Связь специальной психологии с другими психологическими направлениями, медицинскими науками. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Связь специальной психологии с другими психологическими направлениями, медицинскими науками.

2017-12-09 2275
Связь специальной психологии с другими психологическими направлениями, медицинскими науками. 4.33 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

Специальная психология – область психологической науки, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными нарушениями формирования нервной системы. На основе такого изучения определяются возможности и пути компенсации дефектов различной сложности, строится система обучения и воспитания людей, имеющих аномалии психического развития (Назарова).

Спец. психология связана с такими областями психологии, как детская, возрастная и педагогическая психология, психофизиология и нейропсихология. Она соприкасается с рядом разделов общей психологии и социальной психологии. Также она связана с медициной, философией, историей, информационными технологиями, кибернетикой, генетикой педагогикой, нейрофизиологией.

Важно четко разграничить спец. психологию от близких к ней патопсихологии и клинической психологии. Патопсихология изучает изменение психическую деятельность при патологических состояниях мозга, вызванных психическими или соматическими заболеваниями, в то время как специальная психология имеет дело с устойчивыми аномальными состояниями, вызванные не текущим болезненным процессом, а отдаленными последствиями каких-то органических повреждений или нарушений формирования психических функций в результате крайне неблагоприятных социальных условий. В некоторых случаях бывает необходимо использовать как патопсихологической изучение, так и соответствующие средства коррекции.

Тесные связи также существуют между специальной и медицинской или клинической психологией. На первоначальных этапах становления их предметное содержание не всегда было четко разделено. Можно сказать, что в начале XX в. они составляли единую научную дисциплину, которую иногда обозначали термином «патологическая психология». Некоторые авторы и сегодня отождествляют их. Подобная точка зрения не вполне верна, хотя между специальной и медицинской психологией существует много общего. Основной проблемой медицинской психологии является вопрос о влиянии того или иного заболевания на функционирование психики, равно как и роль психики в процессе лечения заболеваний. Предметное содержание специальной психологии связано с разными вариантами отклоняющегося психического развития, которые не рассматриваются в качестве нозологических единиц. Другое существенное отличие состоит в том, что медицинская психология рассматривает человека в клиническом контексте, в процессе лечения. В специальной психологии иной контекст - социальный, то есть обучение, воспитание, профессиональное самоопределение. Разные контексты связаны с разной направленностью приложения психологических знаний. Медицинская психология обслуживает сферу здравоохранения, специальная - сферу коррекционного образования. Указанные отличия не отрицают существования областей и зон взаимодействия между двумя науками. Особенно тесные связи у специальной психологии устанавливаются с одним из наиболее разработанных разделов медицинской психологии - нейропсихологией. Последняя занимается изучением нарушений высших психических функций при локальных поражениях мозга. Как известно, для многих детей с отклонениями в развитии характерно наличие резидуальных органических патологий мозга. Именно поэтому использование основных принципов и методов нейропсихологии при изучении этих детей оказалось весьма продуктивным и перспективным.

Клиническая психология, как и патопсихология, имеет дело с психологической проблематикой, связанной с текущими заболеваниями. Она занимается психологическими аспектами профилактики заболеваний, диагностикой психичических болезней и вызванных соматическими заболеваниями патологических изменений психики, психологической коррекцией, способствующей выздоровлению, психологическими аспектами работы медицинского персонала, вопросами экспертизы и социально-трудовой реабилитации больных.

В задачи специальной психологии входит:

· изучение закономерностей и особенностей психического развития детей и взрослых с различными психическими и физическими недостатками в разных условиях, и прежде всего в условиях коррекционного обучения;

· создание методов и средств психолог диагностики нарушения развития;

· разработка средств психологической коррекции недостатков развития;

· психологическое обоснование содержания и методов обучения и воспитания в системе специального образовательного учреждения;

· психологическая оценка эффективности содержания и методов обучения детей с недостатками развития в разных условиях;

· психологическое изучение социальной адаптации лиц с недостатками;

· психологическая коррекция дезадаптации.

