Понятия философии как мудрости и особого вида духовной деятельности человека. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Понятия философии как мудрости и особого вида духовной деятельности человека.

2017-11-28 469
Понятия философии как мудрости и особого вида духовной деятельности человека. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятия философии как мудрости и особого вида духовной деятельности человека.

«Философия» - обозначает новый вид умственной деятельности. Смысл понятия философии. Философия определяется как любовь к мудрости. Это базисное понятие философии. Т.е. наука о мудрости. Аристотель, рассматривая Ее, считал, что мы можем достигнуть большей ясности, если определим свои пред­ставления о мудром. 3 ветви развития философии: софийное (Пифагор, Платон), эписистемное (Аристотель), «техническое" (софисты). При этом первое и второе направления противопоставлялись друг другу, а третье просто игнорировалось. Представители софийного направления доказывали, что задача Ф в том, чтобы понять Конечные основания и причины яв­лений природы, человеческой деятельности и Культуры (сверхчувственные объекты, идеи, у Платона). Другие считали, что конечным основанием природы является первоматерия (у Фалеса - это вода, у Анаксимена - воздух). Предст. эписистем-го направле­ния глав. задачу видели в рациональном объясн. действит-ти. Для них важнее знать, чтобы верить, чем верить, чтобы знать. Основа учения - логика, учения об осн-х её законах, понятия, суждения и т.д. Гл. вниман. обращ. на док-ва или опроверж-я, методы док-ва, способы получения достоверных знаний. «Техн-е» напр-е мудрость усматривала в том, чтобы умело (хитро) использовать знания в интересах чел-ка.

Философия зиждется на понимании мира и человека с точки зрения разума и знаний. Философия как особый способ духов­ного освоения мира, есть теоретически сформулированное мировоззрение и исторически первая форма теоретического зна­ния, Специфическая особенность философии в том, что она выступает синтезирующей формой познания.

 

Мировоззрение и его значение в жизни человека.

Мировоззрение - совокупность наиболее общих взглядов человека на окружающий мир и определяет место человека в нем. Структура мировоззрения: 1) познавательная (совокупность взглядов на окружающий мир) 2) ценностная (оценки чела различных явлений происходящих в мире) 3) поведенческая (принципы на которых основывается поведение чела). Уровни: 1) мироощущение (эмоциональное отношение к миру, восприятие мира с помощью органов чувств) 2) мировосприятие (эмоциональное отношение к миру, восприятие мира с помощью органов чувств) 3) миропонимание (интеллектуальный уровень отношения к миру, чел хочет объяснить мир. Типы мировоззрений: 1) Мифологическое; 2) Религиозное; 3) Философское; 4) Научное; Типы современных мировоззрений: 1) Материалистическое; 2) Идеалистическое; 3) Научное; 4) Религиозное; 5) Утилитарное; 6) Нигилистическое;


Учение Платона об идеях.

Платон - основатель объективного идеализма. Согласно учению Платона лишь мир идей представляет собой истинное бытие а конкретные вещи - это нечто среднее между бытием и небытием,- они только тени идей. Платон объявил мир идей божественным царством, в к-ром до рождения человека пребывает его бессмертная душа. За тем она попадает на грешную землю, где временно находясь в чел. теле, как узник в темнице она вспоминает о мире идей. Познание по Пла­тону есть воспоминание душой своего до земного существования. Считал, что чувства обманывают человека, и по­этому советовал для познания истины "закрыть глаза и заткнуть уши" и довериться своей вспоминающей о своем божест­венном прошлом душе Аристотель - создатель логики, был учеником Платона, но отверг его идеалистическую тео­рию идей. По мнению Аристотеля Платон создал идеальный сверхчувственный мир наряду с миром реальным. Идея: ("форма") неразрывна с вещью, каждая: вещь состоит из двух начал - материи и - фирмы. & основа мироздания находится неопределенный пассивный субстрат - "первая материя". Однако, в таком виде материя сущ. только в абстракции. В действительности она определяется активностью самих по себе нематериальных ферм: Материя - это возможность, способность вещи, форма - ее действительность. Возможность переходит в действительность бла­годаря движению. Форма-

материализуется, материя формируется. Бог играет роль неподвижного двигателя мира, к-рый един и вечен.


Славянофилы и западники.

Славянофильство и западничество - основные философские направления середины XIX в. по разному представлявшие исторический путь России.

