Занятие 3. Знакомство. Введение в мир психологии — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Занятие 3. Знакомство. Введение в мир психологии

2017-11-15 642
Занятие 3. Знакомство. Введение в мир психологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Диагностические

ЗАНЯТИЕ 3. ЗНАКОМСТВО. ВВЕДЕНИЕ В МИР ПСИХОЛОГИИ

Беседа о том, что такое психология и зачем она нужна человеку

Ведущий показывает детям цветок и спрашивает, как он вырастает и что для этого нужно. Из ответов детей делает вывод, что большой красивый цветок вырастает из маленького семечка. Для того чтобы он вырос большим и красивым, ему необходимы дождик и солнышко. Так же и у людей. Чтобы из мальчика или девочки вырос красивый, умный, счастливый и здоровый взрослый, необходима психология.

Что изучает психология? (Мысли и чувства людей.) Для чего это необходимо знать? (Для того чтобы понимать себя и других людей, уметь жить дружно и весело.)

«Знакомство»

Дети кидают друг другу мячик, сначала называют свое имя, затем по сигналу ведущего — называют имя того, кому бросают мячик.

«Имя превратилось»

Участники представляют себе Страну Имен, в которой все имена превратились в животных (растения). Придумывают, в какое животное (растение) могло бы превратиться их собственное имя.

«Ласковое имя»

Ведущий рассказывает о том, что на занятиях психологией дети будут стараться называть друг друга ласково. Предлагает придумать ласковые имена каждому участнику.

«Рисунок имени»

Участники представляют, что каждый из них стал известным мореплавателем или врачом, ученым или писателем. И ему уже при жизни решено поставить памятник, на котором должно быть написано имя и нарисованы интересные рисунки. Дети придумывают рисунки к своим именам, описывают их устно, а затем рисуют в альбомах рядом с красиво написанным именем. (Если дети не умеют писать свое имя, им помогает ведущий.)

ЗАНЯТИЕ 4. КАК ЗОВУТ РЕБЯТ МОЕГО КЛАССА.

Разминка

«Ролевая гимнастика». Дети по очереди изображают роли раз­личных диких животных, изображения которых им предварительно демонстрирует ведущий.

 

Основное содержание занятия

Упражнение «Мое имя» те ребята до кого дотронется «волшебный карандаш» ведущей называют свое имя сначала щепотом, потом обычным голосом, затем очень громким. (для упражнения заранее делается «волшебный карандаш» к карандашу прикрепляются блестки, шарик и т.п.)

Упражнение «Имя начинается с буквы…» Ведущий называет те буквы алфавита, с которых начинаются имена детей из класса. Когда звучит «их буква», дети встают и хлопают в ладоши.

Упражнение «Имя соседа» Ведущий кидает мяч детям. Тот, кому попадает мячик в руки, должен быстро назвать имена своих соседей справа и слева.

Упражнение «Я –солнышко» На доску прикрепляется рисунок солнца, вокруг которого расположено несколько планет. Детям нужно представить себя солнышком, посылающим тепло окружающим планетам- людям, и называть имена тех ребят, которые сидят рядом с ним.

Рефлексия. Чувствовали ли дети тепло, исходящее от солнца.

Рисование «Нарисуем имя мамы». Дети представляют, что имя мамы превратилось в цветок, и рисуют его. Затем каждый по очереди показывает рисунок, а остальные высказывают предложения о том, как зовут маму этого ребенка. Если угадать не удается ребенок называет имя.

ЗАНЯТИЕ 5. ЗАЧЕМ МНЕ НУЖНО ХОДИТЬ В ШКОЛУ

Разминка

«Ролевая гимнастика». Дети по очереди изображают раз­личных домашних животных: коров, кошек, собак и т.п.

Основное содержание занятия

«Закончи предложение» дети завершают предложения, которые произносит ведущий:

«Я хотел бы идти в школу, потому, что…»

«Я хожу в школу, чтобы научиться…»

Игра «Какой урок важнее?» На роль каждого из предметов, изучаемых в школе, выбираются дети. Им нужно рассказать остальным, чему они учат на своем уроке, постараться доказать, что он важнее всех.

Работа со сказкой. (Сказка в стихах)

Про Колю (Н.Селезнева)

Жил на свете мальчик Коля.

Не хотел учиться в школе.

Уроки делать не любил

И маме твердо говорил:

«Зачем вставать мне по утрам,

Когда я все умею сам?

Могу милиционером стать,

Вокруг всех буду защищать!

Или врачом -людей лечить,

А может быть, детей учить.

Я все сумею все смогу,

И в школу больше не пойду»

Сказал так маме и ушел,

А ночью Коля спать пошел.

