Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2017-11-21 | 552 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Психологическое исследование не только украшает психологию неоспоримостью данных, но и поистине превращает ее из умозрительной концептуальной схемы в научную парадигму.
Обязательным этапом вхождения в тематику данного учебного курса является постижение его основных понятий и категорий.
В теории психологического измерения исследователь должен иметь представление о следующих гносеологических психологических категориях: методология, метод, методика, средство исследования, технология и техника, тестирование, моделирование и др. (рис. 1.1).
В психологической и методической литературе можно выделить как минимум четыре подхода к определению термина «методология». Авторы психологического словаря и др. трактуют методологию как систему принципов и способов организации и построения исследования1. А. Я. Анцупов, М. И. Дьяченко и другие придают этой категории путеводный статус и определяют ее как путь исследования с помощью методов объективных проявлений психики и раскрытия закономерностей2.
В Энциклопедическом словаре отмечается, что методология исследования является неким учением о методах,методиках, способах и средствах познания1. И, наконец, у А. Ребера — это система методов, конкретные процедуры и средства, использующиеся в исследовании2.
Структура понятия «методология» также представлена в виде четырех основных составляющих: теоретической, Содержательной, практической и формальной. Теоретическая составляющая методологии — гносеология (наука познании) стремится к модели идеального знания. Содержательная методология — эпистемология (наука о методе познания) включает изучение законов, теорий, структуры научного знания, критериев научности и системы используемых методов исследования. Практическая составляющая методологии — это программа (алгоритм), набор действенных приемов и способов достижения практической цели, позволяющих не погрешить против истины. И, наконец, формальная методология связана с анализом методов исследования с точки зрения логической структуры и формализованных подходов к построению теоретического знания, его истинности и аргументированности.
|
Методология, основываясь на принятые теории и кон-иппуальные подходы, определяет (или включает) способы, (|н •детва, методы и технологии исследования. Совокупность нескольких методов принято называть методологическим подходом.
Метод (от др.-греч.— путь исследования или — путь) — это постоянно развивающийся и видоизменяющийся способ или совокупность способов приемов и операций, шагов, действий. В данном пункте взгляды многих исследователей совпадают. Разногласия авторов проявляются в отношении содержательной части (способ чего?). Одни определят метод как способ построения» и обоснования системы знаний (действительности)3, другие — как способ решения определенной задачи, дости-1 (мня какой-либо цели4, третьи — как способ выполнения чего-либо, работы с фактами и концепциями в систематическом режиме'. С. Л. Руйштейн пишет о методе как о способе, посредством котор») познается предмет науки2. В Психологическом словаре «ечается, что метод — это способ изучения психологичвих проявлений личности человека3. В Философском аваре метод трактуется как способ теоретического и пракдаского освоения (познания) деятельности4.
В отличие от метода метала имеет авторство. В Словаре бизнес-терминов под «годикой понимается совокупность методов, приемов, опробованных и изученных для выполнения определенноиработы5. С. Л. Рубинштейн указывает на методику как частный, вспомогательный или промежуточный метод исследшния6. А. Ребер утверждает, что методика является производной от метода; это конкретизированная для реальной ситуации определенная усвоенная процедура или набор процедур достижения некоторой специфической цели7.
|
В рамках теоретического проставления терминов психологической гносеологии среда исследования представлено синонимично понятию метод и трактуется как прием, способ действия для достижения чего-нибудь, орудие (предмет, совокупность приспособлений для осуществления какой-нибудь деятельности8.
В современной психологии протекает активный процесс принятия и освоения исследователями понятий, пришедших в психологическую щуку из других сфер знаний: философии, социологии, информатики, экономики и др. Ярким примером этого являй употребление в профессиональной психологии и аюююгии терминов «технология», «техника», «инструмент», «моделирование», «модель» и др.Технология (от др.-греч. искусство, мастерство, умение и— мысль, причина; методика, способ производства) — это совокупность методов, процессов и материалов, комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на деятельность, с целью получения продуктаноминальным качеством1 и оптимальными затратами2,и обусловленных текущим уровнем развития науки, техникии общества в целом.
