощущения, восприятия, представление и мышление, степень их адекватности, все это с древнейших времен тщательно исследовалось в философской теории познания. Теория познания и «общая метафизика», рассматривающая проблемы бытия и сознания, образуют основу всей философии. Теория познания иначе называется гносеологией, или эпистемиологие й. Человеческий разум на каждом новом витке познания пытается ответить на вопрос, познаваем ли мир в принципе? Это непростой вопрос: Вселенная бесконечна, а человек конечен, как и его опыт. В попытке ответить на него можно обозначить три основные линии: оптимизм, скептицизм и агностицизм. Скептики не отрицают принципиальной познаваемости мира, но выражают сомнение в достоверности знания. Во время познания мы от незнания переходим к знаниям, от неполного и неточного знания к более полному и точному.

Процесс познания, как правило, имеет своим исходным моментом отражение действительности с помощью органов чувств человека. Органы чувств - это единственный канал, который непосредственно связывает человека с внешним миром, и без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению. Они дают тот минимум первичной информации, который необходим и достаточен для познания того или иного объекта. Так, дегустаторы чая могут улавливать незаметные для других особенности во вкусовых характеристиках разных сортов чая, в чем участвуют, естественно, не только чувства, но и мысль.

В процессе познания достаточно четко просматриваются две стороны - чувственное отражение и рациональное познание. Уровни познания – эмпирический и теоретический. Также выделяют житейское знание, научное практическое, художественное. Чувственное отражение - низшая ступень познания, поверхностная ступень знания на уровне отражения явления. Чувственное отражение выступает в трех основных формах:

1) Ощущения - простейшие образы внешнего мира. Этот образ объективен по содержанию, он адекватно отражает свойства объекта, но субъективен по форме, зависит от особенностей органов чувств человека, физиологии его высшей нервной деятельности, и от жизненного опыта.

2) Восприятие - целостный образ, совокупность ощущений. Здесь уже, как правило, вступает в дело мысль, обозначающая воспринимаемый объект.

3) Представление - воспроизводимое по памяти образное знание о непосредственно не воспринимаемых нами объектах. В представлении уже вступает в дело абстрагирующая способность нашего сознания, в нем отсечены несущественные детали.

На этом уровне представлений обнаруживает себя такая способность нашего сознания, как воображение - способность соединять чувственный материал иначе, не так, как он соединен в действительности.

Рациональное познание в конечном счете базируется на том материале, который дают нам органы чувств, его основные формы - понятие, суждение и умозаключение.

Понятие - это форма мышления, в которой отражаются общие и существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений (мысль, представление).

Суждение - форма мысли, в которой посредством связи понятий нечто утверждается либо отрицается о предмете мысли (мысль, которая на основе понятий что-либо утверждает или отрицает).

Умозаключение - форма движения мысли, при которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, выводится новое суждение, называемое заключением или следствием (индуктивные, дедуктивные).

Чувственное отражение и рациональное познание диалектически взаимосвязаны. Чувственное познание дает лишь исходный материал для работы мышления, и без этой работы мысли не может быть и речи о получении полного знания о предмете. В свою очередь и рациональное познание, будучи шагом вперед в познании предмета, само по себе, без опоры на чувственность существовать не может, т.к. оказывается лишенным почвы, в качестве которой выступают данные чувственные отражения.

Таким образом, лишь в единстве чувственного отражения и рационального познания, эмпирического и теоретического познания - реальный путь к постижению истины.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.