Тема 6. Основы инвестиционной деятельности — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Тема 6. Основы инвестиционной деятельности

2017-11-17 306
Тема 6. Основы инвестиционной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие инвестиций, инвесторы. Принципы осуществления инвестиций на территории Республики Беларусь. Виды инвестиций.

Понятие инвестиционной деятельности. Формы инвестиционной деятельности.

Субъекты и объекты инвестиционной деятельности. Иностранные инвесторы. Права инвесторов: право на предоставление земельных участков, на создание коммерческих организаций, на заключение инвестиционного договора с Республикой Беларусь, на привлечение иностранных граждан к трудовой деятельности. Обязанности инвесторов.

Государственное регулирование и государственная поддержка инвестиционной деятельности. Государственные органы, осуществляющих регулирование в сфере инвестиций. Полномочия Президента и Правительства в инвестиционной сфере.

Защита имущества от национализации и реквизиции.

Разрешение споров между инвестором и Республикой Беларусь.

Иностранные инвестиции.

Специальная литература по теме:

Богатырев, А.Г. Инвестиционное право / А.Г.Богатырев. - М.: Росс. право, 1992. - 272 с.

Богатырев, А.Г. Юридическая природа инвестиционных соглашений между иностранными частными инвесторами и государствами, принимающими инвестиции / А.Г.Богатырев // Цивилист. - 2009. - N 4. - С. 88 - 92.

Боди, Цви. Инвестиции: Учебник / ЦвиБоди, Алекс Кейн, Алан Дж. Маркус / [Пер. с англ. Е. Мельник]. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2013. – 1024 с.: ил 1564016 фк

Гармоза, А. Понятие инвестиции в соответствии с Вашингтонской конвенцией / А.Гармоза // Хозяйство и право. - 2010. - N 1. - С. 92 - 99.

Городов О.А. Понятие, элементы и отраслевая принадлежность концессионного соглашения по праву России. – Правоведение. – 2011. - № 6. – 67 – 78.

Гущин, В.В. Инвестиционное право: учебник / В.В. Гущин, А.А. Овчинников. – М.: Эксмо, 2009. – 623 с.

Иванов, Г.И. Инвестиции: сущность, виды, механизмы функционирования. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 352 с.

Иностранные инвестиции: учебное пособие / И.А. Заякина, А.А. Черникова, Э.А. Карпов [и др.]. – 2-е изд., перераб. и доп. – Старый Оскол: ТНТ, 2011. – 288 с.

Кондакова И.В. Правовая реформа инвестиционной деятельности в Российской Федерации и зарубежных странах (Украине и Республике Беларусь) / автореф. дис.... канд. юрид. наук: 12.00.03 / И.В.Кондакова; Соврем. гуманит. акад. - М., 2009. - 29 с.

Корнеева, С. К понятию "инвестиции" / С.Корнеева // Хозяйство и право. - 2008. - N 12. - С. 21 - 26.

Кропотов, Л.Г. Коммерческие инвестиции в объекты капитального строительства: правовое регулирование / Л.Г. Кропотов. – М.: Инфотропик Медиа, 2012. – 208с.

Лисица, В.Н. Правовое регулирование иностранных инвестиций: проблемы теории и прак­­тики / В.Н. Лисица: Рос. акад. наук. Инт. философии и права. – Новосибирск, 2007. – 258 с.

Майфат, А.В. Гражданско-правовые конструкции инвестирования / А.В. Майфат. – М.: ВолтерсКлувер, 2007. – 312 с.

Макаревич, В.Д. Признаки инвестиционной деятельности в Республике Беларусь / В.Д. Макаревич // Управление в социально-экономических системах: матер. ХХ междунар. науч.- практ. конф., Минск, 20 мая 2011 г. / редкол.: Н.В. Суша [и др.]; Минский ин-т упр. – Минск: Изд-во МИУ, 2011. – 360 с.

Правовые аспекты инвестиционных договоров: сборник статей / под. ред. А.Алиева, С. Крупко, А.Трунка. – М.: Норма, 2012. – 256 с.

Фархутдинов, И.З. Инвестиционное право / И.З. Фархутдинов, В.А. Трапезников. – М.: ВолтерсКлувер, 2006. – 432 с.