Заснул и видит сон такой:

Как будто он в стране другой,

Где взрослым стал уже давно

И все ему разрешено.

«Раз вырос я, - подумал Коля,-

Не надо мне учиться в школе

Тогда работать я пойду,

Я все сумею все смогу!

Пойду врачом, людей лечить.

Так буду пользу приносить!»

Сказал и видит: врач идет

И градусник в руке несет.

Коля к доктору бежит,

Громко на ходу кричит:

«Ничего, я помогу,

Я все сумею, все смогу!»

Посмотрел тут доктор строго,

Коле он сказал сурово:

«Ты знаешь как людей лечить?

Что при простуде нужно пить?

Какую детям дать микстуру,

Чтобы сбить температуру?

Ты в детстве в школу не ходил,

Уроков в школе не учил.

Не знал таблицы ты сложенья,

Не находил задач решенья.

И если в школу не пойдешь,

Занятья в жизни не найдешь»

«Ну ничего, - подумал Коля, -

Профессий в мире очень много.

Могу милиционером стать.

И буду всех я защищать».

Глядит, милиционер идет

И свисток в руке несет.

Закричал тут Коля громко:

«Преступника поймаю ловко!

Ничего, я помогу,

Я все сумею все смогу!»

Глянул милиционер тут строго,

Коле он сказал сурово:

«Ты знаешь, как людей спасать?

Чужие жизни защищать?

Ловить преступника как быстро?

Как стать военных дел министром?

Ты в детстве в школу не ходил,

Уроков в школе не учил.

Не знал таблицу ты сложенья,

Не находил задач решения.

И если в школу не пойдешь,

Занятья в жизни не найдешь».

«Ну ничего, - подумал Коля, -

Профессий в мире очень много.

Могу художником я стать,

Картины буду рисовать»

И туту же, прямо перед ним,

Художник - красок властелин.

Коля взял мольберт и кисть

И начал кисточкой водить.

Ничего, я помогу,

Я все сумею все смогу!»

Посмотрел художник строго,

Коле он сказал сурово:

«Ты знаешь кистью как водить?

Портрет, пейзажи как творить?

Хватит пачкать тут бумагу.

Ведь тебе учиться надо!

Ты в детстве в школу не ходил,

Уроков в школе не учил.

Не знал таблицу ты сложенья,

Не находил задач решения.

И если в школу не пойдешь,

Занятья в жизни не найдешь».

Призадумался тут Коля:

«Может, правда надо в школу?

Тогда профессию найду,

Тогда я людям помогу.

Я выучусь и умным буду,

Уроков строгих не забуду».

Тут же пробудился Коля.

Крикнул маме: «В школу, в школу!

Собирай меня скорей,

Побегу туда быстрей.

Хочу узнать я все на свете,

Умней всех буду на планете!»

Учился Коля не напрасно:

Он стал художником прекрасным.

А мог он стать и инженером,

Доктором, милиционером.

Много нового узнал

И полезным всем он стал.

Вопросы Зло обсуждения

— Почему Коля не хотел ходить в школу?

— Какой сон он увидел?

— Почему он потом захотел учиться?

— Что значит «стать всем полезным»?

Рисунок «Я в школе». Дети рисуют себя в школе. Ведущий напоминает им, чтобы они не забыли изобразить ребят учительницу, учебные предметы. Предлагает им использовать яркие цвета, добавлять веселые детали: цветы, игрушки или что-либо еще.

Комментарии для ведущего

Особое внимание нужно уделить последнему заданию, поскольку оно во многом является диагностичным. Если дети с трудом адаптируются к школе, они будут использовать в основном темные тона, рисовать себя в одиночестве.

ЗАНЯТИЕ 6. МОЙ КЛАСС.

Разминка

«Ролевая гимнастика». Дети по очереди играют роли раз­личных диких животных, изображения которых им предварительно демонстрирует ведущий.

Основное содержание занятия

«Сколько в нашем классе...?» Ведущий просит детей огля­деться вокруг и подсчитать, сколько в классе окон, шкафов выбираются те предметы, которых в наличии немного).

«Какого цвета?» Дети закрывают глаза. Ведущий предла­гает им вспомнить и сказать, какого цвета в классе стены, Шторы, доска и другие предметы.

«Буратино хочет в школу». Дети должны помочь Буратино собрать портфель в школу, то есть рассказать, что туда нужно положить.

«Буратино хочет к нам в гости». Ведущий рассказывает о том, что Буратино очень хочет прийти в класс к детям, но не знает, как пройти от дверей школы. Нужно рассказать Бура­тино, как найти дорогу в класс.

«Буратино проголодался». Дети рассказывают Буратино, как пройти от класса к школьной столовой.

