Кафедра русской и зарубежной литературы — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кафедра русской и зарубежной литературы

2017-11-17 451
Кафедра русской и зарубежной литературы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Кафедра русской и зарубежной литературы

 

КОМПЛЕКСНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По курсу «История отечественной литературы» (XVIII век)

для студентов специальности «030601. 65 (021400) -Журналистика»

 

 

Программу составил и

осуществляет к. филол. н.,

доцент Таракин П.М.

 

 

Утверждена на заседании

кафедры «28» октября 2008 г.

 

Зав. кафедрой проф.И.Е. Карпухин

 

 

Стерлитамак 2008-09

 

Пояснительная записка

Русская литература 18 века уникальна и самобытна.

Она наследует традиции древнерусской литературы и русского фольклора, испытывала влияние мировой художественной культуры.

Цель курса – не только выявить эту уникальность, но и определить то колоссальное влияние словесного искусства 18 века на век 19, которое, несомненно, имело место в русской культуре. 18 век воспринял учительскую миссию древнерусской литературы; одной из основных функций русской словесности 18 века является дидактизм: назидательный тон характерен для слов и речей ораторов первой трети 18 века, одической поэзии Сумарокова, Ломоносова и Державина, трагедий и комедий, романов и повестей, басен и сатир.

Такое культурологическое явление, как театр, вновь воскресший по указу Петра 1, способствовало формированию общественного мнения в России: эта функция является одной из доминант в культурной жизни всей последующей истории России, но уже и в других видах искусства, а также в журналистике.

Синтез разных видов искусства в 18 веке будет иметь качественно иной уровень, совершенно исчезнет параллелизм разных видов, родов и жанров, ибо взаимопроникновение как культурологический принцип станет основой жизни культуры.

Программа курса «История отечественной литературы» (ХУШ век) отражает характерные особенности историко–литературного процесса, который должен быть усвоен студентами журналистами и филологами. В лекциях будут раскрыты наиболее сложные, спорные, существенные вопросы и проблемы курса. Практические занятия посвящены анализу в единстве содержания и формы отдельных произведений; ряд тем и вопросов предлагается студентам для самостоятельного изучения. По данному разделу отечественной литературы не предусмотрены формы отчетности в виде зачета или экзамена, но к концу курса студенты готовят спецвопрос, предложенный им в начале учебного семестра. В нем они должны отразить четкое представление о характере историко-литературного процесса 18 века, проявить знания обязательных художественных текстов, продемонстрировать знакомство с критической и научной литературой, с публикациями в современных литературных журналах.

 

Настоящая программа составлена на основе «Примерной программы дисциплины «ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ» федерального компонента цикла ОПД ГОС ВПО второго поколения по специальности 030601 «Журналистика». П. ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХУШ в., рекомендованной Учебно-методическим советом по журналистике УМО по классическому университетскому образованию (Председатель УМС по журналистике профессор Я..Н.Засурский (М.,2005), а также с учетом «Примерной программы дисциплины «ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ», рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации для специальности 032900 – Русский язык и литература (М.,2004).

Цели и задачи изучения дисциплины

- ознакомление студентов с реальной историей русской лите­ратуры, ее образно-художественными традициями, круп­нейшими писателями и произведениями, их творчеством; воспитание понимания роли, места и значения литературы в системе национальной культуры;

- изучение отечественной художественной словесности в ее диахроническом и синхроническом аспекте;

- освоение методологических и стилевых параметров доми­нантных явлений в истории русской литературы (барокко, классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, симво­лизм) и их традиций в художественных системах после­дующих культурных эпох;

- формирование навыков осознанно-аналитического прочте­ния художественного текста, понимания особенностей его словесной основы и смысловой структуры;

- ознакомление студентов с «творческой лабораторией» крупнейших писателей, с приемами их литературного мас­терства;

- обучение исходным принципам филологического подхода к разбору произведения словесного искусства на основе современной литературоведческой терминологии и аналити­ческих методик.

Все вышеперечисленное в комплексе нацелено на формиро­вание компетентного учителя русского языка и литературы, т.е. ориентирует на следующие виды профессиональной деятель­ности учителя русского языка и литературы:

В области учебно-воспитательной деятельности:

- осуществление процесса обучения в соответствии с образо­вательной программой;

- планирование и проведение учебных занятий с учетом спе­цифики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;

- использование современных научно обоснованных прие­мов, методов и средств обучения;

- организацию и проведение внеклассных мероприятий;

в области научно методической деятельности:

- дает основания для самостоятельной научной и научно-ме­тодической работы и в истории литературы, и в области
методики преподавания литературы;

- позволяет выполнять научно-методическую работу, участ­вовать в работе научно-методических объединений;

