Разведка в системе государства — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Разведка в системе государства

2017-12-13 314
Разведка в системе государства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Спецслужбы, каковыми являются разведка и контрразведка, — важнейшая и непременная составная часть государственного механизма, политической систе­мы любой страны, независимо от существующего общественно-политического строя, господствующей идеологии. Не бывает государства без спецслужб. Поли­тическое решение, не подкрепленное силой, неизбежно потерпит крах, а сила в политике — это не лобовой военный ракетно-армейско-флотский нахрап, а спец­службы — разведка, контрразведка и полиция, вооруженные тайными специаль­ными методами воздействия на политику.

Применение военных мер, как правило, есть прямой результат провала мер политических.

В зависимости от развитости государства, его места и роли в мировой эконо­мике и политике соответственно, зависит и мощь, «ударность» самих спецслужб. Империям — Германии 1933 — 1945 годов и Советскому Союзу 1920 — 1980 го­дов соответствовали самые мощные в мире и эффективные в XX веке спец­службы. Современной империи начала XXI века — США — соответствует наиболее мощная в мире в настоящее время, беспрецедентная по финансовым возможностям, техническому оснащению, интеллектуальному потенциалу систе­ма спецслужб. Стремительно растущую, возрождающуюся из пепла немысли­мых экспериментов китайскую империю подпирает в качестве одного из краеу­гольных оснований фундамента имеющая тысячелетнюю историю китайская разведка и контрразведка.

Тайная деятельность государств друг против друга существовала всегда. Римские и китайские императоры, египетские фараоны, греческие и визан­тийские полководцы и прочие правители в древности, а также преемники их державной власти в последующие исторические эпохи активно сочетали по­литические и военные методы искусства подавления и разгрома внешнего и внутреннего врага с использованием сил, средств и приемов разведки и контр­разведки.

Но только в XX веке спецслужбы получили окончательные и рельефные, четко очерченные структурно-организационные построения, утвердились и зас­толбили за собой место в политической системе государства, сложились и офор­мились общие закономерности их существования и развития.

Наибольше потрясения в XX веке выпали на долю спецслужб, разведки и контрразведки двух государств — России и Германии. Великие империи дваж­ды за прошедшее столетие были разрушены практически до основания вместе с системой государственного устройства. Вместе с государствами разрушены и органы государственной безопасности — российские в 1917 и 1991 годах соот­ветственно после краха монархии и ликвидации СССР; германские — в 1918 и 1945 году — после поражений в Первой и Второй мировых войнах. Современ­ной разведке и контрразведке Германии удалось возродиться в 50-х годах XX века в период восстановления германской государственности, ювелирно проведенной архитектором воссоздания страны К. Аденауэром.

Динамично и без ощутимых потрясений развивались созданные в XX веке американская разведка и контрразведка, а также некогда законодатели мод и признанные авторитеты шпионажа и контршпионажа британские спецслужбы.

Франция достигла в 70— 90-е годы невиданных успехов и завоевала заслу­женный авторитет в области экономической разведки и контрразведки.

Япония и Китай традиционно использовали национальные этнопсихологи­ческие особенности для продолжения и развития доктрины тотального шпиона­жа и контршпионажа, беря массовостью, количеством при минимизации затрат финансовых и материальных ресурсов, применяя ползучую агрессивность и активность по всем направлениям деятельности спецслужб, все продолжая оста­ваться наиболее закрытыми разведывательными и контрразведывательными сообществами в мире.

В разные исторические периоды взаимодействие разведки и контрразведки и правящей верхушки были неоднозначными и неоднородными. Наиболее ра­зумные государственные и политические деятели прекрасно отдавали себе отчет в том, что спецслужбы и применяемые ими методы воздействия в полити­ческой борьбе являются обоюдоострым оружием; умелое их использование приносит ощутимый успех в решении стратегических внешне- и внутриполити­ческих задач; дилетантское и авантюрное применение способно серьезно подо­рвать, а то и похоронить как политического и государственного лидера, так и само государство.

Одно являлось аксиомой — чем острее внутриполитическая борьба, тем ост­рее борьба за спецслужбы, точнее — за захват ключевых ведущих позиций в разведке и контрразведке.

