Функциональные направления разведки — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Функциональные направления разведки

2017-12-13 307
Функциональные направления разведки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Экономическая разведка

 

В основе причинной обусловленности возникновения, развития и дальнейшего совершенствования экономической разведки лежит обеспечение конкурентных преимуществ в экономике — либо национальных, либо корпоративных. В условиях продолжающегося воздействия на состояние всемирного хозяйства и его подсистем разноуровневых глобальных факторов, а именно — распада мировой социалистической системы, появления новых государств, не до конца определивших свои политические, культурные и прочие национальные интересы; политического и экономического кризиса в Латинской Америке и ряде государств и Индокитая, перерастающего в некоторых регионах в военно-политический; технологической и информационной революций; обострения энергосырьевой и продовольственной проблем; кризиса мировой финансово-кредитной и фондовой системы; обострения экологических проблем; усиления взаимозависимости национальных хозяйств, их экономической политики; сближения экономических уровней развития различных стран; преодоления межсистемных противоречий между странами, проявляющегося в признании конкуренции как главного факто­ра, обеспечивающего равновесие внутрихозяйственного развития, — несомненно, экономическая разведка сохранит свою актуальность и в дальнейшем.

Отсутствие до XX века экономической разведки в ее нынешнем концептуально-структурном понимании отнюдь не означало, что государствами не вело­сь изучение экономического потенциала вероятного противника. Так в XIX веке в качестве самостоятельной науки оформилась в рамках военной теории и практики военная статистика, изучавшая различные аспекты экономики, экономического потенциала вероятного противника. При этом в качестве основных задач военной статистики были определены:

- выявление, сбор, научная обработка и анализ статистических данных, раскрывающих уровень экономических, морально-политических, научных и военных потенциалов изучаемых стран, степень подготовки их к войне;

- выявление военных и мобилизационных возможностей стран;

- анализ состояния вооруженных сил и состояния резервов.

Фактически это есть задачи сбора и анализа разведывательной военно-экономической информации.

Линия экономической разведками контрразведки существует в спецслужбах достаточно длительный период, несмотря на ее недооценку, в частности, в годы Первой мировой войны. «Из-за ошибочных представлений о длительности войны не было и мысли о той важной роли, которую должна была играть в этой гигантской борьбе промышленность. Лишь необходимость привлечь в широ­чайшем масштабе промышленность к пополнению израсходованных запасов, далее — необходимость реализовать вновь появившиеся боевые средства, рас­ширить имевшиеся заводы, построить новые и перевести огромное количество предприятий с мирного производства на военное постепенно выявили, что про­мышленность является одним из важнейших элементов военного дела», — пишет в главе «Коммерческий и промышленный шпионаж и диверсии» начальник разведки и контрразведки австрийской армии в годы Первой мировой войны М.Ронге в мемуарах «Война и индустрия шпионажа». Ронге рисует картину обширного промышленного шпионажа в военной сфере, в том числе с позиций нейтральных стран.

О «хозяйственной разведке», как необходимой и официальной государствен­ной функции, упоминает в своих мемуарах «Тайные силы» руководитель не­мецкой разведки в 1913-1918 годы В. Николаи.

В годы Первой мировой войны «организация и ведение разведывательной работы по изучению иностранных государств в военном, экономическом, про­мышленном, финансовом... отношениях» являлись одной из задач российской разведки. В интересах разведки и контрразведки за границей в нейтральных странах для более твердого положения активно использовались прикрытия коммерческой деятельностью, для чего руководители органов разведки и контрраз­ведки по состоявшемуся секретному соглашению с надлежащими ведомствами получили или полуофициальные назначения за границу по коммерческим де­лам, главным образом, в связи с торговой и коммерческой разведкой, или же стали во главе совершенно частных транспортно-комиссионных контор.

