Россия в културе запада и востока. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Россия в културе запада и востока.

2017-11-28 211
Россия в културе запада и востока. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

По своему происхождению и географическому местоположению Россия долгое время была частью Европы, а затем, распространивщись до тихого океана, Китая, Афганистана и Ирана, стала особым геополитическим образованием, получившим название Евразия. Однако Европа и Азия не тоже самое, что Запад и Восток. Европа и Азия – понятия географические и в основном условные. Запад иВосток понятия цивилизованные. Запад и Восток – две ветви, два направления развития оюного и тогоже – человеческой уивилизации, их суть определяется сущуственными развитиями характера развития человека, культуры и общественных отношений. К каокй части цивилизации относится Россия – вопрос дискуционный. Ни один исследователь не взял на себя смелость утверждать что Россия целиком относится к Западу. Но также невозможно встретить утверждение, что Россия – это Восток. Споры ведуться в основном вокруг вопроса: в чем особенность, оригинальность, индивидуальность и уникальность положения России в потоке истории цивилизации? Поиск ответов начался в 1830-х годах, точнее в 1836 году, когда в журнале «Телескоп» были опубликованны «философские письма» П.Я. Чаадаева. «Философские письма» Чаадаева разделили мыслящих людей России на два лагеря: западников и славянофилов. ЕслиЧаадаев по своим взглядам был убежденным западником, утверждавшим, что единственный перспективный и достойный путь развития России – пойти за Западом, то славянофилы, наоборот, стояли на позиции уникальности России, призванной свыше «идти самостоятельным путем». Каково положение России в цивилизованной системе «Запад-Восток»? На наш взгляд. Россия – это не Запад, и не Восток, а Востоко-Запад, в ней преобладают черты восточного направления развития цивилизации, хотя имеются весьма существенные черты и западного направления. В том, что Россия – это Востоко-Запад в развитии цивилизации, основан на анализе особенностей ее цивилизованных признаков. Начавшийся в 1980-1990-х прогресс развития свобод и прав граждан проявляет тенденцию ускоренного дрейфа России в западном направлении. В культурной сфере Россия также по одним позициям находится ближе к западу, по другим – к Востоку, хотя в целом можно говориь о господстве западной тенденции развития культуры. Экономические отношения в России на всем потяжении ее истории строились по восточному типу: отсутствовала полноценная, легинтимная частная собственность. Взаимоотношения государства и общества строятсся по восточной модели: сильное государство и слабое общество. Общественное положение женщины, одного и общественных признаков цивилизации, появлялось в России по восточному типу, а после 1917 года наметилась тенденция к опережающему развитию, даже в сравнении с западом, к свободе и равенству между мужчинами и женщинами. Россию здесь следует отнести к западной ветви цивилизации
54. Проблема свободы в сознании и деятельности личности.

Проблема свободы- это вечная проблема, которая возникла на заре существования челов-го общества и выступает как одна из самых актуальных на каждом этапе исторического развития.

В философии выделили две тачки зрения этой проблеме:

- первая признавала причинную обусловленность свободы челаовека, ее связь с обстоятельствами и процессами окружающего мира.

- Вторая признавала свободу как ничем не ограниченную возможность действий человека в соответствии со своими целями. Воля субъекта понималась им как высший принцип бытия.

Важнейшую роль в становлении свободы чела сыграл труд. Трудиться- значит противостоять природе в качестве субъекта, обладающей по отношению к ней определенной самостоятельностью, способностью воздействовать на нее в соответствии с поставленными целями и задачами. Каждая конкретная историческая эпоха характеризуется своей мерой свободы, кот-я характерна и для личности, и для общества в целом. Эта мера определяется рядом факторов: степенью овладения людми силами природы, границами познания явлений и процессов природного и социального мира.

Свобода личности в обществе зависи от возможностей ее доступа к достижениям материальной и духовной культкры, от того насколько она может раскрыть свои способности. Творчесто выступает как высщее проявление самореализации личности, которое способна удовлетворять многообразные общественные потребности.Существенным фактором, оказывающим воздействие на все важнейшие сферы жизнедеятельности людей, является наличие политических свобод в обществе. Политические свободы имеют свои нормы, которые определяют положение человека в обществе. Духовная свобода – это свобода мысли, познания, образования, искусства, литературы. Она позволяет усваивать и создавать духовные ценности и является важнейшей основой формирования человеческого облика.Таким образом, свобода определяется научным познанием, а само это познание возникает и растет в процессе развития жизнидеятельности людей и их культуры.

