Понятие отрасли и классификация отраслей. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Понятие отрасли и классификация отраслей.

2017-11-28 400
Понятие отрасли и классификация отраслей. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Предметы и задачи курса.

Экономика отрасли изучает как экономические законы реализуются в производствах химических продуктах и ищет пути повышения конкурентоспособности химических производств.

В химической отрасли на конкурентоспособность влияют размеры компании поэтому необходимо исследовать(холдинги, ФПГ, корпорации) Особенности ценообразования, внедрение инноваций, особенности сырьевой базы отрасли, место малого бизнеса, иностранные инвестиции, а также тип конкурентного рынка, присущей отрасли.

Эк- кА отрасли связана с такими дисциплинами как макроэкономика, маркетинг, эк-ка фирмы.

Понятие отрасли и классификация отраслей.

Различают след. отрасли эк-ки: промышленность, строительство, с/х, транспорт, торговля, и тд.

Среди них ведущую роль играет промышленность так как:

1) Именно она создает товары массового спроса что влияет на качество жизни,

2) Промышленность определяет материально техническую базу остальных отраслей эк-ки,

3) Уровень развития промышленности определяет положение страны на мировом рынке,

В свою очередь промышленность тоже делится на отрасли.

Отраслью промышленностью называют совокупность заводов имеющих общность продукта, сырья, технологии, специализированно подготовленных кадров.

Кроме заводов в эк-ие границы отрасли входит производственная и социальная инфраструктура.

К производственной инфраструктуре относят: энергетическая, транспортные, строительные, ремонтные организации, а также организации повышающие конкурентоспособность товаров за счет внедрения инноваций- НИИ, проектные организации, конструкторские бюро, внедрение сферы.

К соц-ой инфраструктуре относят: жилье, дет.сады, спортивно оздоровительные и досуговые учреждения.

Для проведения грамотной эк-ой промышленности отрасль пром-ти делят на схожие группы, т.е классифицируют. Сущ-ют следующие признаки классификации отраслей:

1) Легкая и тяжелая, мировая практика доказала что отношение тяжелой к легкой промыш-ти для эффективного процветания производства 60% к 40%.

2) Добывающая и перерабатывающая. Наличие только добывающей отрасли приводит к необходимости продажи сырья и последующей закупке производимых из него товар. Наличие перерабатывающих заводов без добычи сырья приводит к сырьевой зависимости. В химии зарубежом корпорации имеют 7 стадий передела, РФ 5, что приводит к потере добавленной стоимости. Для оптимального развития эк-ки нужно сочетание добыв к перерабатыв. Как 30% к 70%

3) Комплексные, отрасли, подотрасли. Комплексных 30 к ним относятся энергетика, химия, машиностроение и тд. Они делятся на отрасли их 630. Н-р энергетика делится на такие отрасли как гидро, тепловая, солнечная, атомная, и тд. Машиностроение делится на авто, судо, станкостроение. Под отрасли производство подшипников, элементы конечного продукта.

 

 

Отраслевая структура химии.

Комплексная отрасль химия, нефтехимия и нефтепереработка состоит из 33 отраслей которые делятся на 2 группы: 1 основная химия, 2 нефтехимия и нефтепереработка. Во 2 группу входят 6 отраслей след: синтетический каучук, производство резины шин, технический углерод, произ-во бензинов, топливо, произ-во асбеста

В 1 входят 27 отраслей: производство пластмасс, минеральных удобрений, синтетических смол и волокон, произ- во лаков и красок, произ- во кино и фото пленок, горная химия, произво реактивов.

Отраслевая структура химической промышленности и продуктовая классификация.

Роль государства в развитии химической промышленности.

Холдинги.

Холдингом наз.компанию скупившую контрольные пакеты акций нескольких фирм ради получения прибыли в виде дивидендов или управления хоз-ой деятельностью.

Холдинги имеют преимущества:

-гарантия от разорения за счет, того, что скупается контрольные пакеты нескольких предприятий.

-возможность управлять капиталом в 2 раза большим, чем затрачено денег на покупку контрольного пакета.

