Раздел 2. Состояние среды обитания человека и ее влияние на здоровье населения Пензенской области — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Раздел 2. Состояние среды обитания человека и ее влияние на здоровье населения Пензенской области

2017-11-17 193
Раздел 2. Состояние среды обитания человека и ее влияние на здоровье населения Пензенской области 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Глава 1. Гигиена воспитания, обучения и здоровье детского населения
Пензенской области в 2010 году

1.1. Санитарно-эпидемиологическая характеристика детских и подростковых учреждений

 

Необходимым условием сохранения и укрепления здоровья детского населения в числе прочих, является формирование благоприятной среды воспитания, обучения и отдыха.

В течение 2010 года государственный надзор за образовательными и оздоровительными учреждениями был направлен на решение таких приоритетных задач как:

- создание оптимальных, здоровьесберегающих условий образовательного процесса, укрепление материально-технической базы образовательных учреждений и доведение ее до соответствия современным гигиеническим требованиям;

- обеспечение качественного сбалансированного питания детей и подростков;

- организация эффективного надзора за обеспечением безопасного и полноценного отдыха детей в оздоровительных учреждениях всех типов.

В соответствии с основными направлениями деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека при участии Управления Роспотребнадзора по Пензенской области:

- принята долгосрочная целевая программа «Организация отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков в Пензенской области на 2011-2015гг.», утвержденная постановлением Правительства Пензенской области от 16.12.2010г. № 846.

- приняты постановления и распоряжения органов исполнительной власти, органов местного самоуправления по вопросам проверки готовности учреждений образования к новому учебному году, по подготовке и реализации проектов по совершенствованию организации питания в школах, организации летнего отдыха, по решению вопроса обеспеченности местами в детских дошкольных учреждениях региона;

- рассмотрено на коллегиях, семинарах, совещаниях, заседаниях межведомственных комиссий порядка 10 наиболее актуальных вопросов сохранения здоровья детского населения и обеспечения его санитарно-эпидемиологического благополучия.

В регионе в 2010 году на контроле Управления Роспотребнадзора по Пензенской области стояло 1785 учебно-воспитательных и оздоровительных учреждений различных типов и форм собственности.

С целью определения соответствия учреждений требованиям санитарного законодательства службой проведено 1798 мероприятий по надзору и санитарно-гигиенических обследований детских учреждений, выполнено свыше 20 тыс. лабораторно-инструментальных исследований и измерений.

За последние годы продолжается уменьшение абсолютного числа объектов, что объясняется, главным образом, реструктуризацией сети объектов образования, в первую очередь общеобразовательных, внешкольных и учреждений профессионального образования.


Таблица 2.1

 

Изменение числа детских и подростковых учреждений в 2008-2010гг.

 

Тип учреждения 2008г. 2009г. 2010г.
ДДУ и школы-сады      
Общеобразовательные школы и школы-интернаты      
Коррекционные учреждения      
Учреждения для детей-сирот и социально-реабилитационные учреждения      
Оздоровительные учреждения      
Внешкольные учреждения      
Учреждения начального и среднего профессионального образования      
Всего      

 

В 2010г. продолжилась тенденция улучшения объективных показателей уровня благоустройства учебно-воспитательных учреждений.

За период 2008-2010 гг. увеличилось число объектов, отнесенных к 1 и 2 группам и, удалось добиться отсутствия на территории региона неудовлетворительных объектов 3 группы.

Таблица 2.2

Распределение детских и подростковых учреждений Пензенской области по группам санитарно-эпидемиологического благополучия в 2008-2010 гг. (%).

 

Группы СЭБ 2008г. 2009г. 2010г. РФ в 2009г.
1 группа 31,25 31,4 28,3 41,3
2 группа 68,7 68,5 71,7 55,8
3 группа 0,05 0,05   2,9

Необходимо отметить определенное улучшение санитарно-технического состояния детских и подростковых учреждений области.

По всем типам образовательных учреждений уменьшается количество не канализованных – 3,5%, не имеющих централизованного водоснабжения – 3%, работающих на привозной воде – 2,8%, не имеющих центрального отопления – 2,2% и требующих капитального ремонта – 2,6% объектов. Одной из причин практически двукратного снижения не канализованных и без централизованного водоснабжения объектов является уменьшение количества отработавших в летний сезон палаточных оздоровительных лагерей ввиду аномально жаркой погоды.