Значение экономической разведки было столь велико, что в 1917 году остро был поставлен вопрос об организации межведомственного особого центрально­го органа для сбора всех получавшихся различными ведомствами сведений об экономической жизни наших противников — Центрального бюро экономиче­ской разведки, или Бюро экономической войны. В качестве источников получе­ния необходимых сведений о противнике намечалось использовать: Междусо­юзническое бюро в Париже, заграничные организации и представительства всех ведомств, военно-цензурные комиссии, IV часть отдела генерал-квартирмейстера Генерального штаба, штабы фронтов и армий, а также все ведомства и учрежде­ния, имевшие органы для экономической борьбы с противником. Намечалось, что бюро будет иметь два отделения: первое — по обработке корреспонденции, задержанной военно-цензурными комиссиями, и выдержек из прессы враждебных государств; второе — по обработке материалов, поступивших от заграничных органов заинтересованных ведомств, от штабов фронтов и армий, а также доку­ментов, касавшихся экономической жизни и захваченных русскими войсками.

Но Бюро так и не было создано, очевидно, в связи с Февральской револю­цией и последовавшей за тем неразберихой в военном ведомстве и в стране в целом.

Экономическая разведка и контрразведка всегда была в центре внимания советских органов государственной безопасности: в сентябре 1919 года для борьбы с экономическим шпионажем, вредительством и диверсиями образуется Экономический отдел (впоследствии управление) ВЧК, в 1922 году новое направление — экономическая разведка появляется в Иностранном отделе ВЧК. Экономическое направление деятельности советской разведки и контрразведки как неотъемлемая сфера интересов государства оставались неизменными на про­тяжении всей истории органов ВЧК - ГПУ - ОГПУ - НКВД - НКГБ - МВД - КГБ и Советского государства и всегда находили свое оформление в рамках организационно-штатной структуры спецслужб.

Впрочем, иного и быть не могло, ведь К. Марксом в его «Капитале» еще в XIX веке был провозглашен примат базиса (экономики) над надстройкой (по­литикой). Будучи последователями коммунистических идеологических постулатов органы ВЧК — ОГПУ никак не могли остаться в стороне от контроля за положением дел в базисной составляющей общественно-государственного устройства.

Необходимость в кратчайшие сроки преодолеть технологическую отсталость СССP от ведущих индустриальных держав мира вывела линию экономической разведки в число приоритетных. На добывание данных о финансово-экономическом, промышленном потенциале западных государств, закрытой технологической информации были сориентированы и резидентуры советской разведки. Так, объектами заинтересованности берлинской резидентуры ОГПУ, действовавшей под прикрытием торгового представительства СССР в Германии в 1931 годах, возглавляемой А. Орловым (Л. Фельдбиным), были концерны «ИГ Фарбениндустри», «АЭГ», «Сименс», «Рейнметалл», «Борзиг», «Маннесман». Активно использовался широчайший спектр методов экономической разведки, в числе которых были вербовка агентуры, закупки патентов, приглашение на работу в СССР немецких инженеров и ученых, кража патентов и изобретений. Применялись и новые методы разведки, например, открытие патентного бюро.

Насколько эффективно советская разведка осуществляла операции по промышленному шпионажу в Германии в период работы А. Орлова в Берлине можно судить по отчету за 1930 год Союза немецкой промышленности. Этот союз основал бюро по борьбе с промышленным шпионажем, по оценкам которого ежегодные потери германской промышленности от кражи технологий составляли почти 250 млн. марок в год. Усилия по борьбе со шпионажем, предпринятые Союзом немецкой промышленности, почти не имели успеха.

В 30-е годы XX века основной целью немецкой разведки в США было получение экономической и технологической информации, необходимой для реализации военной программы Германии. Использовались возможности крупнейших концернов и фирм, занятых производством однопрофильной продукции. Картельные соглашения между американскими и немецкими фирмами предусматривали обмен новыми изобретениями и лицензиями на их производство. Например, Дюпон в начале 30-х годов свободно обменивался с несколькими немецкими фирмами сведениями о взрыв­чатых веществах. «Сперри Гироскон» представила «Аскания Компани» лицензию на производство в Германии приборов для полетов вслепую и радиолокато­ров, а также поставила немцам гирокомпасы и другое авиационное оборудова­ние. «Пратт и Уитни» продала немцам двигатели, пропеллеры и запчасти к ним, а также снабжала «БМВ» детальными сведениями обо всех исследованиях и разработках, которые велись ею в США.

