Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2017-11-17 | 228 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Говоря об античной психологии, в первую очередь имеем в виду психологию западную (древнегреческую и римскую), т.к. Китай и Индия нам очень интересны, но они менее изучены.
Так вот, душой интересовались и до науки в мифах и сказках, но наукой это не было, т.к.:
ü душу объяснить не пытались и функций ее никто не искал
ü у разных народов были разные мифы и сказания
ü это все было предметом веры, а не науки.
Основные положения материалистического учения о душе в античной психологии
v Первое учение о душе сложилось в рамках первой древнегреческой философской теории – материализма (6 в. до н.э.).
v Начиналось все с Фалеса, Гераклита, Эмпедокла, кульминацией стал Демокрит (5 в. до н.э.). В 4 веке до н.э. это дело продолжил Эпикур, изучая уже проблемы человека, а позднее (3 в. до н.э.) – стоики (Хризипп и Зенон).
v Суть! Весь мир существует в двух началах: бытие (неделимые атомы) и небытие (пустоты). Атомы неделимы, недоступны чувствам, различаются по форме, величине и подвижности.
o Демокрит не приписывал атомам чувственные качества (цвет, вкус и пр.), говоря о их субъективной природе.
o Эпикур не соглашался и считал чувственные качества объективными.
o Стоики рассуждали на тему о возникновении и эволюции мира из атомов огня и далее.
v Учение о душе
o Демокрит: душа состоит из атомов огня – она двигает тело. Когда в процессе смерти тело умирает – атомы души выходят из тела (душа смертна). То есть, полный панпсихизм: душа присуща всему, и она материальна.
o Эпикур: душу имеют только те существа, которые могут ощущать.
o Стоики: у нашей души восемь частей (управляющее начало + чувства).
Кстати, здесь впервые корни рационализма. Управляющее начало есть разум – ведущая высшая часть души.
|
v Учение о познании
o В античном материализме 2 вида познания: ощущение (восприятие) и мышление.
o Демокрит: восприятие = отделение от предметов тончайших пленок (эйдолов), летающих и попадающих на органы чувств, где их встречает встречный поток атомов души => так появляется образ восприятия. Далее ощущение продолжается в виде мышления («светлый род познания»).
o Стоики также выделили внутреннее и внешнее мышление (внешняя речь), впервые упомянув проблемы речи и слова.
o То есть для материалистов мышление и ощущение суть одни процессы, только разного порядка.
v Учение о чувствах
o Для материалистов чувства рассматриваются в контексте этики.
o Демокрит: чувства = удовольствие и неудовольствие как показатели полезного и вредного. Цель жизни – сделать удовольствия независимыми от преходящих вещей.
o Эпикур: чувства есть помеха, цель жизни – разумное удовольствие, свобода от страданий и тревог. Надо освободиться от страхов перед богами.
o Стоики: аффекты – это чрезмерные противоразумные и противоестественные движения души. Они насчитали аж 26 аффектов и ввели 3 стадии нарастания аффективного состояния (на последней вмешивается разум и решает, быть или не быть аффекту). То есть, аффект имеет основание в разуме, несмотря на неразумность. Но есть и «добрые страсти»: радость, осторожность и воля. Стоики даже дают некоторые рекомендации для борьбы с аффектами.
v Учение о воле и характере
o Демокрит: для всего существует жесткий детерминизм, все подчинено определенной необходимости. Свободы воли практически нет.
o Эпикур: человек не только под жестким воздействием внешних сил, но и с определенной свободой воли.
o Стоики: свобода воли для человека в покорности и добровольном следовании своей судьбе.
Для красного словца: идеология покорности судьбе вместе с другими стоицистскими бонусами (презрение к богатству, равенство всех людей, закалка своего характера) потом перешла в христианство.
|
Идеалистическая психология Платона
v Идеализм начал зарождаться в философии тогда, когда все больше стали говорить об особенностях души в отличие от тела.
v Уже софисты хотели просто сделать людей лучше, но в их понимании это означало более ловкими в житейских делах, учить людей обману, ораторскому искусству и прочим хитростям.
Для красного словца: то есть если лозунг софистов был «Человек есть мера всех вещей», то для более доброго и мудрого Сократа – «Познай самого себя»
v Итак, Сократ (470-399 гг. до н.э.) ставит во главу угла подлинную добродетель, которую надо черпать из подлинного знания. Знание это можно получать, в частности, в майевтике – беседе, в которой с помощью вопросов собеседнику должна открыться необходимость более глубокого самопознания.
v Сократ первым 100% отделил нематериальную, невещественную и божественную душу от тела, а расцвел идеализм при его ученике Платоне (427-347 гг. до н.э.)
v Учение об идеях. В мире есть идеи и материя. Идеи незримы и существуют самостоятельно, но именно они могут в соединении с материей становиться вещами. Идеи круты, ибо идеи суть образцы, а вещи – их подобие.
v Учение о душе. Душа = начало, посредник мужду идеями и вещами. Душа пребывает в мире идей, она образ универсальной мировой души. В теле душа первична, она им управляет, но в то же время тело и душа должны соответствовать друг другу. У души три начала:
а) неразумное (есть даже у растений, вожделеющее, потребностное начало, занимает большую часть души у всех)
б) разумное (противоборствует вожделеющему началу)
в) яростный дух (начало справедливости, отстаивания справедливых идей даже во имя пренебрежения потребностями).
Все три начала души должны находиться в гармонии друг с другом. Если ее нет – появляются чувство страдания, и наоборот – удовольствия.
Душа не умирает, она бессмертна и может переселиться => люди должны быть моральными, добрыми и пр. К тому же душа несет в себе общий духовный опыт.