Выше уже говорилось, что поистине огонь, воду и медные трубы в ушедшем столетии прошли не по одному разу разведка и контрразведка Германии и России. В то же время они, как и китайские спецслужбы, были единственными, кто руководствовался партийными директивами, подчинялся, контролировался надгосударственными, а именно — партийными структурами: НСДАП в Герма­нии и ВКП(б) — КПСС в Советском Союзе. Впрочем, применительно к России и Германии тех времен, а также Китаю можно с полным основанием говорить о явлении, именуемом как «огосударствление партии».

В настоящее время единственными в мире, руководствующимися партийны­ми установками остаются спецслужбы Китая.

Российские спецслужбы времен коммунистической эпохи официально счита­лись передовым отрядом, щитом и мечом партии. Правилом являлось непре­менное членство высших руководителей разведки и контрразведки в централь­ных органах партии, наличие специальных отделов (административных) ЦК партии, осуществлявших контроль за обстановкой в органах и являющихся кад­ровым фильтром для высшего руководящего состава разведки и контрразведки, специальные закрытые Постановления ЦК и не менее закрытые решения По­литбюро и Президиума ЦК по вопросам деятельности спецслужб, ротация кад­ров между спецслужбами и партийными, государственными и правительствен­ными органами.

Никакой иной реальный, недекларируемый надзор, даже прокурорский, за со­ветской разведкой и контрразведкой не только не допускался, но и не мыслился.

Хорошо известны тандемы первых руководителей партии и государства и первых руководителей спецслужб страны: Ленин-Дзержинский, Сталин-Ягода, Сталин-Ежов, Сталин-Берия, Хрущев-Серов, Брежнев-Андропов, Андропов-Чебриков, Горбачев-Крючков. Смена первого руководителя партии, а, следователь­но, и государства, автоматически вела за собой замену и руководства спец­служб.

Конечно, были и исключения. Так, П.С. Ивашутин бессменно стоял во гла­ве Главного разведывательного управления Генерального штаба Вооружен­ных Сил СССР во времена Хрущева, Брежнева, Андропова, Черненко, Горба­чева. И это при том, что ГРУ всегда являлось и является одним из ключевых инструментов как военной, научно-технической, так, отчасти, и экономической политики. П.С. Ивашутин поставил абсолютный рекорд пребывания на выс­шей должности в военной разведке — 24 года, с марта 1963 года по июнь 1987 года, абсолютно заслуженно получил в мирное время звание генерала армии и Героя Советского Союза. Но пример П.С. Ивашутина — это, скорее всего, лишь ис­ключение, подтверждающее правило, — новый политический лидер ставит сво­его руководителя разведки.

Отработана и естественна система смены руководства спецслужб в США. Вместе с вновь избранным президентом, приходит новый руководитель ЦРУ (разведки) и ФБР (контрразведки). Однако есть исключения и здесь. Леген­дарный А. Даллес возглавлял американскую разведку при президенте Д. Эй­зенхауэре и остался на своем посту при Дж. Кеннеди. И только явное фиаско американских спецслужб при провале десантной операции на Кубе помешало ему оставаться на своем посту еще более неопределенный срок, если не пожиз­ненно. Свыше 40 лет при президентах Рузвельте, Трумэне, Эйзенхауэре, Кенне­ди, Джонсоне, Никсоне, Форде оставался на своем посту директор Федерально­го Бюро расследований при Министерстве юстиции Джордж Эдгар Гувер. Сек­рет долгожительства — во многом в пресловутой картотеке с многолетним и убийственным компрматериалом на ведущих политиков, бизнесменов и их ок­ружение. Владение серьезным компрматериалом предполагает действенное вли­яние на политика и бизнесмена любого ранга, особенно при решении кадровых проблем.

Отношение руководителей государств к разведке и контрразведке можно оха­рактеризовать как смешанное. Недоверие, боязнь, брезгливость и в то же время желание использовать в политической борьбе; постоянное опасение знания ру­ководством спецслужб тайных пружин и механизмов политической власти.

Сами разведчики к спецслужбам относятся тоже без излишних иллюзий. Многолетний руководитель французской внешней разведки Александр де Маранш в одной из бесед с президентом США Рональдом Рейганом не преминул заметить: «Не доверяйте ЦРУ. Они несерьезные люди». При этом шеф фран­цузской разведки подразумевал недостаточную целеустремленность американ­ского разведывательного ведомства. Примечательный факт: начальник развед­ки другой страны предостерегает президента Соединенных Штатов Америки от излишнего доверия к собственной разведке.

