Тема 5. Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Тема 5. Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности

2017-11-17 312
Тема 5. Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лицензирование экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров. Количественные ограничения экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров. Исключительное право на осуществление внешней торговли отдельными видами товаров.

Наблюдение за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров.

Меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов. Особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами.

Экспортный контроль.

Государственное регулирование в рамках деятельности в области внешней торговли услугами и объектами интеллектуальной собственности.

Специальная литература по теме:

О государственном регулировании внешнеторговой деятельности: Закон Республики Беларусь, 25 ноября 2004 г., № 347-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016. – Дата доступа: 22.07.2016.

О мерах государственного регулирования ввоза и вывоза специфических товаров (работ, услуг): Указ Президента Республики Беларусь от 17.07.2006 г., № 460: в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 28.07.2014 г., № 380 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] // ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016. – Дата доступа: 02.08.2016.

 

 

С целью регулирования ВЭД органы государственного управления издают акты правового регулирования взаимоотношений контрагентов, акционерные законодательства, таможенные кодексы, постановления, обязывающие импортеров и экспортеров на основе их исполнения соблюдать интересы государств, взаимодействующих на внешнем рынке.

Государственное регулирование ВЭД осуществляется воздействием на субъекты ВЭД методами тарифного и нетарифного регулирования. Тарифные методы, основанные на использовании таможенных тарифов, таможенных сборов, налогов (НДС, акцизов и др.), являются основой экономического регулирования ВЭД.

Меры нетарифного регулирования внешней торговли товарами устанавливаются Президентом Республики Беларусь или по его поручению Правительством Республики Беларусь путем введения количественных и (или) иных ограничений внешней торговли товарами исходя из интересов экономической политики Республики Беларусь (меры экономической политики) или по основаниям неэкономического характера.

С 1 января 2010 г. действует Со­глашение о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (далее – Соглашение), предусматривающее в качестве таких единых мер от 25 января 2008 г.:

· количественные ограничения, предусмотренные ст. 3 Соглашения;

· исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;

· лицензирование в сфере внешней торговли товарами;

· наблюдение за экспортом и (или) импортом товаров отдельных видов;

· меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов;

· особые виды запретов и ограничений внешней тор­говли товарами.

Внешняя торговля отдельными видами товаров может осуществляться только на основании лицензий.

В соответствии со статьей 5 Соглашения лицензирование в сфере внешней торговли товарами устанавливается в следующих случаях:

1. введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;

2. реализация разрешительного порядка экспорта или импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопас­ность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, госу­дарственное или муниципальное имущество, окру­жающую среду, Жизнь или здоровье животных и ра­стений;

3. предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;

4. выполнение международных обязательств.

Предусматриваются следующие ви­ды лицензий.

1. Разовая лицензия - это лицензия, выдаваемая участ­нику внешнеторговой деятельности на основании внешне­торговой сделки, предметом которой является лицензируе­мый товар, и предоставляющая право на экспорт или импорт этого товара в определённом количестве. Период действия разовой лицензии не может превышать одного года, либо может быть ограничен сроком действия внешнеторгового контракта или сроком действия документа, яв­ляющегося основанием для выдачи лицензии. Для товаров, в отношении которых введены количественные ограниче­ния, период действия лицензии заканчивается в календар­ном году, на который установлена квота.

2. Генеральная лицензия - это лицензия, выдаваемая участнику внешнеторговой деятельности на основании ре­шения государства - участника Таможенного союза и пре­доставляющая право на экспорт или импорт отдельного вида лицензируемого товара в определённом лицензией ко­личестве. Срок ее действия тоже не может превышать одного года, а для товаров, в отношении которых введены количественные ограничения, заканчивается в календарном году, на который установлена квота.

3. Исключительная лицензия — это лицензия, предос­тавляющая участнику внешнеторговой деятельности исклю­чительное право на экспорт или импорт отдельного вида товара. Срок действия исключительной лицензии устанав­ливается решением Комиссии Таможенного союза в каждом конкретном случае.

Для оформления лицензии заявитель должен предста­вить ряд документов, в частности, заявление, заполненное в соответствии с инструкцией; копию внешнеторгового кон­тракта или иного документа, подтверждающего намерения сторон; копию документа о постановке на учет в налоговом органе и др. За выдачу лицензии взимается госпошлина (лицензионный сбор). Решение о выдаче лицензии или об отказе в выдаче должно быть принято в течение 15 рабо­чих дней со дня подачи документов.

Основанием для отказа в выдаче лицензии являются неполные или недостоверные сведения в представленных для получения лицензии документах, несоблюдение требо­ваний законодательства, исчерпание квоты (в случае офор­мления лицензии на квотируемые товары).

