Как верно определить природу ума — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Как верно определить природу ума

2017-12-13 272
Как верно определить природу ума 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Теперь медитатор пытается систематически рассматривать ум путем медитационных методов, подобных уже описанным. Медитатор в конечном счете воспринимает ум [в его естественной простоте]. Помимо того, что ум бесплотен, бесформен, бесцветен, без расположения и опоры, он – подобно пространству – пуст, не имеет ничего своеобразного, и не затронут какими-либо концепциями. Ум также вне своих явленных выражений! «Махакарунанирдеша-сутра» сообщает:

 

Ум подобен пространству; у него природа пространства;

Равный пространству, он охватывает все.

 

«Джамжукьи Дхо» («Майтреяпарипричча-сутра») отмечает:

 

[Майтрея:] О Сияющий Победитель, как надо внутренне наблюдать ум?

 

[Будда:] Подобно пространству, ум не имеет формы.

 

«Вайрочанабхисамбодхи» добавляет:

 

Ум обладает характеристиками пространства, ведь он свободен от мыслей и различений.

 

Многочисленные сочинения сравнивают ум с пространством. Сараха советует:

 

Пойми, что ум подобен пространству,

Пойми, что ум – пространственной природы!

 

Шавари соглашается:

 

Ум, подрубленный в корне[210] подобен пространству.

 

Пусть даже ум то и дело и сравнивают с пространством, однако эта аналогия иллюстрирует лишь такое медитативное состояние неразличения, которое возникает в результате растворения распознающего процесса, при помощи которого проводился анализ ума. Здесь показано, что то, как возникло это неразличающее состояние, идентично тому, как исчезают ментальные образы, когда всматриваются в пространство. Тилопа повторяет аналогию:

 

Точно так же как исчезают воспринимаемые образы,

Когда всматриваются в протяжение пространства,

То же происходит и с различающими мыслями,

Когда наблюдают [сокровенный простор] ума,

И достигается просветление.

Например, туман и облака нависают над широким пространством,

Они не движутся к чему-то конечному, и нигде не остаются.

Так же, хотя различающие мысли и возникают из [внутреннего простора ума],

Эти волны мысли пропадают, когда медитатор воспринимает ум.

 

И снова он говорит:

 

Все равно как пустое пространство обозначается термином,

Но у него нет ничего такого, что можно было бы определить тем-то и тем-то,

Так и ум описывается, как сияющая ясность,

Хотя нет основания для обозначения того, из чего и как строится ум,

Потому что природа ума тождественна пространству.

 

Шавари заявляет:

 

Как бы полно не исследовали все пространство,

Видение полностью прекратится, потому что пространство бесконечно.

Аналогично, исследуют внутреннюю и внешнюю реальность,

Но не обнаружат никакой сущности – даже субатомной частицы!

Исследуемый таким образом ум непостижим;

Следовательно видение ничего – это действительно видение его.

 

«Кашьяпапарипричча-сутра» разъясняет:

 

Из-за трения двух палок возникает огонь,

Однако в возникшем пламени палки сгорают.

Подобно этому, распозающий процесс приводится в действие аналитической мудростью,

И тем не менее мудрость уничтожает дуалистические мысли.

 

Начав медитацию постижения ум, изучается посредством распознающего интеллекта. Когда процесс различения в конце концов затихает, возникает непонятийное осознавание. Если спросят, существует ли какая-нибудь разница между умом и пространством, ответ: «Да, существует!» Пространство не является самопознающим осознаванием! Сказано, что осознание ума – это самопознающее осознавание. «Самадхинирмочана» поясняет:

 

Самопознающее осознавание покоится в сфере беззнаковости [вне чувственного восприятия];

Оно неопределимо, сторонится всяких понятийных формулировок,

И располагается вне сферы интеллектуальных споров.

По своим характеристикам оно выходит за рамки любых диалектических ограничений.

 

«Гомпа лунгтангьи Дхо» («Самадхивьякарана-сутра») описывает:

 

Что касается безусловного смысла просветленного ума,

Надо неоднократно определять его.

Такой ум не находится ни снаружи ни внутри, ни там и там.