КГБ времен СССР официально — это добывание стратегической политиче­ской информации, тотальный контроль за населением страны, защита государственных секретов.

Неофициально — это налаживание тайных каналов связи с высшим руко­водством государств, официально причисленных к противнику, в частности, США и ФРГ, финансовая поддержка коммунистических партий за рубежом, своего рода реанимирование функций Коминтерна, это и диверсионно-террористические акты за рубежом, это контроль за политической элитой внутри страны.

Мы не берем 20 — 50-е годы, когда на разведку и контрразведку были возло­жены функции, которые иначе как карательными нельзя и назвать.

Карательные функции выполняли спецслужбы Китая, разведка, и контрраз­ведка Германии времен Гитлера, израильская Моссад, иранская Савак, спецорга­ны Чили пиночетовских времен. В большей мере подобного рода функции отно­сятся к контрразведке, чем к разведке, хотя акции возмездия по отношению к непокорным и инакомыслящим за рубежом — традиционно безусловная преро­гатива разведки.

Пытались ли спецслужбы, видя отсутствие реагирования политического ру­ководства на свою информацию, действовать самостоятельно, вопреки своей роли и месту в политической системе? Да, пытались в разное время действовать само­стоятельно на свой страх и риск в разных странах, разными методами, но неиз­менно с отрицательным для себя результатом. Сепаратные переговоры РСХА с американцами в конце Второй мировой войны, доказанное сотрудничество с англичанами практически всей верхушки военной разведки Германии — Абвера во главе с Канарисом, попытка смещения Горбачева в СССР в августе 1991 года группой высших руководителей СССР во главе с В. Крючковым — руководи­телем внешней разведки, контрразведки СССР, Д. Язовым — министром оборо­ны, которому подчинялась военная разведка...

Все попытки были фатально трагичными и привели к крушению самих спец­служб. Самостоятельные, несогласованные с политическим руководством дей­ствия бесперспективны, обречены на провал, их следствием является развал спец­служб и уничтожение (моральное, физическое) руководителей, принявших по­добное роковое решение.

Закономерны ли подобные попытки? Очевидно, закономерны, ибо руководство спецслужб помимо большего объема политической, военной, экономической и иной открытой и агентурной, оперативно-технической информации, ее анализа и прогно­за вероятного развития катастрофических для государства событий, имеет еще воз­можность наблюдать бессилие и ничтожество политического руководства. Соблазн взять власть в свои руки в данном случае становится почти маниакальным.

Возможен ли иной контроль правящей элитой над разведкой и контрразвед­кой, кроме как личная уния? Однозначно, нет. Парламентский контроль и про­курорский надзор, система партийного контроля могут высветить лишь верхуш­ку айсберга истинного положения дел в спецслужбах. Там автоматически сра­батывают факторы конспирации, корпоративности, инстинкт самосохранения, генетического отторжения любого стороннего вмешательства. Каждый вспыхивающий периодически единичный скандал по поводу тех или иных незаконных действии сотрудников разведки и контрразведки приводит лишь к еще большему усилению мер по закрытию циркулирующей в их недрах информации и ее источников.

У правящей элиты один выход — выстраивать управленческую пирамиду, учитывая лишь один фактор, — личная преданность, родственные узы, совпаде­ние долгосрочных интересов, полное доверие. Компетентность, профессиона­лизм, опыт, профпригодность, мораль, закон играют роль не более чем вторич­ных факторов.

От рядовых исполнителей, низшего руководящего звена спецслужб требует­ся только исполнительность в строго определенных рамках, как правило, отсут­ствие инициативы, каких-либо рассуждений, сомнений. В этом один из ответов на вопрос, почему в ряде стран до сих пор сохраняются воинские и специаль­ные звания в разведке и контрразведке; ведь системы управления людьми воен­ными и людьми гражданскими абсолютно отличаются друг от друга по методам и получаемым результатам.

Государство культивирует закрытость спецслужб, не допуская сращивания с оппозиционными силами. Правилом является минимизация общения и контак­тов вне службы, за исключением агентурного аппарата и иных источников ин­формации.

Информация разведки и контрразведки негласная, ее невозможно добыть из открытых каналов. Она тем и ценна, что добывается, не лежит на поверхности. Информация разведки и контрразведки идет в дополнение, в разрез или в про­тиворечие сведениям, идущим по открытым каналам, в частности МИДовским, журналистским, политологических, социологических, научных структур.

