Французский материализм 18 века. Критика идеализма и религии. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Французский материализм 18 века. Критика идеализма и религии.

2017-12-13 414
Французский материализм 18 века. Критика идеализма и религии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В историю 18 век вошел как эпоха Просвещения. Его родиной стала Англия, затем Франция, Германия и Россия. Для этой эпохи характерен девиз: все должно стать перед умом разума. Французский материализм 18 века был передовым мировоззрением, идеологически подготовившим французскую буржуазную революцию. Наиболее яркими его представителями были Вольтер, Мелье, Ламетри, Дидро, Гольбах, Гельвеций. Они выступали с резкой критикой религии, опираясь на материалистическое понимание природы.

Большое влияние на становление материализма во Франции философия Локка, механистическая физика Декарта, учение Спинозы о природе, субстанции. Открытия Ньютона, Лапласа и др. естествоиспытателей образуют естественнонаучную основу философских обобщений французских материалистов 18в.

Зачинатель французского материализма - Ламетри (1709 - 1751) в общей форме высказал многие идеи, которые были затем развиты Гельвецием, Дидро, Гольбахом.

Ламетри доказывал, что форма неотделима от материи и что материя связана с движением. Субстанция в конечном счете сводится к материи, в природе которой коренится не только способность к движению, но и всеобщая потенциальная способность к чувствительности или к ощущению.

Указывал на материальный характер одушевленности животных и человека. Все наши ощущения обусловлены связью чувства через посредство нервов с материальным веществом мозга. Ламетри лишь наметил ряд основных идей, но не дал их обстоятельного систематического развития.

Наиболее систематическим выразителем философских учений французских материалистов стал Поль Анри Дитрих Гольбах (1723 - 1789) Самое крупное его произведение - “Система природы”. В основе этого трактата мысль о сводимости всех явлений природы к различным формам движения материальных частиц, в своей совокупности образующих вечную несотворенную природу. Основу всех процессов природы составляет материя с присущим ей свойством движения. Материальные процессы - являются строго необходимыми, случайность и целесообразность исключается. Учение о необходимости распространяется и на человека.

Из действия и противодействия всех существ получается ряд движений, подчиненных постоянным и неизменным законам. Различают 2 рода движения: 1 - движение масс, благодаря которой тела переносятся с одного места на другое; 2. внутреннее и скрытое движение, зависящее от свойственной телу энергии.

Гольбах доказывает универсальность движения в природе. Сущность природы в том, чтобы действовать. Природа получила свое движение от себя самой (никаких первотолчков), ибо природа есть великое целое, вне которого ничто не может существовать. Движение есть необходимый способ существования материи

Законы причинной связи также универсальны, как универсально свойство движения в природе. Над всеми связями причин в природе господствует строжайшая необходимость. Случайность отрицается. В вихре пыли поднятом ветром, нет ни одной молекулы пыли, которая расположена случайно, которая не имеет определенной причины. Из всеобщего детерминизма выводится и отрицание порядка и беспорядка в природе. Идеи порядка и беспорядка субъективны и представляют лишь нашу оценку ситуации.

Учение о природе получило развитие в работах Дени Дидро (1713 - 1784). Прошел путь от этического идеализма до материализма в учении о бытии, психологии, теории познания. Материалистические сочинения: “Племянник Рамо”, “Разговор Деламбера с Дидро”, “Сон Деламбера”. Внес в учение о природе элементы диалектики. По его мысли все изменяется, исчезает, только целое остается. Мир беспрерывно зарождается и умирает.

Особое внимание Дидро привлекала проблема материального истолкования ощущений. Как механизм движения материальных частиц может порождать специфическое содержание ощущений? Есть 2 ответа на этот вопрос: 1.Ощущения появляются на определенной стадии развития материи как нечто качественно новое, или 2. способность, аналогичная ощущению, присуща всей материи. Дидро был сторонником 2 мысли.

Дидро наметил теорию о психологических функциях. Наши чувства – клавиши, по которым часто ударяет окружающая природа и которые сами часто по себе ударяют. Отсюда следует, что человек заключает в своей организации нечто автоматическое. Этот автоматизм не лишен одушевленности и предполагает лежащую в основе всей материи способность ощущения.

