Глава 1. Кризис в психологии — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Глава 1. Кризис в психологии

2017-11-17 236
Глава 1. Кризис в психологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Кризис – это:

 

§ несостоятельность психологии как науки о сознании

§ несоответствие методологических основ теории и требований практики

§ содержательно возникновение новых направлений

 

§ Каждое новое направление разрушало какой-то один основной аспект классической интроспективной ассоцианистской науки:

 

ü Психоанализ: психика не есть только сознание

ü Бихевиоризм: методология науки и ее предмет слишком субъективны

ü Фр.соц.школа: асс.психология слишком индивидуалистична и вне соц.контекста

ü Гештальтпсихология: асс.психология сенсуалистична и атомистична

 

§ ЛСВ: каждая из этих теорий привносила в психологию новые факты – затем обобщался материал для одной группы явлений – затем создавалась попытка строительства общепси.теории и даже мировоззренческой концепции – критика внутренних противоречий - крах.

 

§ ЛСВ: общая черта всех теорий: все отталкивались от старого понимания сознания (в отрыве от практической Д-ти) => изменить понимание сознание – значит, преодолеть кризис.

 

§ Все это продолжалось в 10ые – 30ые гг. ХХ в.

 

Глава 2. БИХЕВИОРИЗМ

 

Бихевиоризм – это:

 

§ ответ на структурализм (Вундт + Титченер) и функционализм (Брентано)

§ основоположник Джон Уотсон (1878-1958)

§ предмет- изучение поведения объективным путем

§ философская основа – позитивизм (науке доступны только объективно наблюдаемые факты) + прагматизм (не признается отвлеченное знание о человеке) => наука должна решать прагматические проблемы, овладевать навыками и пр.

§ предпосылки – исследования в психологии животных Торндайка + школа объективной психологии + исследования Павлова и Бехтерева

§ Поведение – это всякая реакция R в ответ на внешний стимул S, посредством к-ой индивид приспосабливается.

 

Поясним. С одной стороны, поведение – это любая реакция (и железистая, и сосудистая). С другой – это только внешне наблюдаемая реакция. То есть поведение трактуется слишком механистично.

 

§ Задача исследований – предсказывать S по R и наоборот.

 

§ Суть! Реакции можно разделить по 2 основаниям:

 

ü приобретенные

ü наследственные

 

ü внутренние

ü внешние

 

§ Соответственно, у нас м.б. реакции:

 

ü видимые приобретнные (игра в теннис)

ü скрытые приобретенные (внешняя речь)

ü видимые наследственные (хватание, чихание)

ü скрытые наследственные (реакции желез, физиологические)

 

§ Уотсон верит, что большинство реакций приобретается => образование и воспитание всесельно! => навык как индивидуально приобретенное заученное действие – это супер-важно!

 

Кстати, навыки по Уотсону – это и речь, и мышление.

 

§ Основа навыка – врожденное / заученное движение. Новый элемент – это связывание воедино / объединение отдельных движений. Выработка навыка происходит благодаря кривой научения.

 

§ Память есть удерживание навыков. Все наследственные R – безусловные рефлексы, все приобретенные – условные R. Условие связи между ними – одновременность в действии условных и безусловных S, так что S, не вызывавшие R, начинают эту R вызывать.

 

§ Т.о. образование навыка – супер-механистичный процесс! Все получается путем проб и ошибок. Тем не менее, именно с Уотсона начинается процесс формирования навыка и научения в целом.

 

§ Критика! Но Уотсон:

 

Ø выкинул психику, а вместе с ней мотивацию, познание и пр.

Ø не смог избавиться от гнетущего его самого атомизма и механисцизма (все надо разбить на какие-то единицы типа S-R)

Ø переносил свои данные с животных на человека.

 

§ Итак, Эдвард Толмен (1886-1959) продолжает дело в ином русле необихевиоризма.

 

§ Суть! Эксперименты над жив. показали, что схема S-R не описывает поведения, т.к. поведение – молярный феномен (целостный акт со своими собственными св-вами: целями, намерениями).

 

Поясним. Толмен был не прочь смешать НБ с гештальтизмом и в чем-то с глубинной психологией.

 

§ В плане детерминант поведения Толмен ввел:

 

ü независимые переменные S + исходное физиол.состояние организма

ü способности

ü вмешивающиеся внутренние переменные (намерения и познание).

 

Кстати, именно внутренние переменные стали предметом его исследований. Так и появилось понятие когнитивной карты – структуру, складывающуюся в мозгу животного между S и целью и определяющей поведение животного в ситуации актуальной задачи.

 

§ Совокупность когнтивных карт позволяет ориентироваться в жизни в целом.

 

§ Необихевиорист Кларк Халл (1884-1952):

 

Ø вводит схему «S – организм – R» (организм – внутренние невидимые процессы)

Ø считал потребность основной детерминантой поведения, от к-ой зависит сила реакции

Ø провел математические подсчеты зависимости R от характера и времени подкрепления

Ø ввел т.н. антиципирующие реакции – экспериментально обнаруженные частичные ответы, способствующие нахождению действий, ведущих к цели.