- осуществлять анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации;

в области социально-педагогической деятельности:

- содержит богатейший материал для воспитания и общекультурной, и социальной адаптации учащихся в совре­менной культурной среде; формирует речевую культуру;
дает представление о духовно-нравственных ценностях, об эстетическом и нравственном идеале в истории русской ли­тературы;

в области культурно-просветительной деятельности:

- позволяет компетентно ориентироваться в художественной
и материальной отечественной культуре, осознавая место
литературы в ней как искусства слова;

- формирует общую культуру учащихся;

в области коррекционно-развивающей деятельности:

- сам материал художественной словесности полифункционален и дает возможность использовать его для решения задач возрастной психологии в ачестве психологического тренинга, а также для развития внимания, памяти и др., т.е. для реализации личностно - ориентированного подхода к образованию и развитию детей;

- работу по обучению к и воспитанию с учетом коррекции от­клонений в развитии.

в области организационно управленческой деятельности:

- навыки систематизации материала, овладение логикой со­циального и культурного развития, структурирования многоуровневых литературных и культурных явлений участвуют в формировании организационно-управленче­ских навыков учителя русской литературы и помогают в организации внеурочной деятельности.

Выпускник, получивший квалификацию учитель русского языка и литературы, подготовлен к выполнению основных видов профессиональной деятельности учителя русского языка и лите­ратуры, решению типовых задач профессиональной деятельно­сти г. учреждениях среднего общего (полного) образования.

Студент, изучивший дисциплину, должен

знать:

- историю русской литературы в её поступательном развитии и в персоналиях;

- понятийный литературоведческий аппарат (инструментарий), позволяю­щий ему филологически профессионально характеризовать художествен­ные произведения различных жанров и форм;

- содержание произведений, в том числе и тех, которые изучаются в школе;

- наизусть стихи и фрагменты прозы, предлагаемые программой для заучивания наизусть;

уметь:

- ориентироваться в способах и формах усвоения художественной традиции в истории литературы;

- анализировать художественные произведения с точки зрения их содержания и формы;

- собирать, структурировать и излагать материал по проблемам истории рус­ской литературы (письменно и устно в различных жанрах, актуальных в на­учной и учебно-методической деятельности);

владеть навыками:

-филологического подхода к литературно-художественному материалу в его историческом развитии, макро - и микроуровневых па­раметрах;

- объяснения особенностей функционирования художественных приемов в произведени­ях поэзии, драматургии и прозы, различных их жанров.

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

Введение

 

Литература XVIII в. – важный этап в развитии национальной русской литературы. Национальная самобытность русской литературы XVIII в. Влияние европейской культуры. Преемственная связь с древнерусской литературой, фольклором.

Период образования русской нации, утверждения исторической роли русского государства. Реформы Петра I. Новая культура и литература. Особенность русской литературы XVIII в. как литературы «века Просвещения». Активная защита Петровских реформ писателями-просветителями Феофаном Прокоповичем, А. Д. Кантемиром, В. К. Тредиаковским, М. В. Ломоносовым, А. П. Сумароковым. Особая роль русских писателей в развитии философской, социальной и эстетической мысли столетия. Реформы литературного языка.

Возникновение периодической печати. Тесная взаимосвязь литературы и журналистики.

Периодизация литературы XVIII в. Формирование литературных направлений – классицизма, сентиментализма, предромантизма; рост реалистических тенденций.

 

Раздел 1. Литература петровского времени

(конец XVII – первые десятилетия XVIII вв.)

 

Переходный путь в русской общественной жизни, культуре и литературе. Преобразования Петра I. Процесс «европеизации» России. Проблемы «обмирщения» в идеологии, культуре, быту. Изменение отношений между государством, церковью и «человеком пишущим». Отражение Петровских реформ, Полтавской победы в литературе XVIII в. и последующих эпохах.

Новое светское искусство. Новая художественная литература. Задача создания культуры общеевропейского типа и в то же время глубоко национальной. Ее экспериментальный творческий характер.

Переводная проза, ее роль в развитии русской литературы. «Юности честное зерцало» (1717 г.), «О законах брани и мира», «Приклады, како пишутся комплименты разные» (1708 г.).

Публицистика петровского времени. Издание первой официальной газеты «Ведомости». Расцвет ораторского искусства: жанр проповеди, «Слова». Ораторская деятельность Стефана Яворского, Феофана Прокоповича.

Рукописная литература. Анонимные повести, «История о российском матросе Василии Кориотском», «История об Александре, российском дворянине» и др. Новые черты по сравнению с литературой XVII в. Особенности поэтики, элементы барокко. Отражение в повестях просветительских и публицистических идей петровского времени. Прагматические отношения государства и литературы, стремление использовать литературу для нужд государства. Развитие стихотворства. Новые жанры: любовная песня, кантата. Панегирическая лирика.