Несмотря на уменьшение по сравнению с 2009г. удельного веса учреждений, требующих проведения капитальных ремонтных работ до 2,6% (всего 46 объектов) против 3,3% в 2009г. (61 учреждение), проблема соответствия современным гигиеническим требованиям учреждений образования остается не полностью решенной.

Причинами этого являются как давние сроки постройки и естественный износ зданий и сооружений, так и не выполнение учреждениями в необходимом объеме предписаний госсанэпиднадзора.


Таблица 2.3

 

Показатели благоустройства учебно-воспитательных учреждений
Пензенской области в 2008-2010гг.,%

Удельный вес учреждений 2008г. 2009г. 2010г. Показатель по РФ 2009г.
Не канализованных 6,9 6,6 3,5 9,8
Без централизованного водоснабжения 6,6 6,2 3,0 8,2
Без центрального отопления 5,4 4,6 2,2 4,8
Требуется капитальный ремонт 2,4 3,3 2,6 3,5

 

Выше среднеобластного показателя удельный вес не канализованных учреждений в Наровчатском (22,7%), Земетчинском (21,9%), Спасском (14,7%), Бековском (14,6%), Малосердобинском (10,7%), Лунинском районе (7,3%), Пензенском (3,6%), Сосновоборском (13,6%) и Камешкирском (6,3%) районах.

Наибольший удельный вес детских и подростковых учреждений, не имеющих централизованного водоснабжения, отмечается на территориях Наровчатского (13,6%), Земетчинского (21,9%), Спасского (11,8%), Бековского (14,6%), Лунинского (7,3%), Пензенского (3,6%), Сосновоборского (13,6%) и Камешкирского (6,3%) районов.

На привозной воде работают 13,6% детских учреждений Наровчатского, 21,9% Земетчинского, 11,8% Спасского, 13,6% Сосновоборского, 6,3% Камешкирского, 14,6% Бековского, 7,3% Лунинского и 3,6% Пензенского районов.

Требуют капитального ремонта 13% учебно-воспитательных учреждений Башмаковского, 10% Пачелмского, 5,7% Мокшанского, 12,5% Лопатинского, 7% Городищенского районов области.

Наиболее неблагоприятное положение среди всех типов детских и подростковых объектов складывается в общеобразовательных школах и внешкольных учреждениях.

Не канализовано 6% школ (в 2009г. 8,9%); 4,7% школ (в 2009-7,6%) без центрального водоснабжения; 4,5% (в 2009г.-7,3%) работают на привозной воде; 1,7% (в прошлом году-3,0%) не имеют центрального отопления и 4,7% (в 2009г.-6,0%) нуждаются в капитальном ремонте.

 

Таблица 2.4

 

Состояние материально-технической базы учреждений Пензенской области в 2010г.
различных типов, %.

Удельный вес учреждений (%) Дошкольные учреждения Образовательные учреждения Внешкольные учреждения
Не канализованных 0,6 (в 2009г.–0,6%) 6,0 (в 2009г.-8,6%) 6,5 (в 2009 г.6,5%)
Без централизованного водоснабжения 0,6 (в 2009-0,6%) 4,7 (в 2009г.–7,6%) 6,5 (в 2009 г.–6,5%)
Без централизованного отопления 0,3 (0,3% в прошлом году) 1,7 (в 2009г.-3,0%) (в 2009–0%)
Требуют капитального ремонта 2,9 (4,8% в 2009г.) 4,7 (6,0 в 2009г.) 2,6 (в 2009-0%)

 

Тем не менее, как видно из приведенной таблицы, санитарно-эпидемиологическая обстановка в школах имеет явную склонность к оптимизации.

Определенная стабилизация ситуации в учреждениях образования подтверждается результатами проверки готовности к текущему учебному году. Уровень подготовки школ, дошкольных организаций и других образовательных учреждений повышается из года в год, проводятся существенно большие по объему и материальным вложениям ремонтные работы, направленные на модернизацию материально-технической базы.

В учреждениях образования при подготовке к текущему учебному году были проделаны следующие работы:

- проведен ремонт кровли в 56 школах;

- выполнен капитальный ремонт систем водоснабжения – в 54 школах;

- проведен капитальный ремонт канализационной системы – 57 школ;

- выполнены работы по ремонту теплотрассы в 3 школах и ремонт систем отопления в 33 школах;

- проведен ремонт систем освещения в 66 школах;

- проведен ремонт пищеблоков в 47 школах;

- приобретено оборудование на пищеблок в 85 школах и закуплена новая мебель в обеденные залы 32 школ;

- оборудовано в соответствии с требованиями 68 медицинских кабинетов;

- закуплены комплекты ученической мебели в 182 школах;

- приобретен спортинвентарь в 55 школах.

