Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2017-11-16 | 1050 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ (ЭКЗАМЕНА) ПО КУРСУ ДИСЦИПЛИНЫ
Интенсификация развития сравнительного правоведения после Второй мировой воины.
После Второй мировой войны начинается новый этап в развитии сравнительного правоведения, связанный с новой ситуацией в мире, отразившей стремление народов к лучшему взаимопониманию. В общественном сознании возрос престиж сравнительного правоведения, следствием чего стало значительное увеличение научных публикаций на эту тему: статей, монографий, новых журналов, библиографии. Возрос качественный уровень исследований, направленный не только на эмпирическое применение сравнительного метода, а на разработку основных теоретических проблем сравнительного правоведения. Большая заслуга в этом принадлежит М. Анселю, Т. Аскареллю, Р. Давиду, К. Цвайгерту, Г. Шнитцеру и многим другим. Несмотря на то, что они по-разному подходили к теоретическим проблемам сравнительного правоведения, определению его статуса, их разработки способствовали развитию сравнительного правоведения. Они рассматривали сравнительное правоведение как важнейшее средство сближения правовых систем, основанное на взаимодействии и взаимопроникновении различных правовых систем и правовых культур.
После Второй мировой войны на правовой карте мира появилась семья социалистического права, в результате чего расширилась география исследований сравнительного правоведения. Это привело к расширению его функций и круга его проблем. Сфера интересов сравнительного правоведения перестала сводиться только к частному праву, но все больше и больше внимания уделяется проблемам публичного и процессуального права.
|
Интенсификация развития идей сравнительного правоведения в рассматриваемый период также характеризуется проведением большого числа международных, региональных и национальных конференций, конгрессов, коллоквиумов, «круглых столов», в рамках которых рассматривались те или иные аспекты сравнительного правоведения. Теперь обсуждения в рамках этих мероприятий были направлены на дальнейшую разработку общетеоретических основ сравнительного правоведения с целью их практического применения.
Этому во многом способствовало возникновение новых обществ, ассоциаций и центров сравнительного права. В ряде стран появились институты и центры сравнительного правоведения.
В 1955 г. в Париже под эгидой ЮНЕСКО была основана Международная ассоциация юридических наук, основные функции которой заключались в оказании содействия в развитии юридических наук путем сравнительного изучения существующих правовых систем, в активизации научных контактов и обмена информацией между учеными разных стран, в оказании помощи национальным научным организациям, изучающим иностранное право. Членами ассоциации могли выступать национальные комитеты, создаваемые в разных странах.
В 1960 г. был создан Международный факультет сравнительного права. Основная его задача — содействие развитию сравнительного правоведения посредством его преподавания, осуществление научных исследований и издание научных работ. Он является самым старым специализированным международным учебным заведением, где систематически читается полный цикл лекций о правовых системах современности. Слушателями факультета являются лица с законченным высшим юридическим образованием, которые, прослушав три специальных цикла и успешно сдав экзамены, имеют право написать диссертацию на звание доктора сравнительного права.
Таким образом, данный этап развития сравнительного правоведения, обусловленный сложившейся обстановкой после Второй мировой войны, характеризуется интенсификацией сравнительно-правовых исследований, имеющих не только теоретическое, но и практическое направление.
|
Немецкая и французская концепции сравнительного правоведения.
Эволюция идей сравнительного правоведения в XX столетии.
Цивилизационный подход
Одним из востребованных концептуальных подходов (идей) в методологии сравнительно-правовых исследований, сформировавшихся в рамках цивилизационной теории, является цивилизационный подход, согласно которому центральной категорией выступает цивилизация. Существуют различные определения этого понятия, каждое из которых отражает философское, социологическое или историческое направления общественного знания.
Большинство исследователей считают, что понятие «цивилизация» впервые возникло в концепциях «общественного договора» в конце XVIII в. Особый интерес в этом отношении представляет труд А. Фергюсона «Опыт истории гражданского общества»2 (1767 г.), в котором рассматривается переход от дикости и варварства к цивилизации. Цивилизация возникает как новый высшийэтап истории человечества, вследствие необходимости обуздания опасных для целостности общества противоречий и создания того способа существования, который позволит человечеству жить и развиваться дальше.
