Значение и эволюция экономической теории — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Значение и эволюция экономической теории

2017-11-16 285
Значение и эволюция экономической теории 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Значение и эволюция экономической теории

Экономическая теория –изученаер закономерности в области хозяйственных отношений между людьми.

Экономическая теория выполняет 3 основные функции: познавательную,прикладную (связь с задачами практики), методологическую (связь с конкретными экономическими дисциплинами)

Эволюция экономической теории.

Микроэкономика (изучает уровень отдельных рынков, поведение покупателей, поведение продавцов)

Макроэкономика (изучает экономический рост, экономические циклы, причины безработицы, инфляции)

1-меркантилизм (появился в 16 веке); 2-физиократы; 3-классическая политическая экономика (середина 19 века); 4-марксизм; 6-неоклассическое направление; 7-кейнсианство; 8-историческая школа; 9-институционализм

1-Меркантилизм: разработка экономической политики централизованного гос-ва; суть бог-ва - благородные металлы; источник бог-ва - активный баланс внешней торговли; государственный протекционизм, детальная административная регламентация хозяйственной деятельности; экспорт товара должен превышать импорт. (16-17в)

2-Физиократы: переход к анализу производства; ограничение последнего сельским хозяйством; первая в истории модель народного хозяйства. Физиократия- реакция на меркантилизм,перенос анализа в сферу производства Ф.Кене (18в)

3-Классическая политическая экономия: 18-19 века(Адам Смит,ДавидРиккардо)первая теоретическая система; идея экономических законов; идея прогрессивности капитализма и рынка; идея либеральной экономической политики. В середине 19 века произошёл раскол.

4-Марксизм: отрицание капитализма и рынка; переход к более прогрессивной общественной системе

5-Маржинализм: изучение условий оптимального распределения и использования ресурсов и доказательство того, что оно может быть реализовано конкурентными рынками

6-Неоклассика (как объединение 3 и 5)5-определяли цену для покупателей;

7-Кейнсианство: изучение народного хозяйства в целом, как особой хозяйственной системы. Кейнсианское направление ставило в центр внимания проблемы макроэкономики, изучающей экономику как единое целое, как крупную систему.

8-Историческая школа: как реакция на 3; отрицала универсальный характер экономических законов; приоритет изучения национ. специфики хозяйства, причем прежде всего исходя из культурных политических и других неэкономических факторов

9-Институционализм: приоритет общественного; идея интеграции всех общественных наук

Формула О.Конта– знание ведет к предвидению, а предвидение — к действию. Экономическая теория должна лежать в основе экономической политики, а через нее пронизывать область житейской практики. Действие (практика) является предпосылкой знания, знание — предвидения, предвидение — правильного действия.

2. Основное направление и альтернативы.

Особенности основного течения.

1. Относительная ограниченность ресурсов по сравнению с потребностями и задача эффективного использования возможностей.

3 основные задачи: что и сколько стоит производить; как производить; для кого производить

2. Практике известны 3 способа решения этих задач: традиционная экономика, основанная на обычаях и преимущественно на натуральном хозяйстве; огосударствлённая экономика типа собственной, предполагающая административное управление и централизованное планирование; смешанная экономика, основанная на частной собственности и рынках.

3. Основана на принципе методологического индивидуализма, т.е. объясняет общественные процессы индивидуальным поведением.

«От каждого по способностям, каждому по потребностям»

4. Изучение фактических рынков с помощью модели совершенной конкуренции, подразумевающей оптимальное использование ресурсов.

3 основных направления экономической мысли: 1)неоклассическое,2)кейнсианское,3)институционально-социологическое.
Неокласическое направление представлено следующими теориями:
1) Маржинализм 2) Монетаризм 3) Неолиберализм

 

 

Экономическая методология

Изучение методов, в отношении экономики, включая принципы выводного знания.