Театр и драматургия петровского времени. Создание при Петре I первого публичного театра. Поэтика пьес «школьного» театра. Новый светский репертуар. Панегирические и триумфальные пьесы («Слава российская» и др.). Интермедии как прообраз русских комедий.

Народная литература петровского времени. Двойственное отношение к Петру I в фольклорных произведениях. Зарождение литературной критики. Русское искусство петровской эпохи.

Феофан Прокопович (1681 – 1736 гг.). Крупнейший деятель петровской эпохи, талантливый публицист, писатель, «ученый монах». «Просветитель в рясе». Выразитель идей и духа петровской эпохи, идеолог и сподвижник Петра I. Феофан и «Учена дружина». Публицистика, «Слова и речи», «Духовный регламент». Поэзия, панегирическая поэма «Епиникион». Патриотический пафос в «Слове на погребение Петра Великого». Жанр «Слова» в творчестве Феофана Прокоповича. Трагедокомедия «Владимир», ее своеобразие и новаторские черты. Общекультурная и историческая роль Феофана Прокоповича.

 

Раздел 2. Литература 30-х – 50-х гг. XVIII в.

 

Характеристика послепетровской эпохи. «Ученая дружина» в борьбе с реакцией, стремившейся уничтожить петровские преобразования. Открытие Академии наук, Московского университета. Развитие общественной мысли, культуры и искусства. Создание постоянного русского театра. Первые журналы.

Классицизм как направление и художественный метод в литературе и искусстве. Особенности европейского классицизма. Теоретическое обоснование классицизма в «Поэтическом искусстве» Буало. Своеобразие русского классицизма. Связь с просветительством, обличительная направленность. Жанровая система, теория «штилей».

Антиох Дмитриевич Кантемир (1708 – 1744 гг.). Публицистика и сатиры. Просветительство Кантемира. «Первый светский поэт на Руси» (В. Г. Белинский). Сатиры Кантемира как литературное средство общественной борьбы и формирования общественного мнения. Обличение реакционного духовенства, невежественного дворянства, галломании. Гуманистический характер сатир Кантемира – родоначальника сатирического направления в русской литературе XVIII в. Публицистичность и морализм его сатир. Переводы Кантемиром Анакреона и Горация.

Значение Кантемира в истории русской литературы.

В. Г. Белинский о А. Д. Кантемире.

Василий Кириллович Тредиаковский (1703 – 1769 гг.). Личность, жизненный путь. «Сизиф русской литературы». Поэт, прозаик, филолог, один из реформаторов русского стихосложения. Патриотическая лирика: «Стихи похвальные России». Перевод романа П. Тальмана «Езда в остров Любви». Реформа русского стихосложения. Трактат «Новый краткий способ к сложению стихов российских». Публицистичность «Элегии о смерти Петра Великого». Переводы Тредиаковского. Поэма «Тилемахида» – переложение романа Фенелона; полемика вокруг перевода Тредиаковского. Создание Тредиаковским русского гекзаметра.

Место Тредиаковского в истории русской литературы. Высокая оценка его деятельности Н. И. Новиковым, А. Н. Радищевым и А. С. Пушкиным.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765 гг.). Личность. Жизненный путь. Общественная, научная, литературная и просветительская деятельность. Проект Ломоносова о создании Московского университета. Ломоносов – «Петр Великий русской литературы» (В. Г. Белинский). Русский ямб, впервые прозвучавший в «Оде на взятие Хотина». Завершение реформы русского стихосложения, создание норм русского литературного языка. «Письмо о правилах российского стихотворства», полемика с В. К. Тредиаковским и А. П. Сумароковым. Трактат «О пользе книг церковных в российском языке», теория «трех штилей». Традиции и новаторство Ломоносова-филолога. Борьба Ломоносова за национальную культуру и науку.

Поэзия Ломоносова. Выражение просветительских идей. Высокая тематика, жанровое разнообразие. Ода как основной жанр поэзии Ломоносова. Размышление о назначении поэзии в «Разговоре с Анакреонтом». Перевод «Памятника» Горация – начало русской традиции литературного памятника.

Образ Петра I в поэзии и публицистике Ломоносова. Органическое слияние науки и поэзии в стихотворении Ломоносова «Письмо о пользе стекла». «Оды духовные» в творчестве Ломоносова.

Ломоносов-драматург. Ломоносов-журналист, давший первый этический кодекс журналиста.

Место и значение Ломоносова в развитии русского классицизма, русской литературы.

