Тема 1. Введение в общую и экспериментальную психологию — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Тема 1. Введение в общую и экспериментальную психологию

2017-11-17 1195
Тема 1. Введение в общую и экспериментальную психологию 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Составьте схему, отражающую взаимосвязь основных существующих психологических теорий.

2. Дополните схему недостающими компонентами:

Задание

Внимательно изучите предложенную Вам литературу по основным направлениям зарубежной и отечественной психологии, отметьте основные моменты становления этих направлений и заполните таблицу.

В таблицу должны быть включены исследования, суть которых выражена ключевыми словами. В колонке «примечание» должна быть дополнительная информация об ученом или его вкладе в другие области знаний.

Вклад исследователей в развитие психологической науки

  Век, страна   Автор, название труда   Суть и значение исследований   Примечание
VI в. до Р. Х. Др. Греция Пифагор    
IV – III вв. до Р. Х. Др. Греция Теофраст «Характеры»        
XI в. Ср. Азия Авиценна   (Ибн Сина) «Канон»    
  XV – XVI вв. Италия Леонардо да Винчи «Трактат о живописи»      
  XVI в. Испания Хуан Уарте «Исследование способностей к наукам»    
XIX–XX вв. Англия Френсис Гальтон «Наследственный гений», 1869      
XIX–XX вв. Германия Герман Эббингауз «О памяти», 1885        
XIX–XX вв. США Эдвард Торндайк «Интеллект животных», 1898        
XX в. США     Джон Уотсон «Бихевиоризм», 1924    
XX в. США Гарри Харлоу      
XX в. Австрия Конрад Лоренц    
XX в. Германия, США Роберт Розенталь    
XX в. Польша, США Соломон Аш    
XX в. Канада, США Альберт Бандура    
XX в. Польша Роберт Зайонц    

 

Рекомендуемая литература:

Основная: [1] §1 стр.9-21; [3] § 1 стр.12-37

Дополнительная:

1. Петровский А. В.: Теоретическая психология как основание "общей психологии"// Вопросы психологии – 2000. №4 с.3

2. Гальперин П. Я.: О предмете психологии (Доклад на заседании Московского отделения Общества психологов 23 ноября 1970 г.) // Вопросы психологии -2002 №5 с.4

3. Барабанщиков В. А.: Системность и отражение (К 75-летию со дня рождения Б. Ф. Ломова) // Вопросы психологии. – 2002 № 6 с.113

4. Ждан А. Н.: К теоретическим проблемам общей психологии // Вопросы психологии. – 2007 № 6 с.137

 

Тема 2. Методология и методы психологического исследования

Назовите предмет изучения психологической науки:

Экспериментальная психология середины ХIХ в. ­________________________________________________________________

Бихевиоризм —

Глубинная психология —

Гештальтпсихология —

Общепсихологическая теория деятельности —

Гуманистическая психология —

4. Сделайте вывод, почему в XX—XXI вв. говорят о кризисе психологической науки?

5. Какие тенденции в развитии психологической науки ученые отмечают в начале XXI в.?

6. Перечислите методы научного исследования (естественнонаучный подход).

7. Перечислите гуманитарные методы научного исследования в психологии (гуманитарный подход):

8. Перечислите методы практической психологии:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 3. Основные свойства психической реальности. Эволюционное введение в психологию.

Подготовьте (на две страницы формата А4) конспект монографии одного из известных ученых-психологов.

Образец оформления конспекта

Выготский Л.С. История развития высших психических функций

Основные идеи работы Цитаты Страница
Развитие высших психических функций «Всякая высшая психическая функция… появляется на сцене дважды – сперва как деятельность коллективная, социальная, т.е. как функция интерпсихическая, второй раз как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления.., как функция интрапсихическая».  

Рекомендуемая литература:

1. Барабанщиков В. А. Системность и отражение (К 75-летию со дня рождения Б. Ф. Ломова) // Вопросы психологии. – 2002. № 6 с.113

2. Лурия А. Р. О природе психологических функций и ее изменчивости в свете генетического анализа// Вопросы психологии. – 2002. № 4 с.4

  1. Чуприкова Н. И. Об экспериментах А. Н. Леонтьева по формированию чувствительности к неадекватному раздражителю // Вопросы психологии. – 2003. № 2 с.118

Тема 4. Возникновение и развитие сознания. Неосознаваемые процессы

1. Заполните таблицу по образцу.