Дачное понятие прочно связано с термином «техника». В психологии под техникой понимается, с одной стороны, совокупность средств человеческой деятельности, включающих психологические инструменты (алгоритмы) и методы,с другой, — совокупная характеристика навыков и приемов, усвоенных и приобретенных людьми и используемых в какой-либо сфере их жизнедеятельности.
Инструмент — предмет, устройство, механизм, машина или алгоритм, используемые для воздействия на объект: его изменения или измерения и целях достижения полезного эффекта. В основе конструкции и правил использования инструмента лежит знание законов реальности, окружающей среды, задачи и технологических особенностей деятельности. То есть технология наряду с внешними условиями и целями предопределяет назначениеи функции инструмента.
Инструмент представляет собой некое средство воздействия на объект. Однако воздействие может представляться и исследовании двумя планами — орудием (инструментом) и вспомогательным материалом, способствующим воздействию. В одном случае это средство может выполнять функцию орудия (инструмента), а в другом вспомогательного материала. Например, статистическая программа, решаемая при помощи компьютера, является инструментом для обработки эмпирических данных. Когда же компьютер-пня программа применяется в качестве способствующегосредства демонстрации стимульного материала испытуемым, то она выполняет функцию вспомогательного материала, а инструментом является тестовое задание.
|
Моделирование - метод и (ни) процесс исследования психических явлений при помощи их реальных (физических) и идеальных, прежде всего.математических моделей. Моделирование должно являться обязательной частью психологических исследований и разработок ввиду сложности материальных объектов окружающего мира, форм их взаимоотношений и взаимодействий.В основу метода (процесса) моделирования положена процедура исследования объектов действительности путем манипулирования с их моделями. Одни и те же объекты могут имен различные модели в зависимости от целей и условий исследования. Модель - это некая искусственная или естественная система, изучение которой служит средством получения знаний о другой системе, это упрощенное представление, аналог определенного реального объекта или фрагмента социальной реальности (оригинала), протекающих в нем процессов иявлений2.
Как и моделирование, тестирование представляет собой некую психологическую методику, которую часто называют методом психодиагностики, использующим стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений3. Тестирование предполагает использование тестов. Тест -это методика изучения глубинных процессов деятельности человека, с одной стороны, и система стандартизированных заданий, позволяющая измерить уровень развития определенного психологического качества (свойства) личности, — с другой.
Когда психология стала опираться в своих выводахна экспериментальный метод, она вошла в круг точных наук,результаты которых можно не только проверить на практике, но и спрогнозировать их дальнейшее развитие. Психологические явления стали объективным фактом, подчиненым логике математических измерений.
|
Развитие экспериментальной психологии представляет собой историю применения количественных методов. Как удачно обобщил В. Дружинин (1997)1, все теоретические подходы к пониманию и оперированию с термином «экспериментальная психология» можно объединить в четыре основные группы. Это представление экспериментальной психологии в виде системы психологических знаний, полученных в результате экспериментов (В. Бунд, С. Стивене, II.Фресс, Ж. Пиаже и др.); системы методов, реализуемых и психологических исследованиях (М. Мэтлин, В. Бехтерев ч др.); обозначения научной и учебной дисциплины, занимающейся проблематикой разработки и изучения инструмента психологического исследования, и, наконец, (эпистемологическое понимание) как теории получения научного психологического знания (Ф. Дж. Мак-Гиган, Дж. Кэмпбелл и др.) (рис. 1.2).
Рис. 1.2. Определение экспериментальной психологии
Анализ литературы дает возможность в принципе согласиться с данной классификацией, из которой вытекает методологический вывод о характере специального психологического предмета экспериментальной психологии и о статусе ее как науки в целом.
С. Л. Рубинштейн среди отраслей психологии как науки не выделял ни экспериментальную психологию, ни психодиагностику. В многотомнике II. Фресса и Ж. Пиаже «Экспериментальная психология» (1978) вопрос о специальном предмете экспериментальной психологии тоже не ставился. По их мнению, она представляет собой совокупность экспериментального материалапсихологической проблематике. Из контекста можно понять, что ее объектом может быть какой-либо исследуемый в данный момент психологический феномен, подвергшейся измерению, а сама экспериментальная психология есть процесс исследования, его метод и организация. В психологическом словаре А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского1 под термином «экспериментальная психология» понимается общее обозначение различных видов исследования психических явлений посредством экспериментальных методов. И, наконец, В. М. Бехтерев прямо указывал, что термином экспериментальная психология «отмечается, в сущности, собрание тех психологических знаний, которые исследуются путем эксперимента. Здесь, следовательно, нет специального предмета исследования, а имеется лишь особый метод»'. Этому мнению вторит ряд авторов, проявляющих даже некоторое (иногда обоснованное) неприятие экспериментальной психологии как возможной отрасли психологической науки3.