Для красного словца: 3 начала души – это у Платона всюду! В «Государстве» это у него в виде стада, пастуха и пса; в «Федре» - в виде крылатой упряжки из 2 коней с возничим.
v Учение о познании. Если познание направлено лишь на чувственный мир, то оно пребывает лишь в форме мнений (чего-то необъективного и неполноценного). Мнение темнее знания, но хотя бы яснее незнания.
|
Если познание направлено на идеи, то получаем подлинное знание. Здесь уже есть разум (ум) как постижение идей, отрешенных от всякой чувственности. При этом помним о том, что у нашей души есть общий мировой опыт. Поэтому наша задача – лишь опираясь на чувственный мир, заниматься припоминанием идей, «дремлющих» в нашей душе.
Кстати, это все называется диалектикой – познанием посредством понятий.
Для красного словца: влечение к познанию (Эрос) у Платона проходит несколько ступеней. Сначала любовь к банальному чувственному миру (к телам), потом – к душам, потом – к красоте знания и лишь потом – к красоте идей.
v Учение о чувствах. Удовольствие не может быть целью жизни. При этом удовольствие, страдание и отсутствие того и другого – это 3 состояния души. При этом можно различать удовольствия: низшие и высшие; по 3 началам души.
Учение Аристотеля о душе
v Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – самый крутой человек в античной психологии! Он ученик Платона, он написал трактат «О душе», он критически синтезировал накопленный до него философский опыт.
v Суть! Идеи (формы) и вещи (материя) неотделимы (дом состоит из бревен – материи и формы – быть укрытием от дождя и жары, и форма неотделима от материи).
Душа = форма живого тела, она делает тело живым (подобно тому как зрение – форма глаза и без зрения глаз уже не глаз). Душа не только управляет всем телом, в ней также заложены цели этого тела.
Совокупность характеристик души, делающих тело живым – энтелехия.
Душа и тело неразрывно связаны => все душевные состояния сопровождаются телесными проявлениями => изучать душу надо диалектику и естествоиспытателю (гнев можно изучать как стремление отмостить за оскорбление и как кипение крови около сердца:)))
Душа едина и не разбивается ни на какие части, но при этом существует в форме смертной энтелехии и бессмертной божественной сущности.
Он выделяет три части души: растительную, животную и человеческую (последняя разумна, божественна и не умирает после смерти).
|
v Учение о познании. Познание начинается с ощущения => ощущение может осуществляться как душой, так и телом => ощущают 5 органов чувств + т.н. общее чувство (восприятие общих качеств – движение, фигура и пр.) => ощущения сохраняются и воспроизводятся благодаря памяти => память бывает 3 видов:
· низшая (полученные ощущения сохраняются в виде представлений как копий предметов)
· собственно память (память + отношение к ощущению, как бывшему в прошлом, т.е. с восприятием времени)
· высшая (память + суждения).
Животным мышление заменяет воображение, т.е. образование представлений, без которого невозможно никакое составление суждений (что и есть мышление).
Орган мышления – нус.
Мышление м.б. низшим (мнение / предположение) или высшим (в нем всегда есть внутренняя необходимость и открытие последнего основания).
Высшее мышление м.б. рассуждающим / логическим / дискрусивным.
Ум м.б. теоретическим и практическим.
v Учение о чувствах. Удовольствие и неудовольствие – сопровождающие деятельность чувства, отражающие степень процветания душевных и телесных процессов. В аффектах Аристотель не видит ни плохого, ни хорошего: пусть они просто будут соразмерны своим причинам. Катарсис – очищение от аффектов.
ПРИМ: вы смотрите спектакль в театре и переживаете, например, аффект сострадания. Благодаря созерцанию внешнего вы освобождаетесь от всего давящего и смутного => искусство есть своего рода социальная терапия.
v Учение о воле и характере. Аристотель поделил все действия человека на произвольные и непроизвольные (где находится основание действия?). Но произвольные действия не есть обязательно волевые. Волевые – лишь те, которые по разумному стремлению, которые направлены на будущее, которые свободны и ответственны.
Аффектам в человеке противостоит устойчивый характер, складывающийся как результат опыта.
v Итак,Аристотель был настолько крут, что его учение о душе господствовало до 17в.
Учение античных врачей
Кратенько и бонусно: не думаю, что обязательно...
v Алкмеон Кротонский (6 в. до н.э.) впервые выдвинул предположение о том, что мысли локализуются в головном мозгу
v Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) – материалист по философии. Выделил 4 темперамента исходя из преобладания одного из 4 соков в организме.
Все остальное – какие-то неизвестные имена. Не будем ими засорять...)
Дальнейшее развитие и итоги психологии античности
Краткий экскурс в историю. На смену античности с ее культами красоты, жизненных благ приходит проповедь слабости, ничтожности, греховности человека и христианство. Люди начинают больше интересоваться внутренним миром, волей, а не разумом.
|
В античности люди еще отождествляют душу с пищевареним, дыханием и пр., а самостоятельно внутренний мир не исследуют.
НО в то же время Демокрит уже изучает познание как таковое, Платон обращает внимание на особые состояния сознания: сон, одержимость и пр.; аристотель заикается о самосознании.
v И уже Плотин (205-270) – основатель неоплатонизма – говорит о природе души как о знающей о себе самой (самосознании то бишь)
v Аврелий «Блаженный» Августин (354-430) – основатель христианской философии – первым (СЕНСАЦИЯ!!!) вводит положение «Я мыслю, следовательно, я есть» (то есть ваааще полностью говорит о важности изучения внутреннего мира).
НО!!! Первым выделил особую духовную субстанцию Декарт. И когда его обвинили в плагиате Cogito ergo sum у Августина, он ответил, что пользуется этой фразой не для религиозных целей, а для доказательства нематериальности своей мыслительной субстанции. Вот как!
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!