Искусство и культура Древнего Востока. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Искусство и культура Древнего Востока.

2017-12-12 199
Искусство и культура Древнего Востока. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Искусство и культура Древнего Египта.

Египетская цивилизация, возникшая в долине Нила в IV тыс. до н. э. – одна из древнейших. Ее история от додинастического до греко-римского периода охватывает более четырех тысячелетий. Территориально Древний, как и современный, Египет представляет собой узкую полоску зеленого оазиса по берегам Нила. Геродот называл Египет «Даром Нила», и это на самом деле так. Ежегодно разливаясь от ливней и таяния снегов в горах, где находятся его истоки, Нил делает почвы плодородными, удобренными слоем ила. Не зря египтяне называли свою страну «ке-мет», что значит «черная земля», в отличие от «красной земли» - пустыни, простиравшейся на западе и на востоке (Ливийской и Аравийской), враждебной земли без растительности и жизни, откуда приходили кочевники-иноземцы. Египтяне научились справляться с разливами Нила путем создания системы искусственной ирригации, что стало залогом успешного земледелия и развития поселений, со временем превратившихся в города. Кроме того, река была судоходной: по ней перевозили товары и осуществляли контакт между отдельными территориями-номами, которые располагались цепочкой вдоль Нила. Номы стремились к объединению, которое и произошло очень рано – поначалу в пределах Южного (Верхнего) и Северного (Нижнего) Египта, а затем и в масштабах всей Нильской долины. Уже в конце IV тыс. на этих землях возникло единое централизованное государство.

Периодизация:

В конце IV - начале III в. до н. э., когда Египет уже был завоеван Александром Македонским, египетский жрец Манефон составил первую историю Древнего Египта. Он разделил всю историю страны на три периода: Древнее, Среднее и Новое царства, а правителей объединил в 30 династий. Историки и искусствоведы до сих пор пользуются этой периодизацией, хотя в нее были внесены и некоторые дополнения:

Додинастический период – IV тыс.

Раннее Царство (1-2 династии) – примерно XXXI – XXVIII вв. до н. э.

Древнее царство (3-6 династии) – примерно XXVIII-XXIII вв. до н. э.

Первый переходный период (7-10 династии) – XXIII-XXI вв. до н. э.

Среднее Царство (11-13 династии) – XXI-XVIII вв. до н. э.

Второй переходный период (14-17династии) – XVIII-начало XVI вв. до н. э.

Среднее царство -

чрезвычайно важный период в области религии, классический в области литературы и продолжающий классическую линию в изобразительном искусстве, определившуюся в эпоху Древнего Царства. Центром культурной и религиозной жизни в этот период всегда оставались Фивы, хотя в эпоху XII династии столица перемещалась в средний Египет, в Фаюм, что позволило лучше контролировать ситуацию в средних номах. Государственным в это время стал синкретический культ Амона-Ра, соединявший местный фиванский культ бога Амона с главным культом эпохи Древнего Царства – солнечного бога Ра.

В строительстве возможности были сильно ограничены по сравнению с эпохой Древнего Царства, однако роль архитектуры по-прежнему была велика. Характерный памятник этого времени - заупокойный комплекс Ментухотепа II (фараона XI династии) в Дейр-эль-Бахри близ Фив. Здесь соединился опыт строительства частных гробниц, в том числе и скальных, строительства царских пирамид с их заупокойными комплексами, а также посвятительных солнечных храмов. Отсюда пришел принцип расположения сакральных помещений по оси, их развитие в глубину, но в храме Ментухотепа он оказался усложнен ярусностью. Комплекс Ментухотепа распложен в скалах, и во многом сам ландшафт подсказал такое композиционное решение – развитие ансамбля не только вглубь, по оси, но и по вертикали, ярусами. Полускальное сооружение занимает две террасы и заканчивается небольшим культовым помещением – святилищем внутри скал. Портик первого яруса и галереи второго яруса, образованные двумя рядами прямоугольных столбов, вели в гипостиль (колонный зал), в котором было 140 восьмигранных «протодорических» колонн. Затем шел открытый двор, обнесенный с трех сторон колоннадой - перистиль, а затем снова колонный зал с 80 прямоугольными столбами. В центре постройки находилась небольшая пирамида, которая венчала мастабообразное основание (причем это основание находилось внутри первого гипостиля, а сама «пирамида» возвышалась над его крышей). Характерно, что пирамида не служила гробницей, а имела чисто символическое значение. Принцип расположения помещений, примененный в храме Ментухотепа II – осевое построение, чередование гипостилей с перистилями, постепенное сокращение высот помещений, будет развит уже в эпоху Нового Царства в строительстве равнинных посвятительных храмов.