Но, несмотря на распространенность данного утверждения, необходимо отметить, что еще задолго до этого, в XIV в., на необходимость использования цивилизационного подхода при изучении общественной жизни, частью которой, естественно, является и правовая жизнь, обратил внимание известный арабский философ, историк, экономист Абд ар-Рахман Ибн Халдун (1332—1406 гг.). В частности, он отмечал, что различные состояния общественной жизни необходимо объяснять с позиций цивилизационного подхода, который может служить объяснением фактов, связанных с жизнью общества. Более того, как отмечают исследователи его деятельности, вероятно, Ибн Халдун был первым, кто ввел в научный обиход понятие «цивилизация», и был первым мыслителем, который посмотрел на исторический процесс с цивилизационной точки зрения, и в соответствии с этим определил задачу истории не только в описании смены поколений общества, но и в изучении цивилизационных особенностей различных народов. Таким образом, отсчет применения цивилизационного подхода необходимо начинать не с концаXVIIIв., а с XIV в. и связывать с именем Ибн Халдуна.
|
По мнению А. Дж. Тойнби, каждая цивилизация представляет собой своеобразную попытку единого, великого, общечеловеческого творчества, а если смотреть на нее ретроспективно, это — своеобразный пример единого, великого, общечеловеческого опыта. Цивилизации у него представляются как типы человеческих сообществ, вызывающие определенные ассоциации в области религии, архитектуры, живописи, нравов, обычаев, т.е. в области культуры. А. Дж. Тойнби утверждал также, что если идти от Греции и Сербии, пытаясь понять их историю, то приходишь к православному христианству или византийскому миру. Если начинать путь с Марокко и Афганистана, то неизбежно придешь к исламскому миру».
Большое внимание раскрытию понятия цивилизации и закономерностям ее формирования и развития уделяет С. Хантингтон. По его мнению, цивилизация — это самый широкий уровень культурной идентичности людей, связанный с наличием таких черт объективного порядка, как язык, история, религия, обычаи, институты, а также субъективная самоидентификация людей (так, житель Рима может характеризовать себя как римлянина, итальянца, христианина, европейца, человека западного мира). Цивилизации — это уникальные ценностные миры, и, именно поэтому, люди различных цивилизаций по-разному смотрят на отношения между Богом и людьми, индивидом и группой, гражданином и государством, родителями и детьми, мужем и женой, имеют разные представления о соотносительной значимости прав и обязанностей, свободы и принуждения, равенства и иерархии.
Таким образом, цивилизацию можно определить как социально-историческую структуру сложившихся общностей, характеризующихся идеологическими, религиозными, культурными, мо-рально-нравственными особенностями формирования, отражающими переход человечества от варварства к новому, более упорядоченному уровню развития.
В настоящее время наблюдается тенденция использования цивилизационного подхода при изучении государственно-правовых явлений, в том числе правовых систем. Использование цивилизационного подхода предполагает отказ от применения принципа европоцентризма, который заключается в узком подходе к анализу всемирной истории, что является следствием недостаточности знаний об истории других народов и чувства превосходства над другими, незападными цивилизациями. На этой основе трансформация представлений о праве и государстве в рамках цивилизационного подхода имеет самое непосредственное отношение к объективному изучению правовой панорамы мира вообще, и различных правовых систем в частности, что является главным условием достижения объективных результатов исследований и в наибольшей степени соответствует реалиям правового развития.
|
Цивилизационный подход дает возможность рассматривать историю человечества как многовариантный процесс. Соответственно, использование данного подхода в сравнительном правоведении позволит, с одной стороны, сделать наше видение эволюции правовых систем более многомерным. С другой стороны, последовательное использовании данного подхода в изучении эволюции правовых систем приводит к выводу об их принципиальной равнозначности в плане культурно-исторического развития, что, в свою очередь, обуславливает необходимость изучения всех правовых систем.
Таким образом, цивилизационный подход позволяет выявить как уникальность, так и равноценность не только различных цивилизаций, но и правовых систем. Данный подход указывает не только на различия между правовыми традициями и системами, но и открывает новые горизонты правовой аккультурации в рамках диалога правовых систем.
Герменевтический подход
Современная методология правовых наук выдвинула на первый план проблему герменевтики как главного подхода в работе с правовым источником, произведением или текстом.
