Материалистическая философия 20 века. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Материалистическая философия 20 века.

2017-11-28 839
Материалистическая философия 20 века. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Материалистическая философия XX века была представлена в основном ее марксистским вариантом. Марксистская модель мышления исходит из широкого понимания философии. В центр она ставит человека в его историческом измерении, обращается в прошлое, настоящее и будущее человечества. Однако главная заслуга марксисткой философии состоит не в создании идеальной схемы будущего - коммунизма, а в том, что Маркс впервые в истории открыл законы исторического развития, понимание, интерпретация и критика которых в значительной мере составляют содержание всех современных философских течений рационального плана. По отношению к философии Маркса не было равнодушных. В XX в. по существу вся материалистическая философская мысль находилась под его влиянием, иди развивая ее или находясь в оппозиции. Не имея возможности представить здесь все многообразие концепций марксисткой философии, развитых в XX в., назовем лишь некоторые из них:

1. Социолого-технократический материализм. Исходит из превосходства техники и производительных сил жизни общества.

2. Историцизм. Его сторонники полагают, что в непрерывном процессе истории лишь мысленно возможно выделить какие то устойчивые социальные структуры.

3. Структурализм. Подчеркивает существование в социальной жизни специфических структур, обладающих целостной совокупностью своих законов, своеобразной длительностью и пространственной размерностью.

4. Гуманистическая антропология - программа, подчеркивающая необходимость разработки марксисткой философской антропологии, ядром которой является учение о жизнедеятельности человека и об отчуждении его сущностных сил. Также в современной философской мысли выделяются: модель аутентичного марксизма, то есть подлинного Маркса и неомарксизм - как развитие взглядов Маркса в русле идей фрейдизма и экзистенциализма. В России советского периода философия марксизма была ядром социалистической философии, но ей отводилась роль служанки политики, поэтому многие идеи Маркса в то время были догматизированы- Глубокий гуманизм марксисткой философии не был востребован, вопросы свободы человека, смысла его жизни не получили широкой разработки.

 


Славянофилы и западники.

Славянофильство и западничество - основные философские направления середины XIX в. по разному представлявшие исторический путь России.

Славянофилы. попытка защитить национальную самобытность русской духовной жизни от влияния немецкой школы философствования, которая тогда широко распространялась в России. Киреевский, Хомяков и единомышленники- критический анализ западной философии Канта, Гегеля, Шеллинга и других, а так же оценка и защита традиций и особенностей духовной жизни России, характера русского народа, роли православного христианства.

С. были выходцами из просвещенной части дворян-землевладельцев, И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин и др. оппозиционно к самодержавию, но по сути своей консервативное течение. В своих трудах они обнажали глубокий разрыв между властью и всем обществом, а так же между европеизированным дворянством и хранящим православно-русские начала народом.

С. - “западноевропейская цивилизация исчерпала себя”. Западная образованность построена на принципах рационализма, государство возникло на базе насилия и завоеваний, население разделено на враждебные классы, набою дается раздвоение духа, науки государства, классов, прав и обязанностей людей.

С. говорят "Для России—характерно стремление к цельности бытия внутреннего и внешнего, постоянная память об отношении всего временного к вечному, человеческого к божественному". Главное достоинство русского ума и характера славянофилы видели в их цельности. Приверженность русских к единым абсолютным духовным ценностям:

• Православную веру «Служение своему народу • Крестьянскую общину

• Государственную власть • Веру в особенное предназначение России.

Россия стоит выше Европы в вопросах духовного развития, достижения общественной справедливости, поскольку она. менее заражена рационализмом индивидуализмом. Вместе с тем- славянофилы не были мракобесами, они не отрицали огульно достижения Запада, считали его сокровищницей духовной культуры.

Западники.

З. выступали за ликвидацию феодальных порядков и выражали интересы различных социальных сил. Были з. и на стороне либеральной буржуазии, буржуазной демократии и т.д. Представигели: Огарев, Станкевич, Тургенев.

З. идеализировали западноевропейскую цивилизацию и считали ее эталоном исторического и культурного развития. Выступили в защиту немецкой философии Канта и Гегеля, считая ее "последним словом человеческой мысли".

Критика русской истории, национальных традиций, православия. Они не признавали за Россией право на какое-то особое положение в мире в настоящем и будущем. Россия, считали они, просто отстала в своем развитии от запада и ей надо усвоить его социальный, экономический И духовный опыт.

 

Особенности русской фил.

Русская фила. входит в зап. фил-кую традицию и все её развитие связано с усвоением и переработкой зап-й фил-ии. Влияниенанеё восточных фил-х традиций также очевидно, но менее заметно. Но русская фила. имеет четко выраженные отличия: 1.лительДное господство в русской филе религиозных форм сознания. 2.Сложные отношения у филы были с гос.властью которая в России была авторитарной и держала под контролем всю дух. жизнь общества.

3.Противостояние 2 направлений в русской дух. Жизни - славянофильства и западничества

4.Постановка в центр внимания р. филы. преимущественно соц-х проблем (поч­ти все рус. философы строили соц. модели развития росс. общества, которые отличались гуманностью, но были утопичны.

5.Служение филы. народу - народопоклонство

6.Выдвижение на первый план 2 тесно связанных проблем: проблемы сущности и смысла человеческого бытия и проблемы сущности и закономерности истории. Отличает дуалистическое видение человека и истории - человек отн-ся к дух. бытию и к временному телесному, материальному бытию. 7.Специфика стиля философствования (эмоционально -образный, художественный, предпочитавший яркие образы, аналогии, интуитивные формы мысли, а не сухие логич. рассуждения). Этим объясняется глубокая связь фил. с худ. литер-й. Почти все крупные рус. писатели России - философы (Тургенев, Достоевский, Соловьев, Толстой). Революция 1917г. прервала развитие рус. филы, в том русле, который был характерен для нее в дооктябрьский период.



Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.