Недостаток: отсутствие больших прибылей.

Виды: -чистый, смешанный

Чистый получает прибыль в виде дивидендов и не вмешивается в хоз.деятельность купленных заводов.

Смешанный активно управляет их работой (Татнефть, Таиф)

-дружественные, враждебные

Дружественные создаются добровольным обменом контрольного пакета акций заводов, для взаимного усиления позиций.

Враждебный покупка контрольного пакета акций.

- субхолдинг – холдинг внутри холдинга (Сибур внутри Газпрома)

В нашей отрасли большинство компаний создано по холдинговому типу (Лукойл)

 

ФПГ

ФПГ- огромные интеграционные структуры, состоящие из 4 блоков: производственный, финансовый, коммерческий, инновационный.

Произ/бло – совокупность заводов, технологически связанных между собой вертикальной, горизонтальной или колгомерантной интеграцией. Различают вертикальную интеграцию: снизу – вверх и сверху –вниз При интеграции снизу-вверх организации добывающие сырье скупают заводы включающие все стадии переработки вплоть до изготовления конечного продукта; это дает прирост добавленной стоимости с каждой тонные добытого сырья (сибур, татнефть). Вертикальная интеграция означает скупку производителей конечного продукта всех стадий переработки вплоть до добычи сырья, это дает экономию на покупке сырья. Оба вида инг/инт дают также экономию на транзакционные издержки (на заключение контрактов, поиск продавцов, рекламы и т.д.). Гориз/инт скупка однопрофильных заводов, это дает эффект за счет завоевания монопольного положения. Колгомерантная инт.- объединение мелких и средних заводов вокруг крупного для переработки его сырья, для более высокой стадии передела, оказания услуг (НКНХ, Нижнекамский пром.округ)

Финанс/блок – служит для кредитования проекта и ускорения взаимных платежей между заводами. В него входят: банки, негосударственные пенсионные и страховые фонды. (Таиф – банк АВЕРС, татнефть – Зенит)

Коммерческий блок – служит для более выгодной продажи произведенного продукта, рекламы, расширения рынков сбыта. В него входят: ТД, дилерская сеть, магазины.

Инновационный блок – занимается разработкой новых товаров, технологий, ресурсосбережением. В него входят: центральные заводские лаборатории, проекторные, конструкторские бюро, научный исследовательский институт.

Примерами ФПГ является: Лукойл, Татнефть, Роснефть.

Механизмы создания ФПГ:

- правительственное постановление.

- межправительственное соглашение

- скупка контрольных пакетов акций, т.е. по холдинговому типу.

- система взаимного участия при которых директор 1ой компании входит в совет директоров другой компании и наоборот.

Сходства и отличия ФПГ и холдинга:

ФПГ может быть создано через скупку контрольных пакетов. Это самый прочный в НГХК интеграционные структуры (Сибур, татнефть, Лукойл)

Отличия: -Холдинг может быть любого размера, ФПГ – гигант.

- в ФПГ заводы технологический связаны, холдинг – не всегда.

- в ФПГ-4 блока, холдинг – имеет любую структуру.

ФПГ – гл.компания непосредственно руководит всеми объектами и обеспечивает их взаимодействие, холдиг – это не так.

 

Консорциум

Консорциум- временное объединение финансов нескольких фирм для решения столь крупной задачи которую фирма не может решить самостоятельно.

После решения задачи консорциум распадается, а его участники получают прибыль или убытки пропорционально вложенному капиталу (создаются для строительства эл.станций, ж/д, и автодорог, аэропорт).

В настоящее время в НГХК создано 2 мощных консорциума по строительству трубопроводом. (голубой и северные потоки).

Консорциум осуществляют крупномасштабные проекты в них особое внимание уделяется головной компании. Обычно это крупный межд.банк с устойчивой репутацией.

 

Синдикат

Синдикатом наз. объединение предприятий выпускающих массовую однотипную продукцию и сдающих ее по фиксированной цене в головную компанию, которая реализует товар по рыночной цене.