Владельцы генеральных и исключительных лицензий обязаны ежеквартально представлять в уполномоченный орган отчёт о ходе исполнения лицензии, а владельцы ра­зовых лицензий в течение 15 дней по истечении срока дей­ствия лицензии представляют справку об исполнении ли­цензии.

По общему правилу внешняя торговля товарами осу­ществляется без количественных ограничений. Случаи при­менения количественных ограничений внешней торговли специально определены Соглашением.

В соответствии со статьей 3 Соглашения в исключительных случаях могут устанавливаться:

1) запреты и временные ограничения экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критическо­го недостатка на внутреннем рынке продовольствен­ных или иных существенно важных товаров;

2) ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, если необходи­мо сократить производство или продажу аналогично­го отечественного товара; снять с рынка временный излишек аналогичного отечественного товара и др.

Указанные ограничения применяются независимо от страны происхождения товара (принцип недискриминациипри применении количественных ограничений).

Право на осуществление внешней торговли отдельными видами товаров может ограничиваться путём закрепления за определёнными участниками ВЭД исключительного права на осуществление внешней торговли отдельными видами товаров.

Согласно статье 4 Соглашения исключительное право на экспорт и импорт отдельных видов товаров осуществляется на основании лицензии. При этом участники внешнеторговой деятельности, которым предоставлено такое исключительное право, совершают сделки по экспорту или импорту соответствующих видов товаров, основываясь на принципе недискриминации и руководствуясь только коммерческими соображениями.

Перечень товаров, на экспорт или импорт которых пре­доставляется исключительное право, а также перечень организаций, которым предоставляется такое исключитель­ное право, подлежат опубликованию в соответствии с ре­шением Комиссии.

Следующей мерой нетарифного регулирования является наблюдение за экспортом и (или) импор­том товаров отдельных видов.

Такое наблюдение осуществляется посредством выдачи разрешенийна экспорт и (или) импорт товаров. Под таким разрешением понимается разрешительный документ, выда­ваемый участнику внешнеторговой деятельности на осно­вании внешнеторговой сделки, предметом которой являет­ся товар, в отношении которого установлено наблюдение за экспортом и (или) импортом в определённом количестве.

Наблюдение за экспортом (импортом) как мера нета­рифного регулирования применяется при соблюдении сле­дующих условий:

1) процедура получения разрешений должна быть мак­симально упрощена, с тем чтобы не ограничивать экспорт и (или) импорт товаров;

2) разрешения выдаются без ограничений любым участ­никам внешнеторговой деятельности на основании письменных заявлений, представленных в уполно­моченный государственный орган;

3) заявления о выдаче разрешений могут подаваться в рабочие дни до таможенного оформления товаров;

4) срок выдачи разрешений не может превышать три рабочих дней с даты подачи заявления.

Меры регулирования, затрагивающие внешнюю торгов­лю товарами, могут вводиться, если они:

1) необходимы для соблюдения общественной морали или правопорядка;

2) необходимы для охраны жизни или здоровья граж­дан, окружающей среды, жизни или здоровья жи­вотных и растений:

3) относятся к экспорту и (или) импорту золота или серебра;

4) применяются для защиты культурных ценностей и культурного наследия;

5) необходимы для предотвращения исчерпания невос­полнимых природных ресурсов и проводятся одно­временно с ограничением внутреннего производства или потребления, связанных с использованием не­восполнимых природных ресурсов;

6) связаны с ограничением экспорта отечественных ма­териалов для обеспечения внутренней обрабатываю­щей промышленности в течение периодов, когда внут­ренняя цена на такие материалы держится на более низком уровне, чем мировая цена, в результате осу­ществляемого правительством плана стабилизации;

7) необходимы для приобретения или распределения товаров при общем или местном их дефиците;

8) необходимы для выполнения международных обяза­тельств;

9) необходимы для обеспечения обороны и безопасности;

10) необходимы для обеспечения соблюдения не проти­воречащих международным обязательствам право­вых актов, касающихся применения таможенного законодательства, охраны окружающей среды, за­щиты интеллектуальной собственности, и иных пра­вовых актов.

Внешняя торговля товарами может быть ограничена мерами, принятие которых необходимо для участия госу­дарств в международных санкциях в соответствии с Уста­вом ООН. Кроме того, особые меры, ограничивающие вне­шнюю торговлю товарами, могут быть введены в целях защиты внешнего финансового положения и поддержания равновесия платёжного баланса.