Работа со сказкой. Дети слушают, рисуют и обсуждают сказку.

Два города

Случилось так, что именно вам я хочу поведать удиви­тельную историю, которая произошла со мной в детстве. Я был примерно такой же, как вы, когда моя семья решила переехать в другой город. До этого мы жили в большом свет­лом доме. В нем было так спокойно и уютно, что порой каза­лось — сны здесь могут становиться доброй явью, а явь пре­вращается в добрые сны.

Это был небольшой сказочный городок моего детства. Все его жители, удивительно добрые и приветливые люди, часто захаживали друг к другу в гости, дарили подарки.

Каждое утро мы с бабушкой, которая, скажу тебе по секре­ту, была немного волшебницей, ходили гулять по парку. Зи­мой мы лепили целую снежную семью, и я мог вдоволь нава­ляться в хрустящих сугробах.

Весной мы с бабулей находили самые красивые и нежные цветы для моей мамы. Когда же наступало лето, я погружал­ся в интереснейшие наблюдения за разноцветными бабочками, неповоротливыми чудными жуками и другими обитателями нашего парка. А бабушка каждый раз рассказывала все новые и новые истории из жизни забавных насекомых и животных. С наступлением осени я начинал пополнять свою коллекцию, набивая карманы гладкими желтыми желудями и хрупкой на­рядной листвой.

Встречающиеся на улицах люди всегда дарили нам улыбки, почтительно здоровались. И я знал, что в этом городе празд­ничных красок я всегда буду счастлив.

Шло время. И я все чаще стал слышать от родителей о ка­ких-то скорых, необходимых переменах. «Пора», — говорили они с волнением, часто поглядывая на меня. Но что же это была за «пора», и какое она имела право заставить меня сменить наш уютный, тихий дом на совершенно чужие, черно-белые улицы неприятного города, я так и не понял.

Тревожные ожидания родителей кончились нашим переездом. И тут моя жизнь перевернулась с ног на голову.

Перемены

Черно-белый город был городом детей. В том смысле, что родителей я почти перестал видеть, не говоря уже о бабушке, которая приезжала к нам только по выходным.

Центром города являлся Главный Дом, серое здание сред­них размеров. Там-то я и проводил большую часть времени, среди шумных и чем-то вечно занятых мальчиков и девочек. Честно говоря, я все время так скучал по своей родной улице с розовыми, голубыми и ярко-желтыми домами, по своей ком­нате, где мне снились сны, усыпанные серебряными звездами, что никогда особенно не интересовался, о чем говорят вокруг.

В Главном Доме мне, да и остальным ребятам, необходимо было решать важные задачи. И в этих делах нам помогала единственная взрослая из нас — старая строгая волшебница. У нее даже была настоящая волшебная палочка, которую она никогда не выпускала из рук. А мне так хотелось ее потро­гать, ну хоть разочек!

Нам говорили, что от нашего усердия зависит будущее, не только наше, но и других людей. Поэтому я искренне старал­ся выполнять задания. К тому же, как мне кажется, только в эти моменты меня и замечали.

В перерывах между «важными занятиями» я со стороны на­блюдал, как остальные дети возятся с разными вещицами, смеются, играют, и мне становилось еще грустнее. Ведь каж­дый из них умел хоть что-то очень хорошо делать, и они со­бирались, демонстрируя друг другу свои умения. А я никак не мог понять, что же такого интересного могу предложить для их игры. Я не мог так же высоко прыгать, как длинная, худая девочка с забавными веснушками, у меня не было та­ких длинных блестящих волос, как у ее подруги, я даже не мог так же громко хрустеть костяшками пальцев или вырази­тельно хихикать, как те двое мальчишек, что всегда и везде появлялись вместе. Возможно, поэтому я никогда не участвовал в их играх, а может, я просто не хотел этого. Ведь как бы шумно и весело они ни резвились, все равно в их черно-белом мире не хватало той разноцветной радуги радости, ко­торая искрилась в каждом уголке нашего старого дома и мог раскрасить мое настроение в яркие цвета веселья.

Еще я не понимал, почему мои мама и папа так волнуются и так хотят, чтобы я подружился с ребятами из Главного Дома. У меня же были друзья, бабуля, например, или те, что спокойно умещались в коробке из-под моего любимого шоко­ладного печенья. Я имею в виду набор красок, который я по­заимствовал, уезжая из любимого городка, у сочных зеленых деревьев, жаркого желтого солнца, голубого неба, бирюзового озера и сладкой бабушкиной клубники.

И все-таки однажды мне почему-то тоже захотелось по­участвовать в общей игре, и я решил подойти к ребятам, ко­торые в тот момент осваивали придуманную кем-то новую считалочку

— Можно мне с вами? — спросил я и сам удивился, услы­шав свой робкий голос.