Заводы при этом остаются независимыми. Синдикаты Позволяют избежать внутриотраслевой конкуренции и даже завоевав монопольное положение повысить цену на товар.

Синдикаты внедрены в очень небольшом числе отраслей.

Синдикаты развиты преимущественно в химии металлургии и банковском секторе.

 

 

Комбинирование.

Комбинирование наз. освоение в рамках одного предприятия производств относящихся к разным отраслям.

Комбинирование неизбежно сопровождается укрупнением производства поэтому он обладает преимуществами конц. производства, а также комплексным использованием сырья.

Признаки комбинирования:

- объединение разнородного производства

-технико-экономическое единство между эти предприятиями (продукты одного производства являются сырьем для другого)

- производственного единство (все части комбината находятся на одной территории и связаны между собой общими коммуникациями).

- единое энергетическое хозяйство

Общее вспомогательное производство

Общее обслуживающее производство.

Комбинированное производство осуществляется в 3х формах (направлениях):

1. Последовательная переработка сырья; вплоть до получения готового продукта. Комбинирование на основе последней переработки сырья предпочитает, что полученные в процессе производства полуфабрикаты выходят либо как промежуточный продукт идущий на дальнейшую переработку в другую отрасль, либо конечный продукт.

2. Использование отходов производства для выработки других видов продукции. Данная форма имеет большое значение, т.к. при переработки многих видов сырья получаются отходы и побочные продукты, их эффективное использование позволяет снизить материалоемкость продукции, а значит снижается себестоимость, а также расширить сырьевую базу.

3. Комплексная переработка сырья. Данный вид означает выработку из одного вида сырья различных видов продуктов.

Показатели уровня комбинирования:

-удельный вес продукции выпускаемой комбинированными предприятиями в общем объеме выпуска продукции в отрасли.

-численность работников занятых на комбинированных производствах

- доля ОПФ находящихся в комбинированных производствах в общей стоимости ОПФ отрасли.

-количество перерабатываемого сырья в комбинированных поизводствах.

-количество продуктов получаемых из перерабатываемого на предприятии сырья.

-экономия на закупках сырья

- экономия на транспортных расходах в связи с тем, что заводы предприятия находятся на одной территории.

-экономия за счет отходов и выбросов.

 

Недостатки:

- возникает необходимость освоения абсолютно новых неиспользованных заводу рынков сбыта и товаров.

- нередко комбинированные предприятия малы по масштабу, а значит не всегда оснащены прогрессивной техникой.

 

 

Понятие диверсификации.

Диверсификация производства- одновременное развитие многих видов производства, либо расширение ассортимента производственных изделий в рамках ….. предприятия.

Диверсификация применяется с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды и предотвращения банкротства.

Имеет 2 формы: прогрессивная, реакционная.

При ПД предприятие осваивает абсолютно новую недавно изобретенную продукцию в надежде получить сверх прибыль (заруб.компании)

РД распространена в России среди заводов потерявших рынки сбыта (гос.заказ) и ради выживания осваивающие примитивную продукцию пользующуюся потребительским спросом, этот вид ведет к деградации материально технической базы и персонала.

 

Совместные предприятия.

По классификации ООН к совместным относятся предприятия, чей уставный капитал образован фирмами из нескольких стран, совместно ведущих производственн ую и хозяйственную деятельность; имеющих органы управления независимых от органов управления фирм-учредителей и делящих прибыль и убытки пропорционально вложенному капиталу.

Совместные предприятия разрешены в России с 1987 года для того, чтобы решить следующие задачи:

- доступ к зарубежной прогрессивной технике и оборудованию без затрат (обычно вклад иностранного партнера составлял оборудованием)

- получение зарубежных технологий, видов продукции без затрат валюты в качестве взноса в уставный капитал иностранного партнера

-доступ к зарубежным формам организации производства, к стимулированию и оплате труда (оплата в основном там превышала в 4-5 раз и имела иные формы, например, оценивалась роль влияния операции в качестве конечного продукта)

- использование системы рекламы и сбыта иностранного партнера для того,. чтобы ускорить продвижения российских товаров за рубеж.

