Уроки 61—62. Комплексная работа с текстом — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Уроки 61—62. Комплексная работа с текстом

2017-12-12 1006
Уроки 61—62. Комплексная работа с текстом 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Цель уроков: обобщить изученное о языке, подготовить учащихся к самостоятельному анализу текстов различных типов и стилей речи.

 

Ход уроков

Слово учителя.

Виктор Петрович Астафьев продолжил лучшие традиции русской литературы.

Он родился в 1924 году в бедной крестьянской семье, не закончив школы, с началом войны ушел на фронт. После победы работал грузчиком, чернорабочим, учился в Москве на Высших литературных курсах.

Почти все, что написано им, — о детстве или о войне, о пережитом лично. Рассказ, с которым вы познакомитесь, тоже автобиографичен. Последние годы жизни В. П. Астафьев провел в родном селе Овсянка, неподалёку от города Красноярска.

 

Чтение рассказа.

Учащиеся записывают ключевые слова для последующей работы.

Часть рассказа по выбору учителя записывается под диктовку. Можно продиктовать отрывок, который начинается предложением И вот однажды, в росное утро...

 

ЗАЧЕМ Я УБИЛ КОРОСТЕЛЯ?

 

Это было давно, лет, может, сорок назад. Ранней осенью я возвращался с рыбалки по скошенному лугу и возле небольшой, за лето высохшей бочажины, поросшей тальником, увидел птицу.

Она услышала меня, присела в скошенной щетинке осоки, притаилась, но глаз мой чувствовала, пугалась его и вдруг бросилась бежать, неуклюже заваливаясь набок.

От мальчишек, как от гончей собаки, не надо убегать — непременно бросится он в погоню, разожжется в нем дикий азарт. Берегись тогда живая душа!

Я догнал птицу в борозде и, слепой от погони, охотничьей страсти, захлестал ее сырым удилищем.

Я взял в руку птицу с завядшим, вроде бы бескостным тельцем. Глаза ее были прищемлены мёртвыми, бесцветными веками, шейка, будто прихваченный морозом лист, болталась. Перо на птице было желтовато, со ржавчинкой по бокам, а спина словно бы темноватыми гнилушками посыпана.

Я узнал птицу — это был коростель. Дергач по-нашему. Все его друзья-дергачи покинули наши места, отправились в тёплые края зимовать. А этот уйти не смог, У него не было одной лапки — в сенокос он попал под литовку. Вот потому-то он и бежал от меня так неуклюже, потому я и догнал его.

И худое, почти невесомое тельце птицы ли, нехитрая ли окраска, а может, и то, что без ноги была она, но до того мне сделалось жалко её, что стал я руками разгребать ямку в борозде и хоронить так просто, сдуру загубленную живность.

Я вырос в семье охотника и сам потом сделался охотником, но никогда не стрелял без надобности. С нетерпением и виной, уже закоренелой, каждое лето жду я домой, в русские края, коростелей...

Уже черемуха отцвела, купава осыпалась, чемерица по четвертому листу пустила, трава в стебель двинулась, ромашки по угорам сыпанули и соловьи на последнем издыхе допевают песни.

Но чего-то не хватает ещё раннему лету, чего-то недостает ему, чем-то недооформилось оно, что ли.

Вот однажды, в росное утро, за речкой, в лугах, покрытых еще молодой травой, послышался скрип коростеля. Явился, бродяга! Добрался-таки! Дергает-скрипит! Значит, лето полное началось, значит, сенокос скоро, значит, всё в порядке...

Теперь я знаю, как трудна жизнь коростеля, как далеко ему добираться к нам, чтобы известить Россию о начавшемся лете.

Зимует коростель в Африке и уже в апреле покидает ее, торопится туда, «...где зори маковые вянут, как жар забытого костра, где в голубом рассвете тонут зеленокудрые леса, где луг еще косой не тронут, где васильковые глаза...». Идет, чтобы свить гнездо и вывести потомство, выкормить его и поскорее унести ноги от гибельной зимы.

Не приспособленная к полету, но быстрая на бегу, птица эта вынуждена два раза в год перелетать Средиземное море. Много тысяч коростелей гибнет в пути и особенно при перелете через море.

