В процессе интеграции искусств — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

В процессе интеграции искусств

2017-12-13 275
В процессе интеграции искусств 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Актуальность настоящего исследования обусловлена появлением новых тенденций в современном эстетическом образовании. Б.В.Асафьев, В.Н.Шацкая, Б.М.Теплов, С.М.Шоломович, Н.А.Ветлугина, К.В.Тарасова, О.П.Радынова и др. считали слушание музыки основой системы музыкального воспитания.

Анализ научно-исследовательской литературы показал, что особенности музыкального восприятия детей обусловлены системой детерминант: воспринимаемым музыкальным произведением; музыкальным и жизненным опытом ребёнка; внешними и внутренними (личностными) условиями; характером музыкальной деятельности ребёнка. Восприятие, слушание музыкальных произведений - сложный процесс, тесно связанный с процессом музыкального мышления и требующий активных действий со стороны педагога и ребенка. Качественный уровень эстетического восприятия видоизменяется под воздействием педагога в сторону большего уточнения и дифференцированности.

Цель работы -изучить специфику и особенности развития музыкального восприятия у детей 5-7 летнего возраста в процессе интеграции искусств.

Объект исследования -музыкальное восприятие детей 5-7 летнего возраста.

Предмет исследования- психолого-педагогический процесс развития восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста на основе интеграции искусств.

Гипотеза исследования: развитие музыкального восприятия у старших дошкольников будет эффективной в том случае, если:

Ÿ определены критерии и уровни диагностики музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста;

Ÿ составлен цикл интегрированных занятий, направленных на повышение уровня музыкально-эстетического восприятия у детей 5-7 лет.

Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили задачи исследования:

1) изучить и проанализировать литературные источники по данной проблеме, сопоставить точки зрения и теоретические подходы разных авторов, выделить актуальный материал для настоящего исследования;

2) на основе изученного материала выбрать методику исследования особенностей музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста, определить методы и приёмы проведения исследования;

3) определить комплекс мер, направленный на развитие музыкального восприятия у детей 5-7 лет в процессе интегрированных занятий;

4) провести анкетирование родителей детей старшего дошкольного возраста с целью выявления их собственных музыкальных интересов, обуславливающих музыкальные интересы и вкусы ребёнка, а также понимания родителями значения развития музыкального восприятия для совершенствования его общих способностей;

5) провести качественный и количественный анализ полученных результатов, сформулировать выводы и практические рекомендации педагогам-музыкантам, родителям, воспитателям, практическим психологам.

Методы, использованные при проведении исследования:

Ÿ изучение, анализ и обобщение материалов литературных источников по теме, способствующих определению методологических и теоретических положений работы;

Ÿ экспериментально-эмпирические методы: наблюдение, беседа, анкетный опрос родителей детей старшего дошкольного возраста, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты;

Ÿ изучение рисунков детей экспериментальной группы и документации;

Ÿ методы количественного и качественного анализа данных;

Ÿ методы математической обработки и обобщения результатов исследования.

Исследование осуществлялось в три этапа:

1 этап - поисково-теоретический (анализ литературы, изучение проблемы);

2 этап -опытно-экспериментальный: проведение эксперимента, разработка и апробация цикла интегрированных занятий по совершенствованию способности восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста;

3 этап - заключительно-обобщающий: систематизация материала исследования, обобщение результатов, формулирование выводов и рекомендаций прикладного характера.

Экспериментальное исследование проводилось по методике кандидата педагогических наук, доцента кафедры эстетического воспитания Уральского государственного педагогического университета Н.Г.Куприной, опубликованной в 10-м номере журнале “Начальная школа плюс до и после” за 2003 год на базе дошкольного образовательного учреждения № 102 “Золотой петушок” Октябрьского района г. Мурманска в течение 3-х месяцев (сентябрь-ноябрь).

Цель констатирующего эксперимента: выявление начального уровня восприятия музыкальных произведений у детей старшего дошкольного возраста на основе анализа музыкально-игровой полихудожественной деятельности.

Метод исследования: наблюдение за детьми в условиях выполнения специально подобранных музыкальных игр.

В исследовании участвовало 16 детей 5-7 летнего возраста, разделенных на 4 подгруппы по 4 человека. Такое количество детей при проведении эксперимента рекомендовано Ветлугиной Н.А. При меньшем количестве дети чувствуют себя скованно, не хотят играть, а при большем количестве трудно наблюдать каждого ребенка.

Содержание игровых заданий предполагает возможность выявления у детей старшего дошкольного возраста следующих критериев музыкально-эстетического восприятия:

Ÿ соответствие характеру музыкального произведения выбранных ребёнком танцевальных движений, уместность мимических и вокально-речевых реакций ребёнка, увлечённость музыкой и оригинальность придуманных игровых сюжетов в рамках музыкальной композиции;

Ÿ использование в рисунке соответствующих характеру музыки тонов, выразительность линий, создание композиции, соответствующей музыкальному образу, увлечённость заданием, наличие словесных пояснений к рисунку;

Ÿ соответствие настроению музыкального произведения тембра, шумового эффекта выбранного ребёнком музыкального инструмента, естественность, гибкость эмоционально-ритмической подстройки при темброво-шумовом аккомпанировании музыкальному звучанию.

Констатирующий эксперимент в три серии проводился с каждой подгруппой в течение одной недели. При проведении эксперимента наблюдали за поведением детей в игровой деятельности при восприятии ими музыки, оценивали качества применения художественных средств выразительности при передаче образа в игре на музыкальных и шумовых инструментах, движении под музыку и рисунке.

Представим последовательность проведения констатирующего эксперимента:

Музыкальный ряд: П.И. Чайковский “Времена года” “Осенняя песня” (аудиозапись).

Краткая аннотация: в сборнике “Времена года” 12 пьес, что соответствует количеству месяцев в году, и каждая пьеса имеет название определенного месяца и подзаголовок. “Октябрь” “Осенняя песнь” — жемчужина инструментальной лирики П. Чайковского. Это пьеса настроения: печальная, тоскливая, задумчивая, грустная. Умеренный, спокойный темп, долгие звуки, мягкая, но выразительная динамика создают в воображении образ тишины, осеннего парка с голыми стволами деревьев. Мелодические обороты с нисходящими линиями напоминают падающие листья.

Первая серия: двигательная импровизация.

Вторая серия: темброво-шумовой аккомпанемент.

Третья серия: рисование музыки.

Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил сделать вывод о том, что у большинства детей экспериментальной группы способность к сотворчеству (одного из структурных компонентов музыкального восприятия) сформирована недостаточно. Это указывает на необходимость проведения углублённой работы по развитию восприятия музыкальных произведений у детей старшего дошкольного возраста. Результаты констатирующего эксперимента представлены в таблице 1.

Таблица 1


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.