Выделяют философов в данной проблематики: Гегель(всемирная история есть процесс в сознании свободы), Платон(свобода состоит в том, чтобы освободить душу от реальности земной жизни), Спиноза(абсолютная свобода является лищь субъективной иллюзией человека), Герцен(свободу личности связывает со свободой народа в целом).

 

 


Проблема ценностей человека

Отношение человека к окружающему миру в отличие от животных носит не просто потребительский характер, а ценностный. Понятие ценности возникает при взаимодействии человека с щкружающими его объектами. Вступая в это взамиодействие, человек оценивает способность того или иного предмета удовлетворять его желания, потребности и интересы. Таким образом, ценность - это то, что нужно, значимо для человека, то, что люди ценят. Человек живет и действует как бы на пересечении двух миров - внешнего, природного и социального мира, который является объективным по отошению к человеку, и собственного внутреннего, духовного мира. Являющегося для человека его субъекктивной реальностью. В связи с этим и ценностями для человека могут выступать явления как внешнего мира, так и факты духовного мира. Ценность является предметом оценки, а оценка - это акт деятельности человека. Каждая эпоха характеризуется определенной системой ценностей, которая основывается на многообразии связей и взаимодействии людей данной эпохи и данного социума с окружающим миром.Система человеческих ценностей характеризуется своей структурой и иерархией. В связи с этим, человек выступает как биосоциальное сушество, в системе ценностей можно выделить ценности жизни и культуры. Человеческая жизнь выступает как высшая цеость ибо культура творится лишь живыми людбми, сформированными как личность в процессе социализации. Основываясь на структуре самого человека, коткрый состоит из тела и духвоного мира, в самой культуре, как результате деятельности людей можно выделить материальные и духовные ценности. К материальным можно отнести те, которые приносят человеку пользу, защищают его от сил природы, способствуют сохранения здоровья и т. д. Совокупность ценность духовной культуры человечества охватывает все накопленные людьми знания, идеи и постулаты. В процессе исторического развития социальный мир может формировать новые и преобразовывать старые системы ценностей. Те или иные продукты материальной и прежде всего духовной культуры могут в новуюисторическую эпоху утрачивать свое значение. Общество и кокретные индивиды не удовлетворябтся достигнутым. Происходит взаимодействие между ценностями личности и социальной общности, к которй она принадлежит, общества и человечества в целом. Ценностные ориентации включают политичечкие, философские, нравственные и т. д. убеждения человека. На протяжении всей жизни в сознании индивида происходит борьба между собственным желанием и долгом перед обшеством, стремлениями нравственного порядка и утилитарной направленности. К важнейшим ценностям человеческой жизни надо отнести труд как основной вид деятельности, которому человек посвящает свое бытие, а также возможность общения. Одной из высших общечеловеческих ценностей, без которых невозможно сохранение жизни самого человека, является мир. Мир – это такая система международных отношений, которая обеспечивает избавление от войн и др конфликтов, ведет к нормальным, цивилизованным отношениям, спокойной жизни людей. Во имя спаения человечества для решения глобальных проблем необходимо отдавать приоритет общечеловеческим ценностям. В системе ценностей современного офицера особое место занимает воинский долг и отечественные военно - исторические традиции. Именно военно – ист традиции обуславливают процесс преемственности вжизнедеятельности такого социального института, как АРМИЯ. Основная функция военно – ист традиций – передача от одного поколения офицеров к другому. История российской армии насчитывает немало славных страниц. Отечественные военно – ист традиции выступают как форма закрепления и передачи лучших явлений, идей и ценностей армии. Воинский долг как ценность неразрывно связан с профессиональной гордостью офицера за принадлежность к ФОПСИ. Важную роль в формировании ценностей играет труд.
53. Проблема личности в философии. Формирование личности в ходе исторического процесса