Методологические проблемы, в том числе аналогии и различия в сравнении с естественными и другими общественными науками, включают: определение экономики как науки

1. сфера экономики с точки зрения её методов;

2. фундаментальные принципы и исследовательское значение экономической теории;

3. методологический индивидуализм в сравнении с холизмом в экономике 4. логические посылки, включая теории рационального выбора и максимизации прибыли, в основаниях экономической теории и в опытном применении для объяснения и предсказания феноменов, также аккуратность этих посылок

5. научный статус экономики 6. соотношение эмирического и философского подходов

7. роль эксперимента в экономике 8. роль математической экономики и математики в экономике 9. экономические сочинения и риторика

10. отношения между теорией, наблюдением и их приложением в современной экономической теории

Использует все уместные общенаучные методы, в частности:

Наблюдение (статистика); Абстракция (мысленное отвлечение от всего второстепенного с целью выделения закономерного)

Результатом абстрагирования являются:

Экономические категории, т.е. логические понятия, характеризующие существенные аспекты хозяйства (спрос, предложение, безработица); Законы, т.е. существенные неизбежные зависимости;

Анализ (разделение объекта на элементы) и синтез (обратное соединение);

Индукция (обобщение фактов) и дедукция(как движение гипотез к фактам;)

Сравнения и аналогии; Математическое моделирование.

Преимущества

- Быстраяконцентрация всех ресурсов для достижения целей, определяемых из центра;

- Отсутствие инфляции(почти нулевая);

- Низкий уровень безработицы;

Недостатки

- Отсутствие рыночных цен исключает возможность рационального планирования капиталовложений. Низкая рентабельность капиталовложений постепенно приводит к разорению экономики страны.

- Принципиальная неопределенность будущего делает невозможным планирование инноваций. Техника и технология часто развиваются на основе копирования идей из стран с рыночной экономикой(перманентное технологическое отставание).

- Централизация стратегических решений приводит к централизации рисков. В случае ошибочного выбора стратегии наступает общий крах всей системы, а не отдельных ее элементов, как в рыночных экономиках.

- Отсутствие конкуренции на рынке труда приводит с снижении мотивации работников.Трудовую дисциплину приходится поддерживать административными мерами, вплоть до уголовных наказаний

- Отсутствие механизма банкротства приводит к необоснованному сохранению нерентабельных производств, разоряющих экономику страны

Управление

Выдвижение на управляющие позиции происходит не на основе конкуренции деловых качеств, а по принципу лояльности к системе и включенности в элитные кланы, что в свою очередь, приводит к засорению системы управления некомпетентными кадрами.

Отсутствие конкуренции приводит к резкому снижению ассортимента и качества потребительских товаров и услуг, что резко снижает реальное качество жизни населения.

Механизмы функционирования

Рыночные фонды — совокупность товаров, предлагаемых на внутреннем рынке населению для личного потребления. Они составляют основную часть товарных ресурсов по многим предметам потребления

Фондирование —форма распределения фондов на особоважную и остродефицитную продукцию.

Примеры:

СССР, Куба, Северная Корея

 

Виды собственности

1- частная собственность 2- государственная, включая муниципальную

3- коллективная, кооперативов и общественных организация

4- смешанная на основе 1-3

5- общая, в смысле свободного доступа к объектам типа атмосферы и ресурсов Мирового Океана

6- индивидуальная, включая предпринимателей без образования юридического лица

7- долевая в виде хозяйственных обществ и, в частности, предполагающая ограниченную ответственность по обязательствам

8- корпоративная, то есть хозяйственных обществ и, в частности, предполагающая ограниченную ответственность по обязательствам

9- непубличных компаний типа обществ с ограниченной ответственностью

10- акционерное, то есть связанное с объединением капитала, а не конкретными лицами

Комментарии:

- В общем случае подразумевается, что отношение собственности определяется конкретными условиями.

- При прочих равных условиях, эффективная частная собственность, поскольку она:

обеспечивает более сильные стимулы и ответственность допускает перераспределение рынком в пользу более эффективных структур

способствует экспериментам и улучшениям

- В тенденции существенно повысилась роль корпоративной и особенно акционерной собственности и соответственно имеют место дробление собственность, отделение ее от управления и распределение принципа ограниченной собственности

Развитие концепций цены.

Различают:

1) Относительные цены, в смысле пропорций обмена товаров (изучается микроэкономикой).

2 ) Общий уровень цен (макроэкономикой).

Отношение цен измеряется двояко:

А) с помощью денег

P1…….Pn, Pn+1=1, Pi -денежные цены товаров n+1 -деньги

Б) с помощью общего уровня цен (P)

P1/P…….Pn/P, P = где, -вес товара i

Теория цены

1- классические концепции стоимости, в том числе

1а- на основе первичных доходов (Адам Смит)

1б- трудовая теория стоимости (Давид Рикардо)

 

2- маржиналистские, объяснявшие цены полезностью товаров для потребителей

3- неоклассическая концепция, объяснявшая цены взаимодействием спроса и предложения

Классики:

Различали: во-первых, стоимость как объективную основу цены; во-вторых, фактические рыночные цены, которые могут отклоняться от стоимости под влиянием текущего соотношения спроса и предложения.