 

Поясним. Это – шаг к молярной концепции поведения, к гештальтизму и Левину.

 

§ Другой вариант НБ – субъективный бихевиоризм Джорджа Миллера, Юджина Галантера и Карла Прибрама, основанный на распространении ЭВМ.

 

§ Они ввели в схему S-R другие мех-мы и процессы, опосредующие реакцию на стимул: Образ и План:

 

Ø Образ – информативный аспект поведения (все накопленные знания)

Ø План – алгоритмический аспект поведения (иерархический процесс управления Д-ю)

 

§ Суть! Стратегия плана строится на основе проб (test) – фаз целостного поведения, с помощью к-ых выясняется, что операционная фаза (operate) осуществляется правильно. Имеем схему Т-О-Т-Е (рез-т).

 

То есть, в поведение впервые вводится ОС!

 

§ Теория оперантного бихевиоризма Барреса Скиннера (1904-1990).

 

§ Суть! Сущ. 3 вида поведения:

 

Ø безусловно-рефлекторное

Ø условно-рефлекторное

Ø оперантное (оно его и интересовало).

 

§ Итак, рефлекторное поведение не обеспечивает адаптации к среде, а оперантное основано на активных пробах, некоторые из к-ых могут приводить к полезному рез-ту, к-ый уже и закрепляется. Т.о., реакции, выделяемые организмом, а не внешним стимулом – оперантные.

 

ЭКСП. Для их изучения и есть ящик Скиннера – клетка с устройством,

к-ое может давать «+» и «-» подкрепление. Сила и частота р-ий животного при этом регистрируются.

 

§ Образование новых р-ий связано с обусловливанием. При классическом рефлекторном варианте мы имеем дело с обусловливанием типа S (смежность по времени б/у и усл. S). Обусловливание типа R – это когда новая реакция осущ. вне зависимости от обстоятельств и усиливается подкреплением.

 

НО! Скиннер лажал в том, что активность животных тупо слепа и новые R появляются только путем проб и ошибок. А где же активный процесс ориентировки на внешние объекты?

 

§ В теории научения Скиннера главное средство – подкрепление (действует как у животных, так и у человека).

 

§ Вообще, Скиннер – биологизатор и радикал чистой воды: отрицал все, что нельзя наблюдать: интеллект, волю, эмоции и пр. Мол, культура, литература и живопись – все лишь хитроумные подкрепления. А придуманный им контроль за режимом подкреплений – схема для манипуляции людьми.

 

§ В целом, бихевиоризм:

 

Ø до сих пор применяется при программах изменения поведения, борьбе с фобиями, избавлении от вредных привычек

 

Ø получил дальнейшее развитие в социально-когнитивной теории научения и личности Альберта Бандуры: подкрепление не есть необходимое условие приобретения новых форм поведения, т.к. можно учиться с помощью наблюдения и примера

 

ПРИМ: когда дети смотрят боевики, а потом идут и расстреливают одноклассников:(((

 

Ø также развился в теорию социального научения Джулиана Роттера с его понятием локуса контроля.

 

 

Глава 3. ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ

 

v Итак, гештальтизм критиковал ассоцианизм за атомизм и механистичность.

 

В логике истории все развивалось так:

 

v Понятие гештальт-качества ввел Христиан фон Эренфельс в 1890 г., показав, что мелодия суть не сумма звуков, а новое целостное образование, т.к., перенеся мелодию в иную тональность, она сохраняется.

 

v Далее – Лейпцигская школа диффузно-комплексных переживаний со следующими персонами: глава школы Феликс Крюгер (1874-1948), Ганс Фольквельт (1886-1964), Фридрих Зандер (1889-1971).

 

Ø Основное понятие – комплексное качество (целостное переживание, пронизанное чувством)

Ø Основа любого псих.акта – система бессознательных активных процессов и импульсов

 

v Гештальтпсихология стартует в 1912 г. с выходом книги Макса Вертгеймера (1880-1943), где он поставил под сомнение наличие каких-либо элементов в акте восприятия

 

ЭКСП. Испытуемому предъявляли 2 световых стимула: наклонную полоску А и горизонтальную – Б. При маленьком временном интервале между S исп. воспринимали эти 2 S как движение – стробоскопическое движение.

 

v Вертгеймер объяснил это так: возбуждаем в мозгу пункт А. Если сразу возбуждаем пункт Б – то между ними короткое замыкание, и возбуждение передается из А в Б. В феноменальном плане мы воспринимаем это как движение из А в Б.

 

v Далее: в Берлине вокруг Вертгеймера складывается Берлинская школа гештальтпсихологии: Курт Коффка (1886-1941), Вольфганг Келер (1887-1967), Курт Левин (1890-1947).

 

v Келер проводит параллель между физ.миром и психол.миром: все подчинено закону гештальта, который подчинен законам электромагнитного поля => т.е. все в мозгу изоморфно структуре образов.