Цегельник, О.В. К вопросу о содержании понятия «инвестиции» в зако­но­дательстве Рес­­пуб­лики Беларусь / О.В. Цегельник // Промышленно– торговое право. − 2006. − № 1. − С. 44−76.

Шарп, У. Инвестиции: пер. с англ. / У.Шарп, Г.Александер, Дж.Бейли. - М.: ИНФРА-М, 2009. - XII. - 1028 с.

 

 

Сложившиеся экономические условия пока еще не содержат реальных предпосылок для самоактивизации инвестиционных процессов. Не создан устойчивый экономический интерес к развитию производственного потенцилала, нет механизма аккумулирования инвестиционных ресурсов для производственного сектора, не обеспечено рациональное распределение инвестиций между центром и областями, не сформированы инвестиционные институты, способные организовать эффективный инвестиционный процесс и межотраслевой перелив капитала на территории региона. Привлечение в широких масштабах иностранных инвестиций в белорусскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.

Инвестиции представляют собой особый объект имущественных прав, по поводу которых возникают соответствующие правоотношения, именуемые инвестиционными, являющиеся в большей своей массе, по своей сути хозяйственно-правовыми.

Инвестиции как правовое отношение представляют собой передачу имущества одним лицом - инвестором другому лицу - реципиенту для целей извлечения прибыли.

Под инвестициями понимаются любое имущество и иные объекты гражданских прав, принадлежащие инвестору на праве собственности, ином законном основании, позволяющем ему распоряжаться такими объектами, вкладываемые инвестором на территории Республики Беларусь способами в целях получения прибыли (доходов) и (или) достижения иного значимого результата либо в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, в частности:

- движимое и недвижимое имущество, в том числе акции, доли в уставном фонде, паи в имуществе коммерческой организации, созданной на территории Республики Беларусь, денежные средства, включая привлеченные, в том числе займы, кредиты;

- права требования, имеющие оценку их стоимости;

- иные объекты гражданских прав, имеющие оценку их стоимости, за исключением видов объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота).

Законодательство Республики Беларусь в сфере инвестиций основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 53-З «Об инвестициях» (далее – Закон № 53-З) и иных актов законодательства Республики Беларусь.

Под инвестиционной деятельностью понимаются действия инвестора по вложению инвестиций в производство продукции (работ, услуг) или их иному использованию для получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата. Она включает в себя как непосредственное вложение инвестиций, так и осуществление организационных, технических, юридических и иных действий, обеспечивающих достижения результатов инвестирования.

Согласно статье 5 Закона № 53-З осуществление инвестиций основывается на следующих принципах:

· инвесторы, а также государство, его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней актов законодательства Республики Беларусь (принцип верховенства права);

· инвесторы равны перед законом и пользуются правами без всякой дискриминации (принцип равенства инвесторов);

· инвесторы осуществляют инвестиции добросовестно и разумно без причинения вреда другому лицу, окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемления прав и защищаемых законом интересов других лиц или злоупотребления правами в иных формах (принцип добросовестности и разумности осуществления инвестиций);

· вмешательство в частные дела не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство осуществляется на основании законодательных актов Республики Беларусь в интересах национальной безопасности (в том числе охраны окружающей среды, историко-культурных ценностей), общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела);

· инвесторам гарантируется осуществление защиты прав и законных интересов в суде и иными способами, предусмотренными законодательством Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь (принцип обеспечения восстановления нарушенных прав и законных интересов, их судебной защиты).

Все инвестиции подразделяют на две основные группы: производственные (реальные) и финансовые (портфельные) инвестиции.

Различают также краткосрочные (это вложения в финансовые инструменты со сроком менее одного года) и долгосрочные (это вложения в проекты со сроком более одного года или бессрочные) инвестиции, высокорискованные (спекулятивные вложения, не гарантирующие получение определенного дохода) и малорискованные (считаются безопасными с точки зрения получения определенного дохода) инвестиции.

Под субъектами инвестиционной деятельности понимаются активно действующие лица, а под объектами - то, на что направлена деятельность субъектов.