Позиция Смита:

Wo=Co+Vo+Пo+Ro

C1+V1+П1+R1

Cn+Vn+Пn+Rn

Cn 0

Wo=(Vo+…Vn)+(По+…Пn)+(Ro+…Rn)

Wo - стоимость данного товара

0,1,….т.д.- стадии производства

C - затраты капитала, V - заработная плата

П - прибыль,R-земельная рента

 

 

Трудовая теория стоимости:

-товар имеет два сво-ва: потребительную стоимость (в смысле способности удовлетворить потребности) и меновую стоимость (относительную цену).

- меновая стоимость определяется стоимостью, т.е. затратами труда на производство товара

-сам труд имеет при этом двойственный характер как конкретный труд он создаёт потребительные стоимости и как абстрактный, т.е.одинаковый создаёт стоимость

-в тоже время труд неоднороден и не возможно его прямое измерение, например с помощью рабочего времени

-в соответствии с законом стоимости она определяется не индивидуальными, а общественно необходимыми затратами(т.е. при средних условиях средними затратами)

- при капитализме товаром становятся так же способность к труду, т.е. рабочая сила человека

 

 

В общем случае первое больше второго.

- С учётом предыдущего (по Карлу Марксу)

W=C+V+m

C-затраты постоянного капитала, вложенного в средства производства-эта часть представляет собой прошлый труд перенесенный на товар конкретным трудом рабочего

V+m-новая стоимость созданная в это же время абстрактным трудом в том числе V-переменный капитал, т.е. стоимость рабочей силы, m-прибавочная стоимость

Обычно:

Основной - здания, машины (по Марксу переменный)

Оборотный - з/п, сырьё, земля (по Марксу постоянный)

-Капитал и другие вещественный факторы производства тоже участвуют в производстве продукта, но с точки зрения стоимости сводятся к затратам труда. Поэтому их владельцы сами своих доходов не создают и существуют за счет безвозмездного присвоения прибавочной стоимости.

-Мерой этого присвоения служит норма прибавочной стоимости

m’=m/V*100%(1 руб.зарплаты-1руб.стоимости)

Соотношения стоимости и цены:

На практике (по Марксу) цены определяются на основе схемы. Цены производства

P=k+п=k+ п’*k

п’= п/k

P- цена производства

k=C+V- общие затраты капитала

п -средняя прибыль

п’- средняя норма прибыли

Логика Маркса: в процессе внутриотраслевой конкуренции формируются стоимости товаров;

в процессе межотраслевой конкуренции и перераспределение капитала из менее прибыльных отраслей в более прибыльные отрасли, происходит усреднение нормы прибыли, прибавочная стоимость превращается в среднюю прибыль, а стоимость в цену производства.

При несовпадении спроса и предложения рыночные цены колеблются вокруг цены производства, а не стоимости.

Есть разные направления критики:

 
 

 

 


Историческая критика, ссылающая на ошибочность прогнозов Маркса в частности на утверждение о тенденции снижения нормы прибыли

 

 

 

VI) При капитализме товаром становится способность к труду, т.е. рабочая сила человека. Потребительской стоимостью в данном случае является сам труд, в том числе как источник стоимости, а меновая стоимость определяется стоимостью средств существования рабочего.

VII) W=C+V+m
W – стоимость товара
C – затраты постоянного капитала, вложенного в средства производства, эта часть представляет собой прошлый труд, перенесённый на товар рабочего.
V+m– новая стоимость, созданная в это же время абстрактным трудом.
V – переменный капитал, т.е. стоимость рабочей силы, m – прибавочная стоимость

VIII) Прибавочная стоимость – стоимость, создаваемая неоплаченным трудом наёмного рабочего сверх стоимости его рабочей силы и безвозмездно присваиваемая капиталистом. Поэтому их владельцы сами своих доходов не создают и существуют за счёт безвозмездного присвоения прибавочной стоимости. Мерой этого присвоения служит норма прибавочной стоимости m. m’=m\v

В результате межотраслевой конкуренции и перераспределения капитала из менее прибыльных отраслей в более прибыльные происходит усреднение нормы прибыли прибавочная стоимость превращается в среднюю прибыль, а стоимость в цену производства.

Разные направления критики

Исходная модель рынка

 

P и Q – цена и кол-во товара

P* и Q* -равновесные значения

D и S – линия спроса и предложения

__ и __ -излишки покупателье и продавцов

 

Комментарии:

1. Подразумевается совершенная конкуренция, в частности, большое число участников рынка, которые по отдельности не способны влиять на цену.