Недостатком является то, что импортное оборудование, поставляемое в счет взноса в уставный капитал имеет срок службы более пяти лет. В результате иностранный партнер защищает себя от появления новых конкурентов на мировом рынке.

В первые годы существования 90% совместных предприятий носило совместный характер. Это было вызвано непродуманной системой льгот.

 

В первые годы совместные предприятия не дали роста производства, но затем пошел процесс их быстрого появления в химической отрасли, деревообработке, производстве программных продуктов.

Цели иностранных партнеров для создания совместных предприятий:

- вынос со своей территории экологически вредных производств

- химия материалоемка, появляется доступ к дешевому российскому сырью по каналам российского партнера

- наличие квалифицированной и дешевой рабочей силы;

-наличие больших рынков сбыта.

Эффективной работе совместных предприятий препятствует высокий риск инвестиций в России.

В мире наблюдается наибольший объем прямых инвестиций в США, где созданы лучшие условия для приема иностранных капиталов.

В Татарстане для приема иностранного капитала создана свободная экономическая зона Алабуга.

Совместное предпринимательство получило довольно широкое распространение при осуществлении международного бизнеса. При этом наиболее часто приводятся следующие его основные преимущества:

-ориентация на долгосрочное сотрудничество сторон в одной или нескольких сферах хозяйственной деятельности

-объединение собственности партнеров (денежных средств, зданий и сооружений, машин и оборудования, прав интеллектуальной собственности и т.п.) для достижения общей цели; совместное формирование уставного капитала

-возможность комплексного использования усилий партнеров по взаимодействию

-невысокая потребность в денежной наличности для осуществления капитальных вложений, зачастую более существенным вкладом в уставный капитал СП является лицензия на современный технологический процесс и т.п.

-участие в прибылях СП, полученных в результате использования технологии и производства продукции, работ, услуг; распределение прибыли СП между его учредителями, как правило, пропорционально их вкладу в уставный капитал

- возможность глубокого изучения соответствующего рынка и приобретения опыта, необходимого для расширения деятельности на нем в долгосрочной перспективе

- снижение затрат на производство продукции, поступающей от СП иностранной фирме-партнеру по кооперационным связям

- восполнение недостающих производственных мощностей за счет предприятий партнера

- совместный риск и совместная ограниченная ответственность партнеров.

Недостатки:

Как показывает практика, они имеют место в большинстве как вновь создаваемых, так и давно функционирующих совместных компаний. В рамках совместного предприятия непосредственное руководство хозяйственной деятельностью, проблемы стратегии и тактики могут быть решены исключительно с учетом мнения партнера. Порой возникает необходимость достаточно длительного согласования и достижения взаимопонимания при разработке совместной концепции, что ведет к потерям времени. Основные сферы, в которых, как правило, возникают конфликты между партнерами: распределение прибыли (стремление одной стороны получить дивиденды, а другой направить их на развитие предприятия, извлечение одной из сторон больших выгод для себя, чем для партнера и т.п.), неравнозначная активность партнеров, стремление к более активному участию в управлении одного из партнеров. СП могут даже потерпеть крах, если партнеры будут преследовать разные цели.

 

Виды рыночных структур

Способность удерживать цены в краткосрочном периоде заложена в самой структуре фирм-олигополистов: планируя производство, они заранее подготавливают его к возможным падениям или увеличениям спроса. Обычно фирма-олигополист имеет своеобразную кривую средних переменных издержек. При этом выпуск товаров может производиться при одном и том же уровне переменных издержек. На этом интервале предельные издержки также не меняются и равны средним переменным.

Теория монополистической конкуренции разработана в трудах английского экономиста Дж. Робинсон и американского ученого Э. Чемберлина. Остановимся лишь на некоторых основополагающих принципах этой рыночной структуры.