 

Психологическая структура сознания (по В.П. Зинченко)

 

 
   
       
       

 


Тема 5. Деятельность.

Самостоятельная работа после лекций

1. Составьте схему, отражающую психологическую структуру деятельности.

2. Запишите определения понятий, входящих в методологическую триаду общепсихологической теории деятельности.

3. Подготовьте (на две страницы формата А4) конспект монографии одного из известных ученых-психологов.

Образец оформления конспекта

Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в истории советской психологии//Вопросы психологии. - 1986. №4. С. 106-110

Основные идеи работы Цитаты Страница
Соотношение действий и операций “В зависимости от задачи операция может состоять из разнообразных действий, которые могут подразделяться на еще более мелкие (частные) действия”  

Решите предложенные задачи

Задача 1

Как соотносятся, стиль деятельности и эффективность деятельности?

Можно выделить три варианта соотношений между сти­лем деятельности, избираемым по типологически обуслов­ленной склонности, и требованиями деятельности:

Когда стиль деятельности выбирается, исходя из кри­терия удобства данного способа для человека.

Когда стиль деятельности формируется в соответствии с требованиями деятельности.

Когда стиль деятельности выбирается в соответствии со склонностью, в то же время он не вступает в противоре­чие с требованиями деятельности.

В каком случае формирующийся стиль деятельности от­ражает процесс приспособления человека к деятельности? Обоснуйте.

___________________________________________________________________________________________________________________________Всегда ли стиль деятельности обеспечивает ее успешность? Обоснуйте.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 2

Как происходит формирование навыка? Какова роль созна­ния в этом процессе? Какой принцип повторения Н.А. Бернштейн вывел из своего опыта?

Будучи молодым человеком и экономя время, которое ему жалко было тратить на отработку фортепианной техни­ки, он делал следующее: ставил книгу на пюпитр, читал ее,

а в это время разыгрывал гаммы или этюды, тренируя паль­цы. После достаточно длительного периода таких занятий, он с удивлением обнаружил, что никакого прогресса в тех­нике нет! Тогда он оставил чтение и перешел на вдумчивую отработку техники, после чего сразу достиг заметных резуль­татов.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Задача 3

Какие механизмы обеспечивают психическое развитие? Сравните важность переходов от внешнего к внутреннему и от внутреннего плана к внешнему психическому. В каких ви­дах деятельности осуществляются указанные переходы? При­ведите примеры. Обоснуйте.

А. Переход от внешнего предметного действия к опера­циональным значениям, образам, мысли.

Б. Переход от мысли к образу (требующий максималь­ных умственных усилий); от мысли к действию (сопровож­дается эмоциональной оценкой предстоящего действия, значительными волевыми усилиями).

В. Переход от содействия к сочувствию, сопереживанию и к реальному поступку.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Решите кроссворд.

 
 
 
 
 
 
 
 
 

По вертикали.

1. Благодаря этой деятельности ребенок познает функцию предметов.

2. Эта деятельность ведет за собой развитие психики.

3. Врожденный механизм поведения.

4. Относительно законченный элемент деятельности, направленный на решение задачи.

5. Ведущий вид деятельности человека до пенсионного возраста.

По горизонтали.

1. Иногда он не осознается.

2. Из них состоит предметное действие.

3. Из них складывается цель.

4. Источник активности.

5. У ведущей деятельности их три.

Рекомендуемая литература:

Основная: [2] §7 стр.99-113 [3] § 5.1 стр.122-134

Дополнительная:

  1. Талызина Н. Ф. Деятельностный подход к механизмам обобщения //Вопросы психологии. – 2001. № 3. - с.3
  2. Ариевич И. М. Вклад П. Я. Гальперина в теорию деятельности: интегральный подход к обучению и развитию // Вопросы психологии. – 2002. №5. - с.50
  3. Эльконин Б. Д. Действие как единица развития // Вопросы психологии. – 2004. № 1. - с.35
  4. Чуприкова Н. И. Система понятий общей психологии и функциональная система психической регуляции поведения и деятельности// Вопросы психологии. – 2007. №3. - с.3

Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.