Но ощущения не есть зеркальные копии предметов. По Дидро, между большинством ощущений и их причинами не больше сходства, чем между самими представлениями и их названиями. Дидро различает в вещах первичные качества (существующие в самих вещах и независимые от сознания) и вторичные (заключающиеся в отношении предмета к другим вещам или к ним самим).

Человек и общество. В учении о обществе отстаивают детерминизм, т.е. учение о причинной обусловленности всех человеческой действий. Однако человек не может быть освобожден от ответственности за все совершаемое им по отношению к обществу. Необходимость человеческих действий нисколько не исключает возможности вменения и правомерности наказания. Общество наказывает за преступления, т.к. они вредны. Кроме того, это способ предотвращения преступлений в будущем. К тому же никакой детерминизм не уничтожает человеческих чувств, и стало быть, не уничтожает самодеятельности, т.к. чувства есть главные побудители к действию.

Учение о нравственности должно быть основано на опыте. Человек движим стремлением к удовольствию и отвращением к страданию. Но так как человек способен сравнивать удовольствия и выбирать наибольшие, а также способен ставить цели, то для него возможны нравственные нормы. Предпочтения заслуживают умственные удовольствия как более прочные, длительные и более зависящие от самого человека.

Нуждаясь в помощи других, человек должен в свою очередь делать полезное для других. Так образуется общий интерес, от которого зависит частный интерес. Правильно понятый общий интерес ведет к нравственности.

В силу общественного договора мы должны делать то, что мы желаем, чтобы они для нас делали. При этом вытекающие из общественного договора имеют силу по отношению ко всякому человеку.

Не существует такого образа правления, который вполне бы удовлетворял требованиям разума. Средство избавления от недостатков Просветители видят в просвещении. общества.

Доказывают независимость этики от религии и возможность существования высоконравственного общества атеистов. Движущая сила человеческих действий - эгоизм, или личный интерес. Основанием нравственности служит опыт, нравственного чувства не существует. Когда кажется, что люди стремятся к добру, в основе этого лежит правильно понятый личный интерес.

Критерий нравственности и ума - польза. Это относится и к обществу в целом. Тот, кто приносит пользу – честный, смелый, добродетельный. Так как влияние законодательства на общество очень велико, то важен вопрос о государственном строе. Различия между народами обусловлены прежде всего политическим строем. Гельвеций: только в демократическом правлении власть имеет в виду пользу всего общества, а каждый гражданин служит своей деятельностью общим целям.

Французские философы защищали принцип материальности мира в его механистической форме, хотя в воззрениях некоторых из них содержались и диалектические идеи развития организмов. У них имелись и расхождения во взглядах, но в целом они были противоположны миру официальной практики и идеологии. Основной принцип: если человек, его качества зависят от окружающей среды, то и его пороки также являются результатом этой среды. Чтобы переделать человека, освободить его от недостатков, развить в нем положительные стороны, необходимо преобразовать окружающую и прежде всего общественную среду.

 

18.Вопросы теории познания в учении И.Канта. Теория чувственного познания и его априорных форм. "Критика чистого разума".

Материализм 17-18 вв. при всей его прогрессивной исторической роли отличался тем недостатком, что рассматривал мир метафизически. В конце 18 - начале 19 вв. передовые представители естествознания и философии уже стали в той или иной мере преодолевать метафизический способ мышления. Все более пробивала себе дорогу идея развития природы и общества. В критике метафизических воззрений и в теоретической подготовке диалектического метода значительную роль сыграли представители классической немецкой философии И. Кант, И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинг, Г. Ф. Гегель, Фейербах.

Иммануил Кант (1724 -18О4) - родоначальник классической немецкой философии. Для философской системы Канта характерен компромисс между материализмом и идеализмом. Материалистические тенденции в философии Канта сказываются в том, что он признает существование объективной реальности, вещей вне нас. Кант учит, что существуют "вещи в себе", не зависящие от познающего субъекта. Если бы Кант последовательно проводил этот взгляд, то он пришел бы к материализму. Но в противоречии с этой материалистической тенденцией он утверждал, что "вещи в себе" непознаваемы. Иными словами, он выступил как сторонник агностицизма. Агностицизм приводит его к идеализму.