Специальная психология также контактирует с рядом клинико-биологическими науками: нейрофизиологией, невропатологией, детской психиатрией, офтальмологией, оториноларингологией, медицинской генетикой и др. Знания о структурно-функциональных основах организации психической деятельности углубляют представления о природе нарушений психического развития. Многочисленные психические и нервные заболевания, как и заболевания органов зрения, слуха и речи, ОДА, могут стать причинами отклонений в развитии. Именно поэтому клинические сведения из перечисленных дисциплин так важны для построения теории специальной психологии.

Круг предметных связей специальной психологии этим не ограничивается. Само возникновение специальной психологии связано с практикой обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Очевидным является тот факт, что методы и содержание специального обучения и воспитания должны основываться на знании особенностей психического развития детей с ограниченными возможностями. В этом состоит, прежде всего, связь специальной (коррекционной) педагогики и специальной психологии. В данном случае специальная психология выступает в качестве одного из элементов теоретической базы коррекционной педагогики. С другой стороны, практика обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии является важным средством проверки точности и надежности психологических представлений. Взаимодействие специальной психологии и педагогики способствует содержательному обогащению обеих наук; за последнее десятилетие оно существенно видоизменилось.

Другой аспект взаимосвязи специальной психологии и коррекционной педагогики касается содержания процесса воспитания детей с особыми нуждами, семейного воспитания. Довольно длительное время семейному воспитанию не уделялось должного внимания и не придавалось необходимого значения. Возрождение подлинного интереса к этому процессу началось именно в сфере специальной педагогики. В рамках семьи закладываются основы нравственного сознания личности, иерархии ценностей, общественно значимые мотивы поведения и т.д. - специальная педагогика осознала эти положения раньше общей в силу целого ряда причин, среди которых следует отметить роль личности инвалида в процессе его социальной адаптации. От характера родительских реакций на факт рождения больного ребенка, от особенностей формирующегося к нему отношения, определяющего стиль воспитания, во многом зависит своеобразие развития его личности, а также решение кардинального вопроса социальной адаптации - превратится или не превратится личность инвалида в инвалидную личность.

 

 

Круг межпредметных связей специальной психологии в действительности весьма широк и не ограничивается обозначенными выше. Мы могли бы также сослаться на инженерные науки, занимающиеся проектированием технических приспособлений и приборов для инвалидов; на социологию, общую педагогику, философию, этнографию и пр. Но и рассмотренных связей вполне достаточно для того, чтобы понять: предмет специальной психологии является чрезвычайно сложным, многомерным и многоаспектным феноменом.

 

17. Система специальных учреждений для аномальных детей.

1) психолого-медико-педагогические консультации;

2) психолого-медико-педагогические комиссии;

3) психологические центры (в Екатеринбурге «Семья и школа»);

4) специализированные детские дошкольные учреждения (для детей с нарушениями речи, слуха зрения, интеллекта);

5) ДОУ (детские сады, детские дома для дошкольников, дошкольные отделения при спецшколах, группы при массовых детских садах);

6) диагностические центры (в РФ с 1991 г.). Для того, чтобы поставить ребенку уточненный диагноз. Имеет в своей структуре 3 отделения:

Медико-клиническое отделение: в состав входят врачи-медики, включая отоларинголога, офтальмолога, психоневролога, невропатолога, педиатра. Могут принимать участие узкие специалисты, например эндокринолог.

Психологическое отде(ление: работа психолога, который выявляет особенности психич. развитие ребенка и особенности восприятия, внимания, развития ВПФ; работа логопеда, которые выявляет особенности звукопроизношения и нарушение звукопроизношения.

Педагогическое отделение: работа учителей- дефектологов. Особ их работы заключаются в том, чтобы выявить проблемы ребенка в образовательной деятельности. Ребенку предоставляется возможность получить образование по различным образовательным программам. Если ребенок не усваивает программу общеобразовательной школы, то они начинают учиться по коррекционным программам обучения.

Цель диагностических центров: выявить особенности развития ребёнка, поставить ему медицинский диагноз после изучения ребенка в мед, пед. и психолог. направлениях. Собирается консилиум, который не направляет ребенка в коррекц. учреждения, а лишь дает рекомендации по такой образовательной программе, по которой ребенок может осуществлять дальнейшее обучение.

