Социальная перцепция и понятие образа ребенка — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Социальная перцепция и понятие образа ребенка

2017-11-22 415
Социальная перцепция и понятие образа ребенка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На сегодняшний день проведено много разнообразных исследований представлений педагогов о детях, но целостный образ ребенка, складывающийся в сознании педагога лишь в конце ХХ века стал предметом глубоких исследований.

Так, например, В. Кондратьева и ее сотрудники анализировали не столько представления педагогов о детях, сколько способности учителей понимать поведение учащихся и особенности влияния этого понимания на поведение и деятельность педагогов. Это, безусловно, крайне важная проблема, но она не перекрывает проблему структуры и содержания комплекса социальных установок на ребенка и соотношения их с комплексом установок педагога на самого себя.

Работа Р. В. Овчаровой посвящена изучению представлений педагогов о социокультурно и педагогически запущенных дошкольниках, при этом анализу подверглись в основном мотивационно-оценочные компоненты представлений педагогов о детях и самооценочные, поведенческие компоненты представлений детей о себе, что не закрывает вопроса о специфике когнитивных составляющих Я-концепции и Ты-образа ребенка, а также их соотношении и взаимовлиянии.

Аналогично и другие рассматривавшиеся работы оставляют открытым вопрос о содержании, механизмах функционирования образа ребенка в профессиональном сознании и его взаимосвязи с личностными особенностями и спецификой профессиональной деятельности педагога.

С чем это связано? Почему ключевая составляющая профессионального педагогического сознания осталась вне поля внимания ученых и практиков?

Как это часто бывает, на этот вопрос нет однозначного ответа. А может, просто и изучать нечего? Может быть, образ ребенка никак не влияет на профессиональное сознание и деятельность педагога от него не зависит?

Для того чтобы убедиться в полной абсурдности подобного предположения, достаточно вспомнить ставшее хрестоматийным определение психики «...как складывающегося в мозгу образа действительности, на основе и при помощи которого осуществляется управление деятельностью...» [152; 20].

Результаты социально-психологических тренингов показывают, что знание реальной структуры образа человека, понимание принципов его формирования и функционирования помогают повысить эффективность взаимодействия людей.

Формирование социально-перцептивного образа достаточно тесно связано с собственным Я-образом человека, являющегося неотъемлемым компонентом его сознания. Так, в ходе проведенных нами исследований было выявлено три типа соотношения невербальных Я-образов и образов ребенка в сознании педагога:

тип а – прямое соответствие образа ребенка Я-образу педагога;

тип б – обратное соответствие образа ребенка Я-образу педагога;

тип в – несоответствие образа ребенка Я-образу педагога.

Образ ребенка существует в сознании различных групп людей. Закономерно предположить, что образ ребенка в сознании матери будет отличаться от образа этого же ребенка в сознании отца, педагога, совершенно постороннего человека или другого ребенка.

Под образом ребенка понимается целостная совокупность житейских и научных представлений о ребенке, комплекс социальных установок на ребенка, формирующихся в сознании человека и актуализирующихся в процессе изучения ребенка и взаимодействия с ним.

Так как ребенок – это прежде всего человек (находящийся в стадии интенсивного развития), в сознании каждого человека: ребенка или взрослого (включая родителей, педагогов и любых других взрослых, в сознании которых актуализируется образ ребенка) можно выделить ряд основных видов понятия «образ ребенка», соответствующих основным видам понятия «образ человека»:

-Художественный образ ребенка (отражение образа ребенка в искусстве);

- Я-образ (Я-образ ребенка или образ взрослого в детстве);

- Образ сверстника (сверстника данного ребенка или взрослого в его детстве);

- Образ-перспектива (образ старшего ребенка);

- Образ-ретроспектива (образ младшего ребенка).

Все эти виды образов можно подразделить на два основных типа:

- Обобщенные образы-эталоны;

- Конкретные образы-отражения.

Оба эти типа образов могут строиться по различным схемам: проекции (прямой или обратной Я-образу человека, отражающего образ ребенка); с тереотипа; у становки; а ттитюда; атрибуции.