Александр Петрович Сумароков (1717 – 1777 гг.). Первый писатель-дворянин, для которого литература стала профессией. Сумароков как теоретик русского классицизма – «Русский Буало». Эпистола «О русском языке», «О стихотворстве». Поэзия Сумарокова в полемике о литературном языке.

Сумароков – основоположник русской драматургии. Первый директор русского театра. Жанр классической трагедии в творчестве Сумарокова. «Хорев» – первая русская трагедия, «Синав и Трувор», «Семира» (за 28 лет – 9 трагедий). Нравственно-политическая проблематика тираноборческой пьесы «Дмитрий Самозванец». Комедии Сумарокова. Новаторство комедии «Рогоносец по воображению». Частная журналистика и журнал Сумарокова «Трудолюбивая пчела». Лирика и сатира в поэзии Сумарокова. «Притчи». Многообразие творческой деятельности писателя. Особенности стиля и языка.

 

Раздел 3. Литература последней трети XVIII в. (60-е – 90-е гг.)

 

В этот период усложняется литературный процесс, наряду с дворянскими писателями появляются писатели и публицисты из разночинной среды (Ф. Эмин, М. Чулков, Д. Аничков, С. Десницкий и др.), увеличивается число журналов, растет и развивается книгопечатание.

Россия первых лет царствования Екатерины II. Социальная программа и литературное просветительство XVIII в. Екатерининский «просвещенный абсолютизм». «Наказ» Екатерины II. Общественный подъем, вызванный работой комиссии по составлению нового Уложения. Теоретики французского просвещения: Вольтер и др. Политика Екатерины II в области журналистики и литературы. Расцвет сатиры в журналистике и литературе. Рост оппозиционных настроений по отношению к абсолютистской монархии, развитие просветительской мысли.

Кризис классицизма как единого литературного стиля. Формирование нового литературного направления – русского сентиментализма. Жанр «слезной» комедии в творчестве В. И. Лукина: «Мот, любовью исправленный».

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Примерное распределение аудиторных лекционных часов

и часов на самостоятельную работу

 

№ п/п Тема занятия Лекции. Самостоят. работа  
 
1. Введение. Русская литература ХУШ века как явление переходной культурно-исторической эпохи      
2. Литература Петровской эпохи. Жизнь и творчество Феофана Прокоповича      
3. Литература 1730 – 1750-х годов. Проблема барокко и классицизма в русской литературе ХУШ века        
4. Творчество А. Кантемира      
5. Поэтическое творчество и филологическая работа В.К. Тредиаковского      
6. Теоретические труды по стихосложению и языкознанию и стихотворное творчество М.В. Ломоносова      
7. Многообразие литературной деятельности А.П. Сумарокова: знаменитый драматург и энергичный театральный деятель, лирик и сатирик. Сумароков как теоретик классицизма.      
8. Литература 1760 – первой половины 1770-х гг. Журналистика Н.И. Новикова      
9. Характеристика русской литературы последней четверти 18 века. Ранний русский реализм. Сентиментализм.      
10. Жизненный и творческий путь Г.Р. Державина      
11. Творчество Д.И.Фонвизина: его драматургия, стихи и проза      
12. Жизненный и творческий путь А.Н. Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву» и др. произведения писателя.      
13. Русский сентиментализм и творчество Н.М.Карамзина.      
14. Заключение      
15. Поэты кружка.М.М.Хераскова. Поэтические эксперименты Ржевского      
16. Творчество В.И.Майкова. Ирония в стиле его произведений различных жанров      
17. Творческий путь И.Ф.Богдановича.      
18. Драматургия последней четверти ХУШ века (В.В.Капнист, Я.Б.Княжнин,М.И.Попов, А.А.Аблесимов, И.А.Крылов, Н.П.Николев и др.)      

Итого: 20ч. 7ч.

Примерное распределение часов практических занятий

Планы практических занятий

Практическое занятие № 1

Практическое занятие№ 2

Литература

1. Западов В.А. Русский стих XVIII - начала IXI вв. (Ритмика). Л., 1974.

2. Илюшин А.А. Русское стихосложение. М., 1988.

3. Квятковский А.П. Поэтический словарь. М., 1966.

4. Клейн Й. Реформа стиха Тредиаковского в культурно-историческом контексте // «XVII век»: Сб. 19. СПб., 1995. С. 15-42.

5. Краткая литературная энциклопедия. М., 1967. Т. 4. Стб. 810-811; 1971. Т. 6. Стб. 819-820; 1972. Т. 7. Стб 575-577.

6. Скрипов Г.С. О русском стихосложении. М., 1970.