7) спец. класс при массовой школе (для детей с нар звукопроизношения, для детей с ЗПР или класс по первичному дефекту ребенка);

8) ребенок направляется в обычный класс массовой школы (если дефект развития ребенка параллельно могут корректироваться при мед. или психолог. учреждении, логопед. кабинетах или пунктах, психолог центрах);

Если возникает необходимость направлять ребенка в спец. учреждение, то существуют Специальные (Коррекционные) Образовательные Учреждения;

· для глухих детей (школы имеют в своем составе 1-12 классы и подготовительный (нулевой) класс для шестилеток. Образование глухим детям дается в объеме восьмилетней массовой школы за 12 лет. Наполняемость классов - 12 человек).;

· для слабослышащих или позднооглохших (школа-интернат принимает детей с 7 лет в два отделения: для детей с незначительными нарушениями речи: дислалия, фонетико-фонематическое недоразвитие, дисграфия, дислексия (срок обучения-10 лет) и для детей с глубоким недоразвитием речи в результате нарушения слуховой функции (срок обучения-12 лет). Кроме того, при необходимости создаются дополнительные отделения при первом - 11-12 классы, где дети могут получить среднее образование; при втором - дошкольные группы для детей 4-6 - летнего возраста. Наполняемость классов - 12 человек). При обоих типах учреждений возможно создание классов для детей с дефектами опорно-двигательного аппарата и интеллекта.;

· для слепых (незрячих) детей (организовано два типа школ для слепых детей: десятилетняя (обучение в объеме восьмилетней общеобразовательной школы) и двенадцатилетняя (дети получают среднее образование). Наполняемость классов - 12 человек. Образовательные программы идентичны программам массовой школы, за исключением специальных программ по таким дисциплинам как физвоспитание, производственная подготовка, рельефное рисование и черчение. В основе системы обучения лежит рельефно-точечный шрифт Брайля, русифицированный впервые отечественным офтальмологом и тифлопедагогом А.И.Скребицким).;

· для слабовидящих (Кардинальным отличием данного типа учреждений от предыдущего является направленность работы на компенсацию зрительных нарушений и восстановление неполноценного зрения в условиях щадящего режима, когда это возможно. Наполняемость - 12 человек в классе. При данных видах учреждений возможно открытие одно-, двух или трехгодичных дошкольных отделений);

· для детей с тяжелыми нарушениями речи (данные учреждения принимают детей с сохранным слухом и интеллектом. Наличие выраженной речевой патологии (например, заикание, ринолалия) не дает им возможности обучаться в обычной школе. Срок обучения - 9-11 лет. За это время дети получают знания в объеме восьмилетней общеобразовательной школы. Главная задача речевой школы - коррекция дефектов устной и письменной речи, отклонений в психофизическом развитии учащихся, закреплении речевых навыков, активизации речевых форм общения);

· для детей с нарушением функции ОДА (данные учреждения являются одновременно и образовательными и лечебно-оздоровительными учреждениями. Они делятся на 9-летние с подготовительным классом (учебная программа охватывает объем неполной средней школы) и 11-летние с подготовительным классом);

· для детей с ЗПР (обучение в таких учреждениях осуществляется в объеме восьмилетней массовой школы. Существует подготовительный (диагностический) класс. Наполняемость классов - 18-20 человек. Помимо специальных школ для данной категории детей созданы классы коррекции, выравнивания при массовых школах, куда ребенок может переводиться на срок от 6 мес. до 1 года с целью повторного изучения, "наверстывания" не усвоенного учебного материала.);

· для у/о (для детей с умственной отсталостью школьного возраста открыты специальные образовательные коррекционные школы и школы-интернаты, где они за 8-9 лет могут освоить учебную программу, соответствующую по отдельным предметам 5-6 классу массовой школы, а также получить доступную специальность. Трудовое обучение занимает главное место в учебном плане и является разделом работы по социально-бытовой подготовке детей к самостоятельной жизни. Параллельно реализации процессов воспитания и обучения квалифицированными специалистами - медиками проводится лечебно-оздоровительная работа).