Герменевтика понимается как наука о правилах толкования, порожденная необходимостью разъяснения и конкретизации священных текстов, произведений поэтов, писателей, философов, ученых,основанная на процессе интерпретации на стыке языка и жизненного опыта. Вместе с тем считается, что ни одно истолкование текста не может претендовать на общее признание, поскольку толкуемое содержит в себе скрытое противоречие, изнутри подрывающее его связанность. Поэтому любой смысл — есть нечто в высшей степени неразрешимое, а «истинного» смысла не существует вообще.
Периодом зарождения герменевтики считается эпоха Ренессанса, получившая развитие в трех направлениях — филологическая, теологическая, юридическая герменевтика.
Герменевтика, в ее современном понимании, окончательно сформировалась в эпоху романтизма. Основоположником такого понимания герменевтики считают немецкого философа конца
|
XVIII — начала XIX в. Ф. Шлейермахера, разработавшего общие правила герменевтического подхода, предполагавшего его единообразное применение к текстам религиозного и светского характера, для которых ранее считалось необходимым применять разные способы интерпретации.По его мнению, каждый текст имеет две стороны — предметно-содержательную и индивидуально-личностную, т.е. текст имеет грамматическую (объективную) и психологическую (техническую) природу. Герменевтика, по мнению Ф. Шлейермахера, — это искусство постижения чужой (авторской) индивидуальности как она выражена в тексте (художественном или научном).
Таким образом, герменевтика является объединяющим понятием, включающим в себя искусство интерпретации, истолкования и понимания письменно зафиксированных в языке жизненных объективаций. Она отстаивает ценность традиций, указывает на образцы поведения, которые существовали в прошлом как эталоны современности. Для нее важнейшим является вопрос о понимании человеком сущего и должного. В процессе понимания на предмет познания распространяется интеллект, чувства, интуиция, вообще личность того, кто стремится к пониманию.
Современная герменевтика выходит далеко за пределы традиционного понимания текста, обращаясь к более общим проблемам языка и психологии. В. Дильтей в своей знаменитой работе «Истоки герменевтики» высказал мнение, что герменевтика является методологической основой гуманитарного знания, искус-ством понимания письменно фиксированных жизненных проявлений.
Герменевтика как искусство и одновременно как теория истолкования текстов применяется в различных областях обще-ствознания: философии, филологии, психологии, праве. Как рассуждал Г.Г. Гадамер, нельзя не признать, что историк права и юрист-практик решают разные задачи: первый — умозрительную, а второй — практическую. При этом понимание права проявляется в деятельности обоих. Почему же тогда понимание правового смысла закона у одного может быть иным, нежели у другого?.
В современной герменевтике понимание — это не прикладная задача при истолковании текстов, а фундаментальная характеристика, определяющая человеческое бытие и мышление. В этой связи возникла проблема использования гуманитарных традиций в диалоге культур, и, к примеру, политическая (правовая) наука стала перед необходимостью разработки новой гуманитарной методологии политического (правового) анализа, которая названа политической (правовой) герменевтикой.
Если до недавнего времени юридические исследования, как правило, ограничивались формально-логическими операциями, то герменевтика права предполагает более сложный семантический подход к его оценке.
Итак, правовая герменевтика призвана стать новым научным методологическим подходом ведения диалога в условиях разнообразия правовых культур и равноправия мировых цивилизаций. Правовая герменевтика способна обеспечить»определение и понимание базовых правовых ценностей, осуществить разработку истолкования текстов, появившихся в рамках различных правовых культур, психоанализа участников правовых отношений, составить картину правовых миров других цивилизаций.
Как отмечает П.М. Рабинович, в правовой герменевтике в настоящее время выработаны такие понятия, положения, методики, процедуры, использование которых позволяет вывести научную и научно-прикладную разработку толкования юридических норм на качественно новый уровень. В этом плане роль герменевтического подхода при изучении правовых систем трудно переоценить.
Благодаря использованию возможностей герменевтики и потенциала герменевтического подхода можно выявить не просто подлинный смысл памятников права, но и найти ту нить, которая связывает их с современным периодом развития и функционирования разных правовых систем. Например, без использования данного подхода представляется невозможным выявить, с одной стороны, значение многих положений основополагающего источника исламского права — Корана, а с другой — обнаружить его реальное влияние на функционирование исламского государства и права.