Информация разведки и контрразведки без перепроверки, подтверждения из других источников не может и не должна однозначно ложиться в основу поли­тических решений, не должна быть превалирующей, определяющей при их при­нятии.

Известный английский писатель Филипп Найтли пишет о И. Сталине: «Со­ветский лидер может служить учебным примером тех двух болезней, которые поражают практически всех, кто слишком полагается на шпионаж. Он уверовал в то, что информация, добытая тайно, всегда ценнее информации, полученной из открытых источников. А в этом случае, если секретная информация начинает противоречить его собственным оценкам, он отметает ее, рассматривая как лож­ную, как провокацию или заговор».

Когда политическое, государственное руководство не имело возможности внятно, убедительно оправдаться за собственные авантюры в политике, возника­ли рожденные руководством страны мифы. Мифы, в которых вытирались ноги о разведку и контрразведку, спецслужбы, политическую полицию.

Сталин создал миф о Ежове, осуществившем его же сталинскую идею гено­цида в СССР в 30-х годах Хрущев запустил миф о том, что органы государ­ственной безопасности поставили себя над партией, вышли из-под контроля, нарушали нормы социалистической законности. Администрация Рейгана, зак­рывая свою сверхавантюрную внешнюю политику, прикрылась мифом опера­ции «Иран-Контрас», якобы осуществляемой ЦРУ без ведома государствен­ных структур, хотя спецоперация проводилась в соответствии с директивой президента США. Горбачев и его окружение прикрылись мифом о «решаю­щей роли КГБ» во время августовских событий 1991 года. Во всех случаях при запуске мифов политики не давали возможности руководителям спец­служб оппонировать. В измышлениях некоторых историков Второй мировой войны первопричиной преступлений против человечества нередко выводятся не воля партийно-политического руководства, финансово-промышленных маг­натов, а спецслужбы.

Нюрнбергский и Токийские процессы — единственные в мировой истории, где прозвучал приговор государственной милитаристско-фашистской машине и спецслужбам. Спецслужбы побежденных государств были признаны преступ­ными организациями, их руководители сидели на скамье подсудимых и "были осуждены международными трибуналами, международным сообществом. Ни до, ни после этого подобных политических и правовых аналогов не было. Были попытки суда над КПСС, признания преступной организацией КГБ СССР. Была дикая травля сотрудников спецслужб в бывших странах народной демократии, прибалтийских странах, образовавшихся после крушения СССР. Травля, пере­ходившая на семьи, массовый запрет на профессии, в уголовное преследование.

Предательство союзников не прошли бесследно для СССР — России и ее спецслужб. С ненадежным партнером не только бывшие страны-сателлиты в лице спецслужб, но и агентурный аппарат нередко дело иметь отказываются, и эта позиция имеет под собой все основания.

Попытки воздействия на внешнюю и внутреннюю политику со стороны раз­ведки и контрразведки нередко напоминают самую настоящую мышиную воз­ню, сопряженную с имитацией бурной деятельности, надуванием щек, умением вовремя подстроиться под достигнутый, нередко вопреки прогнозам спецслужб, политический результат. Независимо от воли и веления разведки и контрраз­ведки неотвратимо срабатывают наиболее общие законы развития общества и государства.

Функция спецслужб, разведки и контрразведки, полиции во внешней и внут­ренней политике вспомогательная.

Спецслужбы не могут быть ведущими в политике, только ведомыми, пример­но так же, как базис-экономика не может опережать надстройку-политику.

Политический результат может быть достигнут и нередко достигается вопре­ки воздействию спецорганов, вопрос лишь в цене достигнутого результата.

Без полного учета возможностей разведки и контрразведки невозможно фор­мирование полноценного политического деятеля, руководителя государства. Возьмем на себя смелость утверждать, что прорыв в реализации стратегической цели США достигнуть гегемонии в мире, был во многом обеспечен тандемом Рейган-Буш и последующей деятельностью Дж. Буша-старшего как президента США. Между тем Буш как никто из президентов США в новейшей истории владел искусством разведки и контрразведки, ибо в 1976 — 1977 годах был ди­ректором ЦРУ. Нельзя отрицать и той ведущей роли в крушении Советской империи, которую сыграл самый сильный после Даллеса директор ЦРУ, если не стоящий на одном с ним уровне — У. Кейси, сформулировавший и реализовав­ший доктрину экономического уничтожения СССР.