9) для детей со сложными (сочетанными или комбинированными) дефектами - наличие двух или более нарушений психического или физмческого развития создаются спец. классы при С(К)ОУ. Например, если ребенок слабослышащий с у/о, то направляется в спец. класс для слабослышащих. В структуру детского дома входит диагностическая группа, дошкольное отделение и школа. Поступив с 3 лет в диагностическую группу, воспитанники заканчивают обучение к 19 - 20 -летнему возрасту, имея диплом о неполном среднем образовании.

10) ребенок-инвалид, который не может самостоятельно себя обслуживать, который требует помощи со стороны взрослого (при передвижении, одевании и пр.) = система обучения на дому (индив. обучение). Если дефект ребенка не связан со снижением интеллекта, то он будет обучаться по общеобразовательным программам;

11) школы-интернаты. Интернат - вид образовательного учреждения, в котором ребенок некоторое время находится без родителей. Для детей с тяжёлыми нарушениями в развитии - областные или районный интернаты (например, детский дом для слепоглухонемых детей в г. Сергиевом Посаде Московской области).

12) Социально-реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Осуществляют комплексную медикоментозную и физиотерапевтическую помощь, психолого-педагогическую и социокультурную реабилитацию, в-первую очередь, детей-инвалидов от 3 до 18 лет. В штате имеются врачи, учителя и воспитатели, социальные педагоги, психологи, социальные работники. Проводится правовое консультирование родителей, имеющих детей-инвалидов. Одним из приоритетных направлений деятельности является работа с семьей нетипичного ребенка, ее консультирование, проведение тренинговых, психотерапевтических занятий. Структура центров, имеющих статус опорно-экспериментальных учреждений Министерства труда и социального развития, чаще всего представлена следующими отделами:

· диагностики и разработки программ социальной реабилитации;

· медицинской реабилитации;

· психолого-педагогической помощи;

· правовой защиты;

· социально-педагогический подразделение;

· организационно-методический отдел.

 

Таким образом, эти учреждения являются многофункциональными. Они включают не только диагностические, развивающие, коррекционные и оздоровительные комплексы, но и творческие мастерские, направленные на развитие способностей "детей с проблемами" в области ремесел, искусства, музыки, любви к природе, умения понимать окружающий мир и найти в нем место для себя.

13) Специальные группы при профессиональных училищах и техникумах для детей с умственной отсталостью, нарушениями в области отдельных анализаторов, опорно-двигательного аппарата, детей-сирот. Основная задача деятельности таких училищ состоит в профориентации подростков с ограниченными возможностями, помощь в овладении ими определенной доступной специальностью. Зачастую новые типы специальных (коррекционных) и реабилитационных учреждений возникают стихийно, работают "методом проб и ошибок", не имея необходимых нормативных документов, научно-методического обоснования применяемых приемов и методов работы.

14) Логопедические учреждения для детей с речевыми нарушениями относятся к системе образования или здравоохранения. В поликлиниках организованы слухоречевые и логопедические кабинеты, обслуживающие детей дошкольного возраста и взрослых. Различные нарушения речи устраняются логопедами.

Логопедические стационары оказывают индивидуальную и групповую помощь дошкольникам и школьникам с тяжелыми речевыми дефектами (алалия, афазия, дизартрия, ринолалия, заикание). Вспомогательными средствами реабилитации являются медикаментозные, психотерапевтические и физиотерапевтические мероприятия. Длительность - от 3 мес. до года.

Логопедические детские сады и специальные логопедические группы при обычных дошкольных образовательных учреждениях.

Логопедические пункты в массовых школах призваны оказывать помощь в исправлении патологии речи всем нуждающимся учащимся школы и района. Направления в пункты выдают врачи поликлиники, учителя, а также возможен прием по просьбе родителей. Практикуется групповая форма работы. Индивидуальная - только в том случае, если ребенок не может работать в группе. Занятия проводятся три раза в неделю.

ПРОЕКТЫ АДАПТИРОВАННЫХ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В РЕДАКЦИИ 30.03.2015

· Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования глухих обучающихся

· Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся

· Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слепых обучающихся

· Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слабовидящих обучающихся

· Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи

· Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

· Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития

· Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра

· Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

 

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.