— А что ты умеешь? — хором поинтересовались несколько ребят, а одна девочка хитро при этом сощурила глаза.

Стараясь не волноваться, я напрягся и стал вспоминать, что же я могу делать лучше всего, что мне удавалось раньше. И тут неожиданно ответ вырвался у меня сам собой:

— Я... я могу быть любимым...

— Очень надо!.. — вперемешку со смешками послышался чей-то издевательски гнусавый голос.

Это было последнее, что я помню, перед тем как все вокруг стало расплываться от выступивших на моих глазах слез, а обида и странный стыд сдавили мое дыхание. Мне хотелось скорее бежать домой и больше никогда не возвращаться в Главный Дом, не видеть эти смеющиеся лица. Дальше я по­мню только, как вернулся вечером домой.

А так как я все равно должен был продолжать посещать Главный Дом, то последующие дни стали для меня еще более серыми, чем предыдущие.

О том, как был найден выход

Шло время, и все уже забыли о том черном для меня дне! Тем более что надвигался большой праздник, и в Главное Доме все были озабочены связанными с ним приготовления' ми. От нас, обитателей Главного Дома, весь город ждал к празднику чего-то особенного, поэтому суета была невыносимая, а придумать, чем же можно удивить горожан, никто так и не мог. И вот когда до праздника уже оставалось меньше дня, а положение с ожидаемым от нас сюрпризом так и не менялось, и даже наша седая мудрая волшебница с грустью вздыхала, не в силах ничего предложить, я понял, насколько все огорчены и расстроены.

Вернувшись в тот день домой, я открыл свою потайную ко­робочку с красками и, глядя на них, стал вспоминать, как ярко и красочно проходили у нас праздники раньше, до пере­езда в новый город. Потом я представил, насколько милее, радостнее и живее мог бы стать и этот город, если одеть его в разноцветные краски моей палитры. Эта идея и мое вообра­жение так увлекли меня, что я и не заметил, как целый вечер провел за рисованием, тщательно продумывая, прорисовывая и раскрашивая каждую деталь и Главного Дома, и окружав­ших его дворов и площадок.

Я и раньше часто садился за рисование, когда у меня было плохое настроение, но теперь это занятие не только отвлекало меня от грустных мыслей и успокаивало, но даже придавало какой-то особой энергии и задора.

Утром, на следующий день, помогая мне собирать принад­лежности для «важных занятий», мама положила в мою сум­ку и папку с рисунками. А я этого даже не заметил.

Главный Дом в этот праздничный день встречал всех осо­бенно хмурыми лицами редких взрослых волшебниц и печаль­но бродивших по коридору детей. Но правила были таковы, что «серьезные дела» и «важные вопросы» мы должны решать независимо от настроения.

И вот когда я доставал все необходимое для занятий, из моей сумки выскользнули и рассыпались по полу многочис­ленные красочные рисунки. Немое удивление на лицах ребят и пашей волшебницы сменилось улыбками и восхищенными возгласами:

— Как красиво!!!

— Как ярко!!!

— Вот это чудеса!!!

А потом я увидел, как цвета моих картинок начинают весело играть в радостных глазах мальчишек и девчонок, которые еще недавно казались мне безнадежно серыми. А теперь ребя­та с интересом вглядывались в мои работы и на глазах напол­нялись цветами веры, надежды и любви. Их горящие радугой взгляды раскрашивали все, чего касались.

Когда же Главный Дом полностью расцвел, город по-насто­ящему озарился праздником, а люди, довольные и удивлен­ные несомненно удавшимся сюрпризом, расходились, унося в свои дома и на свои улицы все многообразие красок.

И напоследок...

С того незабываемого дня прошло уже много лет. Город с тех пор сильно изменился. Я полюбил его, привязался к нему. А Главный Дом стал в какой-то мере и просто моим домом.

Теперь, если случаются праздники или другие торжествен­ные события, жители этого небольшого городка обращаются ко мне, и я с радостью придумываю различные украшения, наряды и все, что может их обрадовать.

Вопросы для обсуждения

— Кто догадался: что такое Главный Дом?

— Кто такая волшебница?

— Какие трудности ожидали мальчика в Главном Доме?

— Почему?

— Как он их преодолел?

Комментарии для ведущего

Сказка может быть трудна для понимания. В этом случае задавайте поясняющие вопросы по ходу ее чтения.

 

Вопросы для обсуждения

Почему заспорили зверята? - Что объяснил им Гном Гномыч? Как понимать фразу «Каждого можно назвать лучшим»?