Сущность и эффективность правовых систем во многом предопределяется их историческими корнями, историческими закономерностями, присущими эволюции этих правовых систем. Так, раскрыть сущность современного китайского правопонимания представляется невозможным без понимания того факта, что исторической основой данного древнейшего права является философия конфуцианства. Именно благодаря герменевтическому подходу можно объяснить причину своеобразного отношения китайцев к реальной роли права в общественной жизни, продиктованного учением Конфуция.
Таким образом, благодаря герменевтическому подходу становится возможным выявление не только буквы, но и духа тех источников, которые выступают как памятники права в рамках различных правовых систем и во многом предопределяют их функционирование.
Аксиологический подход
Аксиология включает в себя изучение ценностных аспектов научных дисциплин, а в более широком смысле — всего спектра социальной, художественной и религиозной практики, человеческой цивилизации и культуры в целом. Правовая аксиология является одним из направлений аксиологии вообще, т.е. теории о ценностях, теории общезначимых принципов, определяющих человеческую деятельность, мотивацию поведения.
Основные сущностные аспекты, определяющие человеческое бытие, его смысловое содержание, как отмечает А.К. Абишева, обычно составляют те или иные ценности или систему ценностей. При этом ценности, во-первых, относятся к фундаментальным основаниям человеческого общежития (во имя ценностей проживается жизнь); во-вторых, ценность, даже реализованная, не теряет своего качества должного; в-третьих, ценность имеет всеобщий характер для данной жизни, культуры, индивида, души; в-четвертых, ценность получает свою внешнюю символическую форму в действиях, предметах, мыслях и речах; в-пятых, ценности, принятые индивидом, пронизывают собой весь его духовный мир.
«Ценностная характеристика права, — отмечает М.Ф. Орзих,дополняет его сущностно-содержательную характеристику обоснованием значимости, полезности, пригодности, «утилитарности» права. Она обеспечивает возможность инструментальной оценки правовых явлений, установления критериев этой оценки и на этой основе определения эффективности права, различие полезности и эффективности действия правовые норм».
В правовой аксиологии различают инструментальную, собственную и социальную ценность права.
Инструментальная ценность права — это его ценностный смысл как определенного регулятора, в соответствии с правилами и требованиями которого люди выстраивают свое поведение. Существующие различия правовых культур опосредуют, в свою очередь, характер, степень и формы нормативности, а также процессуальный характер ее обеспечения. Чем выше инструментальная ценность права, тем в большей степени объем правового регулирования соответствует требованиям жизни.
Наряду с инструментальной ценностью выделяют собственную ценность права, которая состоит в том, что именно с помощью права можно отстаивать свободы и права. Как известно, собственная ценность права выражается через его социальную и личностную ценности. Собственная ценность права находит свое выражение в том, что право ценно само по себе.
Личностная ценность права заключается прежде всего в том, что право является источником свободы личности, входящей в определенную социальную общность. С помощью права удается разрешить противоречие между личной свободой и общим благом. При этом право указывает пути движения к различным ценностям, придавая общественным отношениям такие свойства, как доступность, оперативность, надежность, одинаковость, безопасность.
Социальная ценность права определяется его способностью разрешать возникающие в обществе проблемы с помощью правовых средств, направленных на обеспечение социальной стабильности.
Аксиологический подход позволяет рассуждать о разных типах правопонимания в рамках различных правовых систем в зависимости от того, какова реальная роль права в жизни различных обществ. Ведь в зависимости от того, например, как проявляется личностная ценность права, можно рассуждать о том, к какой правовой семье относится та или иная правовая система, каков уровень реализации прав человека в разных правовых системах. Например, если в западных правовых системах право играет роль главного регулятора общественных отношений и выступает главным средством защиты прав человека, то в «незападных» правовых системах право не является единственным и главным регулятором отношений в обществе, и роль права в эволюции этих обществ является различной.
Таким образом, благодаря аксиологическому подходу можно раскрыть сущностно-содержательный аспект восприятия права в разных правовых системах, что, в свою очередь, позволяет выявить закономерности их формирования и механизм функционирования.