Между «Стандарт Ойл» и «ИГ Фарбениндустри» было заключено соглаше­ние об обмене патентами и научными разработками, по которому «Стандарт Ойл» передала немцам формулу синтетического каучука — основного страте­гического сырья, а также более совершенную технологию производства взрыв­чатых веществ. В июне 1940 года из 20 основных наименований, перечислен­ных в правительственном списке секретных и стратегических товаров, важных для обороноспособности США, не менее 14 производилось фирмами, имевшими контакты с немецкими компаниями.

Ошибки в оценке экономического потенциала противника, военно-технической составляющей оборонного потенциала вели к губительным стратегическим военно-политическим решениям.

Как известно, неверные разведывательные данные в отношении производ­ственных и транспортных возможностей Советского Союза к 1941 году во мно­гом способствовали формированию ошибочной точки зрения германского гене­рального штаба, согласно которой Германия благодаря военному и техническо­му превосходству способна победоносно завершить восточный поход в течение нескольких недель.

Наивысшего пика деятельность экономической разведки достигает во время войны. Данные об экономике противника становятся не менее важными, чем сведения о военных планах и замыслах, группировке войск, их оснащении, воо­ружении на театрах военных действий.

Так, весной 1942 года отделом «Иностранные армии Востока» Генерального штаба Германии был представлен специальный доклад «Экономический потен­циал Советского Союза». В докладе отражены аспекты, касающиеся добычи и запасов угля, производства кокса, чугуна, стали, марганцевой руды, вольфрама, молибдена, алюминия, каучука, нефти и нефтепродуктов. Отдельно изучены воп­росы размеров и характера поставок стратегического сырья, военного снаряже­ния и боевой техники, продовольствия из США.

С точки зрения истории и теории экономической разведки небезынтересны заключения комиссии «Экономическая разведка и стратегия предприятий» Ге­нерального комиссариата по планированию Франции, представленные в сере­дине 90-х годов XX века. По оценке экспертов этой комиссии, крупные сред­ства, которые японцы и американцы выделяют в настоящее время для добыва­ния и обработки полезной информации, свидетельствуют о наступлении так называемой эры информации. В связи с окончанием «холодной войны» и уменьшением вероятности всепланетного конфликта, государства будут вести борьбу с другом уже в области экономики и технологии. В этих же областях будут вести борьбу — с поддержкой государства или без таковой — предприятия всех возможных видов, размеров и форм собственности, при лидирующей роли транснациональных корпораций. В этой многообразной конфронтации особо важную роль будет играть информация.

Рассматривая варианты конфронтации в экономической сфере на стратегическом уровне, французские эксперты используют специфическую методику, именуемую «сеткой Бернара Надулека», который подразделяет конфронтацию прямую, косвенную и стратегию опережения.

Прямая конфронтация (П) характерна для двухполюсного конфликта, по принципу «один на один». Перенеся прямую конфронтацию в экономическую сферу, в качестве образца приводится наступление Японии на европейское судостроение, когда, овладев в ходе переговоров британским «ноу-хау», японцы наводнили западный рынок скопированными изделиями. В таком классическом добывание «предварительной информации» сосредоточено на факторах, способных изменить соотношение сил, своеобразных «факторах мощи» с целью нанесения решающего удара.

Косвенная конфронтация (К) присуща многополюсному конфликту: все против всех. Здесь нужно победить, по возможности не сражаясь напрямую, особый упор сделать на коалицию и мобильность, добиваться преимущества, воздействуя на самые устои системы, пытаться запугать противника. В качестве классического примера приводится многократно повторяющаяся ситуация в валютно-финансовой сфере: коалиции возникают и распадаются соразмерно скорости колебаний соотношения сил между спекулянтами и правительствами, намерения заинтересованные лица всячески пытаются разузнать (приобретение инсайдерской информации).