В развитии Канта выделяют два периода: докритический и критический. В докритический период Кант выступал как крупный ученый, астроном, физик, географ. Работа «Критика» состоит из 3х частей: 1) критика чистого разума, главная задача – гносеологическая, Кант исследует способности человеческого разума в его познавательной деятельности, 2) критика практического разума – вопросы, связанные с этикой, моралью, 3) критика способностей суждения – эстетические вопросы.

Одна из наиболее знаменитых категорий Канта – «вещь в себе». Кант сохраняет традицию, которая присуща в целом европейской философии – вопрос о существовании мира, можно ли достичь истины, познать ее. Больше внимания на человека, его сознание, возможности познания. Кант попытался преодолеть и эмпиризм, и рационализм.

Мир, который окружает человека – мир феноменальный (мир явлений). Кант рассматривает мир как явление, и та часть, которая находится за явлением, является частью непознаваемой. У Канта существует только 1 мирПЧМ. Человек – существо с ограниченными познавательными способностями, мир ему открывается частично (явление), та часть мира, которую он не может пока познать – непознаваема, вещь в себе (например, инфракрасные лучи). Многое зависит от органов чувств человека. Пространство и время - это не формы бытия вещей, которые существуют независимо от нашего сознания, а субъективные формы чувственности человека, изначально ему присущие.

Кант – агностик (мир непознаваем). Невозможно представление о мире отрывать от познавательных способностей человека. Исследуя познавательные способности человека, мы сможем узнать мир лучше, чем из явления. Если знание, которое априорно выдвигает человеческий разум в виде системы, получает эмпирическую проверку, этому знанию можно доверять на 100%. Однако человеческий разум способен создавать такие умозрительные системы, которые не поддаются экспериментальной оценке, это знание также имеет свою значимость. Человек имеет свое представление о мире именно через это априорно полученное знание (но не врожденную идею). Откуда берется априорное знание? Существует 2 пути: 1) согласно методу индукции, имеется множество единичных случаев, которые подвергаются индуктивному обобщению по общим признакам, которые выражают сущность. Так появляются общие понятия, которые человек понимает как данные априорно.

       
   
1) общие понятия 2) единичные случаи
 

 


2) множество единичных случаев располагается в определенном порядке, выделяем такой единичный случай, который в максимальной степени выражает сущность данного класса предметов. Этот единичный случай, который тождественен сущности, и работает в человеческом сознании.

Согласно Канту, разум способен к априорному познанию (из большого количества эмпирического материала в сознании выбирается единичный случай). Эта априорная категория наделяется способностью абстрагирования.

Эти категории Кант рассматривает как инструменты, которые позволят систематизировать огромное количество эмпирического материала. Что помогает человеку систематизировать весь этот опыт? Априорные категории.

Разделяет рассудок (формальная логика) и разум (использует все разнообразие понятий). Кант ВЫНУЖДЕН был сказать: вначале были априорные категории, затем появился мир в себе. По Канту, исследует рассудок и разум, а не человек. Имеется в виду разумная и рассудочная способность любого человека. Его не интересует индивидуальность. В этом тоже вклад Канта в философию науки.

Он ненавидел диалектику, которая, как он полагал, неверно разрешает антиномии (диалектика говорит, что 2 понятия тождественны, например, случайность и необходимость).

Мир – это вещь в себе, а мир, которые мы описываем, с которым что-то делаем – это продукт человеческого разума. Источник этого – априорная категория.

Недостаток – Кант вынужден отвернуться от предметно-субъектного мира.

Антиномия - другая философская категория Канта. Антиномии – при описании одного и того же явления человек выдвигает такие категории, которые описывают один предмет (явление), но являются противоречивыми. Несколько антиномий:

1) имеет ли мир начало во времени или же нет?

2) Имеет ли пространство, в котором находится мир, границы?

3) Антиномия свободы и детерминизма. Свобода означает, что имеется воля, которая стремится к чему-либо, ставит цель, при этом никто не руководит человеком. Детерминизм – не существует свободного решения, все принимают решения исходя из какой-то воли, влияющей извне, решения определяются необходимостью.

4) Субстанция предполагает наличие еще одной, более глубокой субстанции или же ей ничего не предшествует?