2. D и S являются суммой индивидуальных функций всех участников рынка.

3. При прочих равных условиях действуют закон спроса (обратная зависимость его величины от цены) и закон предложения (положительная зависимость)

4. Обратная функция спроса характеризует цены спроса, как max возможные для покупателей. Аналогично обратная функция предложения информирует о ценах предложения, как min приемлемых для поставщиков.

5. Изменения прочих или неценовых факторов ведут к изменению самих Pи Q и выражаются сдвигами D и S.

6. Взаимодействие участников ведет в итоге к равновесию рынка, а рыночная цена всегда определяется балансом спроса и предложения

PD=PS=P* - обратные ф-ции

QD=QS=Q* - прямые ф-ции

В случае неравновесия всегда выполняется тождество рынка, в смысле совпадения фактических покупок и продаж.

7. Благодаря разнице между отправными ценами спроса и предложения и равновесной ценой участники рынка присваивают определенный избыток. Его сумма max в точке равновесия, а в теоретическом анализе рынков используется как показатель уровня благосостояния общества.

Эластичность спроса

2. Эластичность спроса по доходу.

Это числовой параметр, который показывает, какова реакция потребителя на изменения в его доходах при неизменности цен.

3. Перекрестная эластичность.

Она характеризует чувствительность спроса на один товар при изменении цен на другой.

С помощью коэффициента эластичности можно определить следующие виды перекрестной эластичности:

а) E (k) > 0 для товаров-субститутов;

б) E (k) < 0 для товаров- комплементов;

в) E (k) = 0 для индифферентных (независимых) товаров.

Эластичность предложения товара (по цене) - это процентное соотношение между изменением в цене и изменением предложения.

Одним из определяющих элементов эластичности предложения какого-либо товара или услуги является мобильность факторов его производства и выпуска, т.е. легкость с которой необходимые факторы производства могут быть привлечены из других отраслей. Второй важный фактор - это время. Как и в случае спроса, эластичность предложения по цене имеет тенденцию увеличиваться на долгосрочных временных интервалах. Частично это связано с мобильностью ресурсов, но также зависит и от применяемых технологий, состояния производственной базы и т.д.

Теория эластичности спроса и предложения имеет важное практическое значение. Эластичность спроса является важным фактором, влияющим на ценовую политику фирмы. Другим примером фактического использования теории эластичности является государственная налоговая политика, а также политика в области занятости.

 

Модель выбора потребителя

Предпосылки анализа:

потребитель рационален и выбирает лучшее из доступного; он может упорядочить покупки по предпочтительности для себя; предпочтения полностью известны и не противоречат друг другу

, где - полезность (субъективное удовлетворение потребителя), - количество товара, - их рыночные цены, -доход

 

1. бюджетная линия

Относ. цены характеризуют альтерн. Затраты

2. карта кривых безразличия, хар-аяпредпочтения потр-ля

Чем выше кривая, тем выше уровень ее полезности

Е- равновесие потребителя, соответствующее оптимальному варианту покупок

Каждая кривая безразличия объединяет все равноценные для потребителя варианты. Форма кривой определяется убывающей нормой замены товаров

, где - предельная норма замены у -ка х -ом, - предельная полезность товара, предполагается, что она снижается по мере удовлетворения потребности.

Основы анализа предложения

Предложение -чья-либо готовность продать товар.

Предпосылки анализа предложения:

1)предприятие стремится к максимальной прибыли

2) используется правило альтернативной стоимости

3)При таком подходе прибыль представляет собой избыток по сравнению с нормальным уровнем доходов

Объем прибыли, получаемой поле реализации продукции, напрямую зависит от её цены.

Кроме цены, на уровень предложения оказывают влияние след.факторы: наличие производственных мощностей и природных ресурсов, рабочей силы (R,); характер технологии (К); налоги и дотации (TS,); природно-климатические условия (C,); цены на ресурсы и другие товары (от Pa до Pz); и так далее.

Объём предложения - это максимальное количество какого-либо товара, которое согласен выставить на продажу продавец или группа продавцов в единицу времени при определённых условиях.

Зависимость объема предложения от определяющих его факторов называют функцией предложения. В общем виде функция имеет вид:

Если все факторы, кроме цены принять за неизменные, то функция будет отражать зависимость количества предлагаемой продукции только от её цены:

,

где -объём предложения на товар «x», -цена товара «x».

