Средневековая схоластика. Фома Аквинский. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Средневековая схоластика. Фома Аквинский.

2017-11-28 196
Средневековая схоластика. Фома Аквинский. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Средневековая философия IX-XIV вв. получила наименование схоластики (от греч. scholastikos – школьный, ученый). Она разрабатывалась и изучалась в университетах; была приспособлена для широкого обучения людей основам христианского мировоззрения. Большинство схоластов являлись представителями духовенства, и свои воззрения развивали, как правило, с позиций церкви. Их сочинения носили назидательно-исповедальный характер, многие из них были построены в виде диалога между “всезнающим” учителем и прилежным учеником. В спорах и диспутах, вместе с аргументированной ссылкой на авторитеты, все большее значение стало приобретать формально-логическое обоснование религиозных истин1. В период средневековья схоластика сыграла позитивную роль, т. к. формировала уверенность человека в возможности рационального постижения веры, укрепляла его в мысли о гармонии веры и разума. Ее задача заключалась в систематизации основных положений христианского вероучения, рациональном их обосновании путем умозрительно-логического анализа понятий. Важное место в религиозно-философской мысли занимает проблема универсалий (общих понятий). Согласно христианскому вероучению Бог, как творец всего существующего, содержит в себе прообразы всех вещей. Каждая сотворенная единичная вещь отображает, копирует образец, вечно существующий в божественном уме, и несет в себе отпечаток божественного совершенства. Представители реализма (от лат. realis – вещественный, действительный) полагали, что универсалии выражают сущность вещи и обладают реальным бытием. Более того, они предшествуют существованию единичных вещей и имеют свое высшее осуществление в божественном разуме. Противоположных воззрений на природу универсалий придерживался номинализм (от лат. nomina – имена). реально существуют лишь единичные вещи, а общие понятия есть слова, “имена вещей”. В процессе чувственного восприятия человек познает отдельные вещи и формирует понятия, которые существуют лишь в человеческом разуме как имена, звуки, знаки вещей и их свойств. Номинализм отрицает существование универсалий не только в вещах, но и в Боге. Фома Аквинский(1225-1274). Осн. цель отработка основных догматов хр. вероучения в формах здравого смысла. Опираясь на позднего Арист. канонизировал хр. поним. соотношения идеального и матер. как соотн. изначального принципа формы с неустановивш. принципом материи.(слабейшим видом бытия). Слияние первопринципов формы и матер. рождает мир индив. явлений. Душа чел. Есть формообраз принцип, однако свое полное индив. воплощение она получает только при соедин. с телом. Так был разрешен один из самых острых вопр. хр схол. Схол должна была истолковывать свое отнош. к материи т.к. Иисус Христос был явлен в виде челов., т.е объединил в себе бож.(идеал) и чел. (матер) природу. Этот факт не давал возможности трактовать мат. как ничто (чего требовал догмат о творении мира из ничего). Поэтому квалиф материи Ф.А. с пом. Целой системы утонченных рассуждений в качестве "слабейшего вида бытия" была воспринята церковью как выход из тупика.

Гуманизм и антропоцентризм.

Доминирующей тенденцией культуры эпохи Возрождения становится гуманизм (лат. humanus — человечность) как стремление к человечности, утверждение новых ценностей, попытка гармонизировать отношения человека и мира. Великие гуманисты Возрождения — это деятели культуры, искусства и философии: Джованни Боккаччо, Лоренцо Валла, Леонардо да Винчи, Джованни Пико делла Мирандола, Эразм Роттердамский, Мишель Монтень и др.

Гуманизм представлял собой программу воспитания и образования человека в духе античных традиций на основе изучения классической древнегреческой и латинской литературы. Эллинистическую традицию передавали Италии ученые-византийцы, которые переселялись сюда после упада Афин и Александрии. Особенно мощный приток был в середине XV века после захвата Константинополя турками. Появление книгопечатания привело к тому, что большая часть текстов античных мыслителей (Пифагора, Платона, Аристотеля, Эпикура, стоиков) получает распространение, осуществляется их свободное, светское переосмысление. Философия рассматривается как наука, которая должна помочь человеку найти свое место в жизни. Отличительной чертой философии Возрождения становится антропоцентризм как представление о центральном месте человека в мироздании, что означает возвеличивание человека, его деятельности. Речь идет о поиске индивидуальности, достоинствах и незаменимости человеческой личности, ибо «на земле нет ничего более великого, кроме человека» (Дж. Пико делла Мирандола).

Натурфилософия.

В философии Возрождения получают развитие натурфилософия. В творчестве представителя раннего Ренессанса религиозного мыслителя, теолога, кардинала римско-католической церкви Николая Кузанского (собст. имя Круфтс; совр.: Кребс) соединились культура средневековья и культура гуманизма.

Центральная идея его философии — идея синтеза, или тождества противоположностей. Дискурсивному методу схоластов Николай Кузанский противопоставляет свой метод – «ученое незнание» (одна из основных его работ так и называется «Об ученом незнании»). Суть этого метода в следующем. При познании конечных вещей мы можем установить истину путем сравнения неизвестного с известным, отмечая сходства и различия. В XVI веке начинает развиваться экспериментальное естествознание, астрономия (открытия И. Кеплер, Г. Галилей). Изобретение книгопечатания привело к тому, что духовенству не принадлежало исключительное право пользования наукой. Открытие новых земель (великие географические открытия) вызвали политический и экономический переворот. Постепенно авторитет церкви сменяется авторитетом науки. Главное открытие было совершено великим польским астрономом Николаем Коперником, который разработал гелиоцентрическую систему мира (греч. gelios — солнце), согласно которой Земля вращается вокруг своей оси, вокруг Солнца, находящегося в центре мира. Учёный установил, что спутником Земли является Луна. Коперниканская космология преодолела аристотелево-птоломеевские представления (геоцентризм) и положила начало научной революции XVI-XVII вв. Церковь поместила сочинения Коперника (как и Галилея, Кеплера) в список «индекс запрещенных книг». На основе естественнонаучных открытий, прежде всего гелиоцентрической астрономии Коперника и идей Кузанца о бесконечной системе природы как «развертывании» Бога, складывается натурфилософия итальянского философа, ученого и поэта Джордано Бруно (1548-1600). В работе «О причине, начале всего и едином» Бруно рассматривает Вселенную как единую, вечную (она не возникает, т.к. нет другого бытия), бесконечную во времени и пространстве и неподвижную (она не перемещается в пространстве, т.к. не имеет вне себя ничего). Бесконечная Вселенная есть результат действия бесконечной божественной силы. Отсюда делается вывод о существовании бесконечного множества миров, что является доказательством бесконечного могущества Бога («было бы недостойно Божества ограничиться созданием конечного мира»). Следовательно, основная мысль Бруно – мысль о бесконечности миров.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.