Особые меры, как и другие меры нетарифного регулиро­вания, вводятся решением Комиссии Таможенного союза, однако в случае, если вводимые меры обеспечивают участие государств в международных санкциях, Комиссия вводит их по решению высшего органа Таможенного союза — Меж­госсоветаЕврАзЭС.

В Республике Беларусь создана и действует многосту­пенчатая система экспортного контроля, которая позволя­ет эффективно решать вопросы нераспространения оружия массового уничтожения. В 2016 г. был принят Закон Рес­публики Беларусь № 363-З «Об экспортном контроле» (далее – Закон № 363-З), в соответ­ствии с которым под экспортным контролем пони­мается «комплекс мер, обеспечивающих выполнение разрешительного порядка ввоза, вывоза, транзита, использования объектов экспортного контроля и осуществления посреднической деятельности в отношении их. Также в Республике Беларусь функционируют уполномочен­ные государственные органов, обеспечивающие реализацию указанного порядка.

Одним из основных элементов системы экспортного кон­троля является разрешительный порядок осуществления вывоза за пределы территории государств - членов ЕврАзЭС товаров и технологий, включённых в указанные выше списки. Разрешение на осуществление внешнеэкономических операций, связанных с вывозом товаров и техно­логий, подлежащих экспортному контролю, выдаётся участ­никам внешнеэкономической деятельности уполномоченным органом государства, являющегося для них постоянным местом нахождения (местом жительства), в порядке, уста­новленном законодательством этого государства.

Согласно Закону № 363-З объектами экспортного контроля являютсяспецифические товары (работы, услуги), а также товары, информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, не включенные в перечни специфических товаров (работ, услуг), на осуществление внешнеторговой либо посреднической деятельности с которыми юридические и физические лица обязаны получить разрешение межведомственного органа по экспортному контролю. К специфическим товарам (работам, услугам) относятся продукция военного назначения, товары (работы, услуги) двойного применения, а также товары (работы, услуги), контролируемые в интересах национальной безопасности Республики Беларусь, включенные в перечни специфических товаров (работ, услуг).

В соответствии со статьей 7 Закона № 363-З перечнями специфических товаров (работ, услуг) являются:

1. перечень возбудителей заболеваний (патогенов) человека, животных и растений, их генетически измененных форм, фрагментов генетического материала и оборудования, которые могут быть применены при создании бактериологического (биологического) и токсинного оружия;

2. перечень химикатов, оборудования и технологий, которые имеют мирное назначение, но могут быть применены при создании химического оружия;

3. перечень ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, которые могут быть применены при создании ядерного оружия;

4. перечень оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях (связанных с ядерным топливным циклом и производством ядерных материалов);

5. перечень оборудования, материалов и технологий, применяемых при создании ракетного оружия и иных средств доставки ядерного, химического, бактериологического (биологического) и токсинного оружия;

6. перечень товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть применены при создании вооружений и военной техники;

7. перечень продукции военного назначения;

8. перечень товаров (работ, услуг), контролируемых в интересах национальной безопасности Республики Беларусь.

Перечни специфических товаров (работ, услуг) разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.

Внешняя торговля товарами, услугами и объектами интеллектуальной собственности может быть ограничена также мерами валютного регулированияили валютного контроля.

Кроме того, Президент или по его поручению Прави­тельство Республики Беларусь могут ввести ответныеогра­ничения внешней торговли товарами, услугами и объектами интеллектуальной собственности в случае, если иностранное государство или межгосударственное образование:

- не выполняют в отношении нашей страны обяза­тельств, принятых по международным договорам;

- предпринимают меры, нарушающие экономические интересы Республики Беларусь, в том числе меры, которые необоснованно закрывают резидентам Рес­публики Беларусь доступ на внешние рынки либо иным образом дискриминируют резидентов Респуб­лики Беларусь;

- не предоставляют резидентам Республики Беларусь эффективную защиту их законных интересов в этом государстве, в частности защиту от монополистичес­кой деятельности и недобросовестной конкуренции;

- не предпринимают разумных действий для борьбы с противоправным поведением своих граждан и орга­низаций на территории Республики Беларусь.

21 мая 2010 г. было заключено Соглашение о едином Таможенном реестре объектов интеллектуальной собствен­ности государств - членов Таможенного союза. В Единый реестр включаются объекты авторских и смежных прав, то­варных знаков и знаков обслуживания, подлежащие право­вой охране в государствах - членах Таможенного союза, если у правообладателя есть основания полагать, что его права могут быть нарушены в связи с перемещением товаров через таможенную границу или при совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем.

После включения соответствующего объекта интеллек­туальной собственности в Единый реестр таможенные орга­ны контролируют соблюдение исключительных прав при перемещении соответствующих товаров через таможенную границу союза.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.