Под инвестором понимается лицо (юридические и физические лица, иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, государство в лице уполномоченных органов и его административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов), осуществляющее инвестиционную деятельность.

В соответствии со статьей 1 Закона № 53-З инвесторами признаются:

- граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, в том числе индивидуальные предприниматели, а также юридические лица Республики Беларусь, осуществляющие инвестиции на территории Республики Беларусь;

- иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно не проживающие в Республике Беларусь, граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь, иностранные и международные юридические лица (организации, не являющиеся юридическими лицами), осуществляющие инвестиции на территории Республики Беларусь (далее – иностранные инвесторы).

Иностранными инвесторами в Республике Беларусь признаются:

· иностранные государства и их административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов;

· международные организации;

· иностранные юридические лица;

· иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств;

· иностранные граждане;

· физические лица (граждане Республики Беларусь и лица без гражданства), постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь.

За инвесторами признаются исключительные права на объекты интеллектуальной собственности.

Кроме того, инвесторы имеют право создавать на территории Республики Беларусь коммерческие организации с любым объемом инвестиций, в любых организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, с учетом ограничений, установленных статьей 6 Закона.

Инвесторы при осуществлении инвестиций в приоритетные виды деятельности (секторы экономики) вправе использовать льготы и преференции в соответствии с законодательством Республики Беларусь и (или) международно-правовыми актами, обязательными для Республики Беларусь.

Также, инвестор имеет право на заключение договора (договоров) с Республикой Беларусь, связанного (связанных) с осуществлением инвестиций, в порядке и на условиях, установленных законодательством Республики Беларусь.

В целях создания дополнительных условий для осуществления инвестиций инвестор или инвесторы имеют право на заключение инвестиционного договора с Республикой Беларусь.

В свою очередь, инвесторы обязаны:

· соблюдать Конституцию Республики Беларусь и принятые в соответствии с ней акты законодательства Республики Беларусь;

· не предпринимать действий, являющихся недобросовестной конкуренцией, а также действий (бездействия), направленных на недопущение, устранение или ограничение конкуренции, причинение вреда правам, свободам, законным интересам других лиц;

· исполнять иные обязанности, установленные законодательством Республики Беларусь.

Самым важным элементом инвестиционного климата в любой стране является реальное обеспечение государством законодательно гарантированных прав инвесторов и стабильности правового регулирования.

Государственное регулирование в сфере инвестиций осуществляется Президентом Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь, республиканским органом государственного управления, осуществляющим регулирование и управление в сфере инвестиций, другими республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами, государственной организацией, уполномоченной на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь, в пределах их полномочий в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Законом№ 53-З предусмотрена защита имущества от национализации и реквизиции (ст.12 Закона№ 53-З).

Национализация возможна только по мотивам общественной необходимости и при условии своевременной и полной компенсации стоимости национализируемого имущества и других убытков, причиняемых национализацией.

Национализация - это огосударствление, т.е. изъятие имущества, принадлежащего инвестору, и передача его государству.

Реквизиция возможна только в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, в интересах общества по решению государственных органов в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой инвестору компенсации стоимости реквизированного имущества.

Реквизиция - это изъятие имущества у собственника в государственных или общественных интересах с выплатой собственнику стоимости имущества.

Размер компенсации стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества может быть обжалован инвестором в суд.

Споры между инвестором и Республикой Беларусь, возникающие при осуществлении инвестиций, разрешаются в досудебном порядке путем проведения переговоров, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь.

Споры между инвестором и Республикой Беларусь, не урегулированные в досудебном порядке путем проведения переговоров в течение трех месяцев со дня получения письменного предложения об их урегулировании, разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Наибольшие объемы инвестиций из-за рубежа поступают в форме иностранных кредитов, которые предоставляются под гарантии Правительства Республики Беларусь на основании решения Правительства Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Иностранные кредиты, привлеченные Республикой Беларусь (Правительством Республики Беларусь) и предоставленные юридическому лицу Республики Беларусь на условиях переуступки, приравниваются к иностранным кредитам, полученным под гарантии Правительства Республики Беларусь.

 

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.