Тема 6. Психические познавательные процессы — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Тема 6. Психические познавательные процессы

2017-11-17 1117
Тема 6. Психические познавательные процессы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Самостоятельная работа после лекций

1. Дополните схему структурными компонентами:

Ощущение
Восприятие
Свойства

 


· Качество · Предметность
· ·
· Пространственная локализация · Структурность
· ·
  · Избирательность

 

2. Дополните утверждения:

1. Через _________________________________ прослеживается связь восприятия и мышления.

2. ____________________________________ свойство восприятия, состоящее в постоянстве восприятия предметов в изменяющихся условиях.

3. _______________________________ свойство восприятия, устанавливающее зависимость восприятия от прошлого опыта, рода занятий и т.д. у человека.

4. Яркая образная память получила название____________________

5. _______________________________вид торможения при забывании, при котором предыдущая информация блокирует последующую.

6. _____________________ тип внимания вызывается через вхождение в деятель­ности и возникающий в связи с этим интерес, в результате длительное время сохраняется целенаправленность, снима­ется напряжение, человек не устает.

7. Главная особенность произвольного внимания в том, что оно __________________.

8. Большая или меньшая углубленность в деятельность может быть обозначена такой характеристикой внимания как________________.

9. Мышление, при котором задача решается с опорой на зрительный образ — это ______________________________________________мышление.

10. Образы воображения продуцируются спонтанно, под влиянием захвативших человека эмоций при ___________________________________ воображении.

11. Самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности, называется _________________.

3. Соотнесите авторов и концептуальные понятия (укажите стрелками):

· ассоциативная теория памяти · А. Бине
  · Д. Юм
  · Л.С. Выготский
· смысловая теория памяти · К. Бюлер
  · И.М. Сеченов

4. Соотнесите авторов концепций и их основные постулаты, дополнив недостающие:

А)

· Бродбент Д.Е. · внимание — результат эмоций
· Ланге Н.Н. · внимание тесно связанно с физическим и физиологическим состоянием организма
· РибоТ. ·
· Узнадзе Д.Н. · внимание — элемент ориентировочно-исследовательской деятельности
· Гальперин П.Я. · внимание связано с установкой, выражающей состояние внимания

Б)

· И.П. Павлов · предметы и явления запечатлеваются и воспроизводятся не изолированно друг от друга, а в связи друг с другом
· Д. Юм ·
· У. Джеймс · ассоциация — временная связь, возникающая в результате одновременного или последовательного действия двух или нескольких раздражителей
· И.М. Сеченов · при запоминании и воспроизведении материал выступает в виде случайного набора элементов, сложившегося на ассоциативной основе

5. Подготовьте (на две страницы формата А4) конспект монографии одного из известных ученых-психологов.

 

Образец оформления конспекта

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии:
В 2 т. М., 1989. Т. 1. Гл. 8. Воображение. С. 344—360

Основные идеи работы Цитаты Страница
Виды воображения “Различают … воображение воспроизводящее и творческое, или преобразующее”  

Решите предложенные задачи.

Задача 1

При исследовании звуковысотного слуха обнаружено, что чувствительность к малым высотным разностям у пианистов и скрипачей неодинакова.

1. У кого чувствительность выше?

_____________________________________________________________2. Чем объясняется это различие в уровне звуковысотной чувствительности?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 2

Какая закономерность ощущений проявляется в каждом примере?

а) Длительно воздействующий неприятный запах перестает ощущаться.

б) После погружения руки в холодную воду раздражитель, нагретый до 30° С, воспринимается как теплый, хотя его температура ниже нормальной кожной температуры руки.

в) После слабого (близкого к пороговому) раздражения глаза одним цветом чувствительность глаза к другому, дополнительному, цвету оказывалась в течение долгого времени повышенной.

г) Под воздействием вкуса сахара снижается цветовая чувствительность к оранжево-красным лучам.

д) Под воздействием предшествующего раздражения глаза красным светом чувствительность зрения в темноте возрастает.

е) Под влиянием некоторых запахов (гераниола, бергамотового масла) наблюдается обострение слуховой чувствительности.

ж) Из обыденной жизни и экспериментов следует, что место слышимого звука для нас обычно смещается по направлению к объекту, который мы видим и который способен издавать звук (например, при восприятии озвученных кинокартин).

Задача 3

Какие закономерности ощущений проявляются в каждом примере?

А. Побыв в помещении, человек вскоре перестал ощущать запах гари, хотя вновь вошедший человек отчетливо ощу­тил его.

Б. А.Н. Скрябин и Н.А. Римский-Корсаков обладали цветным слухом, т.е. слышали звуки, окрашенные в разные цвета.

В. Ориентировка слепоглухих в окружающем мире опи­рается преимущественно на осязательные, обонятельные, двигательные и вибрационные ощущения.

Г. При обтирании лица холодной водой острота зрения летчика-наблюдателя повысилась.

Д. При усилении освещения зала звуки, несущиеся со сцены, стали казаться зрителям громче.

Ниже под соответствующими номерами даны ответы на поставленный к задаче вопрос. Выберите тот номер, в кото­ром все явления указаны верно:

а) изменения обоняния; б) взаимодействие анализаторов; в) сенсибилизация; г) сенсибилизация; д) синестезия.