Славянофилы. попытка защитить национальную самобытность русской духовной жизни от влияния немецкой школы философствования, которая тогда широко распространялась в России. Киреевский, Хомяков и единомышленники- критический анализ западной философии Канта, Гегеля, Шеллинга и других, а так же оценка и защита традиций и особенностей духовной жизни России, характера русского народа, роли православного христианства.

С. были выходцами из просвещенной части дворян-землевладельцев, И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин и др. оппозиционно к самодержавию, но по сути своей консервативное течение. В своих трудах они обнажали глубокий разрыв между властью и всем обществом, а так же между европеизированным дворянством и хранящим православно-русские начала народом.

С. - “западноевропейская цивилизация исчерпала себя”. Западная образованность построена на принципах рационализма, государство возникло на базе насилия и завоеваний, население разделено на враждебные классы, набою дается раздвоение духа, науки государства, классов, прав и обязанностей людей.

С. говорят "Для России—характерно стремление к цельности бытия внутреннего и внешнего, постоянная память об отношении всего временного к вечному, человеческого к божественному". Главное достоинство русского ума и характера славянофилы видели в их цельности. Приверженность русских к единым абсолютным духовным ценностям:

• Православную веру «Служение своему народу • Крестьянскую общину

• Государственную власть • Веру в особенное предназначение России.

Россия стоит выше Европы в вопросах духовного развития, достижения общественной справедливости, поскольку она. менее заражена рационализмом индивидуализмом. Вместе с тем- славянофилы не были мракобесами, они не отрицали огульно достижения Запада, считали его сокровищницей духовной культуры.

Западники.

З. выступали за ликвидацию феодальных порядков и выражали интересы различных социальных сил. Были з. и на стороне либеральной буржуазии, буржуазной демократии и т.д. Представигели: Огарев, Станкевич, Тургенев.

З. идеализировали западноевропейскую цивилизацию и считали ее эталоном исторического и культурного развития. Выступили в защиту немецкой философии Канта и Гегеля, считая ее "последним словом человеческой мысли".

Критика русской истории, национальных традиций, православия. Они не признавали за Россией право на какое-то особое положение в мире в настоящем и будущем. Россия, считали они, просто отстала в своем развитии от запада и ей надо усвоить его социальный, экономический И духовный опыт.

 

Особенности русской фил.

Русская фила. входит в зап. фил-кую традицию и все её развитие связано с усвоением и переработкой зап-й фил-ии. Влияниенанеё восточных фил-х традиций также очевидно, но менее заметно. Но русская фила. имеет четко выраженные отличия: 1.лительДное господство в русской филе религиозных форм сознания. 2.Сложные отношения у филы были с гос.властью которая в России была авторитарной и держала под контролем всю дух. жизнь общества.

3.Противостояние 2 направлений в русской дух. Жизни - славянофильства и западничества

4.Постановка в центр внимания р. филы. преимущественно соц-х проблем (поч­ти все рус. философы строили соц. модели развития росс. общества, которые отличались гуманностью, но были утопичны.

5.Служение филы. народу - народопоклонство

6.Выдвижение на первый план 2 тесно связанных проблем: проблемы сущности и смысла человеческого бытия и проблемы сущности и закономерности истории. Отличает дуалистическое видение человека и истории - человек отн-ся к дух. бытию и к временному телесному, материальному бытию. 7.Специфика стиля философствования (эмоционально -образный, художественный, предпочитавший яркие образы, аналогии, интуитивные формы мысли, а не сухие логич. рассуждения). Этим объясняется глубокая связь фил. с худ. литер-й. Почти все крупные рус. писатели России - философы (Тургенев, Достоевский, Соловьев, Толстой). Революция 1917г. прервала развитие рус. филы, в том русле, который был характерен для нее в дооктябрьский период.