Все эти образы могут отражать как целостную идею ребенка, так и его наиболее существенную в конкретной ситуации роль, иначе говоря, образ любого (реального или абстрактного) ребенка может представать в двух формах: и как образ-идея, и как образ-роль.

Систему образов ребенка можно представить в виде схемы, изображенной на рис. 4:

Обобщенный образ гипотетического, собирательного, «абстрактного» ребенка, некая имплицитная модель, в которой собираются, проецируются основные представления о детях. Его можно назвать образ-эталон. Таких моделей может быть практически неограниченно много как в сознании разных людей, так и в сознании одного человека. Более того, в виде такого обобщенного образа-эталона может выступать и одна из разновидностей Я-образа ребенка, выступающая в роли ситуативного образа субъективной идеи собственного Я. Такие образы можно назвать эталонный образ-идея.

Одной из наиболее значимых разновидностей обобщенных образов являются образы «идеальных» представителей той или иной группы, тех, в которых соединяются все лучшие (или худшие) черты, например: «отличник», «двоечник», «хороший ребенок», «настоящий бандит», «настоящий мужчина» и т. п. Это такие эталонные образы-роли, с которыми постоянно сравнивают реальных, конкретных детей.

 

Рис. 4. Система образов ребенка

Образ конкретного, реального ребенка, который можно назвать образ-отражение. Таких образов также может быть достаточно много, так как, с одной стороны, один и тот же ребенок отражается разными людьми, а с другой – в различных конкретных ситуациях даже одним человеком отражаются разные черты одного и того же конкретного ребенка. Кроме того, этот образ-отражение может отражать реального ребенка в обобщенном виде, т. е. это некий образ-идея данного ребенка (какой он вообще). А может отражать более конкретные роли, в которых выступает этот ребенок: сын, друг, ученик, спортсмен и прочие, т. е. некий образ-роль конкретного ребенка.

Одной из важнейших разновидностей образов-отражений являются образы-ориентиры. Они отражают тех конкретных людей, с которыми человек себя сравнивает для того, чтобы точнее осознавать самого себя и то, каким хотелось или, наоборот, не хотелось бы быть. Если вспомнить К. Маркса, то «человек Павел», в которого «смотрится как в зеркало» «человек Петр», является в сознании Петра как раз таким «образом-ориентиром».

Как выявилось в нашем исследовании (1996) и подтвердилось впоследствии в исследованиях С. И. Гусевой [49] и И. Ю. Шилова [235], достаточно часто образ ребенка (как «образ-обобщение», так и «образ-отражение») формируется по принципу проекции, в этом случае их можно называть образ-проекция. Принципиально специфическими разновидностями этих образов являются два типа: прямая проекция – когда образ отражаемого ребенка по своей структуре практически идентичен Я-образу отражающего человека; обратная – когда образ отражаемого ребенка по своей структуре практически противоположен Я-образу отражающего человека.

Кроме того, нередко образы ребенка бывают не связаны с Я-образом субъекта, актуализирующего эти образы. В этих случаях образы ребенка (как «образ-обобщение», так и «образ-отражение») могут формироваться по другим схемам: стереотипа; установки; социально-психологического аттитюда или каузальной атрибуции.

Один и тот же человек может формировать различные образы ребенка по одной и той же схеме или, в зависимости от личностных особенностей и от ситуации, по всем пяти типичным схемам продуцирования образа ребенка. При этом все типичные схемы (кроме установки) могут реализовываться как неосознанно, так и осознанно. Установка бессознательна по определению, а остальные схемы (включая проекцию) осознаются, как правило, лишь при необходимости, в результате определенных усилий, направленных на познание ребенка, с целью решения конкретных коммуникативных, образовательных и других задач.

Образ ребенка может отражать и сам ребенок, кроме того, взрослый может отражать свой собственный образ того, каким он сам был в детстве. Такие образы принято называть Я-образ или в нашем случае точнее сказать Я-ребенок. Этих образов также может быть значительное количество в зависимости от ситуации актуализации образа или от возраста, в случаях представления образа «Я-ребенок» с опорой на память («Я-в прошлом» – у детей и взрослых) или на воображение («Я-в будущем» – у детей).


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.