а) адаптация; б) синестезия; в) специфическая сенсорная организация; г) сенсибилизация; д) сенсибилизация.

а) адаптация; б) специфика абсолютного слуха; в) тренировка чувствительности; т) сенсибилизация; д) синестезия.

Задача 4

На основании исследований установлено, что темпера­тура помещений, стены которых окрашены в «холодные» тона (синий, зеленый, серый), воспринимаются человеком на три-пять градусов ниже, чем она есть на самом деле.

Какая закономерность ощущений установлена в этих ис­следованиях?

Задача 5

Какая закономерность лежит в основе описанного факта?

Проведено исследование, которое установило влияние тренировки на распознавание силуэтов самолетов, видимых под очень малым углом зрения. Если в первый день опытов испытуемые правильно опознавали силуэты с максимального расстояния в 6 м, то после семидневных тренировок они были в состоянии опознавать формы с той же точнос­тью уже на расстоянии в 22 м.

Задача 6

От какой закономерности восприятия зависит описанная способность? Обоснуйте.

Человек мгновенно может распознать любую фигуру, например, квадрат, независимо от того, большой он или маленький, нарисован он черным цветом на белом листе или наоборот, сплошной линией или пунктиром. Более того, человек распознает предмет даже в том случае, если бумага, на которой изображен квадрат, наклонена так, что изображение, падающее на сетчатку глаза, видится как параллелограмм.

Задача 7

Какой недостаток детского восприятия проявляется в данном случае? Обоснуйте. На рисунке трехлетнего ребенка изображен человек: нос, уши отсутствуют, а выделенные рот и язык изображены вне лица, а язык к тому же вне рта.

Задача 8

Какая важная особенность человеческого восприятия проявляется в ответах нормального ребенка и отсутствует у ребенка с нарушенной психикой? Обоснуйте.

Если ребенку показать расплывшееся пятно от чернил на бумаге и спросить: «Что ты видишь? Что это?», — то ответы бывают такого рода: «Это птица какая-то, вот крылья», «Это две собаки встретились». Если такой же вопрос задать ребенку с нарушенной психикой, то чаще всего он ответит: «Клякса», «Пятно».

______________________________________________________________________________________________________________________

Задача 9

Какой тип восприятия характеризует приведенный пример? Каковы его отличительные признаки? Обоснуйте ответ.

Прямо надо мной — черное небо и яркие, немерцающие звезды. Не так, как с земли выглядит Солнце: нет вокруг него ни ореола, ни венчиков. Оно похоже на громадный раскаленный диск, ввинченный в бархат космического неба. А сам космос кажется бездонным колодцем. Внизу проплывает наша голубая планета. Из космоса она кажется огромным шаром.

Задача 10

Какое явление восприятия вы узнали в приведенных примерах? В каких примерах это явление имеет устойчивый, а когда — временный характер?

А. Некоторые жители Полинезии, впервые увидев лошадей, стали называть их свиньями, так как рубрика «свинья» была в их языке наиболее подходящей для никогда не виданного животного — лошади.

Б. Фиджийцы, как рассказывает Дарвин, удивлялись при виде маленьких лодок, большие же корабли не вызывали у них удивления.

______________________________________________________________________________________________________________________

Задача 11

Какие характеристики восприятия вам известны? Как вы объясните описанные феномены с точки зрения известных характеристик восприятия?

А. Стоящую передо мной тарелку я воспринимаю как круглую, в соответствии с отображением на сетчатке, но отображение, которое получается на сетчатке от тарелок моих соседей за столом не круглое, а овальное — это эллипсы. Тем не менее, видимая мной форма предметов остается относительно постоянной — в соответствии и объективной формой самих предметов.

Б. Человек способен читать текст независимо от шрифта и почерка, которым он написан.

В. По данным Грегори, человек, прозревший в 32 года и читающий с детства по Брайлю, быстро научился читать стандартный печатный текст, но рукописный текст давался ему с большим трудом. За три года практики чтения рукописного текста он научился узнавать только простые короткие слова.

Г. Двое знакомых У. Джеймса знали еврейский язык — один очень основательно, другой поверхностно. Однако последний преподавал еврейский язык в учебном заведении. Когда он однажды обратился к приятелю с просьбой помочь исправить упражнения учеников, то оказалось, что преподаватель умел гораздо лучше находить даже самые мелкие ошибки в импровизациях своих учеников, чем его ученый друг.

___________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендуемая литература:

Основная: [4] §11 стр.209-252 [3] § 7-14 стр.163-134-372

Дополнительная:

  1. Барабанщиков В. А. Системный подход в психологии (К 80-летию со дня рождения Б. Ф. Ломова) // Вопросы психологии. – 2007. № 2.- с.145
  2. Коссов Б. Б. О некоторых законах восприятия, различения и опознания простых и сложных объектов // Вопросы психологии. – 2003. № 1.- с.50
  3. Крупнов А. И., Митькин А. А. Системный подход в психологии: от восприятия к личности // Вопросы психологии. – 2001. №3.- с.123
  4. Радчикова Н. П., Репеко А. П. Структура семантической памяти: исследование динамики базисного уровня // Вопросы психологии.- 2002 № 2.- с.99

Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.