Он не изменяем, ни вечен, ни мгновенен,

Ибо он – самопознающее осознавание.

 

Второй раздел «Хеваджра-тантры» говорит:

 

Ибо такое самопознающее осознавание находится в запредельной области,

Вне средств общения и речи.

 

И опять он говорит:

 

Познав внутренне это самоосознавание,

Достигнешь просветления.

 

Эти возвышенные слова отождествляют смысл сокровенного осознавания со смыслом абсолютной реальности. Будучи неизменяемым блаженством, оно вне чувственных восприятий, концепции и определения. В этом отношении, термин «самопознающее осознавание» просто означает понимание своей изначальной природы (которая совершенно свободна от всех воспринимаемых знаков) в результате исследования ума. Самоосознавание не значит, что оно встречает опознаваемый объект и познает его таким же образом, как видимый образ воспринимается посредством контакта между глазами и предметом. Тилопа поясняет это:

 

Ло! Это самоосознавание!

Оно превосходит все средства общения и мысли.

Мне, Тилопе, нечего открывать.

Тебе надо узнать его самому путем внутреннего изучения.

 

В этом отношении, некоторые [медитаторы], не имеющие учителей – испытавшие ощущение ровного состояния успокоения, медитацию, известную как «ум наблюдающий ум» – утверждали, что они достигли постижения ума. Другие утверждали, что они получили постижение ума, когда воспринимали некоторые воспринимаемые видения вследствие задействования скрытых психических отпечатков, хотя они и считали их твердыми формами. Были еще другие, которые утверждали, что обрели постижение ума, когда фактически они были сильно привязаны к ощущению. Они воспринимали или ясность ума или внутреннюю пустоту, и не только привязывались к переживанию, но и стремились повторить его. Все эти [медитаторы] как видно, не имеют верно определенного понимания пребывающей реальности ума, которая не связана никакими воспринимаемыми знаками. Кроме того, они поддались привязанности к появлению переживания, возникающего из взаимодействия непосредственных причин и условий.

Термин «видение ума» – это просто обозначение понимания нереальности ума, который изначально отделен от всех видов существования или несуществования. Природа ума такова, что нет ничего – даже величиной с бесконечно малый кончик волоса – что является мыслимым или воспринимаемым объектом или наблюдателем. Присущая уму природа неопределима и невообразима, однако, она вне времени и неизменна. «Праджняпарамита-самучаягатха» объясняет ее таким образом:

 

Чувствующие существа говорят о том, что видят небо,

Но надо изучить, как видят небо!

Таким же образом Татхагата показал и

То, как видеть реальность.

 

Сараха говорит:

 

Природа ума с самого начала чиста как пространство.

В процессе наблюдения видение подходит к концу.

 

Шавари подробно разъясняет:

 

В процессе поисков всего того, что проявляется как ум и материя,

Нет ничего что ищется и нет никакого искателя,

Ибо быть нереальным – это быть не рожденным и непрекращающимся

В трех периодах времени.

Неизменно –

Состояние великого блаженства.

 

Он далее сообщает:

 

В акте, когда «я» наблюдает себя,

Остается единичное я;

Наблюдая такое я, его не видят.

Нельзя определить то, где нет ни наблюдателя ни наблюдения.

Кто может охватить полностью

То, что неопределимо?

 

Наропа комментирует:

 

Ум имеет природу сияющей ясности,

В которой нет субстанции,

Даже величиной с малый кончик волоса.

 

Начинающие могут получить опыт такого неопределяемого состояния, соединенного с внимательностью и осознаванием несомненности. Об этом сказано в «Тингдзин Тампе Дхо»:

 

Сфокусировав ум

На таковости внутренне присущей реальности,

Которая так подобна уму,

Обретут не поддающееся определению переживание.

 

Тилопа описывает:

 

Посреди внутренней реальности неразличающей простоты,

Возникает внезапное сияние осознавания[211],

Внутренней реальности, которая совершенно свободна от всяких понятий.

 

Майтрипа делает вывод:

 

Ум – это просто поток сознания:

Сила воздуха-энергии, он лишена само-природы.

 

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.