Проблема ценностей человека

Отношение человека к окружающему миру в отличие от животных носит не просто потребительский характер, а ценностный. Понятие ценности возникает при взаимодействии человека с щкружающими его объектами. Вступая в это взамиодействие, человек оценивает способность того или иного предмета удовлетворять его желания, потребности и интересы. Таким образом, ценность - это то, что нужно, значимо для человека, то, что люди ценят. Человек живет и действует как бы на пересечении двух миров - внешнего, природного и социального мира, который является объективным по отошению к человеку, и собственного внутреннего, духовного мира. Являющегося для человека его субъекктивной реальностью. В связи с этим и ценностями для человека могут выступать явления как внешнего мира, так и факты духовного мира. Ценность является предметом оценки, а оценка - это акт деятельности человека. Каждая эпоха характеризуется определенной системой ценностей, которая основывается на многообразии связей и взаимодействии людей данной эпохи и данного социума с окружающим миром.Система человеческих ценностей характеризуется своей структурой и иерархией. В связи с этим, человек выступает как биосоциальное сушество, в системе ценностей можно выделить ценности жизни и культуры. Человеческая жизнь выступает как высшая цеость ибо культура творится лишь живыми людбми, сформированными как личность в процессе социализации. Основываясь на структуре самого человека, коткрый состоит из тела и духвоного мира, в самой культуре, как результате деятельности людей можно выделить материальные и духовные ценности. К материальным можно отнести те, которые приносят человеку пользу, защищают его от сил природы, способствуют сохранения здоровья и т. д. Совокупность ценность духовной культуры человечества охватывает все накопленные людьми знания, идеи и постулаты. В процессе исторического развития социальный мир может формировать новые и преобразовывать старые системы ценностей. Те или иные продукты материальной и прежде всего духовной культуры могут в новуюисторическую эпоху утрачивать свое значение. Общество и кокретные индивиды не удовлетворябтся достигнутым. Происходит взаимодействие между ценностями личности и социальной общности, к которй она принадлежит, общества и человечества в целом. Ценностные ориентации включают политичечкие, философские, нравственные и т. д. убеждения человека. На протяжении всей жизни в сознании индивида происходит борьба между собственным желанием и долгом перед обшеством, стремлениями нравственного порядка и утилитарной направленности. К важнейшим ценностям человеческой жизни надо отнести труд как основной вид деятельности, которому человек посвящает свое бытие, а также возможность общения. Одной из высших общечеловеческих ценностей, без которых невозможно сохранение жизни самого человека, является мир. Мир – это такая система международных отношений, которая обеспечивает избавление от войн и др конфликтов, ведет к нормальным, цивилизованным отношениям, спокойной жизни людей. Во имя спаения человечества для решения глобальных проблем необходимо отдавать приоритет общечеловеческим ценностям. В системе ценностей современного офицера особое место занимает воинский долг и отечественные военно - исторические традиции. Именно военно – ист традиции обуславливают процесс преемственности вжизнедеятельности такого социального института, как АРМИЯ. Основная функция военно – ист традиций – передача от одного поколения офицеров к другому. История российской армии насчитывает немало славных страниц. Отечественные военно – ист традиции выступают как форма закрепления и передачи лучших явлений, идей и ценностей армии. Воинский долг как ценность неразрывно связан с профессиональной гордостью офицера за принадлежность к ФОПСИ. Важную роль в формировании ценностей играет труд.
53. Проблема личности в философии. Формирование личности в ходе исторического процесса

Одной из сложнейших проблем в филе явл проблема личности. Она предполагает выявление ответа на вопрос о том, чем явл чел и чем он может стать, какое место занимает в окруж мире. Само понятие личность восходит к латинскому языку – “персона”, что вначале обозначало определенную маску актера, а позднее – соц роль чела как целостного существа. Понятие личности неоднозначно. В фил-ом смыле в понятии “личность” можно выделить два основных аспекта: - личность как устойчивая система соц-но значимых качеств, котор присущи индивиду; - личность как