Признанный авторитет в методологии исследования Дж. Кэмпбелл определяет триединый «специальный» предмет экспериментальной психологии как: 1) эпистемологию, 2) процесс эксперимента, выбор предмета исследования, его оценку и 3) моделирование, организацию эксперимента и анализ данных. «Важнейшими представляются здесь вопросы планирования эксперимента, создание моделей экспериментов в соответствии с требованиями валидности научного знания, разработки средств и способов контроля переменных в эксперименте, анализа артефактов, конкурентных гипотез, выявления приемлемых и адекватных статистических процедур и количественных мер и т.д.»1.
|
Таким образом, специфический предмет экспериментальном психологии может трактоваться как система методов исследования. Понятно, что предмет у метода может быть только эпистемологический. Экспериментальная психология есть эпистемология психологической науки. Разработка методики организация психологических исследований, обработка и интерпретация результатов — вот основное ее содержание.
Однако в психологии эксперимент является именно психическим. Это обуславливается, во-первых, тем, что в данном случае отношения между объектом измерения и исследователем строятся в рамках межличностного взаимодействия, когда и испытуемый, и экспериментатор влияют как друг на друга, так и на результаты эксперимента. В других науках мот фактор взаимовлияния объекта и субъекта исследования зачастую отсутствует. Во-вторых, организация экспериментального исследования должна учитывать психологические составляющие, связанные с процессами стандартного восприятиястимулов, элементами эргономики, взаимодействием между испытуемыми, «эффектом группы» и др. Это является следствием того, что носителями объекта психологических исследований являются люди, и при организации социальных воздействий следует учитывать не только реакцию на стимул,но и реакцию на сами условия и организацию исследования. В-третьих, инструмент измерения в процессе эксперимента являются психологическим конструктом. Он призван измерять именно психологические следствия. Более того, они спецефичны с точки зрения математических возможностей. И,наконец, интерпретация результатов исследования представляет собой некую функцию, основанную на опыте, особом экспериментальной ситуации, на интуиции и т.д.
Важным в методологии психологического исследования является соотношение экспериментальной психологии и психодиагностики как организация измерения, инструмента или его части, разновидности. С точки зрения психометрии, являясь частью или видом экспериментирования, психодиагностика представляет собой разработку и применение инструмента психологического измерения. Если исходить из того, что психологический измерительныйинструмент (тест, опросник, анкета и т.д.) является микроэкспериментом, то в его структуре (схеме) независимая переменная является стандартным стимулом, реакция на который известна и статистически определена. Каждая реакция, действие или результат действия испытуемого в процессе тестирования (т.е. зависимая переменная) в процессе диагностики тоже подлежат стандартной интерпретации.
Предметом психодиагностики является достоверное измерение конкретного свойства личности при помощи выявления определенной реакции человека на стандартизированный стимул. В психодиагностике, как и в экспериментальной психологии, отсутствует специфический психологический предмет. Остается метод измерения как предмет эпистемологический с психологическим окрасом.
Психологический инструмент (метод, методика) входит в экспериментальную схему для регистрации результатов воздействия внешнего стимула, который и является предметом изучения. Здесь, в отличие от диагностической процедуры, измеряется не само свойство психологического объекта, а его динамика (эффект влияния «независимой переменной»), по которой исследователь может судить о характере психологического воздействия (или последствиях воздействия) стимула (независимой переменной).
Таким образом, динамика измеряемого свойства (экспериментальный эффект), а не само свойство становится в эксперименте «зависимой переменной» и индикатором воздействия стимула.
Место методов в системе психологических наук определяется местом эпистемологии в любой науке. То есть метод, инструмент, технология, организация и анализ эмпирических данных исследования являются методической составляющей любой отрасли психологической науки.
|
|
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!