Если производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем несколькими, то данная отрасль - естественная монополия. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Если производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем несколькими, то данная отрасль - естественная монополия.

2017-11-16 298
Если производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем несколькими, то данная отрасль - естественная монополия. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Отрицательный эффект роста масштабов возникает из-за сложности управления крупномасштабным производством. Чтобы избежать негативных последствий, многие крупные фирмы предпочитают отделять от себя различные подразделения, обладающие автономией и конкурентоспособностью.

Вторая причина существования монополий - исключительное право данной компании на владение каким-либо редким и важным ресурсом.

Третья причин а - государство создает барьеры для вступления новых производителей, выдавая патенты и лицензии. положение, закрепленное патентом, служит фактором усиления монопольной власти.

Продавец обладает монопольной властью над рынком, если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения собственного объема выпуска.

В некоторых случаях правительство оставляет за собой монопольное право на производство и реализацию продукта, например, табака или спиртных напитков.

На монополистическом рынке возможна ситуация, называемая двусторонней монополией или билатеральная монополия.

Двусторонняя монополия (билатеральная монополия) - тип рыночной структуры, при которой возникает противоборство единого продавца и единого (объединенного) потребителя. Такой рынок возникает при использовании электроэнергии, водоснабжения, газоснабжения и т.д.

Совершенная конкуренция и чистая монополия - крайние варианты рыночных структур. Промежуточное положение между ними занимают монополистическая конкуренция и олигополия.

Монополистическая конкуренция - это тип рыночной структуры близкий к совершенной конкуренции, а олигополия - ближе к монополии.

 

Монополизм и его ограничения

Стремление победить в конкурентной борьбе ведет к установлению господствующего положения на рынке. Монополизм понимают двояко:

- как господство на рынке товаров и услуг одного производителя, продавца или сравнительно небольшой группы производителей, продавцов

- как действия хозяйствующих субъектов, органов управления, направленные на устранение конкуренции, установление доминирующего положения одного участника рынка.

Плюсы. РазвитиеНТП эффективно только в крупных фирмах. Крупное производство позволяет лучше использовать эффект масштаба и широко развертывать НИОКР. В рез-те это приводит к снижению себестоимости и повышению качества продукции.

Современная монополия существует в условиях развитого рыночного хозяйства, которое постоянно предполагает угрозу конкуренции.

Минусы. По мнению большинства экономистов, она приводит к неэффективному распределению ресурсов, усиливает дифференциацию доходов, чревата социально-политическими конфликтами и нестабильностью.

Что конкуренция и монополизм – это не две различные взаимоотрицающиеэкономические силы, а две стороны одного и того же рыночного взаимодействия

Ограничение монополизма

По месту в торговых сделках монополии подразделяются на два вида:

1. Монополия –имеется единственный продавец и много покупателей.

2. Монопсония –имеется единственный покупатель и множество продавцов.

В зависимости от степени охвата рынка выделяются следующие виды монополистических организаций:

1. Чистые монополии (монопсонии) – это организации, действующие в масштабах одной отрасли.

2. Абсолютная монополия (монопсония) – формируется в масштабе национальной экономики в целом.

В зависимости от характера и причин возникновения различают следующие виды монополистических объединений:

1. Естественная монополия – возникает тогда, когда те или иные субъекты рынка имеют в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства.

Антимонопольная политика является одним из направлений государственного регулирования экономики и составляет систему мер предусматривающих ограничение монополизации производства и рынков с целью активизации конкуренции. Имеет неск. направленй:

- Ограничение монополизации рынка;

-Запрещение слияний конкурирующих компаний;

- Запрещение установления монопольных цен;

- Сохранение и поддержание конкуренции в ее цивилизованных формах.

Знаменитый закон Шермана, получивший широкую популярность как "хартия экономической свободы". Любые договоры или объединения, имеющие целью ограничивать свободу промысла, монополизировать какую-либо отрасль хозяйства, признаются незаконными. Создание монополий влечет штраф до 5 тыс. долл. (впоследствии он был повышен до 50 тыс. долл.) и тюремное заключение сроком до одного года.

Он стал распространяться на новые виды деятельности и новые формы объединений и соглашений.

Современное процветание разного рода монополий, возникновение транснациональных корпораций свидетельствует о том, что образование монополий – закономерный процесс.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.