Новый расцвет в архитектуре Среднего Царства связан с правлением XII династии. Правда, от этого времени не дошло хорошо сохранившихся архитектурных комплексов, но даже руины свидетельствуют о размахе строительства. Желание подчеркнуть связь с великим прошлым отразилась в архитектуре погребальных построек, которые походили на комплексы фараонов конца Древнего Царства. Снова появились гробницы пирамидальной формы. Но их конструкция и техника были сильно упрощены даже в сравнении с постройками V-VI династий. Это классические по форме пирамиды Сенусерта I и Сенусерта II в Лахуне. Они почти целиком сложены из кирпича и лишь облицованы гранитом. Еще один характерный пример – пирамида-кенотаф Аменемхета III в Дашуре с заупокойным храмом. Местом настоящего погребения этого фараона был погребальный комплекс в Фаюме (так называемый Лабиринт), эта же пирамида была кенотафом т.е. ложной гробницей. Пирамида была построена из кирпича-сырца, облицована белым известняком и увенчана черным базальтовым пирамидионом (отсюда ее название «Черная Пирамида»). От подобных сооружений остались одни руины в силу непрочности использованного материала. Небольшие пирамиды строились и позднее, но имели в основном символическое значение – пирамида уже не играла такой роли, как в эпоху Древнего Царства. На первый план выступают постройки другого типа, за которыми будущее – скальные гробницы и заупокойные и посвятительные храмы. Важно, что уже в эпоху Среднего Царства (при Сенусерте II) на территории будущего грандиозного комплекса в Карнаке было построено небольшое святилище Амона-Ра.

Новое Царство

Это последний этап независимого и оригинального развития египетского искусства, характеризующийся усилением контактов с другими ближневосточными государствами: Сирией, Палестиной, Кипром, Хеттами, Ассирией, Критом. В это время монументальный стиль предшествующих эпох получает новые особенности, вызванные стремлением к декоративной изысканности, а иногда и к парадному самоутверждению (особенно в эпоху Рамессидов) и, вместе с тем, к более глубокому проникновению в образ. Внутри самой эпохи Нового Царства стиль искусства не оставался неизменным, но проходил разные стадии. Важнейшая веха здесь – эпоха Амарны[5], связанная с правлением Аменхотепа IV, принявшего имя Эхнатона. Это время кардинальной ломки религиозных традиций, которая не могла не сказаться и на изобразительном искусстве. Поэтому внутри Нового царства выделяют три этапа – время до Амарны (18 династия - Тутмессидов), собственно Амарну и постамарнский период (19-20 династий – Рамессидов).

Искусство эпохи Амарны.

Религиозная реформа Эхнатона имела, прежде всего, политическую направленность. Эхнатон возродил древний космогонический культ Солнечного божества (Ра-Горахте-Шу-Атона, а затем просто Атона) и утвердил его в качестве единственного, упразднив при этом все культы, в том числе культ фиванского Амона. Таким образом, был нанесен и удар по Фивам, претендовавшим на роль главного религиозного центра, и по фиванскому жречеству. Единобожие должно было укреплять централизованную царскую власть. Вслед за этим фараон покинул Фивы, бывшие местом царской резиденции, и по его приказу всего за каких-то пять лет была построена новая столица - город Ахетатон (Горизонт Атона).