Стратегия опережения (О) присуща тому, кто в одиночку противостоит всем и вынужден учитывать как общую обстановку, в целом для него неблагоприятную, так и свои собственные силы, при их постоянной передислокации. Такая стратегия устраняет различие между состоянием войны и мира и означает постоянную готовность, что позволяет мгновенно перейти к молниеносной войне. Перенесенный на экономическую почву, этот принцип хорошо иллюстрируется нынешней стратегией Японии. Именно в этих условиях достигает апогея информации и разведки. Поскольку ситуация «один против всех» исключает право на ошибку, необходима всеобщая активность, которая увеличивает эффективность добывания и внутреннего распределения информации. Разведка, прежде всего, выясняет слабые места противника с целью блокирования сферы влияния и нанесения решающего удара.

Эксперты комиссии «Экономическая разведка и стратегия предприятий» считают, что концепция Надулека рельефно вырисовывает факторы, связанные со значением предварительной информации при конкуренции. Для наиболее сильной остроты восприятия экономические столкновения сравниваются с военными. При этом отмечается, что если война как-то ограничена во времени, то экономическое соперничество постоянно. Операции по добыванию информа­ции и разведданных никогда не прекращаются в разных сферах, в том числе в военной и экономической. Задача защиты информации в двух этих сферах различна. Если солдат и офицер с незапамятных времен понимали, что нужно молчать, то инженеры или коммерческие работники далеко не всегда в этом убеждены. Люди слишком медленно начинают понимать, что информация сегодня — новое богатство. С законодательством в этом плане положение следу­ющее: если все, связанное с военной тайной, было его предметом с древних времен, то законы, охраняющие достояние предприятия, появились сравнитель­но недавно и нуждаются в периодическом пересмотре с учетом бурного про­гресса информационной технологии и изменения методов добывания информа­ции. Следует также напомнить, что так называемая технология двойного назна­чения расширяет зону, общую для военной и гражданской промышленной информации, что требует ее более изощренной защиты.

Разграничение между «открытой» информацией, доступ к которой свободен, и «закрытой», защищаемой законом, по мнению французских экспертов, имеет решающее значение. Однако это разграничение осложняется возникновением так называемой «промежуточной информации», расположенной в зоне юриди­ческого вакуума, отделяющей открытую информацию от закрытой, а также в нейтральной зоне, расположенной между открытыми поисками экономической информации с использованием законных методов и тайными поисками с ис­пользованием незаконных методов. Эта «промежуточная зона» растет как в связи с трудностями контроля над растущим объемом информации и со слож­ными юридическими ситуациями, так и в связи с ожесточенностью конкурентной борьбы.

Экономическая разведка в концептуальном понимании этого явления — это совокупность согласованных действий по добыванию, интерпретации, распрост­ранению и защите информации, полезной для субъектов экономики и добывае­мой, легально и нелегально и при наилучших условиях в смысле качества, сро­ков и издержек.

Концепция экономической разведки выше отдельных действий, обозначаемых терминами: «слежение»; «защита собственности конкурента»; «влияние», Ее высшая ступень — стратегические и тактические цели, задачи и планы, определяющие характер и проведение отдельных действий и гарантирующие их успех. Она означает также взаимодействие между всеми сферами деятельности экономической разведки, а именно: сложная игра «сотрудничество — конкуренция», которой активно занимаются на высшем стратегическом уровне более 500 крупнейших мировых промышленных групп; перемежающаяся с переговорами конфронтация между основными экономическими блоками; особые национальные интересы, практически исключающие диалог; межрегиональная стратегия, более или менее свободная от опеки центральных правительств; сферы языкового, конфессионного влияния и диаспоры.

Таким образом, традиционная «окружающая среда» промышленности коренным образом изменилась, а коммерческая практика предприятий стала более агрессивной, так как новые условия потребовали и нового подхода к информации, тем более что количественный и качественный рост торговли стимулировал конкуренцию, и рынки. В 80-е годы XX века еще более утвердилась интернационализация экономики, которой ранее было присуще взаимопроникновение и зависимость между экономиками отдельных стран; в 90-е годы началась ее глобализация — новый и качественно иной этап, ведущий к созданию единого мирового рынка, опирающегося на три континентальных полюса. Французские эксперты отмечают, что в этой сложной и эволюционирующей обстановке предприятия должны учитывать еще три фактора:

- рост числа субъектов экономики, лидирующих на некоторых рынках (японцы в электронике, немцы в станкостроении);

- рост угрозы, проистекающей из незаконной практики сговора;

- мафиозные приемы.

