Рационализм и эмпиризм в философских учениях нового времени. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Рационализм и эмпиризм в философских учениях нового времени.

2017-11-28 221
Рационализм и эмпиризм в философских учениях нового времени. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Эмпирики: Бэкон, Гоббс, Локк, считали что единственный источник познания – это опыт. Опыт связан с нашей чувствительностью, ощущениями, восприятиями и представлениями. Содержание всех наших знаний в конечном счете сводится к опыту, к эксперименту, при этом применяется индуктивный (движение мысли от частного к общему) метод познания. Рационалисты: Декарт, Спиноза считали, что опыт, основанный на ощущениях ч-ка не может быть основой общенаучного метода. Восприятие и ощущение иллюзорны. Единственной несомненной реальностью для них является человеческий разум. В нем заложены интуитивно ясные и отчетливые идеи. На основе этих идей методом дедукции (движение мысли от общего к частному) мы можем осуществить познание.Р.Декарт (1596-1650): ‘Рассуждения о методе’, ‘Правила для руководства ума’. По его мнению чувственная достоверность неприемлима, поэтому из всех наук Декарт дает предпочтение алгебре и геометрии ибо они дальше всего от чувственных восприятий. Начало всякого познания Д. ви-дит в сомнении, по его мнению нужно усомниться во всем, чтобы найти первую достоверность. Такая достоверность – это наличие мыслящей, сомневающейся субстанции. ‘Я мыслю, значит я существую’. Отталкиваясь от некоторых очевидных и простых истин, методом дедукции мы способны осознать окружающий мир. Суть метода дедукции:1)во всяком вопросе должно содержаться неизвестное, это неизвестное должно содер-жать характерные особенности, чтобы познание было направленно именно на это неизвестное2)в вопросе должно содержаться известное, чтобы было на что оперерться 2 основных принципа познания:1)в познании следует отталкиваться от некоторых интуитивно ясных, фундаментальных истин, которые познаются интел-лектуальной интуицией. Это твердое и отчетливое представление, рождающееся в здоровом уме, посредст-вом самого ума, настолько простое и отчетливое, что не вызывает сомнений.

Кант

Классическая немецкая философия. Общие характеристика. Философия И. Канта.

Впервые как главный фактор, определяющий систе-му познания, рассматривает специфику познания субъекта, где различает 2 уровня: 1) Эмпирический (относятся индивидуально - психологические осо-бенности человека). 2) Трансцендентальный (всеоб-щие определения, составляющие принадлежность человека как такового). 2 периода в творчестве Канта: 1) Докритический 2) Критический В (1) занимается проблемами интологии (науки о бытии). 1755 г. “всеобщая и естественная история и теория неба”: мир создан богом по законам математики, а люди пытаются понять эти законы. Однажды соз-данный мир не меняется. Проблемы становления и направленного развития солнечной системы решает, опираясь на: систему Коперника, законы Кеплера, закон Галилея (о падении), закон всемирного тяго-тения и механики Ньютона. (Докритический период на позициях материализма). На месте солнечной системы некоторые механические частицы, разница в плотности скопления, они обладали силами при-тяжения и отталкивания => завихрения падающих частиц => образование солнца и планет. Существо-вание других галактик. В (2) периоде переходит на позиции дуализма. Подвергает критике разум, который является всесильным и беспощадным критиком. 1781 г. Критика чистого разума, вещи воздействуют на наши органы чувств => мы знаем вещи не такими, какими они являются в себе, а лишь те изменения, которые они производят в нашем сознании. Человеческие ощущения - нечто закрытое для свойств внешних вещей. Человеческий опыт ограничен и конечен, а объективный мир всегда шире того, который представлен в нашем чувствен-ном опыте => мы не можем делать заключения строгой всеобщности. Отсюда (Кант - агностик) действительное мировоззрение принципиально невозможно. Процесс познания проходит 3 ступени: 1) Созерцание. Хаос ощущений, не отражающих собственной природы вещей. Упорядочивается с помощью пространства и времени => создание чувственной картины мира (не имеет сходства с действительностью). 2) Рассудок. Чувственные картины упорядочиваются с помощью априорных (в неопытных, субъективных) категорий мышления - единство, реальность, отрицание, качество. => создаётся наука, формулируются законы науки, которые не существуют в природе. 3) Разум: имеет место с обобщениями, полученными на 2 ступени. Разум группирует и завершает мысли в виде 3 идей: космологическая (идея о внешнем мире); психоло-гическая (идея о душе); теологическая (идея о боге). На основе космологической идеи - ряд противоре-чивых заключений (антиномий): - мир конечен в пространстве и времени - мир бесконечен в про-странстве и времени - мир состоит из простых частей - мир делится до бесконечности. - в мире всё существует по необходимости - в мире есть свобода. В философии Канта возникает новая форма диалек-тики: - она субъективна; - парадоксальна - реальные противоречия охвачены, но существенно обрублены.