Антропологический подход
Еще одним концептуальным подходом в методологии сравнительно-правовых исследований является антропологический. Как известно, антропология понимается как наука о происхождении и эволюции человека, которая получила мощный импульс благодаря относительно недавним открытиям этнографов, историков, археологов, филологов и др. Что касается юридической антропологии, которую называют еще антропологией права, то она является научной и учебной дисциплиной, изучающей процессы юридизации человеческого бытия, обусловленные конкретными историческими типами цивилизаций. В результате этого выявляются закономерности, разъясняющие основные моменты, связанные с социальной и правовой жизнью человечества.
Юридическая антропология в своих исследованиях основывается на анализе устных и письменных памятников права, с одной стороны, и практике общественной жизни, с другой. По мнению B.C. Нерсесянца, юридическая антропология является наукой о человеке как о социальном существе в его правовых проявлениях, измерениях, характеристиках. Она изучает правовые формы общественной жизни людей от древности до наших дней. В ее предметную область входят правовые системы,,и в целом — весь комплекс правовых явлений (все правовые формы в широком смысле этого слова — правовые нормы, отношения, идеи и представления, институты, процедуры, способы регуляции поведения, защиты порядка, разрешения конфликтов и т.п.), которые складываются в различных сообществах (первобытных, традиционных, современных), у разных этносов (народов, наций), в разные эпохи и в разных регионах мира. Данное положение имеет принципиальное значение при изучении правовых систем, правовых традиции и их многообразия.
Юридическая антропология помогает отбросить собственные национальные предрассудки в пользу восприятия других обществ с их образом жизни.
Поскольку главным субъектом правовых отношений практически во всех правовых системах считается человек, то его социальное и правовое бытие (что является предметом юридической антропологии) имеет большое значение для изучения его формирования и функционирования. Данное обстоятельство позволяет рассматривать эволюцию разных правовых систем. Достижения юридической антропологии способствуют изучение правовой культуры, правового сознания и правового менталитета. Особенно это проявляется, например, при изучении семейноправовых и наследственно-правовых отношений в рамках различных правовых систем.
Антропологический подход позволяет раскрыть сущность отношений, сложившихся в человеческом обществе, которые, впоследствии, послужили основанием для формирования разных правовых отношений в рамках различных правовых систем. Как отмечает Н. Рулан, не существует системы родства, единой для всех обществ: нам известны примерно восемьсот таких систем. Кроме того, в каждом конкретном случае идентичные родственные связи не означают идентичных родственных отношений. Это обстоятельство во многом объясняет разные варианты регулирования семейно-правовых отношений в рамках различных правовых семей, обусловленных цивилизационными особенностями.
Как справедливо отмечает О.Ф. Скакун, антропологический подход позволяет рассмотреть человека как биосоциальный индивид, служит «мерой всех вещей», в том числе сравниваемых правовых систем.
Таким образом, использование антропологического подхода в рамках методологии сравнительно-правовых исследований позволяет определить реальное место человека в правовой жизни общества, что обеспечивает объективное рассмотрение закономерностей формирования и функционирования различных правовых систем.
Унификация правовых норм.
Унификация правовых норм является важнейшей формой сближения правовых систем и представляет собой процесс, связанный с попытками приведения различных правовых систем и отдельных их составных частей, в частности, правовых норм, к некоему общему знаменателю. На национальном и региональном уровнях идея унификации уходит своими корнями в глубокую древность. На международном же уровне унификация начинает широко применяться в конце XVIII в. и в первой половине XIX в.
под прямым воздействием быстро расширяющихся между различными государствами торговых, финансовых и иных связей.
Именно потребности юридической практики, как отмечает П. Круз, вызванные бурным развитием международной торговли в XIX в., обусловили появление унифицированных международноправовых конвенций, касающихся международного частного права, коммерческого права, трудового и торгового права, права интеллектуальной и «индустриальной» собственности, транспортного и некоторых других институтов и отраслей материального и отчасти процессуального права.
Если на первом этапе развития сравнительного правоведения об унификации права можно было говорить в теоретическом плане, то на последующих этапах его развития можно уже говорить о практическом плане.
На современном этапе развития общества и государства практическая значимость и необходимость в унификации права на международном, региональном и национальном уровнях является задачей приоритетной и обусловлена характером взаимосвязи и взаимодействия правовых систем.
Унифицированные правовые нормы либо единообразно, регулируют общественные отношения взамен несовпадающих национальных законодательств, либо создают основу для этого в рамках отдельных правовых систем. Они основываются на двусторонних или многосторонних международно-правовых актах универсального или регионального характера: конвенциях, соглашениях или типичных законах. Унифицированные нормы, содержащиеся в таких международно-правовых актах, направлены на их единообразное применение в государствах, подписавших такие акты.