Экономические руководители вынуждены сейчас разбираться в крайне обширной и сложной информации, ибо только это позволяет конкретно узнать другого, особенно когда этот другой — конкурент. Поэтому информация становится боевым оружием, возникшим в связи с описанными выше новыми условиями.

Поскольку концепция экономической разведки тесно объединяет в себе знания и действия, она чаще всего толкуется в наступательном плане. Французские специалисты приводят следующие несколько примеров.

1. «Кампания влияния», проводимая через печать с целью воспротивиться нежелательным официальным мерам. Так, весной 1993 года Союз предпринимателей текстильной промышленности провел операцию против регламентации, диктуемой ЕС. Эта операция была столь эффективна, что ЕС вынуждено было опубликовать ответ, очень похожий на неуклюжее оправдание.

2. Систематический анализ продукции и публикаций конкурента или местного законодательства для выявления и использования их пробелов в своих интересах. Так, анализ официальных японских документов, посвященных про­ченному контршпионажу, свидетельствует о большой гибкости с целью не попасться в собственную западню.

3. Легальное овладение полезной информацией путем прямого воздействия на человеческий фактор: очень эффективны в этом отношении беседы с персоналом того или иного предприятия под прикрытием опроса общественного мнения. Никто не запретит заказать разговор с квалифицированным инженером, придав ему затем желательное направление.

4. Изучение технических возможностей конкурента с помощью «клиента», который на самом деле проверяет все аспекты системы сбыта конкурента и служб.

5. «Очернение» продукции конкурента путем «информирования» публики о ее недостатках, основываясь на сравнении рекламы и фактического качества продукции.

Совершенно ясно, что средства нападения в экономической конфронтации многообразны. Овладение промышленной информацией выходит далеко за пределы овладения только документацией или технологической слежки. Экономическая разведка — оружие, которое нужно по возможности подчинить закону, с тем, чтобы ограничить его в принципе открытой информацией, зная при этом, что конкурент пойдет на браконьерство в нейтральной зоне или осуществит набеги на запретную зону, правда, уже чужими руками.

Словом, необходимый контроль над растущим потоком информации, полез­ной субъекту экономики, находящемуся в условиях все более жесткой и слож­ной конкуренции, требует и новых механизмов. Не случайно наиболее конкурентоспособные экономики опираются на коллективную культуру информации, дающую большую отдачу, чем индивидуальные методы. Предприятия должны заручиться структурами, средствами и процедурами, позволяющими использовать открытую информацию на всех уровнях принятия решений, развивая од­новременно способность к глобальному осознанию окружающей их среды, а также располагать легальными средствами наступления. У многих из них нет необходимых ресурсов, и поэтому им приходится действовать по-другому.

Особый интерес представляет проведенный французскими специалистами сравнительный анализ американской, японской и немецкой систем экономичес­кой разведки.

Одна из главных характеристик экономической системы Японии — высо­кая степень экономической безопасности хозяйствующих субъектов (далее — ХС). Это достигнуто, прежде всего, благодаря таким природным барьерам как отдаленность, островное положение, а также языку и культуре, которые посто­янно подкреплялись такими искусственными мерами, как технические меры защиты, неразглашение, контроль над связью, тщательно отделенной от инфор­мации. Чрезвычайный динамизм японской экономики создает еще один барь­ер: за растущим технологическим уровнем Японии угнаться так же трудно, как за расширяющимся горизонтом.

Японский механизм экономической разведки был порожден, прежде всего, стремлением возродить страну после войны. Соединяя в себе все указанные элементы, он черпает свою наступательную мощь в коллективной культуре ин­формации, в высоком патриотизме коллективов предприятий и в своей сугубо экономической ориентации. Таким образом, он может служить приоритетным целям нации и одновременно — оперативным потребностям предприятий.