Комментарии для ведущего

Занятие должно способствовать формированию у ребят чувства «Мы», гордости за принадлежность к своему такому замечательному классу

Разминка

Ведущий сообщает, что далее все занятия психологией будут начинаться с психологической «зарядки».
«Зайчик рассмеялся — зайчик испугался». Учащиеся по сигналу ведущего быстро меняют изображаемое эмоциональное состояние, то есть чередуют напряжение и расслабление.
· «Раз, два, три, позу за мной повтори». Ведущий принимает какую-либо позу (включая мимику), дети замирают в такой же позе. Один из участников ходит по классу и определяет тех, кто повторил позу неверно.
· «Закончи предложение». Дети вспоминают самое счастливое чувство — радость. После этого они заканчивают предложения: «Для ребенка радость — это...», «Для ученика радость — это...», «Для мамы радость — это...».

«Зоопарк»

Ведущий раздает карточки с изображениями животных (зайца, волка, медведя) и предлагает по очереди показать радостных животных. Далее он просит подумать, как удалось изобразить радость и понять, что изображена именно радость, а не какие-нибудь другие чувства.
На этом занятии вводится понятие «мимика», и ведущий объясняет, что это одно из средств выражения чувств.

«Рисунок радости»

Учащиеся представляют себя художниками, иллюстрирующими детские книги, и выполняют рисунок на тему «Радость».

Разминка

«Угадай, где я иду?» Ведущий показывает детям ходьбу по различным поверхностям (грязи, льду, снегу). Дети повторяют движения и отгадывают, по какой поверхности оно «осуществлялось».
«Превратись в животное». Ведущий, а затем и участники по очереди превращаются в какое-нибудь животное, остальные отгадывают (с использованием карточек животных), что это за животное.
Кричалка «Я очень хороший». Детям предлагают повторить вслед за ведущим по очереди слова «я», «очень», «хороший» так: сначала шепотом, потом громко, затем очень громко.

Беседа

Ведущий проводит беседу о том, как доставить радость другому человеку (рассмешить, погладить, сказать добрые слова).

«Собираем добрые слова»

Дети, кидая мячик, друг другу, вспоминают добрые слова или хорошие качества людей.

«Скажи мишке добрые слова»

Ведущий «приглашает» на занятие игрушечного мишку. Ребята придумывают для него добрые слова. Затем каждый превращается в мишку (берет мишку в руки) и выходит к доске. Остальные участники придумывают для него добрые слова, то есть «поглаживают» его.

ЗАНЯТИЕ 10. ЖЕСТЫ

Разминка

См. занятие 3.

«Покажи радость»

Детям предлагается показать радость сначала только глазами, затем только губами, только одной рукой, двумя руками (при этом закрывается листом бумаги лицо). После этого ведущий вместе с детьми делает вывод о том, что чувство можно «показать» руками.
На этом занятии вводится понятие «жест».

«Жест учительницы»

Дети по очереди превращаются в учительницу, которой необходимо при помощи жестов передать классу сообщения: «сидите тихо», «не балуйтесь», «молодец», «встаньте смирно», «садитесь», «иди к доске».

«Выполни правильно»

Дети делятся на пары. Один из пары должен при помощи жестов объяснить второму задание, которое дает ведущий. Это может быть «принеси тетрадь», «вытри доску», «сними пальто».
Побеждает пара, которая смогла выполнить задание за самое короткое время. (Предметами при объяснении задания пользоваться нельзя.)

Разминка

«Муха». Ведущий, дотрагиваясь волшебной палочкой до детей, «замораживает» их. После этого он предлагает представить, что на нос села муха, прогнать которую можно только движением носа. (Муха села на левый глаз, губы, щеки, лоб, подбородок.)
«Превратись в животное». (См. занятие 3.)
«Фотоохота». Один ребенок, превратившись в какое-нибудь животное, двигается по классу. Другой старается повторить его движения. Третий — фотоохотник — командует: «Раз, два, три, фотография — замри!» Оба ученика – и животное и его фотография – замирают. Остальные определяют, насколько фотография получилась похожей на оригинал.
Кричалка: «Ура успешной фотоохоте!» (Аналогичное задание см. в занятии 3.)

«Радость можно передать прикосновением»

Ведущий прикасается к ребенку, предварительно задумав одно из качеств, которое ему в нем нравится. Ребенок пытается угадать это качество. (Можно привлечь к угадыванию всю группу.) Затем водящими становятся сами дети, они, так же как и ведущий, передают радость прикосновением.

«Котенок»

Дети представляют, что мама принесла домой котенка, которому страшно, грустно и совсем безрадостно. Каждый ребенок по очереди превращается в котенка, остальные гладят его и говорят добрые слова.

