Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2017-12-12 | 1006 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Цель уроков: обобщить изученное о языке, подготовить учащихся к самостоятельному анализу текстов различных типов и стилей речи.
Ход уроков
Слово учителя.
Виктор Петрович Астафьев продолжил лучшие традиции русской литературы.
Он родился в 1924 году в бедной крестьянской семье, не закончив школы, с началом войны ушел на фронт. После победы работал грузчиком, чернорабочим, учился в Москве на Высших литературных курсах.
Почти все, что написано им, — о детстве или о войне, о пережитом лично. Рассказ, с которым вы познакомитесь, тоже автобиографичен. Последние годы жизни В. П. Астафьев провел в родном селе Овсянка, неподалёку от города Красноярска.
Чтение рассказа.
Учащиеся записывают ключевые слова для последующей работы.
Часть рассказа по выбору учителя записывается под диктовку. Можно продиктовать отрывок, который начинается предложением И вот однажды, в росное утро...
ЗАЧЕМ Я УБИЛ КОРОСТЕЛЯ?
Это было давно, лет, может, сорок назад. Ранней осенью я возвращался с рыбалки по скошенному лугу и возле небольшой, за лето высохшей бочажины, поросшей тальником, увидел птицу.
Она услышала меня, присела в скошенной щетинке осоки, притаилась, но глаз мой чувствовала, пугалась его и вдруг бросилась бежать, неуклюже заваливаясь набок.
От мальчишек, как от гончей собаки, не надо убегать — непременно бросится он в погоню, разожжется в нем дикий азарт. Берегись тогда живая душа!
Я догнал птицу в борозде и, слепой от погони, охотничьей страсти, захлестал ее сырым удилищем.
Я взял в руку птицу с завядшим, вроде бы бескостным тельцем. Глаза ее были прищемлены мёртвыми, бесцветными веками, шейка, будто прихваченный морозом лист, болталась. Перо на птице было желтовато, со ржавчинкой по бокам, а спина словно бы темноватыми гнилушками посыпана.
|
Я узнал птицу — это был коростель. Дергач по-нашему. Все его друзья-дергачи покинули наши места, отправились в тёплые края зимовать. А этот уйти не смог, У него не было одной лапки — в сенокос он попал под литовку. Вот потому-то он и бежал от меня так неуклюже, потому я и догнал его.
И худое, почти невесомое тельце птицы ли, нехитрая ли окраска, а может, и то, что без ноги была она, но до того мне сделалось жалко её, что стал я руками разгребать ямку в борозде и хоронить так просто, сдуру загубленную живность.
Я вырос в семье охотника и сам потом сделался охотником, но никогда не стрелял без надобности. С нетерпением и виной, уже закоренелой, каждое лето жду я домой, в русские края, коростелей...
Уже черемуха отцвела, купава осыпалась, чемерица по четвертому листу пустила, трава в стебель двинулась, ромашки по угорам сыпанули и соловьи на последнем издыхе допевают песни.
Но чего-то не хватает ещё раннему лету, чего-то недостает ему, чем-то недооформилось оно, что ли.
Вот однажды, в росное утро, за речкой, в лугах, покрытых еще молодой травой, послышался скрип коростеля. Явился, бродяга! Добрался-таки! Дергает-скрипит! Значит, лето полное началось, значит, сенокос скоро, значит, всё в порядке...
Теперь я знаю, как трудна жизнь коростеля, как далеко ему добираться к нам, чтобы известить Россию о начавшемся лете.
Зимует коростель в Африке и уже в апреле покидает ее, торопится туда, «...где зори маковые вянут, как жар забытого костра, где в голубом рассвете тонут зеленокудрые леса, где луг еще косой не тронут, где васильковые глаза...». Идет, чтобы свить гнездо и вывести потомство, выкормить его и поскорее унести ноги от гибельной зимы.
Не приспособленная к полету, но быстрая на бегу, птица эта вынуждена два раза в год перелетать Средиземное море. Много тысяч коростелей гибнет в пути и особенно при перелете через море.
|
Как идёт коростель, где, какими путями — мало кто знает. Лишь один город попадает на пути этих птиц — небольшой древний город на юге Франции. На гербе города изображен коростель. В те дни, когда идут коростели по городу, здесь никто не работает. Все люди справляют праздник и пекут из теста фигурки этой птицы, как у нас, на Руси, пекут жаворонков к их прилету.