7. Тредиаковский В.К. Новый и краткий способ к сложению российских стихов; Ломоносов М.В. Письмо о правилах российского стихотворства» // Русская литература XVIII века: Хрестоматия / Сост. В.А. Западов. М., 1979. С. 83-85; С. 93-97 (и др. источники).

8. Федотов О.И. Основы русского стихосложения: Метрика и ритмика. М., 1997.

9. Холшевников В.Е. Основы стиховедения: Русское стихосложение. Л., 1972.

10. Холшевников В.Е. Стиховедение и поэзия. Л., 1991.

Практическое занятие № 3

Тема: Поэтика од М.В. Ломоносова. Ода на день восшествия на престол… Елисаветы Петровны 1747 года.

 

Вопросы к обсуждению:

1. Особенности жанра оды. Изучить главу «Ода» из книги Г.В.Москвичевой «Русский классицизм» (М.: Просвещение, 1986. С.20-47).

2. Тематика од Ломоносова и художественные особенности.

3. Герои оды на день восшествия на престол Елизаветы Петровны 1747 г. Приемы построения образа монарха-адресата оды и Петра I (подробно проследить по тексту оды образные средства, раскрывающие героев).

4. Построение оды: по какому принципу группируется материал; соотношение панегирического содержания с просветительским. Композиционный центр оды – образ Родины. Раскрыть этот образ. Гимн науке заучить наизусть.

5. Особенности стиля оды Ломоносова.

а) охарактеризовать лексический строй оды;

б) система образных средств (приведите примеры метафор, олицетворений, сравнений, эпитетов и укажите на их характер и цель использования);

в) синтаксические приемы создания высокого стиля. Приведите примеры риторических фигур;

г) дайте анализ стиха и строфики оды.

 

Литература

1. Западов А. Отец русской поэзии. М.: Советский писатель. 1961. Гл. 2,3.

2. Ломоносов М.В. Одна на день восшествия на престол Елизаветы Петровны 1747 г. // Хрестоматия по русской литературе XVIII в.

3. Москвичева Г.В. Русский классицизм. М.: Просвещение, 1986. С.20-47.

4. Серман И.З. Поэтический стиль Ломоносова. М.;Л.,1966.

5. Тынянов Ю.Н. Ода как ораторский жанр//Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.

 

Практическое занятие № 4

Практическое занятие № 5

Задание

1. Повторить материал о полемике «Трутня» со «Всякой всячиной» о сатире. Какой сатирической традиции следует Фонвизин?

2. Сравнить принципы создания сатирического образа и способы изображения характеров в сатирах А.Д. Кантемира и комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

3. Пользуясь рекомендованной литературой, установить, какие ведутся споры о характере реализма в комедии «Недоросль». Каково ваше решение этой проблемы? Подумайте и аргументируйте свой ответ.

Литература

Тексты

1. Фонвизин Д.И. Собрание сочинений: В 2 т. Т.1. М.; Л., 1959. С.105-178 (или любое издание комедии).

Исследования

  1. Берков П.Н. История русской комедии XVIII века. Л., 1977. С. 212-241.
  2. Всеволодский-Гернгросс В.Н. Фонвизин-драматург. М., 1960.
  3. Глухов В.И. Метод и образный строй комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»: К спорам о художественной природе пьесы // Взаимодействие жанров, художественных направлений и традиций в русской драматургии XVIII-XIX веков: Межвуз. сб. науч. тр. Куйбышев, 1988. С.19-35.
  4. Искович И.В. «Бригадир» и «Недоросль». Л., 1979.
  5. Кулакова Л.И. Денис Иванович Фонвизин. М.; Л., 1966.
  6. Макогоненко Г.П. От Фонвизина до Пушкина: Из истории русского реализма. М., 1969.
  7. Макогоненко Г.П. Денис Фонвизин: творческий путь. М.; Л., 1961.
  8. Пигарев К.В. Творчество Фонвизина. М., 1954.
  9. Рассадин С.Б. Сатиры смелый властелин. М., 1986.
  10. Фонвизин в русской критике. М., 1958.

 

Практическое занятие № 6

Тема: Новаторский характер поэзии Г.Р. Державина (на примере од «Стихи на рождение в Севере порфирородного отрока» и «Фелица»)

Вопросы к обсуждению:

  1. Русская ода на пути от М.В. Ломоносова к Г.Р. Державину.
  2. «Стихи на рождение в Севере порфирородного отрока» - начало «особого пути» Державина-поэта. Выявить жанровое своеобразие произведения, определить авторскую позицию, приемы и способы создания художественных образов.
  3. Ода «Фелица» как результат трансформации жанра оды в поэзии Г.Р. Державина. Проанализировать оду «Фелица» в соотнесении с «Одой на день восшествия… Елисаветы Петровны 1747 г.» М.В. Ломоносова, указав на то новое, что появилось у Державина.

