Тема 9. Международные перевозки — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Тема 9. Международные перевозки

2017-11-17 450
Тема 9. Международные перевозки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие и виды международных перевозок. Правовое регулирование международных перевозок. Договор международной перевозки.

Международные железнодорожные перевозки.

Международные автомобильные перевозки.

Международные воздушные перевозки.

Международные морские перевозки.

Смешанные перевозки грузов.

Специальная литература по теме:

Соглашение о международном пассажирском сообщении (СМПС) (Тарифное руководство N 10-А) (Заключено 1 ноября 1951 г.);

Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) (Заключено 1 ноября 1951 г.);

Конвенция о международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа (заключена в г.Бишкеке 9 октября 1997 г.);

Конвенция Организации Объединенных Наций о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) (Заключена в г.Женеве 19 мая 1956 г.);

Конвенция о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа (КАПП) (Заключена в г.Женеве 1 марта 1973 г.);

Конвенция Международной организации гражданской авиации о международной гражданской авиации (Заключена в г.Чикаго 7 декабря 1944 г.);

Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (Заключена в г.Монтего-Бей 10 декабря 1982 г.);

Конвенция Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов (Заключена в г.Гамбурге 31 марта 1978 г.);

Кодекс торгового мореплавания Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь, 15 ноября 1999 г., № 321-З; в ред. Закона Респ. Беларусь от 10 января 2015 г., № 242-З;

Конвенция Организации Объединенных Наций о международных смешанных перевозках грузов (заключена 24 мая 1980 г.).

В мировой экономике транспорту отведена особая роль, от его работы зависит эффективность, качество и развитие внешнеэкономических связей любой страны. Внешняя торговля самым тесным образом связана с транспортом. Транспорт осуществляет доставку товара от экспортера к импортеру. Его нормальное функционирование обеспечивает выполнение обязательств сторонами по купле-продаже, коммерческий эффект внешнеторговой сделки. Нарушение транспортного процесса ведет зачастую к материальным потерям экспортера и импортера, делает неконкурентоспособными перевозимые товары. Транспорт является для государства важным дополнительным источником валютных поступлений.

Международными в широком смысле признаются пере­возки, осуществляемые на том или ином виде транспорта из одного государства в другое. В узком смысле — перевозки, осуществляемые на том или ином виде транспорта, при ко­торых место отправления и место назначения расположены: а) на территории двух или более государств; б) на террито­рии одного и того же государства, если предусмотрена ос­тановка на территорий другого государства.

Отношения по международной перевозке грузов, пас­сажиров и багажа регулируются двусторонними или многосторонними соглашениями, конвенциями по вопросам транспорта.

По объектам правового регулирования транспортные конвенции делят на шесть групп. Это соглашения:

1. об общих принципах и организации международных перевозок;

2. об условиях перевозок грузов, пассажиров и багажа;

3. о тарифах на международные перевозки;

4. направленные на облегчение транспортных связей меж­ду государствами (облегчение таможенных процедур и т.д.);

5. регламентирующие специфические стороны деятель­ности отдельных видов международного транспорта;

6. предусматривающие защиту имущественных интере­сов в области международных перевозок.

Различают международные перевозки:

· отдельными видами транспорта (автомобильный, же­лезнодорожный, воздушный, морской, водный, трубопро­водный) и смешанным транспортом (совершаются различ­ными видами транспорта по одним документам — не ме­нее двух видов транспорта);

· грузов, пассажиров, багажа, а на железнодорожном транспорте — грузобагажа (товаробагажа);

· регулярные (линейные) и нерегулярные. Перевозки ре­гулярные осуществляются по заранее опубликованному рас­писанию и по определенному маршруту, а нерегулярные этим требованиям не удовлетворяют;

· бесперегрузочные (беспересадочные) и перегрузочные (пересадочные). При перегрузочных перевозках в проме­жуточных пунктах следования производится перегрузка (пе­ресадка) грузов и пассажиров с одного вида транспорта на другой (из железнодорожного состава на морское суд­но, из автотранспорта на самолет и т.п.) или из одного железнодорожного состава в другой в силу объективной необходимости;