Философия Гегеля.

Объективный идеалист и диалектик. В основе его философии лежат 2 фундаментальных понятия - абсолютно лог. идея (мысль, существующая объек-тивно и порождающая природу и человека, а они - результаты мышления, лог. идеи) и развитие (дви-жение от низшего к высшему, от простого к сложному, развитие идеи - процесс её движения к истине). 3 основных закона развития: 1) переход количества в качество и обратно; 2) единство и борьба противоположностей; 3) отрицание отрицания. Идея проходит в своём развитии 3 ступени: 1. Логика: идея, существующая до природа, пространства и времени, развивает из себя своё собственное богатство содержания. Этап бытия (наряду с категориями, возникают категории перехода количества в качество); Сущность; Понятие (синтез первых двух, возникновение понятия, развитие идеи, начиная с чистого бытия, которое есть чистая мысль как таковая, лишённая каких либо определений, характеристик, так как бытие лишено определений, оно есть ничто, то есть чистое бытие, логически превращённое в небытие тождественно небытию. Борьба бытия и заложенного в нём небытия создают становление, в результате которого рождается наличное бытие, переходящее в качество, количество. На этапе бытия противоположные понятия относительно разделены и переходят друг в друга. На этапах сущности и понятия противоположности взаимопроникают друг в друга. 2. Природа: здесь идея переходит в своё ______. Природа 3-хслойна, движется от низшего к высшему. 3 ступени: 1) механизм (простое); 2) химизм (более сложное); 3) организм (самое слож-ное). Исчерпав возможности развития в форме природы, идея возвращается в себя, переходя в дух, который представляет собой идею, выраженную в человеческом обществе. 3. Дух. На этом этапе идёт строительство человека, отделение природных сил человека от его мыслительной деятельности. Субъ-ективный дух. Развитие человека и его психики. Объективный дух. (показ. Общество, котором существует человек). Абсолютный дух определяет форму общественного сознания (искусство, рели-гия). Таким образом это вселенская идея абсолют-ной идеи, развитие от низшего к высшему. У Гегеля вся деятельность остаётся в прошлом. Он разорвал сознание и материю, заставил понятия разворачи-вать своё внутреннее содержание. Наступает про-блема противоречия между методом и системой Гегеля, который должен иметь законченный харак-тер. Человек появляется в мире с абсолютной необ-ходимостью, является разумным результатом разви-тия идеи.

Фейербах.

Л. Фейербах:

Свою философию называет философией будущего. Рассматривает.... разум человека, который является продуктом природы. Человек единственный универ-сальный и высший предмет философии. Философия должна исходить из чувственных данных и заклю-чить союз с естествознанием. Философия заменяет религию, давая людям понимание своих реальных возможностей. Она должна быть антропологией, т.е. учением о человеке. Философия Фейербаха превра-щает человека и природу в единственный предмет философии. Отрицал дуализм души и тела, утвер-ждая единство духовного и материального, субъек-тивного и объективного, мышления и бытия. Сущ-ность человека - в многообразии его переживаний. Фейербах подчеркивает в основном чувственную природу человека. Критикует идеализм, т.к. он отталкивается не от реальной действительности, отвлекает от реальных предметов. Идеализм по-фейербаху – рациональная теология. В начале жизни - сторонник гегельской философии, в даль-нейшем критикует ее, но признает некоторые идеи: борьбу нового со старым, отрицание отрицания. Критикует религию. Религия порождает страх перед стихийными силами природы, страдания человека. Бог - есть то, чем человек хочет быть. Человек обожествляет то, от чего зависит реально. Сущность религии - человеческое сердце, оно отличается от трезвого рассудка: стремится верить, любить. Образ бога для Фейербаха - отчуждение сущности челове-ка. Ему приписывают самостоятельное существова-ние и превращают его в первопричину всего сущест-вующего. Истинная религия по Фейербаху - религия без бога, это любовь человека к человеку. Природа - высшая реальность, а человек - высший продукт природы. В человеке природа созерцает себя. Нет ничего выше природы, и нет ничего ниже ее. Она бесконечна и вечна, пространство и время - основ-ные условия любого бытия и сущности, мышления и деятельности. В действительности нет потусторон-него, т.к. явления природы не имеют двойного существования. В природе все взаимодействует, все относительно, одновременно, всесторонне и взаим-но. Фейербах признает относительность противо-поставления бытия и мышления, против сведения мышления к бытию, против сведения всех форм движения материи к механическому. Органическая форма материи - высшая форма.

Маркс и Энгельс

Их ф. учение - диал. и историч. матер-м. Идейный источник - системы Гегеля и Фейербаха. Осн. тезисы: 1) в основу мировоззрения кладутся не религиозно-мистические или идеалистические, а выводы современного естествознания; 2) М. открыто признал свою связь с интересами определенного класса - пролета-риата; 3) как следствие ставится принципиально новая задача - не ограничи-ваться объяснением мира, а выбрать методологию его преобразования, в пер-вую очередь - преобразования общества на основе сознательной рев. деятельно-сти; 4) отсюда центр Ф. исследований переносится из области чистого познания и отвлеченных человеческих отношений, а также из области абстрактных рас-суждений об общем устройстве мира на область практики; 5) это приводит к тому, что матер-м впервые распространяется на понимание общественной жизни; 6) наконец сами познание и мышление были поняты по иному. Мышле-ние стало рассматриваться не как продукт развития природы, но как результат сложной исторической общественно-трудовой деятельности, т.е. практики. Осн. принцип: антогонизм между производственными силами и производственными отношениями - движущая сила в переходе от одной к другой общественно-эк. формации (исторически определенный тип общества, представляющие особую ступень его развития). Повязан с эк. История рассматривается объективно, вне личности. Для этого: общественное бытие и сознание. ОБ - материальное отно-шение людей к окр. миру, прежде всего к природе, в процессе пр-ва мат. благ, и те отношения, в к-рые вступают люди между собой в процессе пр-ва. ОС - осознание обществом самого себя, своего ОБ и окр. действительности. Б опре-деляет С.

Карл Маркс занимался вопросами экономической теории. Но в результате своих исследований он пришел к выводу, что экономические отношения являются основой общественных или социальных отношений, что экономика - это основа, базис, а общественные отношения – дополнения, надстройка, которая от них зависит. Поэтому на основе экономической теории и применения принципа диалектики он построил философию общества. В зависимости от того, какая экономическая структура лежит в основе общества, такой тип общества и будет существовать. С развитием общества развивается его экономика, и, соответственно, развиваются общественные отношения.

Основными проблемами, с которыми сталкиваются люди в капиталистическом обществе, – это проблемы «отчуждения» и «присвоения». Вся история человечества связана с трансформацией отчуждения, которая, по Марксу, происходит в три ступени.

Первая ступень – «личная зависимость». Социальное отчуждение огромно и всесильно. Индивид либо полностью зависим, либо ограничен узкими рамками господствующих над ним социальных образований. Это традиционное общество. Производительность практически не развивается.

Вторая ступень – «личная независимость». Образует систему социального обмена веществ, универсальных отношений, всеобщих потребностей и универсальных возможностей. Это общество индустриального типа.

Третья ступень – «присвоение человеком всех накопленных человечеством возможностей». Маркс считает, что должно произойти превращение человека из подчиненного, отчужденного от результатов собственной деятельности, в хозяина этих результатов.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.