Тема 9. Индивидуально-типологические свойства личности — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Тема 9. Индивидуально-типологические свойства личности

2017-11-17 1812
Тема 9. Индивидуально-типологические свойства личности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Определите тип темперамента и автора теории, опираясь на тип телосложения (рис.1), и укажите стрелкой

· Э. Кречмер · Циклотимик  
  · Висцеротоник  
  · Иксотимик  
· Шелдон · Соматотоник В
  · Церебротоник  
  · Шизотимик  

А) С)

Рис.1. Типы конституционного строения тела

5. Дополните схему недостающими структурными элементами

Темперамент
Типы темперамента
Холерик
Флегматик
Сангвиник
Меланхолик
Сильный
 
Подвижный
Характеристики типов нервной системы
 
Неуравновешенный
 
Сильный
 
Инертный
 
 
 


6. Составьте схему структуры характера.

 

7. Укажите структурные компоненты Я-концепции по Р.Бернсу:

8. Ситуационные задания.

1. Ниже приведено несколько высказываний писателей и ученых о личности и индивидуальности. Можно ли считать, что эти суждения непротиворечивы, что они взаимодополняют друг друга?

«Проблема личности может быть разрешена, если в каждом человеке видеть личность» (А.С. Макаренко).

«Личность — это человек как носитель сознания» (К.К. Платонов).

«Личность тем значительней, чем больше в индивидуальном преломлении в ней представлено всеобщее» (С.Л. Рубинштейн).

«Чем выше организовано общественное существо, тем более выражена в нем индивидуальность» (И.И. Мечников).

«В гении то прекрасно, что он похож на всех, а на него никто» (А.Моруа).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Один из авторов широко известной работы «С чего начинается личность?» – философ Э.В. Ильенков, отвечая на вопрос «Что же такое личность?», приводит следующие рассуждения: «Знание особенностей мозга человека не раскроет нам тайны его личности. Наличие медицински нормального мозга – это одна из материальных предпосылок личности, но никак не сама личность... Личности без мозга быть не может, а мозг без намека на личность... бывает. Личность — чисто социальное, а вовсе не естественно-природное образование; чтобы понять, как она образуется, нужно исследовать события, совершающиеся не внутри органики индивида, а в «пространстве» общественных отношений, в социально детерминированных его деяниях». Со всеми ли высказываниями философа вы согласны? Как вы понимаете выражение «мифическая личность», «раздвоение личности»?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Жизнедеятельность человека как индивида связана с удовлетворением его органических потребностей. Например, пищевая потребность предполагает обеспечение организма жизненно важными веществами, необходимыми для нормального функционирования обменных процессов. Однако та же потребность для человека как субъекта социальных отношений существенно изменяется, что выражается в культурных нормах и специальных средствах ее удовлетворения, в наличии пищевых запретов у различных обществ, религий, культур. Подумайте, может ли и в каких условиях отношение человека к пище быть его личностной чертой?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Почему понятие индивидуальности человека необходимо учитывать психологу в его практической деятельности? Аргументируйте свой ответ.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. «Как сила человека, – пишет Н.Кузанский, – человеческим образом способна прийти ко всему, так все в мире приходит к нему, и стремление этой чудесной силы охватить весь мир есть не что иное, как свертывание в ней человеческим образом вселенского целого». О каком потенциальном проявлении человека пишет Н.Кузанский? Как вы понимаете выражение «сила человека» в приведенном высказывании?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Можете ли вы привести из опыта своей жизни примеры переживания своей сопричастности природе, миру?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. В каждом задании первой части следует дополнить суждения. Прочитайте внимательно, выберите ключевое слово для дополнения суждения.

1. Человеческий индивид, включенный в систему межличностных и социальных отношений, субъект сознательной деятельности обозначается понятием.............................

2. Система отношений к предметам, явлениям, которая выражается в мировоззрении личности, называется............................ личности.

3. Мысли, стремления, чувства, связанные с осознанием потребности, порождающие цели, называют... …………..деятельности, поведения.

4. Факт принадлежности человека к человеческому роду фиксируется понятием.......................................

5. Одна из форм направленности личности, окрашенная положительными эмоциями, связанная с проявлением познавательной потребности, называется...................................

6. Основной источник активности человека и животных-........................

7. Совокупность устойчивых мотивов, определяющих поведение личности независимо от конкретных условий, есть -............ личности.

8. Активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей, - это.................................

9. Побуждение к деятельности связанное с удовлетворением определенной потребности, называется...........................

10. Совокупность психических процессов, актов, состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых человек не отдает себе отчета, называют......................... компонентом нашей психики.

 

8. Тестовые задания.

1. В учительской зашел разговор о методах воспитания школьников. Учитель с 15-летним стажем работы в разных школах сказала, что наилучший воспитательный эффект оказывает поощрение школьников за те действия, которые она считает целесообразными, и наказание за действия, которые противоречат ее требованиям. Какая группа теорий наиболее полно выражает точку зрения учительницы?

А. Когнитивные теории.

Б. Теории личностных черт.

В. Бихевиористические теории.

Г. Гуманистические теории.

2. Какие из указанных свойств характеризуют человека как индивида?

А. Тип нервной системы.

Б. Отзывчивость.

В. Эмоциональная возбудимость.

Г. Настойчивость.

Д. Реактивность.

Е. Острота зрения.

Ж.Все вышеперечисленные.