Литература

  1. Западов А.В. Державин. М., 1958.
  2. Западов А.В. Поэты 18 века. М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин. М., 1979.
  3. Западов А.В. Державин и Муравьев // 18 век: Сб. 7. М.; Л., 1966.
  4. Западов А.В. Державин и поэтика русского классицизма // Проблемы изучения русской литературы 18 в. Л., 1983.
  5. Калачева С.В. Эволюция русского стиха. М., 1986.
  6. Кулакова Л.И. Очерки истории русской эстетической мысли 18 века. Л., 1968.
  7. Кондрашов С.Н. О мастерстве Державина-одописца: субъектно-объектная организация одического текста // Старинные мастера русского слова. М.; Самара, 1993. С. 109-124.
  8. Кондрашов С.Н. Ода «Изображение Фелицы» - шедевр державинского классицизма. Куйбышев, 1990. С. 41-52.
  9. Серман И.З. Державин. Л., 1967.
  10. Ходасевич В.Ф. Державин. М., 1988

Практическое занятие № 7

Учебники, хрестоматии

Берков П.Н. История русской журналистики XVIII-XIX веков. М., 1973.

Благой Д.Д. Истории русской литературы XVIII века. М., 1960.

Буранок О.М. Русская литература XVIII века. М., Самара, 1995.

Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века. М., 1999.

История русской литературы: В 10т. Т. 3-5. М.; Л., 1941.

История русской литературы: В 3т. Т. 1. М.; Л. 1958.

История русской литературы: В 4т. Т.1. Л., 1980.

Лебедева О.Б. История русской литературы ХУШ века. М., 2000.

Орлов П.А. История русской литературы XVIII века. М., 1991.

Русская комедия и комическая опера XVIII века. / Ред. И вступ. Статья П.Н.Беркова. М.; Л., 1950.

Русская литература XVIII века. 1700-1775: Хрестоматия. / Сост. В.А.Западов. М., 1979.

Русская литература XVIII века: Хрестоматия. / Сост. Г.П. Макогоненко. Л., 1970.

Русская литература последней четверти XVIII века: Хрестоматия. / Сост. В.А.Западов. М., 1985.

Русская литература: Век XVIII. Т.1. Лирика. / Отв. Ред. Н.Д.Кочеткова. М., 1990.

Русская литература: Век XVIII. Т.2. Трагедия. / Отв. Ред. Ю.В.Стенник. М., 1991.

Русская литературная критика XVIII века. / Сост., ред., вступ. Статья и комментарии В.И.Кулешова. М., 1978.

Русская проза XVIII века: В 2т. / Подготовка теста и примечание А.В.Западова и Г.П. Макогоненко. Вступ. Статья Г.П. Макогоненко. М.; Л., 1950.

Сатирические журналы Н.И.Новикова / Ред., вступ. Статья и комментарии П.Н.Беркова. М.; Л., 1951.

Татаринова Л.Е. История русской литературы и журналистики ХУШ века. М.: МГУ, 2001.

Федоров В.И. Русская литература XVIII века. М., 1990.

 

Исследования

 

Автухович Т.Е. Роман Ф.Эмина «Непостоянная фортуна, или похождение мирамонда» как риторическая система // Старинные мастера русского слова. М., Самара, 1993. С. 99-109.

Акулова Г.А. Фонвизин в школе. М., 1957.

Алексеев М.П. Монтескье и Кантемир // Алексеев М.П. Сравнительное литературоведение Л., 1983. С. 140-247.

Алпатов М.В. Этюды по истории русского искусства. М., 1967.

Асеев Б.Н.Русский драматический театр от его истоков до конца ХIХ века. М., 1977.

Бабкин Д.С. А.Н.Радищев: Литературно-общественная деятельность. М., 1966.

Бегунов Ю.К. «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева М., 1983.

Берков П.Н. Жизненный и литературный путь А.П.Сумарокова // Сумароков А.П. Избранные произведения. Л., 1957. С. 3-40.

Берков П.Н. История русской журналистики XVIII века М.; Л., 1952.

Берков П.Н. История русской комедии XVIII века Л., 1977

Берков П.Н. Проблемы исторического развитие литературы Л., 1981.

Белинский В.Г. Кантемир // Белинский В.Г. Собрание сочинений: В 9 томах Т. 7. М., 1955. С. 282-300.

Берков Н.Н. В.В.Капнист. М.; Л., 1950.

Благой Д.Д. Гаврила Романович Державин // Державин Г.Р. Стихотворения. Л., 1957. С. 5-74.