· соседские, при которых грузы и пассажиры доставля­ются в конечные пункты назначения, расположенные на территории государства-соседа;

· транзитные (сквозные, круговые, кольцевые), когда грузы и пассажиры перемещаются через территорию од­ного или нескольких государств. Такие перемещения для промежуточных стран являются транзитными международ­ными перевозками. Сквозные перевозки как особый вид транзитных перевозок имеют место, когда перевозки гру­зов и пассажиров осуществляются между пунктами отправ­ления и назначения одного и того же государства через территорию одного или нескольких государств;

· прямого сообщения (перевозки осуществляются по крат­чайшему пути, согласно опубликованной схеме) И непря­мого (ломаного) сообщения (согласно выбранной отправи­телем схеме);

· последовательными перевозчиками (осуществляются на основании нескольких договоров перевозки, но по одному транспортному документу) и перевозки с переотправкой (осу­ществляются в соответствии с разными документами);

· пограничные, представляющие особый вид междуна­родных перевозок. Это, как правило, железнодорожные по­граничные перевозки, осуществляемые между двумя со­седними государствами по правилам страны отправления с составлением внутренней накладной.

Правоотношения между заинтересованными сторона­ми в транспортном процессе оформляются договором ме­ждународной перевозки грузов, пассажиров или багажа. Заинтересованными сторонами в этом договоре выступают транспортная организация (перевозчик), с одной стороны, грузоотправитель или пассажир — с другой.

Договор международной перевозки имеет свои особен­ности:

· договор регламентируется, прежде всего, транспорт­ными конвенциями и при их отсутствии — внутренним законодательством;

· присутствие в договоре иностранного элемента;

· в ходе исполнения договора могут применяться кол­лизионные нормы транспортных конвенций или внутрен­него права.

Международная железнодорожная перевозка это пере­возка, осуществляемая по железной дороге, при которой место отправления и место назначения расположены: на территории двух или более государств или на территории одного и того же государства, если предусмотрен транзит через территорию другого государства.

Транспортные конвенции и практика перевозок разли­чают следующие основные виды международных железно­дорожных перевозок, каждый из которых имеет свои правовые особенности:

· перевозки грузов, пассажиров, грузобагажа (товаро- багажа);

· перевозки регулярные и нерегулярные;

· перевозки бесперегрузочные (беспересадочные) и перегрузочные (пересадочные);

· перевозки соседские;

· перевозки транзитные (сквозные, круговые, кольце­вые);

· перевозки прямого сообщения и ломаного сообщения;

· пограничные перевозки.

Основными источниками правового регулирования ме­ждународных железнодорожных перевозок являются Берн­ские конвенции о железнодорожных перевозках 1980 г., получившие наименование «Соглашение KOTIV», отно­сятся к числу наиболее важных международных соглаше­ний в области железнодорожного транспорта. Их участни­ками являются все Страны ЕС, а также ряд стран Азии и Северной Африки.

Железные дороги обязаны производить перевозку грузов, если отправитель соблюдает правила КОТИФ, по ус­ловиям этих правил. Если груз следует через станции, осу­ществляющие ж.-д. перевозки по правилам СМГС, в стра­ны осуществляющие перевозки по соглашению КОТИФ, перевозка грузов в международном сообщении переоформ­ляется на входных пограничных станциях стран-участниц соответствующих соглашений.

Белорусская железная дорога является членом Совета по железнодорожному транспор­ту государств-участников Содружества Независимых Государств и стран Балтии, Организации сотрудничества же­лезных дорог (ОСЖД), Международного Союза железных дорог (МСЖД), Координационного совета по транссибир­ским перевозкам (КСТСП) и ряда других.

Особенностью заключения договора международной ж.-д.перевозки является то, что он заключается не с ка­кой-то конкретной железной дорогой, а со всеми желез­ными дорогами вместе.

