Основные теоретические направления психологической коррекции — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Основные теоретические направления психологической коррекции

2017-12-09 2732
Основные теоретические направления психологической коррекции 4.67 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

 

Психокоррекция – это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия. Психокоррекция имеет дело с уже сформированными качествами личности или видами поведения и направлена на их переделку. В отличие от психотерапии ориентирована всегда на клинически здоровую личность и на настоящее и будущее клиентов.

1. Психодинамическое направление: помощь клиенту в выявлении неосознаваемых причин тягостных переживаний и болезненных проявлений.

· классический психоанализ 3. Фрейда: «человек – это природное существо, которым управляет влечение».

Структура личности: Эго (Я) - центральная инстанция саморегуляции личности, контролирует поведение; Супер Эго (Сверх Я) - моральная инстанция личностного Я, производящая оценку действий и намерений с т.з. их допустимости; Ид (Оно) -биологический компонент, первичный источник психической активности, это неосознаваемая часть личностного Я.

Из конфликта между Ид, Эго и Супер Эго возникает боязнь. Три вида боязни: невротическая, реалистическая, моральная. Далее внутриличностные конфликты (до 5 лет) выходят в бессознательное.

Периодизация: 1) оральная стадия – до 1,5 лет: осознание действительности, 2) анальная стадия – от 1,5 до 3 лет:. уже может контролировать своё поведение; 3) фаллическая стадия – от 3 от 6 лет: установление полоролевого поведения (Эдипов комплекс» и «комплекс Электры»); 4) латентная стадия – с 6 до 12 лет: проблема социализации (чувство неполноценности в общении, чувство неуверенности в общении); 5) генитальная стадия – от 12 до 18 лет: формирование гетеросексуальных отношений, уход из-под родительской опеки, заканчивается формирование личностного «Я».

С чувством боязни связаны чувства вины и механизмы психологической защиты. Защиты проявляются в том, что клиент сопротивляется влиянию психолога. Формы защиты: рационализация, отрицание, регрессия, вытеснение, проекция, интеллектуализация, замещение, сублимация.

Цель коррекции: вытеснение бессознательного в сознательное (помощь клиенту в осознании им причин деструктивного поведения и оказания помощи в эффективной адаптации к реальности. Первое направление – работа над осознанием неосознаваемого; второе – работа с клиентом по усилению ЭГО и Супер-Эго.
Роль психолога: директивная позиция психолога. Психоаналитик должен сам осознавать свои проблемы, реакции и из возможное влияние на клиента. Умение и способность выдержать перенос, тонкая наблюдательность, способность к адекватным интерпретациям, отстранённость и личностная закрытость.

Клиент: принимает концепцию психоанализа, с высоким уровнем интеллекта, полностью открыт и готов к длительной работе.

Техники: метод свободных ассоциаций, толкование сновидений, интерпретация, анализ сопротивления, анализ переноса

· аналитическая индивидуальная психокоррекция А. Адлера: «человек- это прежде всего существо сознательное, которое само по себя определяет в жизни посредством свободы выбора».

Главное препятствие на пути самореализации человека - базисное чувство неполноценности, в преодолении которого состоит личностное развитие. Основные положения: 1) субъективное восприятие действительности; 2) целостность и своеобразность (личность - неделимое целое); 3) комплекс неполноценности и компенсация (неполноценность, ее компенсация и
социальная среда - это три переменные, результирующая сила воздействия которых
приводит к формированию стремления к значимости и превосходству.

Цели коррекции: снижение чувства неполноценности, развитие социального интереса, коррекция целей и мотивов с перспективой изменения стиля жизни.

Позиция психолога: «найти ошибку в «картине мира» клиента» (типы: недоверие, себялюбие, недостаток уверенности, нереалистичные амбиции).

Клиент: активность, ответственность, стремление к сотрудничеству, взаимное доверие и партнёрские отношения.

Техники: установление правильных отношений, анализ личностной динамики (вспомнить что-нибудь из детства), анализ сновидений, подбадривание, поощрение инсайта, помощь в переориентации (антисуггестия – многократное преувеличение нежелательной активности, действие «если бы» и др)

В отличие от Фрейда личность неделима; социальное обоснование теории; человека можно понять только в межличностных отношениях и др.

