Тема: Русская трагедия эпохи расцвета классицизма («Дмитрий Самозванец», «Хорев») — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Тема: Русская трагедия эпохи расцвета классицизма («Дмитрий Самозванец», «Хорев»)

2017-11-17 690
Тема: Русская трагедия эпохи расцвета классицизма («Дмитрий Самозванец», «Хорев») 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

1. Проблематика трагедий А.П. Сумарокова первого периода трагедийного творчества (на примере трагедии «Хорев»).

2. Национально-героическая, историческая тематика трагедий А.П.Сумарокова, своеобразие историзма в его трагедиях.

3. Тираноборческий характер трагедии «Дмитрий Самозванец». Проследить, как последовательно проводятся идеи просвещенного абсолютизма. Определить основу конфликта и в связи с этим значение монологов в идейно-художественной структуре «Дмитрия Самозванца», указать на эволюцию, которую претерпела в этом отношении трагедия от «Хорева» до «Дмитрия Самозванца».

Дать анализ системы героев с позиций их постоянных функций в трагедии классицизма. Определить, укладываются ли все герои в заранее определенную схему. Связать данный вопрос с особенностями трагедий классицизма – с теорией трех единств.

4. Подробно проанализировать образ Дмитрия Самозванца и указать на принципы изображения его характера. Доказать анализом текста а) однолинейность характера; б) отсутствие внутреннего движения характера в результате движения сюжета; в) нормативность, заданность характера как отражение теории трех единств; г) соотношение в характере общего и индивидуального, социального и психологического (в связи с этим – мотивированность и немотивированность речей и поступков героя).

5. Определить особенности стиля и стиха трагедии.

 

Литература

1. Бочкарев В.А. Русская историческая драматургия XVII-XVIII вв. М., 1988.

2. История русской литературы: В 3-х т. Т.1. М.;Л., 1958.

3. Москвичева Г.В. Русский классицизм. М., 1986.

4. Стенник Ю.В. Жанр трагедии в русской литературе. Эпоха классицизма. Л., 1981.

5. Сумароков А.П. «Дмитрий Самозванец», «Хорев». Читать полные тексты трагедий по любому изданию.

Практическое занятие № 5

Тема: Комедия Д.И.Фонвизина «Недоросль»

1. История создания, проблематика комедии (проблема воспитания; проблема крепостничества; проблема государственного надзора за деятельностью помещиков; проблема положительного героя).

2. Сюжет и система образов в комедии:

а) группировка персонажей по моральному принципу; «говорящие» имена; роль второстепенных персонажей в комедии;

б) многотемность пьесы; основной конфликт в ней; особенности организации сюжета;

в) «Правило трех единств» и способы создания широкой картины действительности в «Недоросле».

3. Споры о характере реализма в комедии. Значение «Недоросля» для становления реализма в русской литературе.

Задание

1. Повторить материал о полемике «Трутня» со «Всякой всячиной» о сатире. Какой сатирической традиции следует Фонвизин?

2. Сравнить принципы создания сатирического образа и способы изображения характеров в сатирах А.Д. Кантемира и комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

3. Пользуясь рекомендованной литературой, установить, какие ведутся споры о характере реализма в комедии «Недоросль». Каково ваше решение этой проблемы? Подумайте и аргументируйте свой ответ.

Литература

Тексты

1. Фонвизин Д.И. Собрание сочинений: В 2 т. Т.1. М.; Л., 1959. С.105-178 (или любое издание комедии).

Исследования

  1. Берков П.Н. История русской комедии XVIII века. Л., 1977. С. 212-241.
  2. Всеволодский-Гернгросс В.Н. Фонвизин-драматург. М., 1960.
  3. Глухов В.И. Метод и образный строй комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»: К спорам о художественной природе пьесы // Взаимодействие жанров, художественных направлений и традиций в русской драматургии XVIII-XIX веков: Межвуз. сб. науч. тр. Куйбышев, 1988. С.19-35.
  4. Искович И.В. «Бригадир» и «Недоросль». Л., 1979.
  5. Кулакова Л.И. Денис Иванович Фонвизин. М.; Л., 1966.
  6. Макогоненко Г.П. От Фонвизина до Пушкина: Из истории русского реализма. М., 1969.
  7. Макогоненко Г.П. Денис Фонвизин: творческий путь. М.; Л., 1961.
  8. Пигарев К.В. Творчество Фонвизина. М., 1954.
  9. Рассадин С.Б. Сатиры смелый властелин. М., 1986.
  10. Фонвизин в русской критике. М., 1958.

 

Практическое занятие № 6

Тема: Новаторский характер поэзии Г.Р. Державина (на примере од «Стихи на рождение в Севере порфирородного отрока» и «Фелица»)

Вопросы к обсуждению:

  1. Русская ода на пути от М.В. Ломоносова к Г.Р. Державину.
  2. «Стихи на рождение в Севере порфирородного отрока» - начало «особого пути» Державина-поэта. Выявить жанровое своеобразие произведения, определить авторскую позицию, приемы и способы создания художественных образов.
  3. Ода «Фелица» как результат трансформации жанра оды в поэзии Г.Р. Державина. Проанализировать оду «Фелица» в соотнесении с «Одой на день восшествия… Елисаветы Петровны 1747 г.» М.В. Ломоносова, указав на то новое, что появилось у Державина.

Литература

  1. Западов А.В. Державин. М., 1958.
  2. Западов А.В. Поэты 18 века. М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин. М., 1979.
  3. Западов А.В. Державин и Муравьев // 18 век: Сб. 7. М.; Л., 1966.
  4. Западов А.В. Державин и поэтика русского классицизма // Проблемы изучения русской литературы 18 в. Л., 1983.
  5. Калачева С.В. Эволюция русского стиха. М., 1986.
  6. Кулакова Л.И. Очерки истории русской эстетической мысли 18 века. Л., 1968.
  7. Кондрашов С.Н. О мастерстве Державина-одописца: субъектно-объектная организация одического текста // Старинные мастера русского слова. М.; Самара, 1993. С. 109-124.
  8. Кондрашов С.Н. Ода «Изображение Фелицы» - шедевр державинского классицизма. Куйбышев, 1990. С. 41-52.
  9. Серман И.З. Державин. Л., 1967.
  10. Ходасевич В.Ф. Державин. М., 1988

Практическое занятие № 7


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.