Международная автомобильная перевозка это перевоз­ка, осуществляемая на автомобильном транспорте, при ко­торой место отправления и место назначения расположены на территории двух и более государств, либо на территории одного государства, если предусмотрен транзит по терри­тории другого государства.

К числу важнейших правовых документов, регламенти­рующих международные автоперевозки, относятся следую­щие конвенции:

• Конвенция о договоре международной дорожной пе­ревозки грузов (Конвенция КДПГ — CMR);

• Таможенная конвенция о международной перевозке грузов о применением книжки МДП (Конвенция МДП — TIR);

• Конвенция о договоре международной автомобиль­ной перевозки пассажиров и багажа (Конвенция КАПП).

Двусторонние соглашения, заключенные Республикой Беларусь с некоторыми странами, устанавливают ряд общих требова­ний для международных автомобильных перевозок:

• перевозки должны выполняться перевозчиками, ко­торые согласно внутреннему законодательству допущены к осуществлению такого рода перевозок;

• должны, осуществляться на основании специальных разрешений, выдаваемых компетентными органами соот­ветствующего государства;

• должны производиться по шоссейным дорогам, от­крытым для международного автотранспорта;

• автотранспортные средства, используемые в между­народном сообщении, подлежат обязательному страхова­нию на случай причинения ущерба третьим лицам.

Подтверждением заключения международной автопе­ревозки грузов является международная автомобильная на­кладная.

Накладная составляется в трех оригиналах, подписан­ных отправителем и перевозчиком, причем эти подписи могут быть отпечатаны типографским способом или заме­нены штемпелями отправителя и перевозчика, если это допускается законодательством страны, в которой состав­лена накладная. Первый экземпляр накладной передается отправителю, второй сопровождает груз, а третий оста­ется у перевозчика.

Подтверждением заключения договора перевозки пасса­жиров является пассажирский билет, при перевозке багажа— также билет. Пассажирский билет обычно выписывается на предъявителя, а при туристических поездках — групповой.

Согласно Конвенции КАПП международные автобус­ные перевозки могут быть: регулярные, маятниковые и нерегулярные.

Регулярные перевозки выполняются в соответствии с опубликованным расписанием движения автобусов на определенной трассе с указанием пунктов посадки и высад­ки пассажиров.

Маятниковой перевозкой считается перевозка несколь­ких групп пассажиров в определенные сроки с террито­рии одного государства на территорию другого государст­ва (государств), следовательно, перевозка тех же пассажи­ров автобусами того же перевозчика обратно в государство их первоначального отъезда. При маятниковой перевозке первый рейс «обратно» и последний рейс «туда» в основ­ном являются порожними.

Нерегулярной перевозкой считается каждая междуна­родная перевозка пассажиров, не попадающая под опре­деление «регулярной» или «маятниковой» перевозок.

Международной воздушной перевозкой называется пере­возка, осуществляемая самолетами и другими летательны­ми аппаратами, при которой место отправления и место назначения вне зависимости от того, имеются или нет перерыв в перевозке или перегрузка, расположены либо на территории двух государств, либо на территории одно­го и того же государства, если остановка предусмотрена на территории другого государства.

Международные воздушные перевозки могут быть регулярные и чартерные, пассажирские или грузовые, по внутренним и международным авиалиниям.

Общие правила осуществления международных воздуш­ных сообщений определены Чикагской конвенцией о ме­ждународной Гражданской авиации 1944 г., к которой Рес­публика Беларусь присоединилась 4 июля 1993 г.

Основной транспортной конвенцией, регулирующей ус­ловия воздушных перевозок пассажиров и грузов, являет­ся Варшавская конвенция для унификации некоторых пра­вил, касающихся международных перевозок 1929 г. (Вар­шавская конвенция).