Как правило, в государстве существуют несколько спецслужб. Например, в Израиле существует несколько разведведомств. Система разведорганов Армии обороны Израиля (Цахал) включает: внешнюю разведку (Моссад), военную раз­ведку (Аман), службу общей безопасности (Шабак или Шин-Бет). Еще есть осо­бый отдел полиции (Решуд) и Центр исследований при МИДе. Сеть построена по американскому образцу — каждое ведомство отвечает за определенную сферу.

Основной принцип работы сотрудников Моссада предполагает сначала уз­нать о враге как можно больше и только затем применить силу.

Хотя официальным днем рождения Моссад считается 1 апреля 1951 г., но на самом деле организацию создали в 1937 году под названием «Учреждение для проведения нелегальной иммиграции». Ее возглавлял Шауль Авигур, который считается основателем израильской разведки. Данные о главе Моссада являют­ся государственной тайной и предаются гласности только после его ухода с этого поста.

В то время она занималась обеспечением нелегальной иммиграции евреев из Европы в Палестину. После окончания Второй мировой войны главной целью Моссада стала закупка и переправка в Палестину оружия из Европы для со­здавшихся вооруженных сил.

На сегодняшний день Моссад отвечает за сбор разведывательных данных за рубежом, проведение различных акций, включая террористические, а также за борьбу с Палестинским движением сопротивления за пределами государства. Моссад подчиняется непосредственно главе израильского правительства. Уси­лия разведслужбы направлены на получение политической, экономической и военной информации во всех регионах мира в целях ее использования в интере­сах Израиля. Объектом разведывательной деятельности Моссада являются и международные организации, в том числе ООН, поскольку эта организация уже неоднократно принимала нежелательные для Израиля решения.

С одобрения правительства в стенах этого ведомства разрабатываются и осуществляются «специальные акции» по устранению лидеров арабских орга­низаций (настроенных против Израиля), ведению психологической войны, де­зинформации и другие. При этом Моссад активно сотрудничает с западными спецслужбами (американскими, немецкими, итальянскими) по обмену информа­цией и другим вопросам.

В состав организации входят следующие управления: оперативного плани­рования и координации; оперативно-техническое; сбора разведданных; полити­ческих акций и связи с общественностью; технологическое; военно-научных исследований; кадров; финансовое; материально-технического обеспечения и безопасности; обучения и подготовки.

Военная разведка (Аман) как самостоятельная служба была создана в конце 40-х годов. Ее главным организатором считают полковника Хаима Герцога, ко­торый в годы Второй мировой войны служил старшим офицером в британской разведке. Герцог возглавлял Аман в 1959 — 1962 годах.

Военная разведка несет ответственность за сбор, обработку и предоставление военной, политической, экономической и научно-технической информации в целях достижения военного превосходства Израиля в Ближневосточном регионе. Кроме того, она призвана обеспечить безопасность в армии и подавление анти­израильских выступлений на оккупированных территориях.

Организационно Аман состоит из следующих отделов: аналитико-информационного, разведывательного, иностранных связей, полевой безопасности и воен­ной цензуры. В задачу этих отделов входит получение сведений о вооруженных силах арабских государств, их возможных намерениях, степени боеготовности, новых системах вооружения; проведение специальных операций за пределами Израиля; ведение военно-научных разработок; осуществление военной цензуры, включая цензуру средств массовой информации.

В конце 1998 года произошло частичное перераспределение ответственности между Аман и Шабак. Служба внутренней безопасности передала военной раз­ведке функции сбора информации и контроля над становлением военной струк­туры Палестинской национальной автономии, то есть тот раздел оперативно- разведывательной работы, которым Аман традиционно занимается в отношении сопредельных арабских государств.

В Цахал имеются также разведывательные службы ВВС и ВМС, сосредото­чивающие свои усилия на получении данных, представляющих интерес для ко­мандования родов войск. Эти службы тесно взаимодействуют с Аман, координи­руя действия в области сбора данных в рамках общих разведывательных задач.

Служба общей безопасности — Шабак или Шин-Бет — отвечает за внутрен­нюю безопасность в Израиле и на оккупируемых территориях.