Ха-рка конкретного носителя общественных черт, котор выступает как сознательный и свободный субъект деятельности. Свойства личности не сводятся к ее индивид-ым особенностям. В индивид-м проявлении личности представлены всеобщие общечел-ие хар-ки. Чем больше в личности представлено значимых общечел-ких свойств и сверхличных ценностей, тем более значительна эта личность. В античной фил-и личность выступала преимущественно как отношение, она считалась нереальной вне общества точно так же, как биологический орган, отделенный от целостного организма. В христианстве и религиозной фил-и личность рассм как особая сущность, индивидуальная субстанция духовного характера, противостоящая телесной организации человека. В философии Нового времени понятие “личность” отождествляется с понятием “Я”, с самосознанием как отношением человека к самому себе. Понятие личность связано с понятием “индивид”, “индивидуальность”. Индивид дословно значит неделимая частица какого-то единого целого, и данное понятие применяется для обозначения человека как единого представителя рода человеческого, т.е. человечество состоит из индивидов. Индивидуальность – неповторимость, своеобразие, уникальность конкретного человека, которая проявляется во всей совокупности свойств. Если обратиться к истории происхождениячеловечества, можно сказать, что понятие “личность” не может быть применено к новорожденному. Человек входит в мир как индивид и уже с рождения у каждого индивида заложены задатки его своеобразных, неповторимых черт, т.е. его индивидуальность. Индивидуальность ребенка возрастает к 2-х – 3-х летнему возраст. К этому периоду ребенок начинает проявлять свое отношение к миру, у него проявляются черты самосознания, т.е. он начинает выделять себя из окружающего мира. Где-то с раннего возраста индивид начинает формироваться как личность. Процесс формирования личности связан с ее социализацией. Социализация личности осуществляется на разных этапах жизни и связана с разными видами общности людей, к которым принадлежит личность в различные жизненные периоды. Особенности социализации связаны также с возрастом, полом, профессией, кругом общения, эпохой. Огромную роль в формировании личности играет семья. В процессе социализации человек готовтся к выполнению определенной социальной роли. Основные проявления личности: - физическая, - социальная, - духовная. Физическая – это телесная организация человека. Она является наиболее устойчивым компонентом. К ней относятся манера одеваться, специфическая склонность к оформлению домашнего очага. Социальная – формируется в процессе общения людей с самых ранних этапов. Она представляет собой систему социальных ролей человека в различных социальных группах. Изменчива, может обогащаться. Духовная – его ядро, внутреннее душевное состояние, которое отражает устремленность личности к определенным целям, идеалам, ценностям общества. Определяет жизненный путь человека и его отношения с людьми. Не является постоянной, ибо духовный мир обогащается, меняется в результате вновь получаемых знаний. Выделение Ф С и Д личности носит условный характер. Они не существуют изолированно др. от др. и вместе составляют единую личность. Социальные типы личности: 1. Деятели – для них главным является активное действие, они стремятся к изменению мира, др. людей, самих себя. 2. Мыслители – философы, мудрецы, те кто размышляют о мире, стремятся проникнуть в его тайны. Их главным оружием является слово. 3. Люди чувств и эмоций – деятели искусства, литературы. 4. Гуманисты и подвижники – те, кто остроощущают состояние др. людей, хотят облегчить участь страждущих. Опыт исторического развития и современность свидетельствуют о том, что дальнейший социальный прогресс возможен лишь тогда, когда человек не будет противопоставлять себя окружающему природному и социальному миру, когда сформируются и утвердятся гармоничные взаимоотношения между человеком и природой, человеком и др. людьми, личностью и обществом.


Предмет и назначение этики

Этика (греч.) – философская наука, объектом изучения которой является мораль. Если в целом философия носила теоритический характер, то этика носила более практический.

Этика выясняет место иорали в системе общественных отношений, анализирует ее природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, теоритически обосновывает ту или иную ее систему.

Как философская наука этика возникает на том этапе развития человеческого общества, когда происходило разделение духовно-практической от материально-практической деятельности. Вначале она означала жизненную мудрость, практические знания относительно того как надо себя вести.

Этика делится на теоритическую и практическую области. Теоритическая область – философская этика – раскрывает сущность человека, его природу, становление.

Нормативная этика – учение о нормах поведения людей в обществе.

На ранних этапах в Восточной и Античной мысли этика носила космологический характер – это значит, что сущность человека связывалась с высшими космическими силами.

В особую дисциплину этика была выделена Аристотелем, который ввел и сам термин в название своих работ: “Никомахова этика”, “Большая этика”, “Эвдемова этика”. По Аристотелю этика – учение о добродетелях, высшем благе, об основе нравственного поступка; и вплоть до Нового времени этика понималась как наука о человеке, его природе, причинах его действий.

Кант считал, что этика выступала как наука о должном, об идеалах. Он разрабатывает “категорический императив” – высший нравственный закон: 1. Человек не должен быть средством осуществления цели 2. Человек есть всегда цель 3. Каждый должен поступать по отношению к другим т.к. хотел бы, чтобы поступали с ним.

Феербах уделял большое внимание морали как главному предмету этики.

Материалистическое понимание: мораль – форма общего сознания, которая носит исторический характер.


СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОСТИ.