Кант: человеческий разум в познании мира неизбежно сталкивается с антиномиями. Наличие антиномий не является удовлетворительным для человеческого разума, они должны быть разрешены. Если остаться в представлении о мире только как о мире явлений, антиномии разрешить не удастся. Кроме антимониального, существует и номинальный мир – это и есть мир априорных категорий.

Кант: если выдвигается априорная категория, и эта априорная категория помогает разрешить антимонию, то для доказательства истинности этой категории не требуется эмпирической проверки. Оно получает такой же статус, как и проверенные категории.

Когда вы создаете абстрактную систему, в которой противоречия снимаются, эта система истинна, ей можно доверять. Например, свобода – детерминизм. Если мы выводим априорно понятие бог и утверждаем, что бог творит природу, человека, наделяет его свободой, а законы природы – детерминизмом, то в этой системе свобода и детерминизм находятся в непротиворечивом союзе. Следовательно, мы доказали существование бога по Канту.

Таким образом Кант находит практическое применение своей метафизике.

 

19. Этика И.Канта. Моральный закон как категорический императив. "Критика практического разума".

Чистый – разум, который не отягощен мнениями других людей, владеет чистыми категориями.

Практический разум решает практические вопросы - когда вы преобразовываете мир.

Этика - наука о поступке, который будет считаться либо нравственным, либо безнравственным. Весь мир делится на мир добра или мир зла. Красивое = добро (античная установка). В православной религии все, что сотворено богом, есть чистое добро. Неоплатонизм: гармония состоит из взаимодействия добра и зла.

Этика ищет не просто добрый, а самый правильный поступок (который имеет объективное оправдание в качественном итоге). В мире все развивается во времени от простых форм к сложным. Т.е. существует какая-то объективная направленность развития.

Кант приходит к выводу, что нет объективной направленности мира. Нравственный поступок будет являться от той априорной категории, которую примет человек на веру в качестве нравственной, а конкретный человеческий поступок будет импликацией этой категории. Априорная категория у Канта – это долг, дальнейшее развитие категории долга привело Канта к категорическому императиву, согласно которому (чтобы человек мог конструировать, ему необходима свобода), когда личность выдвигает собственные принципы поведения, то он должен соотносить их с всеобщими принятым доказательством (все человечество априорно применяет принципы нравственности). Общечеловеческий долг – это всеобщие императивы.

В критике практического разума Кант развивает теорию автономии личности (за Сократом). Сократ выдвигал личного бога каждого человека - Даймониона, это означало косвенно, что человек должен ориентироваться на самого себя, источник правильности поступков лежит в самом себе. Введение личного бога Сократом - это по сути признание того, что человек является автономной личностью. Другое следствие - если человек сам может найти правильный поступок, мы должны признать человека свободным от всякой внешней силы - царя, бога, любой внешней силы, авторитета. В этом заключается материальная мысль.

У Канта истинное представление о мире - продукт разума. Для развития, мышления человек должен быть автономной личностью и т.о. когда он сам примет автономно решение, это будет нравственное решение (одна из антиномий – свободы и необходимости). Кант: свободный человек может принимать абсолютно любое решение. С одной стороны это благо. Но это и есть трудность, т.к. из всего спектра решений человеку необходимо принимать правильное. В момент принятия решения это решение начинает обладать противоположной характеристикой (решение пойти в кино или в университет) это необходимость. После принятия человекам решения, которое является необходимым, оно также является свободным (для автономной личности). Это означает, что человек должен быть свободным, автономным.

Человек, по Канту, - житель 2х миров; чувственно воспринимаемого (мир природы) и умопонимаемого (мир свободы). В сфере свободы действует практический разум; его назначение - руководить поступками человека. Движущей силой разума является воля. Кант называет волю автономией. Автономия в том, что она определяется собственным законом, который она ставит над собой. Законы практического разума - это нравственные законы. Знания практического разума - определенные требования к человеку. Главное требование: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. Своими поступками ты формируешь образ действия других и создаешь характер взаимных отношений».

Суть категорического императива в следующем: все, что соотнесено с богом, то морально. То есть моральный закон по Канту гласит: если человек соотносит все свои поступки с частичкой бога внутри себя, то все его поступки абсолютно моральны.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.