Монополистическая конкуренция предполагает взаимосочетание двух моделей -- совершенной конкуренции и чистой монополии. Как и при совершенной конкуренции, предполагается, что в отрасли действует много фирм и имеется достаточно свободный вход и выход. Однако (и это черта, присущая монополии) все фирмы отрасли располагают определенными возможностями видоизменять цену производимого ими товара, поскольку каждая фирма продаст товар, имеющий значительное отличие от товаров, выпускаемых конкурентами. Казалось бы, что все фирмы готового платья выпускают один и тот же товар -- мужские костюмы. Но это не так -- отдельная фирма производит свой товар (мужской костюм), который отличается от товара других фирм фасоном, качеством отделки, примененной тканью, фурнитурой и т. п. Дифференциация товара предполагает, что каждая фирма обладает в некоторой мере монопольной властью над своим товаром: она может повышать или понижать цену на него вне зависимости от действий конкурентов. Но эта власть ограничивается, безусловно, как наличием производителей аналогичных товаров, так и значительной свободой входа в отрасль. Все это приводит к тому, что кривая спроса отдельной фирмы в условиях несовершенной конкуренции имеет падающий характер, но более плавный, чем кривая спроса отрасли. Дифференциация товара, таким образом, означает, что фирмы отрасли производят товары достаточно схожие чтобы их можно было назвать тем же товаром (мужской костюм), но и достаточно несхожие (фрак, тройка и т. п.), чтобы производитель каждого товара имел возможность менять цену своего товара.

Предметы и задачи курса.

Экономика отрасли изучает как экономические законы реализуются в производствах химических продуктах и ищет пути повышения конкурентоспособности химических производств.

В химической отрасли на конкурентоспособность влияют размеры компании поэтому необходимо исследовать(холдинги, ФПГ, корпорации) Особенности ценообразования, внедрение инноваций, особенности сырьевой базы отрасли, место малого бизнеса, иностранные инвестиции, а также тип конкурентного рынка, присущей отрасли.

Эк- кА отрасли связана с такими дисциплинами как макроэкономика, маркетинг, эк-ка фирмы.

Понятие отрасли и классификация отраслей.

Различают след. отрасли эк-ки: промышленность, строительство, с/х, транспорт, торговля, и тд.

Среди них ведущую роль играет промышленность так как:

1) Именно она создает товары массового спроса что влияет на качество жизни,

2) Промышленность определяет материально техническую базу остальных отраслей эк-ки,

3) Уровень развития промышленности определяет положение страны на мировом рынке,

В свою очередь промышленность тоже делится на отрасли.

Отраслью промышленностью называют совокупность заводов имеющих общность продукта, сырья, технологии, специализированно подготовленных кадров.

Кроме заводов в эк-ие границы отрасли входит производственная и социальная инфраструктура.

К производственной инфраструктуре относят: энергетическая, транспортные, строительные, ремонтные организации, а также организации повышающие конкурентоспособность товаров за счет внедрения инноваций- НИИ, проектные организации, конструкторские бюро, внедрение сферы.

К соц-ой инфраструктуре относят: жилье, дет.сады, спортивно оздоровительные и досуговые учреждения.

Для проведения грамотной эк-ой промышленности отрасль пром-ти делят на схожие группы, т.е классифицируют. Сущ-ют следующие признаки классификации отраслей:

1) Легкая и тяжелая, мировая практика доказала что отношение тяжелой к легкой промыш-ти для эффективного процветания производства 60% к 40%.

2) Добывающая и перерабатывающая. Наличие только добывающей отрасли приводит к необходимости продажи сырья и последующей закупке производимых из него товар. Наличие перерабатывающих заводов без добычи сырья приводит к сырьевой зависимости. В химии зарубежом корпорации имеют 7 стадий передела, РФ 5, что приводит к потере добавленной стоимости. Для оптимального развития эк-ки нужно сочетание добыв к перерабатыв. Как 30% к 70%

3) Комплексные, отрасли, подотрасли. Комплексных 30 к ним относятся энергетика, химия, машиностроение и тд. Они делятся на отрасли их 630. Н-р энергетика делится на такие отрасли как гидро, тепловая, солнечная, атомная, и тд. Машиностроение делится на авто, судо, станкостроение. Под отрасли производство подшипников, элементы конечного продукта.

 

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.086 с.