Птица коростель во французом старинном городе считается священной, и если бы я жил там в давние годы, меня приговорили бы к смерти.
Но я живу далеко от Франции. Много уже лет живу и всякого навидался. Был на войне, в людей стрелял, и они в меня стреляли.
Но отчего же, почему же, как заслышу я скрип коростеля за речкой, дрогнет моё сердце и снова навалится на меня одно застарелое мучение: зачем я убил коростеля? Зачем?
1. Определите тему и основную мысль текста.
2. Выявите средства связи частей текста.
3. Определите тип и стиль речи.
4. Укажите стилистические особенности текста на разных языковых уровнях (лексическом, морфемном, морфологическом, синтаксическом).
Тема рассказа вынесена в заглавие, рефреном звучит в конце, создавая своеобразное обрамление и усиливая ощущение вины. Основная мысль — отвращение к насильственной смерти, осознание ответственности за любые поступки. Автор не щадит ни себя, ни чувств читателя, возможно, предупреждая о мучительной расплате за жестокость.
Тип речи — повествование с элементами описания и рассуждения.
Стиль — художественный, главной задачей которого является воздействие посредством создания картин, образов.
В тексте используется общеупотребительная лексика с небольшим включением разговорной и фразеологизмов (на издыхе, по угорам, унести ноги). Оценочная лексика (сдуру, сделалось жалко) и слова с суффиксами субъективной оценки (тельце, лапка) выражают отношение автора к главному событию. Лексические повторы (чего-то не хватает, чего-то недостаёт; тельце ли, окраска ли) усиливают внимание к деталям и эмоциональную окрашенность.
Образность создаётся простыми средствами: прямым значением слов, конкретной лексикой, рядами однородных членов (услышала, присела, притаилась, чувствовала, пугалась и бросилась бежать; желтоватое, со ржавчинкой), немногочисленными тропами: эпитетами (дикий азарт, завядшее тельце), метафорой (ромашки сыпанули), сравнениями (как от гончей собаки, будто прихваченный морозом лист).
|
Преобладание простых предложений, предложений с сочинительной и бессоюзной связью, использование восклицаний (Берегись тогда, живая душа!Явился, бродяга!) сближают текст с разговорной речью.
5. Задания для обобщения и систематизации изученного (по выбору учителя).
— Найдите в тексте слова, в которых а) согласные буквы не обозначают звуков; б) обозначают согласные звуки, не соответствующие их графическому изображению.
— Выпишите слова, в которых мягкость согласных звуков обозначена на письме разными способами.
— Приведите примеры слов, в которых все согласные звуки твёрдые, мягкие, глухие, звонкие.
— Определите, какие звуки обозначают в разных словах текста буквы е, ё, ю, я, и, о. В каких случаях при употреблении этих бука возникают орфограммы в корне?
— Произведите фонетический разбор 1—2 слов.
— Найдите в словаре значения непонятных вам слов.
— Какие однокоренные слова имеются в данном тексте? Выпишите их, обозначьте корень.
— Приведите примеры форм одного и того же слова.
— Найдите в тексте интересные слова для морфемного разбора.
— Встречаются ли в данном тексте синонимы, автонимы?
— Найдите в тексте слова с орфограммами: а) в приставках; б) в корнях; в) в суффиксах; г) в окончаниях.
— Объясните написание не с разными частями речи.
— Найдите в тексте слова всех частей речи, сделайте морфологический разбор 2—3 из них.
— Выберите примеры на употребление слов одной части речи в роли различных членов предложения.
— Укажите примеры различных видов сказуемых, определений, обстоятельств.
— Выпишите словосочетания с различными способами связи слов.
— Найдите сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные сложные предложения. Составьте их схемы.
— Произведите пунктуационный анализ текста.
— Определите виды имеющихся в тексте односоставных предложений.
— Сделайте полный синтаксический разбор одного из предложений.
Домашнее задание. Напишите сочинение-рассуждение (эссе), выразив своё отношение к проблеме, поднятой автором.
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!