Этот механизм основан технически на эффективном управлении и распреде­лении ролей между большим числом организаций, так или иначе ориентирован­ных на мировой рынок. С этой целью мобилизуются вся политическая, экономи­ческая и социальная системы. По этой схеме рынок оказывается в центре свое­го рода паутины, главными секторами которой являются министерства внешней торговли и промышленности, финансов, иностранных дел и учреждения, заменя­ющее в Японии министерство внутренних дел, государственные организации, торговые компании типа «Мицубиси» или «Мицуи», шесть групп, объединяю­щих по несколько компаний, промышленные и банковские объединения, госу­дарственные разведслужбы, политические круги, причем каждая из этих единиц поддерживает непосредственные связи с несколькими другими.

Информация циркулирует в этой экономической системе по множеству перекрещивающихся каналов, что особенно относится к банкам, страховым компа­ниям и промышленным предприятиям. Результатом этого является постоянное согласование действий между продавцом и рынком, между финансовыми руководителями и промышленниками, между учреждениями и предприятиями, что облегчает разработку долгосрочной глобальной стратегии и ее согласованное проведение в реальной экономике.

Немецкая экономическая система. После объединения Германии в XIX веке немецкое государство строилось по принципу стратегического единства главных центров принятия решений.

Этот объективный союз породил настоящую «военно-экономическую маши­ну» на базе партнерства при условиях постоянных консультаций между парт­нерами по вопросу о намеченных экономических целях, коллективного соревнования и гибкости методов торговли, систематического использования зарубежных немецких общин, принципа взаимного обмена экономическими сведениями.

Методы очень скоро стали наступательными: демпинг, протекционизм, экспортные премии, увязка тарифов сухопутных и морских транспортных компаний, превращение зарубежных немецких колоний в опорные пункты разведки и пропаганды, что достаточно наглядно проявилось, в частности, в России в начале ХХ века.

Механизм немецкой экономической разведки отличается от японского тем, что в центре «паутины» находится триединство, состоящее из промышленных банков и страховых компаний, создающих таким образом стратегическую, финансовую и юридическую сеть. Подобно федеральному правительству, которое взяло на себя техническую сторону информации, власти отдельных земель представляют собой коллективных партнеров, а политические партии в массовом порядке поддерживают все, что, по их мнению, отвечает национальным экономическим интересам. Вокруг этого располагается сеть: 6 тысяч торговых фирм, общины зарубежных немцев, связи с профсоюзами в Центральной Европе, частные фонды, консалтинговые фирмы. Все они образуют несметное число корреспондентов, поставляющих полезную информацию.

Подобная структура подкрепляется также методами сбора и обработки информации. При этом заимствуются методы германского генштаба, хорошо известного своей точностью, откуда происходит чисто немецкий стиль овладения информацией: систематическое и подробное планирование целей, тщательность исполнения, пунктуальность в отслеживании.

Таким образом, концепция немецкой экономической разведки, целиком пропитанная духом патриотизма, с точки зрения прагматизма и достижения реальных результатов ничем не уступает японской. Обе сумели ввести в своей стране глобальный коллективный подход к информации.

Механизм экономической разведки США, по мнению французских экспертов, характеризуется существованием двух образований, совсем или почти совсем не связанных между собой. Первое, предназначенное для исполнительной власти, имеет контакты со всеми федеральными учреждениями (включая шесть десятков гражданских и военных агентств, практикующих экономическую разведку); второе, предназначенное для предприятий, охватывает частный сектор.

Важным связующим звеном между ними являются такие организации, как Массачусетский технологический институт или Общество специалистов по конкурентной разведке. Практика свидетельствует о большом профессионализме и ориентации в основном на конкурентоспособность, что подчеркивается и в выб­ранном наименовании. Задачи экономической разведки выполняются специа­лизированной «Системой бизнес-разведки». Необходимость такой практики те­перь признана благодаря введению в руководстве все большего числа компаний поста директора по бизнес-разведке.

