Урок 51. Закрепление изученного о бессоюзном сложномпредложении — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Урок 51. Закрепление изученного о бессоюзном сложномпредложении

2017-12-12 371
Урок 51. Закрепление изученного о бессоюзном сложномпредложении 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Цель урока: систематизировать изученное о постановке двоеточия итире в простом и сложном предложениях; совершенствовать навыки выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении.

 

Ход урока

 

1. Объясните постановку знаков препинания в предложениях.

 

Пахнет дождём — нежным и вместе с тем острым запахомвлаги, сырых садовых дорожек. Впереди — затерянность вэтом огромном мире пахучей листвы, трав, осеннего увядания,затишливых вод, облаков, низкого неба. И эту затерянность а всегда ощущаю как счастье.

(К. Паустовский.)

(Тире при приложении и пропуске членов предложения; союз как имеет значение «в качестве».)

 

2. Какие правила определяют постановку тире в предложениях? (Устно.)

 

1) Поэзия — та же добыча радия. (В. Маяковский.)

2) Бой идёт святой и правый,

Смертный бой не ради славы —

Ради жизни на земле. (А. Твардовский.)

(Противопоставление однородных членов предложения.)

3) Из малого зернышка вымахнет рожь,

Из слова неверного вырастет ложь,

Посеешь привычку — характер пожнешь,

Посеешь характер — судьбу обретешь. (А. Марков.)

4) Вы раздвинете мокрый куст — вас так и обдаст накопившимся теплым запахом ночи. (И. Тургенев.)

5) Скажи: которая Татьяна?

Да та, которая грустна

И молчалива, как Светлана,

Вошла и села у окна. (А. Пушкин.)

 

3. Выборочная проверка домашнего задания.

— Выберите примеры, в которых постановка тиререгулируется теми же правилами.

 

4. Упражнение 156 (235).

— Из каждой пары простых предложений составьтедва бессоюзных сложных, меняя порядок их расположения. Как это отразится на интонации и выборе знакапрепинания?

(Образец: Поднялся занавес — в зрительном зале стало тихо.

В зрительном зале стало тихо: поднялся занавес.)

 

5. Вопросы для повторения (стр. 66 (108)).

Дополнительный материал для примеров.

 

1) С кого начнёт он? Все равно:

Везде поспеть немудрено.

2) Я помню море пред грозою:

Как я завидовал волнам,

Бегущим бурной чередою

С любовью лечь к ее ногам.

3) Я к вам пишу — чего же боле?

4) Он знак подаст — и все хлопочут;

Он пьет — все пьют и все крячат;

Он засмеется — все хохочут;

Нахмурит брови — все молчат.

5) Теперь сомненья решены:

Они на мельницу должны

Приехать завтра до рассвета...

6) Предвижу все: вас оскорбит

Печальной тайны объясненье.

7) Я думал: вольность и покой —

Замена счастью.

(Из романа «Евгений Онегин» А. Пушкина.)

 

6. Диктант с творческим заданием.

 

Золотая полка — это та, которая заводится исключительно для любимых книг.

Я давно мечтаю об этом — завести золотую полку... В мечтах мне рисуется именно полка — никак не шкаф, а именно одна полка, один, если можно так выразиться, этаж шкафа. Где раздобыть такую? Пожалуй, можно заказать столяру. Почему я ограничиваюсь только мечтой? Что, трудно и в самом деле позвать столяра, потолковать с ним, описать ему, что я именно имею в виду. Увы, все же я не зову, и мечта остаётся неисполненной. Может быть, это происходит потому, что не так легко золотой полке стать реальностью — все же это золотая полка, которых не так уж много на свете. Во всяком случае, я не видел такой ни в одном доме.

(Ю. Олеша.)

— Почему, по вашему мнению, не исполняется мечта о золотой полке? Ответьте письменно на этот вопрос.

 

Домашнее задание. § 11, 12 (16, 17), упражнения 146 (224)(письменно), 148 (226) (устно).

 

Урок 52. Развитие речи. Портретный очерк. Подготовка к сочинению

 

Портретный очерк — сложный вид сочинения. При раскрытии его темы нельзя ограничиться описанием только внешности человека. Работа над текстом публицистического характера требует подготовки, поэтому необходимо познакомить учащихся с условиями появления очерка, особенностями этого жанра.

Очерк как жанр публицистики получил широкое распространение на рубеже ХIХ и ХХ веков с увеличением числа газет.Очерки (путевой, зарубежный, военный, портретный и др. создавались в краткие сроки и оперативно знакомили читателей с важнейшими событиями в стране и мире, затрагивал актуальные проблемы.

Особенность очерка — передача реальных фактов, повествование о действительных лицах. Очеркист не может приписывать героям произведения того, чего у них нет, поэтому художественный вымысел в этом жанре неуместен.

Портретный очерк предполагает, что в центре внимания будет человек, описание его внешности.

 

— Послушайте отрывки из очерков известных журналистов В. М. Пескова и Л. Почивалова. Что, кроме описания внешности героя, может включать в себя портретный очерк?

Учитель читает отрывки из очерков В. М. Песков «Рисунок с буквой К», «Останкинская игла» и Л. Почивалова о выдающемся физике П. Л. Капице. (Никитина Е. И. «Русская речь».Развитие речи. 9 класс.)

Учащиеся определяют, что в очерк можно включить описание дома, рабочего кабинета, уместить сведения о профессии или увлечениях героя. Рассказывая о П. Л. Капице, автор обращает внимание на круг общения учёного, широту его интересов, отношение к людям.

 

С чего начать очерк? Это нелегкий вопрос даже для мастера. «Труднее всего начало, именно первая фраза. Она, как и в музыке, дает тон всему произведению, и обыкновенно ее ищешь весьма долго», — писал М. Горький. Не только писатели, но и художники подчас мучительно трудно ведут поиски начала картины.

Вы все хорошо знаете картину В. М. Васнецова «Аленушка». Как возник у художника замысел картины[13]?

«Он пошёл поглядеть, что тут, за зелёной стеной бересклета, и опять очутился у воды. Но здесь была иная вода. Черная, старая, а может быть, и древняя. По берегам росла не осока — тучный таинственный аир. Сгнившее на корню дерево, может, век тому назад ухнулось вершиною в омут, и уж не понять, что это было за дерево: черное, осклизлое — приют подводных каракатиц.

Возле корневища из-под воды что-то светилось. Похоже и на луну, и на человеческое лицо. Васнецов вздрогнул, шагнул ближе — и перевёл дух: камень! Обыкновенный камень.

«Аленушкино место», — подумал он. И удивился: с чего бы сказка припомнилась, да не больно-то любимая... С детства ему всегда становилось страшно, когда их милая стряпуха рассказывала об Аленушке... Более горькой сказки не было в его детстве.

Возвращаясь домой, он не сделал крюка, чтобы ещё раз постоять над старицей, но он думал... об Аленушке. Только не надо, чтобы зрители испытывали страх, который с детства поселился в нем. Нужно иное! Нужно Алёнушкино сердце, которому цены нет».

Какой будет Аленушка? «Ведь тут хорошеньким личиком не обойдёшься. Здесь иная красота должна торжествовать. Красота боли и печали по всем болям и печалям». Много вариантов отверг художник, пока не увидел задумавшуюся Верочку Мамонтову...

На картине В. Серова «Девочка с персиками» она же, Верочка Мамонтова. Но как по-разному изобразили ее художники! Так же по-разному расскажут об одном человеке авторы очерков.

 

Задание: собрать материал для портретного очерка.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.