Экономические индексы и их классификация. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Экономические индексы и их классификация.

2017-12-09 237
Экономические индексы и их классификация. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В практике статистики индексы на ряду со средними величинами являются наиболее распространенными статистическими показателями. С их помощью ……………………………. так и ее отдельных отраслей; анализируют результаты производственно-хоз. деятельности предприятий; исследуют роль отдельных факторов в формировании важнейших эконом. показателей. Индексы используют в международных сопоставлениях эконом. показателей разных стран, в определении уровня жизни, в мониторинге.

Индекс. показатели в статистике вычисляют на высшей ступени обобщений результатов сводки и обработки данных стат. наблюдения. Поэтому индекс - относительный показатель, характеризующий изменение величины некоторого явления, простого или сложного, состоящего из соизмеримых или несоизмеримых элементов во времени, в пространстве или по сравнению с эталоном.

Если сопоставляются во времени - индексы динамики, если в пространстве – индексы времени.

В экон. анализе индексы используют не только для сопоставления уровней изучаемого явления, но и для оценки значимости причин, приводящих к различию сравниваемых уровней. Основным элементом индекс. отношения является индексируемая величина, т.е. значение признака стат. совокупности, изменение которого является объектом изучения.

С помощью индексов решают 2 главные задачи:

1) количественная оценка, степени изменения простых или сложных явлений. Это обобщающее(синтетическое) направление в использовании индексов.

2) выяснение влияния отдельных факторов на динамику сложного явления. Это аналитическое направление в использовании инексов.

Для удобства восприятия индексов теорией статистики разработана определенная символика, где каждая индексируемая величина имеет свое символическое обозначение:

q-количество

p-цена

z-себестоимость

t-трудоемкость

w-выработка на 1-го работающего

q*p=Q –выручка

t*q=T- общие трудозатраты

q*z=Z- затраты на производство

 

Индексы классифицируют по 3-м признакам:

1.по содержанию индексируемых величин

2.по степени охвата элементов совокупности

3.по методу расчета общих индексов

По 1-му признаку различают индексы количественных и качественных показателей. Индексы количественных показателей(НД) являются объемными, т.к. характеризуют общий суммарный размер явления. Индексы качественных показателей(курс валют, цена, с/c) характеризуют уровень явления в расчете на единицу совокупности и измеряют интенсивность, эффективность явления.

ПО степени охвата элементов совокупности индексы подразделяют на индивидуальные, кот. характеризуют изменение отдельных компонентов, элементов сложного явления(акции определенных ЗАО или ОАО) Эти индексы не требуют суммирования и представляют относит. величины динамики, сравнения, выполнения плана, прогноза.

Их обозначают i.

Сводный или общий индекс характеризует изменение всей совокупности элементов сложного явления, отдельн. компоненты которого не подлежат непосредственному суммированию. Их обозначают I. Если сводный индекс относиться не ко всем элементам рассматриваемого явления, а только к части, то его называют групповым (субиндекс)

 

Общие индексы могут быть рассчитаны как агрегатные и как средние из индивидуальных. Агрегатный является основным. Числитель и знаменатель представляют собой набор непосредственно несоизмеримых величин. Для получения общего итога их следует привести к единой общей мере. Такой переход называют соизмерением. Выбор коэффициентов соизмерения зависит от целей исследования.

 

Индивидуальные индексы

 

 

Индивидуальные индексы позволяют выразить более сложные понятия Q=q*p

>1(>100%) в отчетной периоде выручка больше

<1(<100%) выручка упала

 

итоговый результат деятельности предприятия

 

 

 

В эконом. практике рекомендуют для выяснения влияния отдельных факторов на общий итог вначале определить влияние количественного фактора при базисных значениях, а затем качественного фактора при отчетном значении количественного.

 

агрегатный индекс стоимости продукции или товарооборота.

 

>1(>100%)-100%-выручка возросла

<1(<100%)-100%-выручка упала

Этот индекс подсчитывают в торговле для оценки товарооборота фактических цен.

 

Индекс физического объема()

Отражает влияние на конечный результат изменение объема выпуска розничной продукции. Чтобы получить этот индекс нужно исключить влияние цен. Для чего количество продукции, произведенного в отчетном и базисном периодах умножим на одинаковые цены.

При вычислении индекса физического объема возможны разные решения в зависимости от выбора коэффициента соизмерения.

индекс Ласпейреса

индекс Пааше

 

У этих индексов разный смысл. Индекс Паше дает реальный эффект от изменения объема продаж. Индекс Ласпейреса используют для прогнозирования, планирования. Эти индексы хоть и отличаются по величине (), но общую тенденцию отражают, к.п., одинаково.

-«идеальный» индекс или индекс Фишера. >1 объем выпуска увелич.

< 1 объем выпуска уменьш.

 

Величина агрегатного индекса зависит от индивидуальных индексов, т.к. общее изменение объема выпуска продукции и продажи товара при неизменном ассортименте есть результат изменения объема выпуска для каждого отдельного вида. Общий индекс физич. объема может быть построен на базе индивидуальн. индексов как средний из них.

Если известно и , то получим

Если известно и , то получим

 

Индекс физич. объема можно получить если иметь информацию о стоимости продаж в отчетном периоде, то , и , то получим

 

Расчет агрегатных индексов физического объема товара можно произвести на основе данных о стоимостном объеме выпуска каждого вида продукции в отчетном и в базисном периодах, если известны индивидуальные индексы цен.

 

 

Применение той или иной формулы индекса физического объема(агрегатного среднего из индивидуальных) зависят от имеющейся информации.

Однако общий индекс физического объема продукции не всегда можно представить в виде средней величины из индивидуальных. Этого нельзя сделать, если перечень изделий в отчетном периоде не совпадают с базисным. По несравнимой продукции нельзя определить индивидуальные индексы.

Агрегатная форма общего индекса является универсальной:

z-себестоимость

Агрегатный территориальный индекс физического объема продукции

 

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.005 с.