Однако слабость американского механизма проистекает из ориентации, прежде всего, на внутренний рынок и на чрезмерный упор на конкурентоспособность в ущерб более глобальному анализу с учетом культурного и социального факто­ров, сотрудничества и союзов.

В целом имеет место следующий парадокс: американцы располагают самым крупным в мире штатом, занимающимся сбором экономической информации, однако эта деятельность приносит больше выгоды отдельным предприятиям, чем национальной экономике США. Главная причина коренится в том, что, как правило, частный интерес преобладает над коллективным.

Экономическая разведка является одним из трех основных традиционных видов разведки, которая ведется в дополнение к политической и военной развед­ке. Большая часть информации и материалов по экономической разведке дос­тупна через открытые источники.

Еще в 1949 году Шерман Кент, ветеран Управления стратегических служб США, очертил контуры экономической разведки в своей книге «Стратегическая разведка для американской мировой политики». Разведывательная организа­ция, писал он, «...должна отслеживать новые урожаи, развитие новых методов ведения сельского хозяйства, нововведения в сельскохозяйственном машино­строении, землепользовании, появление новых видов удобрений, программы ос­воения целинных земель и так далее. Она должна пристально наблюдать за процессами, происходящими в промышленности, засекать появление новых тех­нологий, новых отраслей, открытие новых шахт...».

Экономическая разведка — одна из фундаментальных составляющих ос­нов разведывательного анализа. Как уже говорилось, подавляющее большин­ство материалов по этой теме получить весьма несложно. Британский историк А. Дж. П. Тэйлор отмечал, что 90 процентов всей информации, которой опериру­ют разведывательные службы, можно почерпнуть в открытой печати. Кент под­нял планку для США до 95 процентов и объяснил это открытостью американ­ского общества.

Со времени своего основания ЦРУ США чутко следит за такими проблема­ми, как мировая добыча нефти, урожаи основных сельскохозяйственных куль­тур, внешнеэкономическая политика различных государств, развитие мировой торговли. При этом специалисты понимают, что в некоторых из тех стран, кото­рые являются целью разведки, экономическая информация может быть закрыта или под ее видом может подаваться дезинформация. Поэтому необходимо тща­тельно проверять и оценивать надежность всех поступающих сведений.

Китай, к примеру, держит свою экономическую статистику под таким жест­ким контролем, что в 1996 году даже объявил о введении ограничений на поступление финансовых известий. В Китае традиционно считается, что несанк­ционированное разглашение любой финансовой информации есть столь же се­рьезное нарушение правил безопасности, как и разглашение военных сведений.

Роберт М. Гейтс заявил в 1991 году — в бытность свою директором ЦРУ США, — что запросы на экономические материалы из ЦРУ превышают по сво­ему количеству все остальные. И почти половина всех заданий разведке, посту­пающих из 20 главных государственных учреждений, добавил он, «экономиче­ские по своему характеру».

Порой бывает очень трудно провести грань между экономической разведкой и промышленным шпионажем. Даже обсуждая, казалось бы, «чистые» пробле­мы экономической разведки, Гейтс отметил, что необходимо обратить особое вни­мание на те страны, которые «пытаются воровать наши технологии и всячески­ми нечестными путями пытаются досадить американскому бизнесу».

Что для одной страны экономическая разведка, то для другой — промышлен­ный шпионаж. В ноябре 1971 года шеф французской службы экономической разведки сообщил руководителю внешней разведки Александру де Мараншу, что Соединенные Штаты в следующем месяце девальвируют свой доллар. Маранш передал эту новость президенту Франции Жоржу Помпиду. Президент, в свою очередь, информировал Французский банк, который заработал миллионы на продаже долларов и покупке франков на мировых валютных рынках.

В сентябре 1993 года президент США Клинтон — вместе с генеральными менеджерами «Дженерал Моторс», «Форда» и «Крайслера» — объявил о том, что американское правительство станет партнером этих автомобильных компа­ний в попытке создания машины, чей расход топлива будет в три раза меньше, чем у существующих моделей. В заявлении Белого дома относительно этого нового партнерства между властью и промышленностью» говорилось: «...Сверх­прочные, легкие материалы, применяемые при разработке новых типов воору­жений, наработки программы «звездных войн», сверхэкономичные двигатели и топливные отсеки, созданные в Агентстве передовых исследовательских проек­тов (при Министерстве обороны), виртуальные чертежи и прототипы, позаим­ствованные у командования танковых войск, и многие-многие другие техноло­гии — все это будет брошено на разработку проекта».