Одной из сложнейших проблем в филе явл проблема личности. Она предполагает выявление ответа на вопрос о том, чем явл чел и чем он может стать, какое место занимает в окруж мире. Само понятие личность восходит к латинскому языку – “персона”, что вначале обозначало определенную маску актера, а позднее – соц роль чела как целостного существа. Понятие личности неоднозначно. В фил-ом смыле в понятии “личность” можно выделить два основных аспекта: - личность как устойчивая система соц-но значимых качеств, котор присущи индивиду; - личность как

Ха-рка конкретного носителя общественных черт, котор выступает как сознательный и свободный субъект деятельности. Свойства личности не сводятся к ее индивид-ым особенностям. В индивид-м проявлении личности представлены всеобщие общечел-ие хар-ки. Чем больше в личности представлено значимых общечел-ких свойств и сверхличных ценностей, тем более значительна эта личность. В античной фил-и личность выступала преимущественно как отношение, она считалась нереальной вне общества точно так же, как биологический орган, отделенный от целостного организма. В христианстве и религиозной фил-и личность рассм как особая сущность, индивидуальная субстанция духовного характера, противостоящая телесной организации человека. В философии Нового времени понятие “личность” отождествляется с понятием “Я”, с самосознанием как отношением человека к самому себе. Понятие личность связано с понятием “индивид”, “индивидуальность”. Индивид дословно значит неделимая частица какого-то единого целого, и данное понятие применяется для обозначения человека как единого представителя рода человеческого, т.е. человечество состоит из индивидов. Индивидуальность – неповторимость, своеобразие, уникальность конкретного человека, которая проявляется во всей совокупности свойств. Если обратиться к истории происхождениячеловечества, можно сказать, что понятие “личность” не может быть применено к новорожденному. Человек входит в мир как индивид и уже с рождения у каждого индивида заложены задатки его своеобразных, неповторимых черт, т.е. его индивидуальность. Индивидуальность ребенка возрастает к 2-х – 3-х летнему возраст. К этому периоду ребенок начинает проявлять свое отношение к миру, у него проявляются черты самосознания, т.е. он начинает выделять себя из окружающего мира. Где-то с раннего возраста индивид начинает формироваться как личность. Процесс формирования личности связан с ее социализацией. Социализация личности осуществляется на разных этапах жизни и связана с разными видами общности людей, к которым принадлежит личность в различные жизненные периоды. Особенности социализации связаны также с возрастом, полом, профессией, кругом общения, эпохой. Огромную роль в формировании личности играет семья. В процессе социализации человек готовтся к выполнению определенной социальной роли. Основные проявления личности: - физическая, - социальная, - духовная. Физическая – это телесная организация человека. Она является наиболее устойчивым компонентом. К ней относятся манера одеваться, специфическая склонность к оформлению домашнего очага. Социальная – формируется в процессе общения людей с самых ранних этапов. Она представляет собой систему социальных ролей человека в различных социальных группах. Изменчива, может обогащаться. Духовная – его ядро, внутреннее душевное состояние, которое отражает устремленность личности к определенным целям, идеалам, ценностям общества. Определяет жизненный путь человека и его отношения с людьми. Не является постоянной, ибо духовный мир обогащается, меняется в результате вновь получаемых знаний. Выделение Ф С и Д личности носит условный характер. Они не существуют изолированно др. от др. и вместе составляют единую личность. Социальные типы личности: 1. Деятели – для них главным является активное действие, они стремятся к изменению мира, др. людей, самих себя. 2. Мыслители – философы, мудрецы, те кто размышляют о мире, стремятся проникнуть в его тайны. Их главным оружием является слово. 3. Люди чувств и эмоций – деятели искусства, литературы. 4. Гуманисты и подвижники – те, кто остроощущают состояние др. людей, хотят облегчить участь страждущих. Опыт исторического развития и современность свидетельствуют о том, что дальнейший социальный прогресс возможен лишь тогда, когда человек не будет противопоставлять себя окружающему природному и социальному миру, когда сформируются и утвердятся гармоничные взаимоотношения между человеком и природой, человеком и др. людьми, личностью и обществом.



Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.