Правовая унификация может иметь несколько разновидностей.
На основе предмета унификации выделяют унификацию материального права (гражданского, семейного, административного права и др.), и процессуального права (гражданско-процессуального, уголовно-процессуального права и др.).
По своей форме унификация права может проводиться путем заключения международных договоров, принятия модельных рекомендательных законодательных актов, применения примерных договоров международных организаций, использования международных обычаев.
По своим масштабам она может охватывать правовые системы государств одного региона (АСИАН), правовые системы государств в рамках межгосударственных объединений (ЕС, СНГ), может распространяется на правовые системы всех или большинства государства мира (ООН).
Унификация правовых норм в рамках соответствующих соглашений, по своей сути, не может содержать исчерпывающей регламентации сфер жизни общества, поскольку, в противном случае, она не может быть рассчитана на большое число государств, имеющих свои особенности.
Таким образом, унификация правовых норм, как форма сближения правовых систем, отражает процесс сближения норм конкретного национального права с нормами международного или регионального права путем установления единых норм права, имеющих единообразное применение во всех государствах, которые являются участниками международно-правового либо регионально-правового соглашения.
Дополнительный материал
ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ СЕМЬИ
Раздел 1. СЕМЬЯ ТРАДИЦИОННОГО ПРАВА
Общие положения
Правовые системы, входящие в данную правовую семью, являются древнейшими правовыми системами, связанными с понятием традиционного общества, с его укладом жизни и своеобразным взглядом на право в системе регуляторов общественной жизни.
Важнейшая особенность традиционного права заключается в том, что оно является правом общины или группы, а не правом индивидов. Данная специфика проявляется в предпочтительном отношении к правам народа по отношению к индивидуальным правам и свободам. Коллективные права выступают в качестве гаранта в реализации индивидуальных прав. Общинная (коллективная) форма мышления является определяющей в формировании традиционного правопонимания. Следовательно, главным субъектом права выступает община или группа. Основное предназначение права в традиционном обществе заключается в обеспечении гармонии и сплоченности внутри общины, а также в сообществе и природе в целом.
Семья традиционного права объединяет: юго-восточное азиатское обычное право, обычное племенное право американских индейцев, а также африканское обычное право, в котором наиболее полно отражена специфика традиционного права.
Юго-восточное азиатское обычное право характеризуется всеми признаками, присущими семье обычного права. Важной составляющей структуры правовой системы ряда государств Юго- Восточной Азии выступает система обычного права, с помощью которого взаимоотношения между населением регулируется этими обычаями. Так, до колонизации Индонезии обычное право занимало центральное место в системе регулирования общественных отношений. Данному праву присущ общий признак, характеризующий обычное право вообще, — это связь с мифологией. Примером этого, являются представления индонезийцев о том, что души предков наблюдают за общиной, и нарушение правил, содержащихся в обычном праве, вызывают их недовольство. Кроме того, обычное право теснейшим образом связано с общинной формой жизни большей части населения Индонезии. Своеобразными кодексами обычного права Индонезии являются кодекс «Шивамана» (X в.) и кодекс «Кутараманава» (XIV в.).
С колонизацией Индонезии Голландией на их территорию проникло колониальное европейское право. Однако, оно не смогло искоренить обычное индонезийское право, которое продолжало и продолжает регулировать взаимоотношения коренного населения.
Кроме того, в некоторых государствах Юго-Восточной Азии, проявление обычного права, по-прежнему, представлено в системе отправления правосудия. Например, земельный суд маори в Новой Зеландии рассматривает судебные дела в отношении коренного населения, прежде всего вопросы, связанные с правом собственности на землю, о разделе земельных участков, а также некоторые вопросы семейно-правовых и наследственно-правовых отношений. Кроме того, при законотворчестве учитываются нормы обычного права коренного населения, например Закон «О детях, молодежи и их семьях» 1989 г.