Чартерные авиаперевозки регулируются Гвадалахарской конвенцией об унификации некоторых правил, касающих­ся международных воздушных перевозок, осуществляемых лицами, не являющимися перевозчиками по договору 1961 г. (Гвадалахарская конвенция).

Участники международной воздушной перевозки заклю­чают между собой договор перевозки груза или пассажира.

Подтверждением заключения договора перевозки гру­зов является провозной документ. Им может быть как на­кладная, так и коносамент.

Авиационная накладная составляется отправителем на английском языке в трех подлинных экземплярах и вруча­ется вместе с товаром:

• 1-й экземпляр носит пометку: «Для перевозчика» и подписывается отправителем;

• 2-й экземпляр носит пометку: «Для получателя» и под­писывается отправителем и перевозчиком и должен следовать с товаром;

• 3-й экземпляр носит пометку: «Для отправителя». Он подписывается перевозчиком и возвращается им отправи­телю по принятии товара.

Подтверждением заключения договора перевозки пас­сажира является именной билет. По общему правилу пас­сажирский билет и багажная квитанция объединены в один перевозочный документ, состоящий из нескольких купо­нов. Авиационный билет должен содержать все требуемые атрибуты: посадочный купон для полета, полетные купо­ны и пассажирский купон. В билете может быть указано несколько лиц, например членов семьи, кроме того, би­леты могут быть групповыми для отдельных групп лиц, например для туристов.

Чартерная перевозка это нерегулярная перевозка, вы­полняемая на основе фрахтования воздушного судна в це­лом или части ее коммерческой емкости. Зафрахтованную емкость заказчик использует по своему усмотрению.

Республика Беларусь не имеет выхода к морю. Но это обстоятельство не свидетельствует о том, что республика не осуществляет морских перевозок. Морские перевозки осуществляются через порты соседних государств — Рос­сии и Украины. Беларусь присоединилась к целому ряду международных конвенций в области морского судоходст­ва.

Одной из важнейших конвенций в области морского пра­ва является Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.

В области морских перевозок грузов наиболее крупны­ми транспортными конвенциями являются:

• Брюссельская конвенция «Об унификации некоторых правил о, коносаменте 1924 г. (Брюссельская конвенция 1924 г.).

• Брюссельский протокол от 23 февраля 1968 г., кото­рый внес изменения в Брюссельскую конвенцию 1924 г. (Брюссельский протокол 1968 г.).

• Конвенция «О линейных конференциях» 1974 г.

• Конвенция ООН «О морской перевозке грузов» 1978 г. (Гамбургские правила).

Международной морской перевозкой называется перевоз­ка, осуществляемая морскими судами, при которой место отправления и место назначения вне зависимости от того, имеются или нет перерыв в перевозке или перегрузка, рас­положены либо на территории двух государств, либо на территории одного и того же государства, если предусмот­рена остановка на территории другого государства.

Морской транспорт государств, имеющих морской флот, эксплуатируется в двух формах:

нерегулярное (трамповое) судоходство, при котором морское судно выполняет одиночные рейсы на перемен­ных направлениях;

регулярное (линейное) судоходство, при котором дви­жение морских судов осуществляется между определенными портами по заранее объявленному расписанию.

Как правило, грузы доставляются при помощи регу­лярного судоходства. Такие перевозки в основном осуще­ствляют объединения судовладельческих компаний, полу­чившие название линейных конвенций. Линейные конвен­ции создаются на важнейших морских путях, где имеются стабильные грузопотоки.

Организация международных морских перевозок тре­бует обслуживания морских судов в портах иностранных государств. По общему правилу это обслуживание выпол­няется агентами судовладельца и именуется агентирова­нием судов, которое включает обеспечение морского ко­рабля причалом, надлежащее выполнение погрузо-разгрузочных работ, снабжение морского корабля топливом и водой, оформление документации, выполнение тамо­женных и иных формальностей. Морские перевозки могут осуществляться по чартеру или по коносаменту.