Некоторые наблюдатели склонны усматривать в этом заявлении своего рода санкцию на промышленный шпионаж. То есть Пентагон через разведыватель­ное сообщество будет получать военно-технические секреты других стран и пе­редавать их американским автомобильным концернам.

На протяжении последнего десятилетия в США одним из самых злободнев­ных в правительственных и разведывательных кругах является вопрос об уча­стии спецслужб в деятельности по защите экономических интересов как страны в целом, так и отдельных частных компаний и фирм.

Руководителями ЦРУ США разрабатываются планы привлечения амери­канской разведки к добыванию экономической информации. В случае их утверждения ЦРУ стало бы передавать американским компаниям торговые и про­мышленные секреты зарубежных фирм, выявлять агентов иностранных разве­док проникших в американские компании, а также внедрять свою агентуру в зарубежные фирмы в целях обнаружения случаев нарушения иностранными партнерами патентного законодательства США.

Сторонники использования возможностей ЦРУ для добывания иностран­ных экономических, технических и коммерческих секретов приводят в качестве аргумента многочисленные факты ведения разведками иностранных государств промышленного шпионажа против США. По неофициальным данным утрата торговых и технических секретов США обошлась американским компаниям в 1992 году в 100 млрд. долларов. Если не будут приняты решительные меры по пресечению промышленного шпионажа, указанные потери, по оценке специали­стов, к 2003 году составят 150 млрд. долларов.

Активнее других против экономики США действуют разведывательные служ­бы не стран, враждебно настроенных по отношению к США, а государств, счита­ющихся их союзниками. Из них следует отметить спецслужбы Израиля, Фран­ции, Японии, Германии, Южной Кореи и Канады. В 1992 году американская фирма Recon/Optical (Чикаго) обвинила Израиль в хищении копий чертежей секретной бортовой аппаратуры видовой разведки. За нанесенный этой фирме ущерб Израиль согласился выплатить 3 млн. долларов. Французская разведка внедрила агентуру в европейские филиалы американских компаний IBM, Texas Instruments и других фирм, выпускающих электронные изделия. В 1992 году группа французских специалистов успела посетить свыше десяти различных химических компаний США, прежде чем ФБР разоблачило их как лиц, занима­ющихся промышленным шпионажем.

Несмотря на регулярные разоблачения шпионской деятельности француз­ских частных фирм и специальных служб, официальные протесты госдепарта­мента США французскому правительству, Франция расширяет промышленный шпионаж в США. Об этом свидетельствуют документы, опубликованные в ап­реле 1993 года американской газетой Miami Herald. По словам официального представителя ЦРУ, «французы появляются в поле зрения американских спец­служб чаще всего».

В конце апреля 1993 года ЦРУ рекомендовало американским авиакосмичес­ким компаниям отказаться в этом году от участия в традиционном авиасалоне в Бурже (Франция), с тем, чтобы американские концерны не стали мишенью для шпионажа французских спецслужб. Комментируя рекомендации ЦРУ, газета Tribune подчеркивает, что действия американской разведки «объясняются, прежде всего, стремлением дестабилизировать главного конкурента США в аэрокосми­ческой промышленности». По мнению Главного управления внешней безопас­ности Франции, основной причиной указанных действий является то, что ЦРУ переживает «сложный период: ему надо отрабатывать огромный бюджет в ус­ловиях, когда рухнул советский блок, существование которого в основном и оправдывало расходы ЦРУ».

Что касается поведения других союзников США, то никто иной, как британская разведка МИ-6, занималась прослушиванием межконтинентальных телефонных разговоров между штаб-квартирами корпораций в США и их филиалами в Европе. Сотни тайных агентов Китая охотятся за экономически


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.091 с.