Разминка

«Мысленная картинка». Дети закрывают глаза и под музыку для медитации «мысленно рисуют картинки», затем описывают их. Там, где возможно, картинки инсценируются — «оживляются».
«Врунишка». Водящий выходит за дверь, дети договариваются, кто из них будет врунишкой. Водящему необходимо, заглядывая в глаза детей, догадаться, кто «врунишка».

«Радость можно подарить взглядом»

Ведущий задумывает качество, которое ему нравится в данном ребенке. Затем внимательно смотрит ему в глаза, передавая чувство, которое вызвано этим качеством (очень важен контакт глаз). Ребенку необходимо догадаться, какое качество задумано. Ведущий поощряет помощь участников группы в отгадывании «хорошего качества ребенка». Затем к «передаче чувств взглядом» привлекаются все дети по очереди.

Сказка «Нужная вещь»

Однажды плыл по океану к далеким островам корабль. В его трюме лежало много всякой всячины. Были тут ящики с запасами еды и одежды, спасательные круги, канаты, якорь с цепью, багор. А в самом темном углу трюма лежал старый толстенный мешок. Он лежал так давно, что уже никто и не помнил, как он попал в трюм и что там у него внутри.
Долго плыл корабль, так долго, что вещи в трюме стали скучать. И вот однажды заговорил канат.
— А знаете что, вот все мы тут такие нужные, а все-таки я нужнее всех. С моей помощью люди крепят паруса и управляют ими, а если корабль причалит к берегу, то с моей помощью люди привяжут его к причалу.
Тут подал голос багор.
— А что будут делать люди, если вдруг оборвался канат? Они возьмут меня, зацепят болтающийся конец каната и подтянут его к себе. А как без меня подтянуть корабль к берегу? Так что я нужнее.
В этот момент заворчал якорь.
— А если люди не смогут подтянуть корабль к берегу, как тогда без меня удержать корабль на месте?
— Да что ты стоишь без меня? — зазвенела якорная цепь. — Ну бросят тебя на дно. А как корабль будет стоять на месте? Я связываю тебя с кораблем, поэтому я важнее.
Нужные вещи спорили, спорили, спорили, но так и не смогли выяснить, кто из них важнее.
И только толстый мешок молчал, лежа в своем темном углу. Ему нечем было хвастаться перед остальными, да и не любил он хвастаться. Он долго слушал спор вещей, а потом не выдержал и вмешался в спор.
— Как же вам не стыдно спорить! Вы все нужны людям, без вас они не обойдутся.
Ах, какая это была ошибка! Изумленные вещи сначала замолчали, потом наперебой, разом набросились на бедный мешок.
— Ах ты, старый толстяк! Да ты нам просто завидуешь. Ведь сам-то ты давно никому не нужен.
Они начали насмехаться над бедным мешком и совсем забыли про свой недавний спор.
А мешок лежал в своем темном углу и молча страдал: «Действительно, ну кому я нужен? Я такой старый и толстый, все про меня забыли, никто даже не помнит, что у меня внутри. Хоть бы меня вынули из трюма и выбросили куда-нибудь из корабля». Ему было так обидно, что он еще глубже забился в свой темный угол.
Так продолжалось много дней подряд. Каждое утро, едва проснувшись, вещи снова и снова смеялись над старым толстым мешком, а он все больше и больше страдал.
Но однажды на море разыгрался сильный шторм. Волны со страшной силой бились о борта корабля. Вещи в трюме швыряло из стороны в сторону. Они не знали, что ветер отнес корабль к рифам, где ему грозила верная гибель. Вдруг корабль потряс сильный удар и вещи увидели, что в днище корабля образовалась пробоина, через которую в трюм хлынула вода. Среди вещей началась паника. Они наперебой закричали: «Спасите! Помогите!» Но люди не слышали их, они боролись со штормом на палубе корабля.
И тут снова подал голос старый толстый мешок.
— Если мы не хотим утонуть, нам надо придумать, как спасти корабль.
Однако вещи, вместо того чтобы призадуматься над его словами, снова набросились на мешок с насмешками: «Ах ты, старый толстяк! Ты снова пытаешься учить нас, таких умных и нужных. Лежи себе в своем углу да помалкивай». И мешок снова затих в своем темном углу как ненужный хлам. (Долгая пауза.)
Вещи как будто совсем забыли о том, что корабль может утонуть. Они снова принялись насмехаться над мешком. (Пауза.) А тем временем вода в трюме все прибывала. (Пауза.)
Вдруг все вещи разом прекратили свои насмешки. Они увидели, что мешок молча выполз из своего угла, подошел к пробоине и лег на дно трюма так, что полностью закрыл собой пробоину. Вода сразу же перестала поступать в трюм. А тут и люди, видимо, заметив, что в трюме плещется вода, стали откачивать ее при помощи насоса. Вскоре в трюме стало опять сухо. (Пауза.)
Мешок лежал на пробоине и думал: «Вот как интересно получилось. Выходит, что и я на что-то гожусь. Ведь вот заткнул собой пробоину и не дал утонуть кораблю, погибнуть людям, да и нужные вещи все сохранились в целости». От этих мыслей все его существо стало наполняться гордостью за то, что и он оказался очень даже нужной вещью на корабле.
И тут мешок заметил, что все вещи в трюме притихли. Им было стыдно за то, что они смеялись над мешком, над тем, какой он старый и толстый, над его ненужностью. А еще мешок услышал голоса людей: «Смотри-ка, да ведь это забытый толстый мешок заткнул собою пробоину и спас корабль от неминуемой гибели!» И на душе у него стало радостно.
Люди еще долго рассказывали всем удивительную историю о том, как толстый, всеми забытый мешок спас их корабль во время шторма.
При обсуждении необходимо поговорить об изменениях чувств мешка в процессе рассказа, акцентировать внимание на том, отчего в конце рассказа «на душе у мешка стало радостно».