В изобразительном искусстве этого времени стремление к жизненности, правдоподобию ощущается даже еще сильнее, чем в предшествующую эпоху Тутмессидов. Для памятников ранней Амарны, первых лет правления Эхнатона, характерен довольно резкий разрыв с прежними каноническими решениями и всякой идеализацией – стиль этот получил название «гротескного». Индивидуальные особенности фараона и членов его семьи не скрывались, не обобщались и не смягчались, а наоборот подчеркивались и, что совсем необычно для Египта, даже заострялись в своей непривлекательности. Эти образы и приближены к натуре, и одновременно удалены от нее в своей гротескности, неестественном преувеличении отдельных черт. Слишком вытянутое лицо, впалые худые щеки, крупные уши и тяжелый подбородок – эти черты неизменно характеризуют портреты Эхнатона. В рельефах, изображающих фараона и членов его семьи, предстоящих перед Атоном (это божество не имело, в отличие от старых богов, антропоморфного или зооморфного облика, но изображалось в виде солнечного диска, протягивающего к земле животворящие лучи-руки), неизменно подчеркивается религиозная экзальтированность в молитвенном обращении к божеству. Акцентируется роль фараона как посредника между божеством и людьми (а не сам фараон выступает как недосягаемое божество). Многочисленные семейные ритуальные сцены с участием царя, царицы и их детей, приобретают удивительную эмоциональную окрашенность, какой не было прежде в официальном искусстве Египта.

Зрелоамарнский стиль возвращается к достижениям 18 династии, к мягкости и декоративности форм, но при этом не утрачивает удивительной реалистичности, эмоциональности, духовной озаренности раннего «гротескного» этапа (просто теперь все эти черты сглаживаются, смягчаются). Самый знаменитый памятник зрелой Амарны, справедливо вызывающий всеобщее восхищение, тиражируемый в бесконечном количестве ремесленных копий – известняковая голова царицы Нефертити, жены Эхнатона. Лицо, устремленное к небу, попадает в острие угла, образуемого обращенной назад короной и напряженно вытянутой вперед шеей (прием вообще характерный для амарнского портрета) – отсюда ощущение внутренней напряженности и духовного порыва, особая атмосфера молитвенности и поэтичности. Что импонирует в ней больше всего – эмоциональность, духовная красота и утонченное изящество пластической формы, свидетельствующее о высочайшем уровне мастерства. Есть и другие портретные головы Нефертити (а также самого Эхнатона и дочерей-царевен), вышедшие из той же мастерской скульптора Тутмеса, открытой в Ахетатоне, представляющие царицу то совсем юной, почти девочкой, то уже зрелой женщиной. Никогда египетское искусство не подходило так близко к натуре, и, пожалуй, никогда не было столь одухотворенным.

Эпоха поздней Амарны прекрасно представлена памятниками из знаменитой гробницы фараона Тутанхамона, зятя Эхнатона. Это время, когда в политике уже наметился и частично осуществился возврат к старому, к реставрации старых культов и т.п., однако в искусстве мастера продолжали следовать амарнским традициям. Можно было вернуться к старому содержанию изображаемых сцен, но передавать его прежним архаическим языком было уже невозможно.

В 1922 году Говард Картер открыл гробницу Тутанхамона, которая почти полностью сохранила свои богатства и мумию, защищенную несколькими саркофагами из разных материалов. Здесь были найдены многочисленные скульптуры: статуи фараона, его антропоморфные саркофаги (один из них, в котором непосредственно лежала мумия фараона, был целиком выполнен из массивного золотого листа), маски, фигуры божеств. Кроме того, замечательные предметы ремесла: изделия из кости, алебастра, золота, дерева, инкрустированная мебель, ларцы, украшения, золотой трон Тутанхамона, фигурки богинь, охраняющих кварцитовый саркофаг, фигурные канопы (сосуды для хранения внутренностей мумии). Чрезвычайно трудно выбрать из множества произведений, найденных здесь, самые значительные. Упомянем еще лишь некоторые. Выдающимся произведением является кипарисовый ларец, покрытый стуком и расписанный. На продольных и боковых стенках показаны битвы с нубийцами и азиатами, на поперечных – Тутанхамон-сфинкс, попирающий врагов, на крышке – две сцены охоты в пустыне. Выдающийся образчик ремесла – деревянное кресло фараона, покрытое листовым золотом, инкрустированное вставками из синего фаянса, золота и алебастра. На передней стороне спинки изображена «семейная» сцена в духе тех, что были созданы в Ахетатоне: сидящий на резном стуле Тутанхамон и стоящая радом его юная супруга Анхесенамон, умащающая его плечо. Над супругами сияет Атон, протягивающий им символы жизни, которые держат его руки-лучи. Интересно, что группа на спинке кресла – не единственное изображение Тутанхамона с женой: этот мотив повторяется и в ряде других предметов, изображается на ларцах, светильниках, сосудах, причем всякий раз, наряду с сакральным аспектом, подчеркиваются взаимная любовь и нежность супругов. Все эти вещи еще озарены романтическим светом амарнского времени. Кроме того, на эти произведения влияли художественные традиции других ближневосточных стран, с которыми у Египта были тесные контакты в то время (об этом мы знаем из документов амарнского архива) и возможно к работам над ними привлекались критские, финикийские, сирийские мастера.