· клиент-центрированный подход К. Роджерса: «человек имеет природные особенности и стремление к самоактуализации».

Триада Рождерса: безусловное позитивное принятие человека, эмпатия, конгруэнтность (соответствие м\у тем, что человек чувствует, как он понимает своё чувство, как выражает это чувство).

Цель коррекции: выработка у клиента большего самоуважения и способности предпринимать действия, необходимые для приведения его «Я-реального» в соответствие с его личным опытом и глубинными переживаниями., помощь в личностном росте и развитии, благодаря которому человек решает свои проблемы.

Позиция психолога: не играть роль, быть собой; создать комфортный для клиента психологический климат. Создать соответствующий психологический климат, в котором клиент сам бы отказался от защитных механизмов.

Техники: 1) вербальные техники: перефразирование, резюмирование, «эхо», вербализация; 2) невербальные техники: визуальный контакт, зеркало (отражение эмоций).

логотерапия В. Франкла: «Человек - творец, всю жизнь созидающий свою духовность».

Человеческие поступки: способствующие созиданию духовной личности, разрушающие духовность, безразличные по отношению к духовности. Подход к личности: «свобода воли», «воля к смыслу» и «смысл жизни».

Цель: заставить человека сознательно принять ответственность за себя (общество не влияет)

Техники: метод дерефлексии (снятие излишнего самоконтроля, размышление о собственных сложностях), метод парадоксальной интенции (психолог вдохновляет клиента именно на то, чего тот старается избежать; активно используется юмор), персональное осмысление жизни, «сократовский диалог» (цель - вовлечение клиента в острудничество и расширение сферы сознания, т.н. интеллектуальный поединок м/у клиентом и психологом).

· экзистенциальное направление (С. Кьеркегор)

Цель коррекции - обретение смысла жизни, осознание личностной свободы, ответственности и открытие своих потенций как личности в полноценном общении.

Техники: упор на развитие самосознания, культивирование свободы ответственности, помощь в открытии или создании смысла, уникальность и идентичность, работа с тревогой, отношение со временем («Как вы представляете нашу встречу через 10 лет?».

2. Поведенческое направление (Д. Уотсон и Э. Торндайк).

Три основные тенденции: классическое обусловливание (Павлов) – выстраивание «ассоциативного мостика», формирование желаемого поведения; оперантное обусловливание (Б. Скиннер) – поведение контролируется его результатами и последствиями, мультимодальное программирование (А. Лазурс, А. Бандура) – воздействие на целостную структуру дичности. Обусловливание – это создание условий, дающих возможность управлять поведением человека.

Цель коррекции: выработка нового адаптивного поведения или преодоление дезадаптивного.

Позиция психолога: учитель, наставник, врач.

Клиент: д.б. активным, сознательным при постановке цели, готовность к применению новых форм поведения, активное сотрудничество с психологом.

Техники: методика «негативного воздействия» (от навязчивой негативной привычки можно избавиться, если сознательно многократно повторять ее), методика «скилл-терапии» (развитие саморегуляции и навыков самоконтроля), методики формирования поведение (шейпинг - поэтапное моделирование сложного поведения, которое ранее не было свойственно человеку; сцепление; «фединг» (затухание) - это постепенное уменьшение величины подкрепляющих символов), методики, основанные на принципах положительного и отрицательного подкрепления, жетонный метод (внешнее стимулирование желательным поведением человека).

3. Когнитивное направление (Пиаже, Брунер) – в когнитивной психокоррекции основное внимание уделяется познавательным структурам психики и упор делается на личность, личностные конструкты и в целом на логические способности.

- основное внимание не прошлому, а настоящему клиента;

- в основе коррекции - научение новым способам мышления;

- домашние задания;

Основная задача коррекции - изменения в восприятии себя и окружающей действительности, при этом признается, что знания о себе и мире влияют на поведение, а поведение и его последствия воздействуют на представления о себе и мире.