Бочкарев В.А. Исторические взгляды Сумарокова // Старинные мастера русского слова. М.; Самара, 1993. С. 80-88.

Бочкарев В.А. Русская историческая драматургия XVII-ХVIII веков. М., 1988.

Буранок О.М. драматургия Феофана Прокоповича и историко-литературный процесс первой трети XVIII века. Самара, 1992.

Буранок О.М. Жанровое своеобразие пьесы Феофана Прокоповича «Владимир»// Проблемы изучения русской литературы XVIII века: Метод и жанр. Л., 1985. С. 3-11.

Буранок О.М. Своеобразие ораторской прозы Феофана Прокоповича Киевского периода // Культура и текст. Вып. 1: Литературоведение. Часть 1. СПб.; Барнаул, 1997. С. 56-62.

Валицкая А.П. русская эстетика XVIII века. М., 1983.

Вишневская И. Аплодисменты и прошлое: А.П.Сумароков и его трагедии. М., 1996.

XVIII век. Сборники 1-20. М.; Л.; СПб., 1935-1996 (Издание продолжается).

Всеволодский- Гернгросс В. Фонвизин драматург. М., 1960.

Гершкович З.И. Об эстетической позиции и литературной тактике Кантемира // XVIII век: Сборник 5. М.; Л., 1962. С. 179-183.

Глумов А.Н.А. Львов. М., 1980.

Гордин М.А., Гордин Я.А. Театр Ивана Крылова. Л., 1983.

Грот Я.К. Жизнь Державина. М., 1997.

Демин А.С. Русская литература второй половины ХУП -начала XVIII веков. Новые художественные представления о мире, природе, человеке. М., 1977.

Десницкий А.В. Иван Андреевич Крылов. М., 1983.

Десницкий А.В. Молодой Крылов. Л., 1975.

Ершов А.А. Русская стихотворная сатира: от Кантемира до Пушкина. М., 1985.

Западов А.В. Гаврил Романович Державин. М.; Л., 1965.

Западов А.В. И.А.Крылов. М.; Л., 1951.

Западов А.В. Новиков. М., 1968.

Западов А.В. Отец русской поэзии: О творчестве Ломоносова. М., 1961.

Западов А.В. Поэты XVIII века: А.Кантемир, А.Сумароков, В.Майков, М.Херасков. М., 1984

Западов А.В. Поэты XVIII века: М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин. М., 1979.

Западов А.В. Русская журналистика XVIII века. М., 1964.

Западов А.В. Проблемы изучения и преподавание русской литературы ХVIII века. Ст. 3. Сентиментализм и предромантизм в России // Проблемы изучения русской литературы XVIII века. Л., 1983. С. 135-150.

Западов А.В. Державин и муравьев // XVIII век. М.; Л., 1966.

Западов А.В. Державин и поэтика русского классицизма // Проблемы изучения русской литературы XVIII века. Л., 1984. С. 26-49.

И.А.Крылов: Проблемы творчества. Л., 1975.

Калачева С.В. Эволюция русского стиха. М., 1986.

Капунова Ф.З. Из истории русской повести. Историко-литературное значение повестей Н.М.Карамзина. Томск, 1967.

Коваленская Н.Н. История русского искусства XVIII века. М., 1962.

Кожинов В.В. Происхождение романа. М., 1963.

Кочеткова Н.Д. Герой русского сентиментализма. // XVIII век. Сб. 14. Л., 1983. С. 121-149.

Кочеткова Н.Д. Литература русского сентиментализма: Эстетические и художественные искания. Л., 1994.

Кочеткова Н.Д. Сатирическая проза Крылова // Иван Андреевич Крылов: Проблемы творчества. Л., 1975. С. 69-105.

Краснобаев Б.И. Очерки истории русской литературы XVIII века. М., 1987.

Кузнецов Г.Б. Творческий путь Ломоносова. М., 1961.

Кулакова Л.И. Д.И.Фонвизин. М.; Л., 1966

Кулакова Л. Очерки по истории русской эстетической мысли XVIII века. Л., 1968.

Кулакова Л.И. Я.Б.Княжнин. М., 1961.

Кулакова Л.И. Западов В.А. А.Н.Радищев. «Путешествия из Петербурга в Москву»: Комментарий. Л., 1974.

Курилов А.С. Литературоведение в России XVIII века. М., 1981.

Ломоносов и русская литература. М., 1987.

Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства: ХУШ-начало ХIХ веков. СПб., 1994.

Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина. М., 1987.

Макогоненко Г.П. Николай новиков и русское просвещение XVIII века. М., 1951.