ЗАНЯТИЕ 13. СТРАХ

Разминка

«Дотроньтесь до...» Ведущий задает вопросы, например: «Кто сегодня умывался?», «Кто вчера ел шоколад?» Если дети хотят ответить «да», то они по сигналу ведущего прикасаются к кончику носа (левому глазу, правому уху и т.п.).
«Мысленная картинка». (См. занятие 6.) После выполнения этого упражнения ведущий шепотом объявляет тему «Страх».
«Покажи страшилку». Ведущий показывает детям рисунки страшных персонажей (Бабы-яги, Змея Горыныча, скелета). Затем отводит в сторону водящего, предлагает ему внимательно рассмотреть одного из этих персонажей и изобразить его как можно точнее. Остальные угадывают, какого «страшилку» изображает водящий.

«Темноты можно бояться. Темноты не нужно бояться»

Ведущий читает две сказки о мальчике и девочке, которые боялись темноты.
При обсуждении ведущий обращает внимание на то, что многие дети и даже некоторые взрослые боятся темноты. И это не стыдно... Еще раз проговаривает способы, с помощью которых мальчик и девочка перестали бояться темноты.

Рисование «Темноландии» или «Девочки с мишкой» (по желанию детей)

Девочка с мишкой

Жила-была девочка Света. Жила она в самом обычном городе, и были у нее самые обычные мама и папа. У Светы было много красивых игрушек, но особенно ей нравился маленький плюшевый мишка, которому она заменяла маму и пела песенки, убаюкивая его. Когда Света ложилась спать, мама рассказывала ей на ночь сказки и уходила, поцеловав ее и пожелав спокойной ночи.
Как только гас свет, Света накрывалась одеялом с головой, сильно зажмуривалась и старалась уснуть, прижимая к себе мишку. Под одеялом было душно и жарко, но выглянуть из-под него она боялась. Ей казалось, что вокруг пляшут страшные, зловещие тени, которые поймают ее длинными ручищами и будут мучить. Если уснуть не удавалось, девочка начинала кричать, плакать и звать маму. Мама приходила, включала свет, прижимала Свету к себе и убаюкивала ее. Девочка засыпала спокойная и уверенная, что мама рядом с ней и всегда сможет защитить ее. Но однажды случилось так, что мама с папой решили пойти в гости. Прежде чем уйти, мама, как обычно, рассказала ей сказку и, убедившись в том, что девочка спит, погасила в комнате свет.
Неожиданно Света проснулась и увидела, что вокруг темно. Сердце ее сильно забилось, слезы покатились из глаз, она стала звать маму, но поняла, что ее нет дома. От этого ей стало еще страшнее! Света, конечно, подумала о том, что можно включить свет, но для этого надо было встать и сделать несколько шагов. Нет... от самой этой мысли мурашки бежали по коже... Света заплакала еще сильнее, сжалась вся в маленький комочек, натянула на себя одеяло. И тут она вдруг поняла, что плачет не одна, что кто-то еще всхлипывает рядом с ней.
Девочка притихла, вылезла из-под одеяла. И увидела плюшевого мишку, из глаз которого, точно росинки, капали слезы.
— Ты тоже плачешь, ты тоже боишься темноты и этих страшных, которые вокруг нас? Ничего, я помогу тебе, я не дам тебя в обиду. Я буду рядом с тобой. Сейчас я расскажу тебе сказку, а ты вытри слезы, закрой глазки и постарайся уснуть.
Света уложила мишку, накрыла его одеялом и спела колыбельную, затем рассказала одну из тех сказок, которые обычно рассказывала мама.
В это время мама и папа вернулись. Папа услышал шепот в комнате дочери, приоткрыл дверь и увидел Свету, которая сидела на кровати и что-то говорила.
— Света, ты почему не спишь? Я включу свет, если тебе страшно...
— Нет, папочка, тише! Ты разбудишь мишку — это ему было страшно. Он сильно плакал и я ему рассказала сказку. А теперь он спит и ничего не боится. И мне уже давно пора спать, спокойной ночи...