Эпоха Рамессидов

Последний фараон 18 династии – Харемхеб и первый фараон 19 династии Сети I (ее основатель Рамсес I правил очень коротко) беспощадно разрушили все то, что оставила амарнская эпоха (в силу этого мы, практически, не имеем сохранившихся архитектурных сооружений времени Эхнатона). В искусстве наметилась общая для этого завершающего этапа линия – возврат к традиционному, к «классическому», строго каноничному. Однако подспудно амарнское наследие все равно участвует в формирования стиля Рамессидов. Время правления 19-20 династий – это эпоха нового и последнего возвышения Египта, победоносных завоевательных походов (прежде всего, Рамсеса II) и вновь колоссального по своим размахам строительства. Для архитектуры этого времени характерны лаконизм и чрезвычайная массивность форм, которые странным образом сочетаются с декоративной нарядностью.

В эпоху Эхнатона строительство храмов Амона-Ра в Карнаке и Луксоре было прервано. Фараоны 19 династии возобновляют его с большим размахом, воздавая великие почести оскорбленному Амону. В Карнаке строится большой гипостильный зал – самое значительное сооружение этого ансамбля. Папирусовидные колонны центральной части карнакского гипостиля выше боковых, что дает перепад высот, использованный для верхнего освещения (центр колонного зала был ярко освещен, боковые же части - затемнены). Однако, центральные и боковые опоры отличаются не только размерами, но и формой капителей: более высокие ряды уже как бы развернули метелки соцветий (капитель имеет форму колокола), более низкие в боковых колоннадах – еще не раскрыли упругих бутонов. Стволы и капители колонн карнакского гипостиля приобрели совсем обобщенный, предельно стилизованный характер – один стебель с крупным бутоном или метелкой-колоколом (такой тип появился еще в эпоху Тутмессидов, но более распространенным тогда была иная, более натурная форма - со связкой стеблей, охваченных жгутом). Стволы сплошь покрывают иероглифы и рельефы, что отчасти смягчает грузность форм, но рождает ощущение слишком резкого контраста между гипертрофированной мощью опор и утонченной ажурностью их декора.

Тот же размах и репрезентативность демонстрируют перистиль и пилоны в Луксоре, воздвигнутые при Рамсесе II, где мы находим колонны того же типа, что и в Карнаке (еще ранее была построена четырехкилометровая дорога сфинксов между Карнаком и Луксором). Кроме того, Карнакский храм украсили новые пилоны с иглообразными обелисками и статуями стоящего и сидящего Рамсеса.

Весьма значительны скальные комплексы 19 династии – заупокойный храм Сети I в Абидосе, достроенный Рамсесом II, и особенно два заупокойных храма в Абу-Симбеле (Нубия). Последние храмы были посвящены Рамсесу II и богу Амону (Большой храм) и жене фараона, царице Нефертари, и богине Хатхор (Малый храм). На эти полостью скальные постройки, несомненно, оказал влияние уже сложившийся тип равнинного наземного храма. Фасад Большого храма в Абу-Симбеле похож на огромный пилон, вдавленный в скалу. Перед ним сидят четыре колосса Рамсеса II почти 20 м высотой. Общая глубина уходящего вглубь скалы храма – 55 м. Первый его зал соответствует большому входному двору наземных построек (здесь 8 опор с осирическими статуями фараона), второй поперечный зал напоминает гипостиль; далее идет преддверие и само святилище с размещенными по бокам кладовыми для сакральных даров. Таким образом, здесь реализуется планировочная схема равнинных храмов.