Необходимо отметить, что в 5 школах оборудование на пищеблоке было обновлено на спонсорские и родительские средства и в 44 школах дополнительно на родительские средства закупалась регулируемая ученическая мебель (свыше 170 класс-комплектов мебели).

Во всех без исключения детских и подростковых учреждениях при подготовке к учебному году были проведены благоустройство территории, ревизия инженерно-коммуникационных систем, косметический ремонт помещений, ремонтные работы в спортивных залах, бассейнах, мастерских и других специализированных кабинетах, дополнительное приобретение оборудования, наглядных материалов для обучения и воспитания детей, обновление оснащения специализированных кабинетов (информатики, химии, физики и пр.), приобретение по мере необходимости столовой и кухонной посуды, рабочего инвентаря, ревизия систем освещения, частичная замена светильников на люминесцентные лампы, оборудование подсветки классных досок и др. мероприятия.

Тем не менее, проверка готовности общеобразовательных и дошкольных учреждений свидетельствовала о не полном соответствии условий образовательного процесса гигиеническим требованиям.

Результаты лабораторного контроля свидетельствуют о недостаточной эффективности проводимых в учреждениях образования мероприятиях.

В 2010г. не соответствовали гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям 2,6% исследованных проб воды из разводящей сети (в 2009г. - 3%, в РФ – 4,6%); по санитарно-химическим показателям – 7,6% (в 2009 г. -2,9%, в РФ – 12,3%).

К положительным моментам можно отнести отсутствие в отчетном году в летних оздоровительных учреждениях неудовлетворительных проб воды из источников нецентрализованного водоснабжения по санитарно-химическим и микробиологическим показателям (в прошлом году было 14,2% неудовлетворительных проб по санитарно-химическим и 10% нестандартных проб по микробиологическим, показатель, в среднем по РФ – 13,5% по санитарно-химическим и 12,7% по микробиологическим).

Как видно из нижеприведенной таблицы, отмечается незначительное снижение удельного веса объектов с неудовлетворительными показателями микроклимата, ЭМП, мебели и ТСО по сравнению с 2009 годом.

 

Таблица 2.5

 

Динамика показателей состояния факторов внешней среды в образовательных учреждениях в 2006-2010 гг.

 

Показатели Удельный вес учреждений, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам, %
2006г. 2007г. 2008г. 2009г. 2010г. Показатель по РФ по итогам 2009г.
Освещенность 6,3 6,9 14,4 11,2 11,2 17,1
Микроклимат 12,8 7,2 8,1 10,7 10,0 10,5
Мебель 6,6 9,1 1,9 8,4 4,2 18,6
ТСО 3,2 3,5 3,3 5,5 4,2 -
ЭМП 16,3 7,5 15,1 20,8 19,37 16,5

Медленными темпами решаются вопросы обеспечения нормативных уровней искусственной освещенности. В 2010г. показатель ничуть не улучшился по сравнению с 2009 годом - из всех обследованных по освещенности учреждений для детей 11,2%, как и в прошлом году не отвечали гигиеническим нормам.

Использование в образовательных учреждениях светильников, не отвечающих требованиям к уровням освещенности, несвоевременная замена перегоревших ламп и чистка осветительной арматуры – являются наиболее распространенными причинами нарушений. Для старых учреждений характерна недостаточная мощность электропроводки, не позволяющая установить современные источники света, в связи, с чем проблематично обеспечить нормируемые уровни освещенности на учебных местах.

Актуальным остается вопрос соблюдения воздушного и теплового комфорта в учебных помещениях, особенно в осенне-зимний период.

Несоблюдение температурного режима в детских учреждениях отмечается как в сторону снижения температуры, так и превышения. Зачастую причинами являются такие общие проблемы, как износ существующих отопительных систем, неготовность к отопительному сезону. Имеют место обстоятельства и в самих учреждениях – неисправность отопительных систем, нарушение режима проветривания помещений. Ситуация усложняется тем, что здания большинства школ построены в середине прошлого века и по этой причине требуют замены ветхого остекления и установки современных отопительных и вентиляционных систем.

В 2010 году в 10% (в 2009-10,7%, в 2008 году - 8,1%) учебных учреждениях отмечалось не соблюдение параметров микроклимата.

 


Таблица 2.6

Результаты лабораторного контроля образовательных учреждений различных типов


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.