Темноландия

Жил один маленький мальчик, очень похожий на тебя, мой юный слушатель. Он ужасно боялся темноты, никогда не выключал свет на ночь, даже когда мама очень ругалась, и старался не оставаться в темной комнате один.
Однажды ему приснился удивительный сон — очень яркий и красивый. Когда мальчик проснулся, он даже усомнился, а сон ли это был вообще, так четко отложились в его сознании образы... Он очень хорошо помнил, что закрывал глаза при свете, а сейчас, когда их открыл, то обнаружил полнейшую темноту. «Наверное, мама выключила свет», — подумал мальчик и тут увидел рядом с собой маленького человечка. Человечек был очень смешной: в большом колпаке, который постоянно сползал на глаза, в причудливых башмаках и со смешными большими ушами.
— Привет, Дениска, — дружелюбно улыбаясь, поздоровался человечек, назвав мальчика по имени.
— Здравствуйте, а вы кто? — очень удивясь себе, отвечал мальчик.
— Я – сказочный эльф Энни и пришел сюда, чтобы показать тебе волшебную, прекраснейшую страну, которая называется Темноландия.
— Нет, я не пойду ее смотреть, — отвечал мальчик, ведь я боюсь темноты.
— Мы об этом знаем, и нам обидно, что ты боишься тех красот, которые у нас есть. Я хочу показать их. Ну, что, пойдем?
Мальчик ужасно не хотел идти в Темноландию, но, не желая показаться эльфу маленьким трусишкой, он сказал, что согласен идти смотреть красоты этой вечно темной страны.
В следующий же миг Денис вместе с эльфом оказался перед прекрасным замком, освещенным красивой полной луной и многочисленными звездочками. Они все улыбались мальчику и вежливо с ним здоровались.
— Это наш главный замок, а также ворота в нашу страну. Ну как тебе здесь?
— Здорово! — ответил мальчик. – Мне всегда казалось, — продолжил он, — что только днем, при солнечном свете, может быть красиво. Но замок прекрасен и ночью, он как будто осыпан серебристым инеем.
Они пошли дальше. Вскоре их встретил чудесный водопад, вода которого как-то по-особенному играла в лунном свете. Вокруг летали восхитительные птицы, некоторые из них мыли свои перышки в струях водопада.
— А теперь посмотри на горы, — сказал эльф. — Их вершины покрыты снегом, который искрится и играет в лучах лунного света. Сейчас я отведу тебя в лес.
— Но ведь в лесу темно, и мы можем не увидеть луны, — вспомнил мальчик о своем страхе.
— Там не менее красиво, чем здесь. Ты не пожалеешь, что пошел, — сказал мальчику Энни.
Он оказался прав. В лесу при свете светлячков много добрых, красивых и смешных эльфов, взявшись за руки, веселились. Некоторые просто ходили по лесу и слушали пение лесных птиц, любовались светлячками, разговаривали с животными.
— Это и есть наша Темноландия и ее жители. Но скоро утро, Денис, и тебе пора вставать, — сказал добрый сказочный эльф.
— Да, я пойду, — ответил мальчик, – мне очень понравилось, у вас все очень здорово и красиво, до свидания.
— До свидания, – ответили маленькие эльфы, – вспоминай нас, когда будешь ложится спать.
— Тебя проводить, Денис? Ведь в нашей стране нет ни одного фонаря, тебе не страшно? — спросил эльф Энни.
— Не надо, спасибо, как может быть страшно в такой красоте? Я пойду один, — ответил Денис.
И попрощавшись со всеми человечками, мальчик пошел домой по чудесному лесу со светлячками, посмотрел на прощание на сказочные горы, полюбовался волшебным водопадом и прекрасным замком. Тут он проснулся и открыл глаза.
На следующий вечер, ложась спать, он по привычке лег в постель, не выключив свет. Но потом встал и направился к выключателю: «Чего бояться, если Темноландия так прекрасна?»
Зайдя в комнату сына через некоторое время, мама очень удивилась, а отец сказал, что их сын, возможно, повзрослел. (С. Зубарева, Р. Масленникова)

Разминка <


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.142 с.