 

v Принцип изоморфизма (как принцип единства мира): психологические процессы есть точная структурная репродукция динамической организации соттветствующих мозговых процессов.

 

v Дальнейшие работы:

 

Ø Келер решил на курах проверить, что первично: восприятие целого или элементов?

 

ЭКСП. Куру дрессировали на выбор более светлого из 2 оттенков. Затем более темную поверхность заменяли более светлой => кура выбирала вновь более светлую поверхность (хотя ее раньше и не было) => элемент важен не сам по себе, а будучи включенным в определенную структуру => а то что даже глупая кура догадалась об этом, значит, что структурное мышление свойственно не только развитому, но и примитивному интеллекту.

 

Ø Левин расширяет гештальтизм до исследований намерений, воли и потребностей.

 

v С приходом фашизма Вертгеймер, Келер и Левин эмигрируют в США, где постепенненько гештальтизм загибается.

 

v Итак, основная идея: нужно изучать опыт, не подвергшийся анализу, в его целостности. Единичные элементы здесь можно выделить, но они вторичны. Целое нельзя разложить на элементы, т.к. тогда оно перестанет существовать.

 

v Метод: феноменологический метод (а не аналитическая интроспекция) – непосредственное и естественное описание наблюдателем своего восприятия.

 

v Целостность берется из восприятия. Благодаря факторам близости, сходства, замкнутости, симметричности и пр. В зрительном поле также действуют связывающие и сдерживающие перц.силы.

 

Док-во. Воспринимаем же мы палочки как пары палочек и точки ка пары точек.

 

Ø Закон дифференциации фигуры и фона (зрительное поле делится на фигуру и фон по причине яркости, оформленности, живости и пр. фигуры)

 

Для красного словца: этот закон оказался полезен во время войны для маскировки объектов.

 

Ø Закон прегнантности (тенденция перцептивной организации к внутренней упорядоченности, ведущей к «хорошей фигуре»)

 

Ø Закон амплификации (дополнения до целого, т.е. если фигура не закончена, в восприятии мы стремимся видеть ее как целое)

 

Примечание. Все эти законы объясняются принципами изоморфизма.

 

v Мышление. Чтобы решить задачу, надо структурировать отдельные элементы в гештальт. Структурирование поля в соответствии с проблемой происходит в результате инсайта

 

v Дункер и Вертгеймер: при решении задач элементы ситуации должны восприниматься в новом функциональном значении! И это не значит, что гештальттеория не интересуется прошлым опытом! Просто прошлый опыт – это не тупо ассоциации, а осмысленный перенос на функционально новую ситуацию.

 

НО! На самом деле гештальтисты действительно недооценивали прошлый опыт и были антигенетичны и антиисторичны.

 

v Потребности, воля, аффекты. Левин критиковал ассоцианизм за пассивность. Ведь основание активности в любых формах (даже ассоциативных) – это намерение, потребность.

 

Итак, динамическая теория личности:

 

Ø Потребности не только биологические и врожденные. Есть еще и квазипотребности – образуются в актуальной ситуации в связи с принятыми намерениями и проявляются так, что определенные вещи / события приобретают побудительность.

 

Ø Квазипотребность создает напряжение, стремящееся к разрядке – удовлетворению. Разрядка происходит в определенной ситуации – в определенном психологическом поле.

 

Ø Благодаря потребностям предметы в поле, имеющие побудительный х-р, обладают положительной валентностью, а не имеющие – отрицательную валентность.

 

Ø Единство личности и среды выражается в понятии жизненного пространства (силовое поле, развитие, мощность, уровень реальности, временная перспектива)

 

Ø Поведение человека м.б. волевым и полевым.

 

Ø Методы и методики школы Левина:

 

ü опыты на прерванное действие (Овсянкина)

ü опыты на вспоминание незавершенных и завершенных действий (Зейгарник)

ü опыты на замещающее действие (Лисснер, Малер)

ü опыты на выявление уровня притязаний (Хоппе)

ü опыты на психическое насыщение (Карстен) и др.

 

v Американский период творчества Левина – это не интра, а интерперсональные отношения:

§ типы лидерства

§ групповая атмосфера

§ групповая динамика (в 1945 г. он возглавляет Центр групповой динамики)

 

v Итак, гештальтпсихология:

 

[+] внесла структурный принцип в подход в психологии

 

[+] преодолела интеллектуализм и непрактичность психологии

 

[+] описала большое число фактов в области мышления, восприятия, личности

 

[+] получила продолжение в психоанализе в гештальтерапии: ее основал Перлз и использовал понятия гештальта, целостности, ага-переживания, «здесь и сейчас» и др.приемы.

 

[-] принцип структуры был неверно перенесен на всю психологию (детскую,пато и пр.): ведь игнорируется историческая природа сознания, сливается животные и человек

 

[-] принцип изоморфизма – откровенная ересь! Факт образования целостностей гештальтистами не был объяснен.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.