Следует хотя бы кратко упомянуть равнинные комплексы 19-20 династий. Это так называемый Рамессеум и храм в Мединет-Абу. Первый построен при Рамсесе II, второй – при его приемнике Рамсесе III. Оба комплекса представляют необычное для Египта сочетание храмовой постройки и довольно развитой дворцовой системы. В их центральной части последовательно располагаются друг за другом открытые дворы, затем гипостильные залы и святилища заупокойного храма, а вокруг, словно обрамляя священный участок – жилые и хозяйственные помещения дворца, также связанного с заупокойным культом. В данном случае мы имеем пример сохранения и развития амарнских традиций, поскольку именно в Ахетатоне впервые на египетской почве был развит сложный вариант дворцовой системы, сходной с другими ближневосточными образцами.

Огромное по масштабам строительство при первых Рамессидах в эпоху 20 династии сильно сокращается. Уже нет возможностей строить с размахом, а кроме того все формы и решения уже найдены и обращены в канон: двигаться некуда, и по сути ничего нового и значительного после Рамсеса III уже не создается.

Позднее Царство.

Это сложная и, к сожалению, недостаточно изученная эпоха - время междоусобных войн, кратковременных успехов и кажущегося усиления, но по сути серьезного внешнего и внутреннего ослабления египетского государства. Египет в это время не только не претендует на прежнее лидирующее положение в Древнем мире, но все более рискует сам попасть (и даже попадет) в зависимость от соседей-завоевателей (с 671-655 гг. Египет подчинен Ассирийской державе, самому сильному государству того времени). Но главное, с середины XI в. до н. э. Египет вновь разобщен, разделен на две части – северную со столицей в Танисе, где правят сменяющие друг друга династии фараонов, и южную, со столицей в Фивах, где правит фиванское жречество, окончательно противопоставившее себя центральной государственной власти. Объединение иногда достигалось в той или иной степени (в эпоху правления 22-23 Ливийских, 25 Эфиопской и 26 Саисской династий), но всегда было кратковременным и непрочным, и периоды эти были только иллюзией возрождения былой мощи Египта.

В наибольшем упадке в это время оказалась архитектура, самая затратная и трудоемкая из областей искусства. Значительные постройки возводились редко, и были лишены прежнего размаха и своеобразия. В таком же плачевном состоянии находились монументальные формы искусства, тесно связанные с архитектурой – настенная живопись и рельеф. Однако, интересно развиваются малые формы, создаются сложно декорированные саркофаги, замечательные произведения ремесла: деревянные резные изделия, предметы из стекла и фаянса, мелкая бронзовая пластика (вотивные статуэтки богов); живопись находит себе широкое применение в миниатюрах на папирусных свитках. Чрезвычайно важной и плодотворной была, несомненно, статуарная пластика, где сосуществуют намеренная архаизация, декоративность с одной стороны и стремление приблизиться к живой натуре с другой. Важно, что в это время активизируется весь арсенал традиционного египетского искусства. Египетские мастера увлекаются суровостью и выразительностью эпохи Древнего Царства, стремятся подражать и имитировать памятники «золотого века». Но не оставляет их равнодушными и утонченность, эмоциональность, декоративность искусства эпохи Тутмессидов и Амарны. Они стремятся, как бы, воскресить и зафиксировать весь накопленный опыт, все лучшее, что было в национальном наследии. Мастерство в работе с материалом достигло тогда высочайшего уровня: камень, дерево, металл никогда еще не обрабатывались с такой легкостью и виртуозностью. Особый интерес к фактуре, самой поверхности статуи, которую стремились довести в своей шлифовке и полировке до максимальных пределов, характеризуют памятники Позднего Египта (портреты фараонов Ливийской и Эфиопской династии, демонстрирующие, помимо всего прочего, стремление отразить определенный этнический типаж). Искусство Саисского периода особенно стремилось закрепить лучшие достижения древней культуры, что имело непосредственное продолжение в эпоху персидского господства (525 г. до н. э. – 332 г. до н. э.) и в греко-римский период (332 г. о н. э. – 30 г. до н. э. – время греко-македонского господства, 30 г. до н. э. – 476 г. н. э. – время, когда Египет входил в состав Римской империи).