Макогоненко Г.П. Радищев и его время. М.; Л., 1965.

Макогоненко Г.П. Денис Фонвизин. Творческий путь. М.; Л., 1961.

Моисеева Г.Н. Русские повести первой трети XVIII века. М.; Л., 1965.

Морозов А.А. Ломоносов. М., 1965.

Москвичева Г.В. Русский классицизм. М., 1986.

Муратов М.В. Ломоносов. М., 1960.

Н.И.Новиков и общественно-литературное движение его времени Л., 1976.

Ничик В.М. Феофан Прокопович. М., 1977.

Орлов В.Н. Радищев и русская литература. Л., 1952.

Орлов П.А. русский сентиментализм. М., 1977.

Осетров Е.И. Три жизни Карамзина. М., 1985.

Павлова Г.Е., Федорова А.С. М.В.Ломоносов М., 1980.

Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ. Л., 1984.

Песков А.М. Поэт и стихотворец Иван Иванович Дмитриев // Дмитриев И.И. Сочинения. М., 1986. С. 3-16.

Пигарев К.В. Русская литература и изобразительное искусство. М., 1966.

Пигарев К.В. Творчество Фонвизина М., 1954.

Плеханов Г.В. История русской общественной мысли. М.; Л., 1925.

Пумпянский Л.В. Антиох Кантемир // История русской литературы: В 10т. Т.3.Ч.1. М.; Л., 1966

Радищев и литература его времени. Л., 1977.

Рапацкая Л.А. Русское искусство XVIII века. М., 1995.

Рассадин С. Фонвизин. М., 1980.

Рассадин С. Сатиры смелый властелин. М., 1984.

Роль и значение литературы XVIII века в истории русской культуры. М.; Л., 1966.

Россияда в период реформы Петра 1. М., 1973.

Серман И.З. Поэтический стиль Ломоносова. М.; Л., 1966.

Серман И.З. Державин. Л., 1967.

Серман И.З. Русский классицизм. Поэзия. Драма. Сатира. Л., 1973.

Смирнов А.А. Литературная теория русского классицизма. М., 1981.

Смирнов В.Г. Феофан Прокопович М., 1994.

Стенник Ю.В. Жанр трагедии в русской литературе: Эпоха классицизма. Л.. 1981.

Стенник Ю.В. Русская сатира XVIII века. Л., 1985.

Степанов Н.Л. И.А.Крылов. М., 1969.

Татаринцев А.Г. Сын отечества. М., 1981.

Томашевский Б.Т. Стилистика и стихосложение. М., 1959.

Травников С.Н. Писатели петровского времени. Литературно-эстетические взгляды. Путевые записки. М., 1989.

Тынянов Ю.Н. Ода как ораторский жанр // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.С. 227-252.

Федоров В.И. Литературные направления в русской литературе XVIII века. М., 1979.

Фонвизин в русской критике. М., 1958.

Ходасевич В.Ф. Державин. М., 1988.

Шишкин А.Б. Тредиаковский и традиции барокко в русской литературе XVIII века. // Барокко в славянских культурах. М., 1982.

Шкуринов П.С. А.Н.Радищев: Философия человека. М., 1988.

Шкуринов П.С. Философия России XVIII века М., 1992.

Шторм Г. Потаенный Радищев. М., 1974.

Щеблыкин И.П. Михаил Ломоносов. Очерк жизни и поэтического творчества. М., 1969.

Эйхенбаум Б.М. Карамзин // Эйхенбаум Б.М. О поэзии. Л., 1969. С. 18-28.

Юсупов Т.Ж. Развитие русской прозы XVIII века: В 2т. М., 1994.

 

Методические рекомендации (материалы) преподавателю *

Изучение произведений литературы предполагает единство историко- литературного, поэтико-теоретического, культурологического подходов. Входящие в состав программы произведения предназначены для внимательного вдумчивого, творческого прочтения и усвоения их студентами. С этой установкой связан выбор художественных текстов, преобладающее большинство которых включено в школьные программы по литературе. Студент должен не просто ознакомиться с той или иной интерпретацией произведений русской классики, но соотнести ее с самим художественным текстом, принять или оспорить предлагаемый ему подход к прочтению величайших творений русской литературы XIX столетия. Изучаемый курс должен расширить и уточнить представления студентов не только об эстетических, но и духовно-нравственных ценностях русской литературы, об остроте и оригинальности постижения мира и человека русскими писателями, об общих закономерностях развития духовной культуры человечества.

При изучении курса в целом, его отдельных тем, разделов, а также и конкретных художественных текстов рекомендуется единство различных методологических подходов, актуальных для современного литературоведения: системно-структурного, историко- фун


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.238 с.