Племенное право американских индейцев также является разновидностью обычного права, которому присущи основные его признаки. В частности, право американских индейцев является также общинным правом. Оно по-прежнему является действующим правом в регулировании отношений коренного населения, особенно в сфере семейно-правовых и наследственно-правовых отношений, а также при регулировании споров между конфликтующими сторонами. Широко распространены, так называемые, «круги правосудия» — традиционная для жителей Северной Америки программа примирения при участии сторон -конфликта, их родственников и общины, когда решение принимается консенсусом и является не чем иным, как формой традиционного правосудия.
Дополнительный материал
Дополнительный материал
Раздел 3. СЕМЬЯ РЕЛИГИОЗНОГО ПРАВА
Общие положения
Религиозный фактор оказывал и продолжает оказывать влияние практически на все существовавшие и существующие правовые системы. Такое влияние присутствует и в так называемых светских правовых системах. Это дает основание некоторым авторам критиковать классификацию правовых систем в зависимости от религиозной принадлежности на религиозные и нерелигиозные правовые системы. Однако, когда речь идет о семье религиозного права, то роль и степень влияния религиозного фактора на формирование и функционирование правовых систем, входящих в данную правовую семью, являлся и является не просто заметным, а определяющим. Таким образом, религиозное право является разновидностью неотдифференцированного права, где оно находится не просто в тесной связи с религией, а полностью на ней базируется.
Религиозное право базируется на специфическомправопонимании, имеющем религиозное происхождение. Оно формируется на основе религиозных догм и доктрин, согласно которым главным субъектом права выступает божественная воля. Религиозное право является персональным правом, т.е. сфера действия его норм зависит от принадлежности к религиозной общине.
Взаимодействие религиозной и рациональной основ в религиозных правовых системах прослеживается на уровне характерного для них соотношения объективного и субъективного права. Объективное право, согласно религиозной доктрине права, относится к религиозной сфере и связывается с основополагающими религиозными источниками (в иудаизме — Тора и Талмуд, в исламе — Коран и Сунна), в которых отражается божья воля. Субъективное право представлено в форме рациональной интерпретации и конкретизации данной воли теологами-правоведами, формулирующими конкретные правила поведения людей, исповедующих соответствующую религию. Те есть, если исходные начала религиозных правовых доктрин носят исключительно религиозный характер, то в позитивном религиозном праве, как в системе действующих юридических норм, преобладающим является рациональный фактор.
Анализ национальных правовых систем государств, относящихся к семье религиозного права, наглядно показывает определяющее влияние религиозно-правовых доктрин и концепций, имеющих давнее происхождение, хотя данные правовые системы активно заимствуют правовые положения у нерелигиозных правовых систем. Изменения, продиктованные данными заимствованиями, происходят в форме и технико-юридическом содержании современного действующего права этих государств. Что касается основ их функционирования, то они находятся под влиянием господствующей религиозной идеологии, составной частью которой является правовая идеология.
Интерес к исследованию данных правовых систем в современных условиях продиктован тем, что несмотря на то, что основные религиозные постулаты, принципы и доктрины имеют давнее историческое происхождение, отражающие другую историческую реальность, несмотря на свой консерватизм, они сохраняют свое господствующее положение в сфере определения правовой идеологии, правового менталитета, правового сознания и правовой культуры большинства населения, проживающего в рамках данных правовых систем.
В семью религиозного права входят индусское право, иудейское право и исламское право.
Источники иудейского права
Особенность иудейского права проявляется в системе его источников. На протяжении довольно значительного времени его положения и нормы существовали в неписаной форме. Так, первый источник иудейского права, получивший название каббала, представлял собой совокупность правил поведения, которые заучивались наизусть и передавались из поколения в поколение в устной форме, поскольку существовал запрет на ее письменную фиксацию. Запрет на письменную фиксацию норм иудейского права был направлен на то, чтобы основные положения иудаизма не стали достоянием неевреев. Однако, данный запрет вызвал определенные проблемы, в частности, утерю или искажение некоторых постулатов иудейской веры и, как следствие этого, он был снят. После этого появились письменные источники иудейского права.
Важнейшим источником иудаизма и иудейского права является Ветхий Завет — часть Библии, которая состоит из нескольких книг, написанных до пришествия Христа. Другая часть Библии — Новый Завет, книги которого были составлены уже после его пришествия, не признаются иудаизмом. Поскольку иудаисты признают священными только заповеди Ветхого Завета, его иногда называют еврейской Библией.
Среди книг Ветхого Завета особое место занима
|
|
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!