Эпоха эллинизма – интересный и сложный этап в истории Древнего Египта, который трудно оценивать однозначно. Мировоззренческие и эстетические основы двух культур (египетской и эллинской, а затем и римской) были настолько различны, что не могли дать органичного слияния, синтеза во всех областях (привнесенная завоевателями эстетика и художественные формы встречали в Египте вполне понятный внутренний протест). Интересные результаты были достигнуты лишь в некоторых сферах, например в живописи (знаменитый фаюмский портрет I-III вв. до н. э.). Однако многие памятники являют лишь механическое соединение египетского и античного с преобладанием одного из двух элементов. Лишь в поздне-античное время открывается нечто своеобразно оригинальное, благодаря оживлению народного и неофициального искусства в местных школах, что знаменовало переход к новому этапу – эпохе раннего христианства.

 


[1] Хотя данный раздел общего курса рассчитан на достаточно широкий показ памятников, в его рамках не могут быть рассмотрены все древневосточные культуры. В него не вошли, например, периферийные государства Африки (Куш, Аксум и др.), Аравии (Саба, Маин, Набатейское царство), территории Дальнего Востока (Индия, Китай, Япония) - региона вообще достаточно обособленного, а также государства центральной Азии и Закавказья. Мы не говорим об искусстве полукочевых и кочевых племен, которые окружали земледельческие цивилизации Древнего Востока (амореев, арамеев, арабов в Аравии и Сирийской степи, киммерийцев и скифов в Северном Причернморья и др), лишь вскользь касаемся сиро-финикийского материала.

 

 

[2] Первым традиционным направлением экспансии Египта было восточное – на полуостров Синай и восточное побережье Средиземного Моря (Сирию, Палестину). Второе направление – южное, т.е. вверх по течению Нила в Нубию.

[3] Иногда в литературе в отношении этих территорий используется термин Междуречье (Месопотамия), который правильнее применять лишь к северным районам данного региона.

[4] Раньше считалось, что изображена победа Нармера, фараона Юга, над всем Нижним (северным) Египтом. Однако, процесс объединения страны до сих пор остается до конца не проясненным. Возможно, Верхний и Нижний Египет объединились после или до царствования Нармера (в таком случае изображена карательная экспедиция против одной из отпавших областей). Ясно, что город Иераконполь играл важную роль в этом процессе.

 

[5] Период был назван по имени арабской деревушки Эль-Амарна, находившейся рядом с открытыми остатками города Ахетатона – столицы Египта, выстроенной при фараоне Эхнатоне.

[6] Пилон (греч. pylon – ворота, вход) – входной портал, фланкированный двумя глухими трапециевидными башнями (характернейшая древнеегипетская форма).

[7] Специфический вид древнеегипетского скульптурного рельефа – углубленный рельеф, некая «негативная» по отношению к выпуклому рельефу (например, барельефу, также широко распространенному в искусстве Египта) форма.

Искусство и культура Древнего Востока.

Понятие «Древний Восток» неоднозначно – среди ученых существовали и продолжают существовать разногласия по поводу определения его сущности, его географических и временных границ. В конце XIX – начале XX в.в. в ходу был термин «классический Восток», введенный выдающимся французским ученым Г. Масперо. Тогда в центре внимания историков находились лишь те народы, чья культура оказала прямое и непосредственное влияние на культуру античности, и, соответственно, на становление европейской цивилизации. По сути дела Древний Восток ограничивался территориями восточных провинций Римской империи. Сегодня мы мыслим картину древневосточного искусства гораздо шире. Для нас Древний Восток - это огромный мир государств и народов, сосуществовавших или сменявших друг друга в течение нескольких тысячелетий на огромных территориях, включающих Северную и Северо-Восточную Африку, Переднюю, Центральную и Юго-Восточную Азию. Хронологически рамки «древневосточного» периода тоже существенно расширились – археология середины XXв. открыла нам «доисторический» Древний Восток VIII-V тыс. до н. э. На основе традиций именно этого первобытного этапа развилась культура будущих великих цивилизаций Востока. Однако традиционно началом «древневосточного» периода в истории человечества принято считать рубеж IV и III тыс. до н. э. – время появления первых государств в долине Нила и на юге Двуречья, концом – первые века нашей эры. Отметим, что цивилизации Египта и Двуречья возникли раньше других – на этих территориях раньше, чем где-либо на Ближнем Востоке, появилась развитая монументальная архитектура и скульптура, раньше оформилось искусство, существенно повлиявшее на последующие достижения соседних стран. Поэтому Египту и Двуречью в нашем курсе уделено особое внимание, в то время как о других государствах Ближнего Востока (Сирии, Ирана, Малой Азии) мы говорим лишь коротко[1].

