Изобразительное искусство эпохи Среднего Царства — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Изобразительное искусство эпохи Среднего Царства

2017-12-12 273
Изобразительное искусство эпохи Среднего Царства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Пожалуй, художественные достижения эпохи Среднего Царства наиболее примечательны в двух областях – монументальной живописи и скульптурном портрете. В декорации гробниц трудоемкая и дорогая техника раскрашенного рельефа уходит в это время на второй план, и предпочтение отдается чистой живописи. Это были росписи по-сухому. Каменная стена покрывалась слоем глиняной штукатурки (иногда смешной с нарезанной соломой), а затем ее поверхность шлифовалась до абсолютно гладкого состояния. Краски использовались природные, на основе яичного белка или камеди – красная и желтая охры, белый гипс, черная сажа, лазурит, малахит, фаянсовая глина.

Расписные скальные гробницы особенно многочисленны в Среднем Египте (Бени-Хасан, Меир, Эль-Берше). В росписях есть оригинально интерпретированные старые сюжеты и новые (охота в пустыне, изображение наемных войск), в них использовались новые краски – синяя и зеленая (помимо традиционных красных и желтых охр, черной, белой, характерных для раскрашенных рельефов эпохи Древнего Царства). Широко применялось разбеливание, смешение цветов, наложение одного красочного слоя на другой. Результатом стал более светлый, радостный, легкий колорит. Контуры по-прежнему оставались довольно жесткими, но появилось стремление выявить объем и даже передать ощущение световоздушной среды при сохранении общей подчиненности всех изображений плоскости. Традиция регистрового построения сохранялась, также как и канон, и связанная с ним дифференциация масштабов фигур. При этом тонкое знание натуры, изысканность линий, декоративность, легкость, точность и большая свобода рисунка – все это характеризует лучшие памятники живописи эпохи (например, росписи в гробнице номарха Хнумхотепа в Бени-Хасане). Все это ляжет в основу будущих достижений живописи Нового Царства.

Интерес к человеческой личности, который проявляет себя в литературе и во всей духовной культуре этого времени, не мог не дать исключительных, неповторимых результатов в области скульптурного портрета. Серьезные мировоззренческие перемены, разруха и упадок в стране, пережитые в первый переходный период, рождали неуверенность. Сохранялись прежние культы, но особое значение, большее, чем прежде, приобретает в это время культ Осириса, владыки загробного мира, вера в существование посмертного суда и наказания. Абидос, священный город Осириса, стал важнейшим религиозным центром Египта. В этом городе проводились важные мистерии и церемонии, необходимые для возрождения бога и воспроизводившие миф об Осирисе. Раньше только фараон уподоблялся этому божеству и проходил его путь к возрождению и вечной жизни («Тексты пирамид» древнего царства об этом). Теперь путем Осириса проходит каждый. Раньше магическими текстами, заклинаниями, помогающими человеку преодолеть смерть, выдержать суд и обратиться к вечной жизни на полях Иалу – такими текстами покрывали стены гробниц фараонов. Теперь они покрывают саркофаги знатных вельмож; позднее, они появятся на папирусах, которые будут помещаться в ноги к мумии, в саркофаг.

То, что каждый человек уподобляется Осирису и проходит путь к возрождению, а не только богоподобный фараон, меняло отношение к личности, в том числе к земному существованию человека, заставляло задумываться над ним, обратится к проблемам этическим. Не случайно широкое распространение в литературе в это время получает жанр поучений, исторического назидательного рассказа, жанр рассуждения или диалога (знаменитый «Разговор разочарованного со своей душой», «Песнь арфиста»). Это полные сомнений и раздумий морализирующие философские тексты – о добре и зле, о роли человека в земных делах. За ними стоят замечательные индивидуальные портреты, где черты конкретного человеческого образа преобладают над прежним обобщением. Все это сопоставимо с тем, что происходит в искусстве скульптурного портрета.

Конечно, линия официального, культового канонического портрета продолжала развиваться. Пример такого рода скульптуры – впечатляющая статуя Ментухотепа II из его заупокойного храма в Дейр-эль-Бахри. Ментухотеп в древности считался родоначальником очередного этапа существования египетского царства, также как Менес и Яхмос – основателями соответственно Раннего и Нового царств. Царь представлен сидящим на кубическом троне и облаченным в белые одежды, использовавшееся во время ритуала хеб-сед. На голове царя - красная корона Нижнего Египта. Лицо украшает искусственная борода с загнутым кончиком – атрибут обожествленного фараона. Массивная и отчасти незавершенная статуя окрашена в черный цвет – таким образом, мертвый царь уподобляется Осирису (одежды и белки глаз – белые, корона – красная). Подобные скульптуры сохраняли художественные традиции эпохи Древнего Царства

Но параллельно, особенно в эпоху XII династии, возрастает удельный вес индивидуализированного портрета, в том числе и портрета царя (важно, что теперь статуи утрачивают исключительно заупокойный характер, и могут обозреваться). Тонкая игра светотени, сложный рельеф конкретного лица, живость и сосредоточенность образа характеризуют лучшие портреты эпохи, созданные в сфере придворного искусства, где работали самые лучшие мастера (например, портреты фараонов Сенусенрта II или Аменемхета III). Это стремление к конкретности, быть может, спасло египетский портрет от засушивания, условности и схематизма к которому он мог придти. Характерен особый прием в изображении глаз - глаза размещаются глубже и благодаря приопущенному верхнему веку взгляд кажется направленным не во вне, а в глубь себя. Отсюда впечатление задумчивости, самопогруженности, духовности.

В конце правления XIII династии, еще сохранявшей, хотя и с трудом, независимость и единство, пришли завоеватели гиксосы. Второй переходный период – время господства этих кочевников-азиатов, самый темный, с точки зрения самих египтян, период истории египетского государства. Во время правления XVII династии началась освободительная борьба, закончившаяся победой египтян и изгнанием гексосов Яхмосом I – первым фараоном XVIII династии.

Новое Царство

Это последний этап независимого и оригинального развития египетского искусства, характеризующийся усилением контактов с другими ближневосточными государствами: Сирией, Палестиной, Кипром, Хеттами, Ассирией, Критом. В это время монументальный стиль предшествующих эпох получает новые особенности, вызванные стремлением к декоративной изысканности, а иногда и к парадному самоутверждению (особенно в эпоху Рамессидов) и, вместе с тем, к более глубокому проникновению в образ. Внутри самой эпохи Нового Царства стиль искусства не оставался неизменным, но проходил разные стадии. Важнейшая веха здесь – эпоха Амарны[5], связанная с правлением Аменхотепа IV, принявшего имя Эхнатона. Это время кардинальной ломки религиозных традиций, которая не могла не сказаться и на изобразительном искусстве. Поэтому внутри Нового царства выделяют три этапа – время до Амарны (18 династия - Тутмессидов), собственно Амарну и постамарнский период (19-20 династий – Рамессидов).


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.