3.Менеджеры фирм охотнее следят за успешной карьерой тех, кого они приняли на работу, чем тех, кому отказали. Какие из перечисленных психологических феноменов детерминируют подобное отношение?

А. Установка на подтверждение.

Б. Функциональная закрепленность.

В. Потребность в самоутверждении.

Г. Репрезентативная эвристика.

4. Маша учится во втором классе. Рано утром в воскресенье она просит маму нарисовать ей пароход. Мама отвечает, что рисовать пароход она не умеет. Маша сразу же делает вывод: «Ну вот, и гулять мы сегодня не пойдем, и Анна Ивановна завтра два поставит, и...». Судя по данной реакции, Машу отличает:

А. Легкая возбудимость отрицательных эмоций.

Б. Высокий порог фрустрации.

В. Экстернальный локус контроля.

Г. Интервальный локус контроля.

5. Люди, злоупотребляющие курением и алкоголем, отличаются:

А. Высоким уровнем саморегуляции.

Б. Стремлением к переживанию положительных эмоций.

В. Высокой тревожностью и невротичностью.

Г. Веселым нравом, приветливостью, экстравертированностью

6. Развитие рефлексии является важнейшим достижением человеческой цивилизации. Именно благодаря рефлексии формируется.Я-концепция человека. Какие из перечисленных периодов жизни отличаются наиболее высокой восприимчивостью к самоанализу, т.е. являются сензитивными в плане развития рефлексии?

А. 3-5 лет.

Б. 5-8 лет.

В. 9-15 лет.

Г. 16-19 лет.

Д. 20-45 лет.

Е. 45-60 лет.

7. Психологические теории — это набор условностей, созданных теоретиками, призванный объяснять и предсказывать поведение людей. В зависимости от того, какой теорией мы пользуемся, психологический портрет того или иного литературного героя или реального человека может оказаться более или менее полным и содержательным. Какую из перечисленных теорий нужно использовать, чтобы наиболее полно и содержательно охарактеризовать Шерлока Холмса?

А. Индивидуальную психологию А. Адлера.

Б. Теорию оперантного научения Б.Ф. Скиннера.

В. Психоаналитическую теорию 3. Фрейда.

Г. Гуманистическую теорию А. Маслоу.

8. Ребенок, которому всего несколько дней, — это уже маленький человек. Какой из перечисленных терминов может быть употреблен по отношению к нему?

А. Личность.

Б. Субъект.

В. Индивид.

Г. Индивидуальность.

9. Нередко можно слышать, как человек довольно часто высказывается о самом себе примерно так: «Зачем беспокоиться, у меня все равно нет шансов», «Я не виноват, что...», «Все почему-то настроены против меня» и т.д. О чем свидетельствуют подобные высказывания?

А. О завышенной самооценке.

Б. О низкой самооценке.

В. Об излишней самокритичности.

Г. О состоянии фрустрации.

10.Структура личности представляет собой относительно устойчивую связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования. Многие отечественные психологи в структуре личности выделяют такую составляющую, как направленность, в основе которой находятся:

А. Мотивы.

Б. Желания.

В. Потребности.

Г. Стремления.

11.Как известно, есть люди, которые ставят перед собой либо слишком трудные, либо чересчур легкие цели. Какое суждение о них наиболее верно?

А. Они имеют негативную Я-концепцию.

Б. У них слишком высокий уровень притязаний.

В. У них завышенная самооценка.

Г. Они стремятся добиться успеха.

12.Ознакомьтесь с приведенными определениями понятия «личность»: субъект и объект общественных отношений (А.Г. Ковалев)-субъект деятельности (А.Н. Леонтьев); дееспособный член общест­ва, осознающий свою роль в нем (К.К. Платонов); совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздей­ствия (С.Л. Рубинштейн); качество человека, определяющее его бы­тие и проявляющееся в его сознательной деятельности (О.П. Елисеев); конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявля­ются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих (А.Г. Маклаков); то, что позволяет нам прогнозиро­вать поведение человека в любой заданной ситуации (Р. Кеттелл); динамическая организация тех психофизических систем внутри ин­дивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление (Г. Олпорт); совокупность индивидуальных поведенче­ских реакций (Б. Скиннер). Какая основополагающая сторона личности в них подчеркивается или подразумевается?

А. Внешнее поведение.

Б. Виды мышления.

В. Регуляция.

Г. Самостоятельность.

 

Рекомендуемая литература:

Основная: [3] §20-25 стр.469-567 [4] § 6 стр.106-139

Дополнительная:

  1. Гилева О. Б., Бочарова Т. В. Влияние социальных условий на структуру темперамента // Вопросы психологии. – 2000. № 4. с.73
  2. Коссов Б. Б.: Системно-стилевая концепция личности: новые аспекты ее проверки // Вопросы психологии. – 2000.№ 6. с.57
  3. Крупнов А. И., Митькин А. А. Системный подход в психологии: от восприятия к личности // Вопросы психологии. – 2001. №3.- с.123
  4. Моросанова В. И. Индивидуальная саморегуляция и характер человека // Вопросы психологии. – 2007. № 3.- с.59
    Ничипоренко Н. П. Прогностическая компетентность в системе личностных свойств // Вопросы психологии.- 2007. №2. с.123
  5. Разорина Л. М. К определению содержания понятия "личность" в советской психологии // Вопросы психологии.- 2005. № 1 с.79

Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.