Как идёт коростель, где, какими путями — мало кто знает. Лишь один город попадает на пути этих птиц — небольшой древний город на юге Франции. На гербе города изображен коростель. В те дни, когда идут коростели по городу, здесь никто не работает. Все люди справляют праздник и пекут из теста фигурки этой птицы, как у нас, на Руси, пекут жаворонков к их прилету.

Птица коростель во французом старинном городе считается священной, и если бы я жил там в давние годы, меня приговорили бы к смерти.

Но я живу далеко от Франции. Много уже лет живу и всякого навидался. Был на войне, в людей стрелял, и они в меня стреляли.

Но отчего же, почему же, как заслышу я скрип коростеля за речкой, дрогнет моё сердце и снова навалится на меня одно застарелое мучение: зачем я убил коростеля? Зачем?

 

1. Определите тему и основную мысль текста.

2. Выявите средства связи частей текста.

3. Определите тип и стиль речи.

4. Укажите стилистические особенности текста на разных языковых уровнях (лексическом, морфемном, морфологическом, синтаксическом).

Тема рассказа вынесена в заглавие, рефреном звучит в конце, создавая своеобразное обрамление и усиливая ощущение вины. Основная мысль — отвращение к насильственной смерти, осознание ответственности за любые поступки. Автор не щадит ни себя, ни чувств читателя, возможно, предупреждая о мучительной расплате за жестокость.

Тип речи — повествование с элементами описания и рассуждения.

Стиль — художественный, главной задачей которого является воздействие посредством создания картин, образов.

В тексте используется общеупотребительная лексика с небольшим включением разговорной и фразеологизмов (на издыхе, по угорам, унести ноги). Оценочная лексика (сдуру, сделалось жалко) и слова с суффиксами субъективной оценки (тельце, лапка) выражают отношение автора к главному событию. Лексические повторы (чего-то не хватает, чего-то недостаёт; тельце ли, окраска ли) усиливают внимание к деталям и эмоциональную окрашенность.

Образность создаётся простыми средствами: прямым значением слов, конкретной лексикой, рядами однородных членов (услышала, присела, притаилась, чувствовала, пугалась и бросилась бежать; желтоватое, со ржавчинкой), немногочисленными тропами: эпитетами (дикий азарт, завядшее тельце), метафорой (ромашки сыпанули), сравнениями (как от гончей собаки, будто прихваченный морозом лист).

Преобладание простых предложений, предложений с сочинительной и бессоюзной связью, использование восклицаний (Берегись тогда, живая душа!Явился, бродяга!) сближают текст с разговорной речью.

 

5. Задания для обобщения и систематизации изученного (по выбору учителя).

— Найдите в тексте слова, в которых а) согласные буквы не обозначают звуков; б) обозначают согласные звуки, не соответствующие их графическому изображению.

— Выпишите слова, в которых мягкость согласных звуков обозначена на письме разными способами.

— Приведите примеры слов, в которых все согласные звуки твёрдые, мягкие, глухие, звонкие.

— Определите, какие звуки обозначают в разных словах текста буквы е, ё, ю, я, и, о. В каких случаях при употреблении этих бука возникают орфограммы в корне?

— Произведите фонетический разбор 1—2 слов.

— Найдите в словаре значения непонятных вам слов.

— Какие однокоренные слова имеются в данном тексте? Выпишите их, обозначьте корень.

— Приведите примеры форм одного и того же слова.

— Найдите в тексте интересные слова для морфемного разбора.

— Встречаются ли в данном тексте синонимы, автонимы?

— Найдите в тексте слова с орфограммами: а) в приставках; б) в корнях; в) в суффиксах; г) в окончаниях.

— Объясните написание не с разными частями речи.

— Найдите в тексте слова всех частей речи, сделайте морфологический разбор 2—3 из них.

— Выберите примеры на употребление слов одной части речи в роли различных членов предложения.

— Укажите примеры различных видов сказуемых, определений, обстоятельств.

— Выпишите словосочетания с различными способами связи слов.

— Найдите сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные сложные предложения. Составьте их схемы.

— Произведите пунктуационный анализ текста.

— Определите виды имеющихся в тексте односоставных предложений.

— Сделайте полный синтаксический разбор одного из предложений.

 

Домашнее задание. Напишите сочинение-рассуждение (эссе), выразив своё отношение к проблеме, поднятой автором.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.