Особенности представлений о личной свободе — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности представлений о личной свободе

2017-12-13 347
Особенности представлений о личной свободе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

У подростков

С разрушением тоталитарного режима ушла из нашего общества строгая регламентация поведения и деятельности. Современное общество уже не предъявляет к человеку жестких требований соблюдения тех или иных правил поведения. Отсутствие нравственных ориентиров зачастую приводит к вседозволенности, ощущению безнаказанности, а как следствие – и к росту преступности, в том числе и среди подростков, к общему падению уровня нравственности. В подобных условиях особую роль в регуляции поведения и деятельности людей приобретает их внутренний самоконтроль, который осуществляется на основе собственных моральных представлений, в частности представлений о личной свободе. Так, например, человек, считающий, что свобода – это возможность делать то, что хочется, будет готов к нарушению общественно принятых правил и норм. С другой стороны, слепое подчинение социальным требованиям может привести к потере индивидуальности, невозможности самовыражения. Следовательно, необходимо, чтобы у человека складывалось адекватное представление о свободе, которое он и будет реализовывать через свое поведение и деятельность.

В этом контексте особенно значимым является подростковый возраст, когда у человека интенсивно формируются сознание и самосознание, мировоззрение, система оценочных суждений, нравственная сфера личности, его убеждения и идеалы. Нравственные суждения подростка нередко неопределенны, неустойчивы, а иногда и ошибочны. Кроме того, не так уж редко между нравственными знаниями и поведением подростка обнаруживается разрыв. В этот период особую роль играет та социальная среда, в которой живет и развивается растущий человек. И от того, какие у него сформируются представления о нравственных категориях, будет зависеть его дальнейшая жизнь.

Учитывая важность вопроса формирования морального сознания для подросткового возраста, целью нашего исследования стало изучение представлений о личной свободе у подростков.

Для реализации поставленной цели первоначально необходимо было изучить существующие в науке концепции, посвященные проблеме свободы человека.

Философия имеет давнюю историю изучения феномена свободы, однако споры вокруг этой темы не утихают до сих пор. Проблема свободы человека была предметом размышлений И.Канта и Г.Гегеля, А.Шопенгауэра и Ф.Ницше, Ж.-П.Сартра и К.Ясперса, Н.А.Бердяева и В.С.Соловьева. Свобода рассматривалась в соотношении с необходимостью (“познанная необходимость”), с произволом и анархией, с равенством и справедливостью.

Диапазон понимания этого понятия чрезвычайно широк – от полного отрицания самой возможности свободного выбора до обоснования “бегства” от свободы в условиях современного общества.

Кроме того, в философских учениях рассматривается и свобода воли, и свобода выбора, поэтому в данном исследовании возникла проблема соотношения этих понятий с категорией “личная свобода”. Исходя из того, что воля – это характеристика личности человека, и только свободная личность способна на свободный выбор, мы сделали вывод, что понятие личной свободы включает в себя более узкие понятия свободы воли и свободы выбора.

Чтобы понять сущность феномена свободы личности, необходимо было также разобраться в противоречиях волюнтаризма (И.Кант, И.Фихте, А.Шопенгауэр, Э.Гартман, Ф.Ницше) и фатализма (Т.Гоббс, Б.Спиноза, П.Лаплас), определить границы необходимости, без которой немыслима свобода.

Несмотря на очевидную значимость свободы и ее составляющих для человека, в психологической науке данная проблема практически не изучена. Существует ряд ярких, но, тем не менее, единичных концепций, которые носят скорее философско-психологический характер. В этом ряду следует отметить, прежде всего, Э.Фромма, описавшего механизмы бегства от свободы, а также представителей экзистенциального направления В.Франкла и И. Ялома. В контексте темы данного исследования также были рассмотрены основные теории нравственного развития (Ж.Пиаже, Л.Колберг, К.Гиллиган, Н.Айзенберг). К сожалению, в нашей стране долгое время все исследования нравственности носили идеологический характер и касались, главным образом, так называемого коммунистического воспитания, “морального кодекса строителя коммунизма”. В современной России проблема нравственности пока не вызывает должного интереса. Очевидно, что подобная ситуация вызвана затянувшимся социально-экономическим кризисом.

Отсутствие внимания к проблемам нравственного развития наиболее существенно отразилось, ввиду специфики возраста, на подростках. Поэтому данное исследование посвящено именно этому возрастному периоду.

Экспериментальное исследование представлений о свободе у подростков проводилось на базе средней общеобразовательной школы № 41 города Мурманска. В качестве испытуемых выступили учащиеся 9-х классов в возрасте 14-15 лет.

Гипотезой данного исследования явилось предположение о том, что представления о личной свободе у подростка связаны с некоторыми особенностями его личности, ценностными ориентациями и достигнутым уровнем развития морального сознания.

Объектом исследования стало сознание и самосознание старших подростков, предметом – их представления о личной свободе как когнитивный компонент морального сознания и самосознания.

В исследовании были использованы следующие методики:

1) 16-факторный личностный опросник Р.Кеттелла;

2) методика “Ценностные ориентации” М.Рокича;

3) гипотетические моральные дилеммы Л.Колберга;

4) опросник “Представления о свободе”;

5) семантический дифференциал “Я свободен – несвободен”.

16-факторный личностный опросник Р.Кеттелла применялся с целью изучения личностных особенностей испытуемых. При этом наиболее значимыми для данного исследования явились следующие факторы: E - “подчиненность – доминантность”, G - “подверженность чувствам – высокая нормативность поведения”, Q - конформизм – нонконформизм”, Q - “низкий самоконтроль – высокий самоконтроль”.

