Профессиональная компетентность педагога-психолога и её структура — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Профессиональная компетентность педагога-психолога и её структура

2017-11-17 934
Профессиональная компетентность педагога-психолога и её структура 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Педагог-психолог – это специалист из числа педагогических работников, которыйосуществляет профессиональную деятельность, направленную на психологическое обеспечение образовательного процесса, личностное развитие и обеспечение успешной социализации, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, защиту прав детей и подростков, предупреждение отклонения в их развитии и поведении.

Профессиональная компетентность педагога-психолога – сложное психологическое образование, которое включает в себя систему деятельностно-ролевых (знания, умения, навыки, опыт) и личностных (профессионально важные качества) характеристик.

Основой компетентности служит вузовская специализация (напр. «Практическая психология в образовании»), дающая базовые знания, обязательные для всех педагогов- психологов. Становление и развитие профессиональной компетентности и компетенций происходит в процессах постоянного профессионального образования и практической деятельности.

Профессиональная компетентность педагога-психолога проявляется в деятельности и может быть представлена как интегрированная структура, включающая (Кошель Н.):

специальную готовность, представленную специальной квалификацией и функциональной грамотностью человека, его личностной компетентностью, социальной функциональной грамотностью (результат специальной подготовки в вузе, в процессах послевузовской доподготовки и профессиональной деятельности);

квалификацию в деятельности как результат освоения технологий психолого-педагогической деятельности на практике и приобретения способности к ее рефлексии;

организационно-деятельностную компетентность, способность преобразовывать деятельность на основе результатов ее рефлексивного анализа (результат освоения механизмов развития деятельности в процессе непрерывного профессионального образования и практической деятельности).

 

Профессиональная компетентность и профессиональные компетенции

 

Профессиональная компетентность и профессиональные компетенции являются взаимодополняемыми и взаимообуславливаемыми понятиями. Компетенции – это одновременно и круг обязанностей, который определяется должностной инструкцией и область ответственности, определенная область полномочий в которой специалист должен проявить определенные знания, умения, профессиональные способности и профессионально-важные качества личности.

Профессионально - важные качества позволяют педагогу-психологу эффективно решать задачи и разрешать проблемы разного уровня сложности и определенности в динамических условиях профессиональной деятельности. Для успешной профессиональной деятельности педагогу-психологу требуются достаточно устойчивая и адекватная самооценка, позитивный взгляд на мир, эмоциональная устойчивость, самоуважение и уверенность в себе (Р. Кочюнас), а так же устойчивая мотивация, ответственность, самостоятельность, рефлексивность, умение анализировать и др. (И.А. Зимняя). Обратными характеристиками, несовместимыми с качествами психолога являются низкая сила «эго», низкий интеллект, отсутствие эмпатии, неумение решать свои проблемы, излишняя заторможенность, низкая организованность, плохое сопротивление стрессу, потребность в опеке, высокая тревожность. (Р. Кочюнас). Данные требования абсолютизированы, поэтому могут служить общим ориентиром.

Предлагаемые ниже компетенции позволяют педагогу-психологу оказывать целенаправленное психологическое влияние на деятельность учреждения образования в целом и социально-личностное развитие каждого учащегося, осуществлять рефлексивную оценку собственной практики и степень ее встроенности в образовательный процесс, определять границы своей компетентности и некомпетентности, дают возможность проектировать путь профессионального роста с учетом квалификационных категорий.

Компетентностный подход позволяет создавать уникальный профессиональный путь, отвечающий потребностям актуального этапа развития учреждения образования и нацеленный не на процесс, а на результат.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.