Служба общей безопасности, так же, как и военная разведка, была создана в конце 40-х годов прошлого столетия.

Эта служба представляет собой правительственный орган в рамках Мини­стерства внутренних дел, главной функцией которого является контрразведыва­тельная деятельность и обеспечение внутренней безопасности.

Служба безопасности ведет наблюдение и отвечает за нейтрализацию дея­тельности иностранных разведывательных органов на территории Израиля. Шабак располагает широкой сетью агентов и осведомителей в средствах массо­вой информации, на предприятиях торговли и обслуживания. Значительная часть ее усилий направлена на борьбу с контрразведкой арабских стран. В круг обя­занностей Шабак входит установка подслушивающих устройств и прослушива­ние телефонных разговоров. Эти и ряд других задач решают восемь управле­нии: арабское, неарабское, безопасности и охраны, координации и планирования, оперативной поддержки, техническое, расследований и правового совета, адми­нистративное.

 

 

***

 

Разведка и контрразведка — именно те элементы политической системы го­сударства, посредством которых власть имущие, господствующая элита реали­зует концепцию, доктрину государственного интереса. Как известно, государ­ственный интерес — термин, введенный П. Макиавелли и Ришелье для выражения претензий государства на право не обращать внимания на законы, которые оно должно защищать, если этого требуют так называемые высшие государ­ственные интересы. Спецслужбы стоят и над законами, и над обществом, и над моралью, общечеловеческими ценностями. Любой контроль и надзор в сущнос­ти формален, ибо деятельность спецслужбы по сути есть калейдоскоп, совокуп­ность сменяемых друг друга тайных, конспиративных мероприятий.

Проконтролировать можно лишь вершину айсберга этих мероприятий, за­фиксированную на документальных носителях, где остаются следы агентурно-оперативной деятельности, санкции руководства. А если какие-либо мероприя­тия не фиксируются?

Магическая приставка «тайно» делает политиков своего рода наркоманами. Только они могут дать указания спецслужбам — сделайте что-то, но... «тайно», и это возвышает их до небожителей, сверхчеловеков; «тайно», — следовательно, лишь для избранных, что недоступно для непосвященных политиков, пользую­щихся обычными средствами. Вспомним поистине маниакальную привержен­ность Горбачева к распечаткам телефонных переговоров его сподвижников и соперников. По воспоминаниям Болдина и Крючкова, он их читал часами, мас­кируя на рабочем столе другими важнейшими государственными документами. Но сделать что-то «тайно» могут только спецслужбы. Их технологии являются составной частью политической технологии, не самодостаточны, а имеют по отношению к политическим технологиям подчиненный статус, категорию. Техно­логии политики и технологии спецслужб друг без друга существовать не могут, они просто исчезнут за невостребованностью.

 

***

Структурно разведка и контрразведка неразрывно связаны с геополитиче­скими государственными образованиями, которые спецслужбы обслуживают.

Политическая, военно-организационная и экономическая инфраструктуры обусловливают внешнюю и внутреннюю инфраструктуру спецорганов, что мож­но проследить на схемах организационной структуры ЦРУ США и ГРУ ГШ ВС СССР.

Необходимо отметить, что в целом приведенная структура разведыватель­ных служб, несмотря на их принадлежность к разным по политическим целям и задачам государствам, совпадают как минимум на три четверти. Общие задачи разведслужб, формируемые политиками, детерминируют и саму структуру спец­служб, которые создаются под решение конкретных политических задач. В свою очередь, исходя из организационной структуры спецслужб, можно без труда оп­ределить направленность внешне- и внутриполитических задач государства.

Целесообразно более подробно рассмотреть инфраструктуру Центрального разведывательного управления США как одной из наиболее эффективных спец­служб современности. Основой ЦРУ является оперативный директорат, который решает задачи по добыванию информации силами агентурной развед­ки, организует и проводит тайные операции, осуществляет контрразведыватель­ное обеспечение агентурно-оперативной деятельности разведки, занимается борьбой с терроризмом и наркотиками.

 

 

Схема 1. Центральное разведывательное управление.

 

-----

1. ДЦР – Директор центральной разведки, ЗДЦР – Заместитель директора центральной разведки.