 

Следует отметить, что художественная культура разных государств Древнего Востока имеет целый ряд общих черт. Прежде всего, это строгая подчиненность изобразительных принципов и архитектурных типов определенным религиозным нормам, постоянное обращение к символическим, сакральным по своему содержанию, канонизированным образам. Масштабность и монументальность стиля, столь характерные для искусства Древнего Востока, во многом были связаны с идеей прославления власти богов и силы верховного правителя, божественного по своему происхождению, от которого зависит и мощь самого государства. Еще одна важнейшая черта – немереное следование некогда сложившимся традициям и приверженность канонам. Все древневосточное искусство стремится к вечности, вневременности создаваемого произведения и особой силе его воздействия, будь то архитектура или изобразительное искусство.

Однако, помимо общих черт, искусство древневосточных государств, несомненно, обладало и целым рядом специфических особенностей, объясняющихся самой их историей: истоками их религиозных культов и обрядов, природными материалами и технологиями, общественными и эстетическими представлениями. Отсюда ─ удивительная неповторимость каждой из древневосточных художественных культур. Охарактеризуем кратко наиболее важные древневосточные государства:

Древний Египет – государство на северо-востоке Африки. Его коренная территория – дельта и долина Нила до 1-го порога, однако в отдельные периоды власть правителей Египта распространялась далеко за эти пределы[2]. На востоке долина Нила граничила с Аравийской пустыней, на западе – с Ливией, которая неоднократно имела военные столкновения с Египтом (в 1 тыс. до н. э. Египтом правила ливийская династия).

На юге Двуречья [3] в конце IV - начале III тыс. до н. э. существовали многочисленные шумерские города-государства – Ур, Урук, Лагаш, Киш и др. Шумерский период в истории Междуречья охватывает около полутора тысяч лет и завершается в конце III - начале II тыс. до н.э. так называемой третьей династией города Ура. В XXIV в. до н. э. населенное шумерами южное Двуречье было завоевано семитами-аккадцами. Во втором тысячелетии в Междуречье образовались два крупных царства – Вавилония с центром Вавилон на Евфрате и Ассирия с центром Ашшур на Тигре. Вавилон достиг наивысшего расцвета при царе Хамураппи (1792-1750 гг. до н. э.), но уже при последних царях первой вавилонской династии (ок. 1600 г. до н. э.) подвергся нашествию горных племен и пришел в упадок более чем на 500 лет. Ассирия появилась на исторической арене примерно в XIII в. до н. э., а в конце IX-VII вв. до н. э. подчинила себе все Двуречье, а также Сирию и даже на короткое время Египет. В VII в. до н. э. ассирийская держава пала под ударом коалиции мидян и восставших вавилонян. Еще около ста лет просуществовало так называемое Нововавилонское царство, которое в 538 г. до н.э. было захвачено Персией.

Восточное побережье Средиземного моря занимали Финикия (узкая полоска побережья: города Тир, Сидон и др.) и существовавшее в долине Иордана в первой половине I тыс. до н. э. Израильско-Иудейское царство. Дальше от моря, в Сирии, существовало несколько сравнительно небольших царств с центрами в городах Алалах, Эбла, Димашк, Каркемиш, которые нередко попадали в зависимость от своих могущественных северных (Египет) и восточных (Вавилон, Ассирия и др.) соседей.

На территории Малой Азии (нынешней Турции) существовали многочисленные государства. Во II-I тыс. до н.э. крупную империю здесь основали Хетты. В VII-VI вв. до н. э. почти всю западную часть Малой Азии занимало сильнейшее Лидийского государство.

В Иране с древнейших времен существовало государство Элам (юго-западные области современного Ирана), с которым государства междуречья воевали на протяжении всей своей истории. На севере Ирана было могущественное мидийское царство, завоеванное впоследствии персами. Персия (Парс) – государство на юго-востоке Ирана, со временем превратилось в могущественную персидскую державу Ахеменидов, последнюю крупную «мировую» державу Древнего Востока. В конце IV века до н. э. она была завоевана Алекасндром Македонским, и вскоре на ее территории возникло несколько эллинистических государств, где основателями правящих династий стали полководцы Александра.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.