XX век истории человечества ознаменован возникновением и углублением глобальных проблем. Глобальные проблемы - это совокупность проблем всего человечества, от решения которых зависит сохранение цивилизации. К числу наиболее важных относят: - стремительный рост населения Земли, - перспектива исчерпания традиционных энергетических и других природных ресурсов; беспрецедентное загрязнение среды обитания человечества, грозящее экологической катастрофой. Серьезной проблемой является «демографический взрыв». Если этот темп прироста населения сохранится то к 2000г на Земле будет более 6 млрд человек, а к концу 21 века в два раза больше.

Для своей жизни люди нуждаются в кислороде, продуктах питания, промышленных товарах. Все это своим источником имеет природу. Особая острота этой проблемы подчеркивается тем, что свыше 4/5 прироста мирового населения приходится на развивающиеся страны. В итоге усиливается нестабильность в мировой экономике и политике. К этому надо добавить что во многих странах СНГ хоть уровень прироста населения не высокий, но за счет снижения жизненного уровня делает эти страны опасными с т.зр. ядерного потенциала. Рост народонаселения планеты сталкивается с не ме­нее сложной глобально" проблемой — исчерпания традиционных энергетических ресурсов. Традиционные энергетические ресурсы не только ограничены, их использо­вание загрязняет атмосферу.

 

Содержание и специфика информац. общества.

Вначале грузить про то, что есть 3 этапа развития – с.хоз, индустриал., постинд-иал-ый.Их разграничение – по производственным отношениям.

Информ. ощество – цивилизация, в основе развития и существования которой лежит особая нематериал. субстанция(информация), обладающая св-вом взаимод-я как с духовн., так и с матер-м миром чела. Концепция постинд-го общ-ва –Белл, Гелбрейт, Мартин, Глушаков, Моисеев.

Информатизация – системно-деятельный процесс овладения информацией как рессурсом управления и развития с помощью средств информатики с целью создания инфор. общества и продолжения прогресса цивилизации. Ин-я включает 3 процесса: - медиатизацию (совершенствование ср-в распр-я информ.), -компьютеризацию, -интелектуализацию.

Информатизация в принципе – развитие, качеств. совершенствование, радикальное усиление с пом-ю современ. инфор-но-технолог-х средств, социальных структур и процессов.

Общество- информационное, если: 1)любой чел. может получить в любой момент интересующую его инф-ию, 2)в обществе производится, действует, доступна всем информац-я технология, 3)имеются рАзвитые инфраструктуры для создания национальных информ. рессурсов, 4)происходит процесс ускоренной автоматизации и работизации всех сфер произ-ва и упр., 5)радикальные изменения соц-х структур.

2 подхода к информат-ии общества: -технократический(инф-е технологии – ср-во повышения производит-ти труда), - гуманитарный(инф. технол-я- важная часть чел.жизнине только произ-ва, но и в социал. сфере)

 


Понятия философии как мудрости и особого вида духовной деятельности человека.

«Философия» - обозначает новый вид умственной деятельности. Смысл понятия философии. Философия определяется как любовь к мудрости. Это базисное понятие философии. Т.е. наука о мудрости. Аристотель, рассматривая Ее, считал, что мы можем достигнуть большей ясности, если определим свои пред­ставления о мудром. 3 ветви развития философии: софийное (Пифагор, Платон), эписистемное (Аристотель), «техническое" (софисты). При этом первое и второе направления противопоставлялись друг другу, а третье просто игнорировалось. Представители софийного направления доказывали, что задача Ф в том, чтобы понять Конечные основания и причины яв­лений природы, человеческой деятельности и Культуры (сверхчувственные объекты, идеи, у Платона). Другие считали, что конечным основанием природы является первоматерия (у Фалеса - это вода, у Анаксимена - воздух). Предст. эписистем-го направле­ния глав. задачу видели в рациональном объясн. действит-ти. Для них важнее знать, чтобы верить, чем верить, чтобы знать. Основа учения - логика, учения об осн-х её законах, понятия, суждения и т.д. Гл. вниман. обращ. на док-ва или опроверж-я, методы док-ва, способы получения достоверных знаний. «Техн-е» напр-е мудрость усматривала в том, чтобы умело (хитро) использовать знания в интересах чел-ка.

Философия зиждется на понимании мира и человека с точки зрения разума и знаний. Философия как особый способ духов­ного освоения мира, есть теоретически сформулированное мировоззрение и исторически первая форма теоретического зна­ния, Специфическая особенность философии в том, что она выступает синтезирующей формой познания.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.