В линейном судоходстве получив грузы и приняв их в свое ведение, перевозчик, капитан или агент перевозчика должен по требованию отправителя выдать отправителю транспортный документ, называемый коносаментом.

Этот документ выполняет три функции: служит рас­пиской в принятии груза к перевозке; является товарораспо­рядительным документом; опосредует заключение договора перевозки.

Коносамент выдается перевозчиком на основании по­грузочного поручения отправителя и должен содержать:

• основные марки, необходимые для идентификации груза;

• число мест или предметов либо количество или вес, с зависимости от обстоятельств и в Соответствии с тем, как они письменно указаны отправителем;

• внешний вид и видимое состояние груза.

Трамповые перевозки, юридической формой которых выступает чартер, регулируются внутригосударственным законодательством. Договор морской перевозки в трампо­вом судоходстве имеет форму чартера. В большинстве слу­чаев этот договор заключается с помощью посредника — агента или фрахтового брокера и содержит ряд обязатель­ных условий, относящихся к судну, грузу, фрахту, поряд­ку оплаты.

Договор морской перевозки по форме чартера может быть заключен с условием предоставления для перевозки всего судна, части его или определенных судовых поме­щений, Сторонами такого договора признаются фрахтова­тель (отправитель) и фрахтовщик (перевозчик).

Фрахт представляет собой плату перевозчику за достав­ку груза в порт назначения.

Перевозки грузов именуются перевозками в смешан­ном сообщении (смешанными перевозками), если они осу­ществляются с участием нескольких видов транспорта.

Международные смешанные перевозки в отличие от тра­диционной системы транспорта имеют особенности:

• наличие не менее двух видов транспорта;

• нахождение в разных странах места отправления и мес­та назначения;

• организация перевозки оператором, который осуще­ствляет ее по единому документу и ответствен за груз от места отправления до места назначения;

• осуществление перевозки грузов в основном в кон­тейнерах, трейлерах и поддонах.

Организация перевозок в смешанном сообщении во многих странах получила широкое распространение и дос­тигла высокой эффективности и прибыльности. Смешан­ное сообщение позволяет экономить и рационально ис­пользовать топливно-энергетические ресурсы; лучше ис­пользовать транспортные средства; ускорять таможенные процедуры; повышать скорость и снижать сроки поставки; уменьшать потребности в складских помещениях.

Основной транспортной конвенцией, регулирующей ус­ловия перевозки грузов в смешанном сообщении, являет­ся Женевская Конвенция о международных смешанных перевозках грузов 1980т. (Женевская Конвенция 1980 г.).

Женевская конвенция 1980 г. возлагает осуществление смешанных перевозок на оператора, который объединяет функции экспедитора и перевозчика. Оператором может быть юридическое или физическое лицо, заключившее в установленном порядке договор смешанной перевозки и взявшее на себя за определенное вознаграждение ответст­венность за исполнение этого договора.

Оператор принимает груз для выполнения смешанной перевозки. Доказательством сдачи груза оператору являет­ся экспедиторская расписка установленной формы.

Оператор обязуется транспортировать полученный им груз в пункт назначения. Он принимает также на себя обя­зательство оформлять в процессе перевозки необходимые документы, производить, (за счет грузовладельца) соот­ветствующие платежи, выполнять таможенные формаль­ности и совершать другие действия, связанные с перевоз­кой груза.

Оператор может сам осуществлять те или иные транс­портные операции либо вправе заключать для выполне­ния таких операций договор перевозки с предприятиями и организациями других видов транспорта.

Правоотношения в связи с перевозкой груза в смешан­ном сообщении у грузовладельца возникают с операто­ром, а не с отдельными перевозчиками (исполнителями смешанной перевозки).

При смешанных перевозках доставка груза на всем пути его следования производится, как правило, по одному пе­ревозочному документу — прямому (сквозному) смешан­ному коносаменту.

Согласно Женевской Конвенции 1980 г. имущественная ответственность оператора смешанной перевозки наступает за вину, которая презюмируется.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.078 с.