Методика “Ценностные ориентации” М.Рокича использовалась с целью изучения ценностных ориентаций. Испытуемым предъявлялись два списка ценностей (терминальные и инструментальные). Среди терминальных ценностей наибольшее значение в контексте темы исследования имели ценности свободы и уверенности в себе, а среди инструментальных – ценности независимости, самоконтроля, ответственности, твердой воли, смелости в отстаивании своего мнения и широты взглядов (умения понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки).

Для изучения уровня развития морального сознания применялся метод гипотетических моральных дилемм Л.Колберга. Испытуемым предъявлялась авторская моральная дилемма и ряд вопросов относительно ее содержания. Испытуемые должны были не просто ответить на вопрос, но и аргументировать свой ответ. Эта аргументация обрабатывалась путем контент-анализа для выявления степени соответствия тому или иному уровню развития морального сознания. Радикалами для контент-анализа послужили характеристики уровней развития морального сознания, разработанные Л.Колбергом.

Так, поступки людей, находящихся на предконвенциональном уровне, определяются внешними обстоятельствами (правилами) ради избегания наказания или получения награды. Точки зрения людей при этом не учитываются.

Человек, находящийся на конвенциональном уровне, ориентируется на общепринятые, традиционные принципы и нормы поведения, которых придерживаются все или большинство людей.

Истинная нравственность человека характеризуется постконвенциональным уровнем развития морального сознания. Достигнув его, человек судит о поведении, исходя из своих собственных критериев. Жизнь ценится с точки зрения права каждого человека на нее или как священная с позиции уважения к уникальным возможностям человека. Таким образом, анализируя мотивацию поведения людей можно определить, какого уровня развития морального сознания он достиг.

Для изучения представлений о личной свободе нами был составлен опросник, содержащий 6 вопросов с вариантами ответов, касающихся различных аспектов категории свободы. По результатам опросника проводился качественный анализ представлений о свободе у испытуемых.

Семантический дифференциал “Я свободен – несвободен” использовался для определения степени собственной свободы или несвободы подростков в различных ситуациях: при выражении своей точки зрения; при выборе того, как поступить; при выборе друзей; при выборе развлечений; при распределении своего времени; в возможности распоряжаться своими деньгами. Испытуемым необходимо было оценить по десятибалльной шкале степень своей свободы или несвободы в данных ситуациях.

Полученные в ходе проведенного исследования данные позволили сделать следующие выводы:

1. По развитию морального сознания 60 % подростков находятся на предконвенциональном уровне, 22 % - на конвенциональном и лишь 17 % - на постконвенциональном, что несколько ниже возрастной нормы.

2. Диагностика личностных особенностей показала, что девочки-подростки более конформны, больше склонны к подчиненности и обладают более высоким самоконтролем, чем мальчики. Все испытуемые обладают высоким и средним уровнем нормативности поведения.

3. Среди терминальных ценностей свободу подростки ставят на 6-ое место, однако связанные с ней инструментальные ценности, такие как ответственность и независимость, оценивают значительно выше.

4. Подростки достаточно высоко оценивают степень собственной свободы, причем мальчики даже несколько выше, чем девочки. Во многом они явно преувеличивают свою независимость.

5. Подростки обладают еще достаточно противоречивыми представлениями о свободе. В целом, большая часть подростков считает, что свобода предполагает ограничение своего поведения и деятельности только совестью человека, действие в соответствии со своими желаниями и интересами и ответственность за свои поступки только перед самим собой. При этом они утверждают, что в человек должен всегда бороться за свою свободу, однако отвергают возможность ущемления свободы других людей. Кроме того, большая часть подростков считает, что свободному человеку живется легче, чем несвободному.

6. Существует определенная связь между представлением о свободе у подростков и их ценностными ориентациями. Подростки, которые высоко оценивают значимость свободы, более склонны к радикальным представлениям о свободе.

7. Отмечается связь представлений о свободе у подростков и достигнутого ими уровня развития морального сознания: с повышением уровня развития морального сознания при характеристике свободного человека все больше подчеркивается роль внутренней регуляции поведения.

8. На представления о личной свободе влияют и такие личностные особенности, как доминантность и подчиненность. Доминантные подростки рассматривают свободу как отсутствие внешних регуляторов поведения человека и допускают возможность ограничения чужой личной свободы в борьбе за собственную. Подростки, склонные к подчиненности, при характеристике свободы делают акцент на внутренней регуляции поведения и деятельности.

9. Подростки с высокой нормативностью поведения, характеризуя категорию свободы, чаще указывают на социальную желательность поведения свободного человека.

10. Представления о свободе связаны с такими особенностями личности, как конформизм и нонконформизм: только конформные подростки высказали мнение, что свобода человека заключается в соответствии его поведения общепринятым нормам. “Нонконформисты” утверждают, что свободный человек ограничен только своей совестью, ни перед кем не несет ответственности за свои поступки и может ущемлять свободу других людей ради собственной свободы.

11. На представления подростков о свободе влияет уровень развития у них самоконтроля: подростки с низким самоконтролем полагают, что человек может считать себя свободным, если он сам себя ничем не ограничивает, и что допустимо в этом случае ограничение свободы других.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, подтвердилась, т. е. представления о личной свободе у подростков действительно зависят от достигнутого ими уровня развития морального сознания, ценностных ориентаций и некоторых личностных особенностей, таких как доминантность-подчиненность, уровень самоконтроля, конформизм-нонконформизм, степень нормативности поведения.

Результаты, полученные в ходе исследования, позволили разработать методические рекомендации для программы психологического тренинга по развитию морального сознания у подростков.

Безусловно, проведенное исследование не может всесторонне охватить все аспекты изучаемой нами проблемы. Поэтому необходима дальнейшая разработка этой темы с расширением выборки испытуемых и распространением проблематики исследования на другие нравственные категории.

Сергеева А.А.,

Вараксина О.М.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.