 

 

Схема 2. Главное разведывательное управление Генерального штаба Вооруженных сил СССР

 

 

В структуру директората входят:

Управление внешней разведки. Осуществляет контроль за оперативной деятельностью региональных отделов, рассматривает планы и отчеты их работы, оценивает надежность источников информации, разрабатывает рекомендации для оперативных подразделений.

Управление внешней контрразведки. Обеспечивает безопасность разведы­вательной деятельности резидентур ЦРУ и центрального аппарата разведки, осуществляет агентурное проникновение в иностранные спецслужбы, опраши­вает перебежчиков.

Управление тайных операций. Разрабатывает и осуществляет тайные опе­рации.

Управление технических служб. Отвечает за техническое обеспечение тай­ных операций. Во время визитов президента США за рубеж обеспечивает за­щиту закрытых каналов связи секретной службы.

Финансово-плановое управление. Отвечает за планирование и финансиро­вание всей деятельности директората.

Центр по борьбе с терроризмом. Координирует деятельность подразделе­ний ЦРУ в борьбе с международным терроризмом.

Центр по борьбе с наркотиками. Осуществляет анализ всей информации по проблеме незаконного оборота наркотиков, разрабатывает и проводит оператив­ные мероприятия против наиболее опасных организаций международного нар­кобизнеса.

Географические отделы:

- Отдел по СНГ и Восточной Европе;

- Отдел Латинской Америки;

- Отдел Ближнего Востока и Южной Азии;

- Отдел стран Африки;

- Отдел Восточной Азии.

Кроме того, имеется ряд отделов: Отдел иностранных ресурсов (агентурно- оперативная работа с территории США), Отдел международной деятельности (ранее назывался Отделом специальных операций, занимается планированием и проведением полувоенных тайных операций), Отдел прикрытий, Отдел ком­мерческих предприятий и др.

Имеется научно-технический директорат. Он проводит исследова­ния и разработки в области создания технических средств сбора информации, эксплуатирует и обслуживает их, поддерживает контакты и осуществляет обмен информацией с крупнейшими научными центрами США.

В структуру директората входят:

Управление исследований и разработок технических систем. Занимается фундаментальными и прикладными научно-техническими исследованиями и разработками в самых различных областях (связи, датчиковых систем, полу­проводников, искусственного интеллекта, моделирования процессов и др.).

Управление по разработкам и конструированию. Занимается разработкой и эксплуатацией крупных технических систем сбора информации.

Управление радиоперехвата. Разрабатывает, «эксплуатирует и обслужива­ет новейшую аппаратуру, необходимую для выполнения с максимальной эф­фективностью задач по сбору и анализу информации».

Управление технического обеспечения. Осуществляет исследования, раз­работки и изготовление различной оперативной техники (средства тайнопи­си, подслушивания, скрытого фотографирования, кодирования и расшифров­ки и т.п.).

Информационная служба по зарубежному радиовещанию. Руководит се­тью радиопостов с целью подслушивания и записи радио- и телепередач.

Национальный центр расшифровки материалов аэрокосмической развед­ки (до 1973 г. находился в подчинении информационно-аналитического дирек­тората).

Информационно-аналитический директорат. Является головным подразделением американской разведки по обработке и анализу разведывательной информации и подготовке выходной продукции разведки для президента стра­ны, Совета национальной безопасности и конгресса:

К числу наиболее важных видов выходной продукции директората относятся:

-«меморандум предупреждения» — информация об угрозе ракетно-ядерного нападения или назревания кризисной ситуации, способной перерасти в круп­ный вооруженный конфликт;

- ежедневная разведывательная сводка и еженедельный доклад о текущих событиях для президента, вице-президента, государственного секретаря, мини­стра обороны, советника президента по национальной безопасности и председа­теля Объединенного Комитета начальников штабов;

- ежедневный обзор национальной разведывательной информации; рассы­лается примерно в двести адресов, в том числе в крупные посольства и резидентуры;

-национальные разведывательные оценки с анализом и прогнозом разви­тия наиболее важных военных, политических, экономических и других проблем.

Основными структурными подразделениями директората является пять ре­гиональных управлений:

- Управление анализа информации по бывшему советскому блоку;

- Управление анализа информации по европейским странам;

- Управление анализа информации по Ближнему Востоку и Южной Азии;

- Управление анализа информации по Восточной Азии;

- Управление анализа информации по странам Африки и Латинской Америки.

Кроме того, в ЦРУ имеются:


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.129 с.