Цели коррекции: исправление ошибочной переработки информации; помощь клиентам в изменении убеждений, которые поддерживают неадаптивное поведение и неадаптивные эмоции.

Позиция психолога: учитель, наставник.

Техники: поведенческий эксперимент - проверка искаженных убеждений или страхов в ситуации реальной жизни; метод «фиксированной роли», «подъем по лестнице» (почему?), «складывание пирамиды» (как?), «АВС-модель».

· рационально-эмотивная терапия (РЭТ) А. Эллиса: «Людям мешают не вещи, а то, какими они их видят».

Три ведущих психологических аспекта функционирования человека: мысли (когниции), чувства и поведение.

Дескриптивные когниции содержат инфо о реальности, о том, как человек воспринял мир, «чистая» инфо о реальности. Оценочные когниции отражают отношение человека к этой реальности.

Цель коррекции: оказание помощи в пересмотре системы убеждений, норм и представлений. Частная цель - освобождение от идеи самообвинения.

Позиция психолога: директивная; авторитет.

Техники: обсуждение и опровержение иррациональных взглядов, когнитивное домашнее задание, рационально-эмотивное воображение, ролевая игра, «атака на страх» (выполнить задания, которое обычно вызывают страх).

· когнитивный подход А. Бека

Цель - исправление неадекватных когниций, осознание правил неадекватной обработки информации и замена их правильными.

Позиция психолога: партнерские отношения с клиентом.

Техники: «сократовский диалог», «заполнение пустоты», декатастрофизация (техника «что... если»), переформулирование («никто не обращает на меня внимания» = «мне нужно эмоциональное тепло. Я его не получаю. Поэтому мне нужно протянуть руку другим людям, чтобы обо мне тоже позаботились»), проверка гипотезы, планирование деятельности.

· реальностная терапия У. Глассера

Изначальное поведение клиента неадекватно, нереалистично и безответственно. Поведение - предмет анализа и коррекции.

Чувство реальности (основное понятие), в результате ослабления которого понижается чувство ответственности перед самими собой за результат своих действий. Личность сама выбирает свою позицию - жертвы или деятеля; сама выбирает себе желаемый мири желаемое поведение и осуществляет контроль над ними.

Цели коррекции: общая-активизация у клиента чувства реальности; частная – достижение личностной независимости, повышение уровня самосознания, разработка плана личностного совершенствования.

Позиция психолога: близкая к позиции учителя (эмпатичность, требовательность).

Клиент: желание принять ответственность за своё поведение и нейтрализовать неадекватные способы поведения.

Никаких техник, необходимо пройти 7 этапов работы.

4. Трансактный анализ Э. Берна:

Структура личности (3 состояния Я или Эго-состояний): родитель: (контролирующий); ребенок: эмотивное начало в человеке; взрослый: способность человека объективно оценивать действительность по инфо.

Цели коррекции: помощь клиенту в осознании своих игр, жизненного сценария; освободить человека от выполнения навязанных программ поведения и помочь ему стать полноценным, независимым, спонтанным; достижение автономности личности, определение своей собственной судьбы, принятие ответственности за свои поступки чувства.

Позиция психолога: главное - обеспечить инсайт. Партнер в сочетании с учителем и экспертом.

Техники: техника семейного моделирования, Трансактный анализ.

5. Гештальт-терапия Ф. Перлза:

Личностный рост = расширение зон самосознания. 3 зоны: внутренние (явления и процессы, происходящие в нашем теле), внешние (события, которые отражают сознание), средние (фантазии, верования, отношения).

Психические нарушения обусловлены тем, что их личность не составляет единого целого, т.е. гештальта.

Цели коррекции: достижение наиболее полного осознания себя (снятие блокировок, пробуждение потенциально существующих в человеке естественных ресурсов, способствующих его личностному росту, достижению ценности и зрелости, полной интеграции личности клиента).

Позиция психолога: катализатор, помощник, сотворец.

Техники: экспериментальный диалог, «Идти по кругу», техника «Наоборот», «Заброшенный магазин».

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.