Урок 41. Повторение изученного о сложноподчиненном предложении — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Урок 41. Повторение изученного о сложноподчиненном предложении

2017-12-12 823
Урок 41. Повторение изученного о сложноподчиненном предложении 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Цель урока: систематизировать изученный материал, углубить сведения о простом и сложном предложениях.

 

Ход урока

 

1. Проверка домашнего задания.

— Определите тип речи данного текста.

— Какой тезис выдвинут автором? («Ветер в природе необходим».)

— Какими доказательствами обоснован тезис?

(Учащиеся впервые встречаются с доказательствами «от обратного».)

— Какие предложения автор использует для прямых доказательств и доказательств «от обратного»?

(Придаточные условные — для первых, придаточные причины и цели — для вторых.)

 

2. Определите роль союза как в предложениях.

 

1) Музыка как небо над землей. (В. Боков.)

(Входит в состав сказуемого.)

2) Как истинный француз, в кармане

Трике привез куплет Татьяне... (А. Пушкин.)

(Придаёт причинное значение: «будучи истинным французом».)

3) Итак, я вам советую как приятель быть осторожнее. (М. Лермонтов.)

(Имеет значение «в качестве».)

4) Моя писательская жизнь, как я уже говорил, началась сжелания все знать и все видеть. (К. Паустовский.)

(Присоединяет вводное предложение.)

5) Я с жадностью читаю Тургенева и удивляюсь, как у неговсе понятно, просто и по-осеннему прозрачно. (М. Горький.)

(Присоединяет придаточное изъяснительное.)

6) Как бы ни был мал дождь в лесу, он всегда вымочит допоследней нитки. (В. Арсеньев.)

(Присоединяет придаточное уступительное.)

 

Дополнительное задание.

— Синтаксический разбор простого предложения.

 

3. Упражнение 123 (189) — работа со схемой, обобщение изученного о сложноподчинённом предложении. (Можно использовать примеры из упражнения124(190).)

 

4. Знакомство с порядком синтаксического разбора сложноподчиненного предложения с одним придаточным — (памятка на стр. 137(195)).

— Произведите синтаксический разбор 2—3 предложений из упражнения 124 (190) (и). Составьте их схемы.

 

5. Упражнения 113 (179) (I вариант), 114 (180) (II вариант) — синтаксические синонимы.

Выводы: деепричастные обороты характерны для книжной речи, придаточные предложения употребляются во всех стилях речи.

 

Упражнение 126 (192).

— Определите вид придаточных предложений, которые присоединены к главному омонимами: союзом что или союзным словом что.

 

Домашнее задание. Упражнение 128 (196). Подготовиться к словарному диктанту по упражнениям 92, 127 (152, 193) (слова в рамочках на стр. 34—52) (61—84).

 

Урок 42. Контрольный диктант [10]

 

В ГОСТЯХ У ЛЕТЧИКА.

 

Садились последние Машины. Вот прилетел самолет командира третьей эскадрильи. Кто-то сказал мне, что это лучший летчик полка. Чтобы не терять попусту время, я решил сейчас же поговорить с ним. Уж очень мне понравился этот открытый, веселый человек.

Мы двинулись по тропке, протоптанной летчиками напрямик, через лес. Новый знакомый шел быстро, порой нагибаясь, чтобы сорвать на ходу черничину или поймать в горсть гроздь бело-розовых ягод брусники, которую он тут же бросал в рот. Должно быть, он очень устал сегодня, так как ступал тяжело.

Мы пришли в овраг, по обоим скатам которого в дебрях малинника, медуницы, иван-чая, пахнущих прелым листом и грибной сыростью, были нарыты землянки.

Когда полоска копотного пламени разгорелась в самодельной лампе и осветила землянку, помещение оказалось довольно просторным, уютным и обжитым. Молодые березки с не завядшей еще листвой стояли по углам. От них, от еловых веток, которыми был выстлан пол, шёл густой запах. На столе стоял солдатский котелок, полный лесной малины. В землянке царила такая влажная прохлада, так убаюкивающезвенели в овраге кузнечики, что, сразу почувствовав во всем теле усталость, мы решили отложить до утра разговоры и малину, за которую было принялись.

(По Б. Полевому.)

Дополнительные задания.

1. Произведите синтаксический разбор предложений: Кто-то сказал мне, что... (I вариант). Чтобы не терять попусту время, я решил... (II вариант).

2. Найдите два словосочетания, в которых слова употреблены в переносном значении; составьте с ними словосочетания или предложения, в которых эти слова употреблены в прямом значении.

3. От глагола сорвать (I вариант), отложить (II вариант) образуйте возможные формы причастий и деепричастий, составьте с одной из них предложение.

4. Обозначьте морфемы в словах: прилетел, поговорить, протоптанной (I вариант); летчик, разгорелась, прохлада (II вариант).

5. Самостоятельно сформулируйте задание по орфографии и выполните его, подобрав примеры из текста.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.