Функция предложения показывает не только то количество товара, которое производители готовы предложить по какой-то определенной цене, но и количества, которые они готовы представить на рынке при каждой возможной цене.

Зависимость предложения от цены может быть различной, наиболее типична следующая: чем выше рыночная цена, тем больше объем предложения, и наоборот (т.е. прямая зависимость).

Функция предложения может задаваться тремя способами:

Затраты в коротком периоде

В краткосрочном периоде выделяют общие, постоянные, переменные, средние и предельные затраты.

Общие (валовые) затраты (ТС) * - это сумма всех затрат для производства данного товара.

Постоянные или фиксированные затраты (FC) * - это затраты, которые не зависят от объема выпуска продукции. К ним, как правило, относятся арендная плата, расходы на рекламу, обслуживание банковских займов, в некоторых случаях - оплата труда директора и управленческого персонала. Если, например, определенные производственные площади сданы в аренду, то какое бы количество продукции фирма ни производила в течение оговоренного в договоре периода, арендная плата останется постоянной.

Переменные затраты (VC) * - это затраты, величина которых зависит от объема выпускаемой продукции. К ним относятся затраты на сырье, топливо и электроэнергию, оплата рабочей силы и т.д. Кривая переменных затрат (Рис.78) сначала возрастает достаточно быстро (от 0 до точки A). Затем, при определенных объемах производимой продукции (от точки A до точки B), темпы роста переменных затрат замедляются, так как происходит определенная экономия на масштабах производства. После точки B кривая VC становится более крутой в результате действия закона убывающей отдачи.

Величину общих затрат можно представить как сумму постоянных и переменных затрат: ТС = FC + VC. График общих затрат (ТС) повторяет конфигурацию переменных затрат (VC), поднятую над началом координат на величину постоянных затрат (Рис.79).

 


 

Типы товарных рынков

Общая классификация типов рынков:

По экономическому назначению объектов:

Основным критерием классификации основных типов товарных рынков является х-р и степень свободы конкуренции. На основе этого критерия выделяют следующие типы мировых товарных рынков:

- р. совершенно (свободной) конкуренции;

- р. «чистой» монополии;

- р. монополистической конкуренции;

- олигопольный р. (р. конкуренции немногих поставщиков).

Характерными чертами рынка совершенной (свободной) конкуренции являются:

- значительное количество конкурирующих между собой продавцов и покупателей;

- относительная однородность поставляемой на данныйр. продукции.

Специфика р. «чистой» монополии состоит в том, что здесь господствует один поставщик данного товара, который и является монополистом. Он диктует цены на рынке и изменяет их, сочетая эти операции с соответствующими изменениями в объеме продаж товара. При этом на практике продавец-монополист вынужден исходить не из максимальной, а из некой оптимальной цены, которая формируется с учетом широкого комплекса ценообразующих факторов.

Р. монополистической конкуренции предполагает сосуществование нескольких фирм-монополистов. При этом каждая из указанных фирм выпускает продукцию несколько отличающуюся от продукции фирм-конкурентов. Тем самым складывается ситуация, когда покупатели совсем необязательно начнут покупать товары других фирм в случае незначительного повышения цен на них у данной фирмы–монополиста. Дифференциация товаров в данной ситуации делает фирму монополистом на особую разновидность одного и того же вида продукции.

В модели монополистической конкуренции подразумевается, что хотя каждая фирма в действительности конкурирует с другими, она до известного предела может вести себя как монополист.

На олигопольном рынке имеет место конкуренция немногих фирм-поставщиков, которые по существу делят крупные сегменты рынка. Как правило, при этом фирмы заключают между собой соответствующие соглашения. Формой, связанной с олигопольными рынками, является картель – соглашение, устанавливающее обязательства для всех фирм-участниц по объемам производства и реализации продукции, доле (квоте) каждого из участников в общем объеме производства и сбыта продукции, по ценам, условиям найма рабочей силы, обмену патентами. Международным картелем является ОПЕК.

Чистая монополия

Чистая монополия — ситуация когда на рынке работает единственный производитель или продавец продукции у которой нет близких аналогов.

Фирму принято считать чистым монополистом, если она выступает в качестве единственного производителя данного товара. Выпускаемая ею продукция не имеет близких заменителей, а доступ новых производителей в данную отрасль почти невозможен.

Чистой монополии свойственны следующие черты:

1. Единственный продавец. В условиях чистой монополии одна фирма производит данный товар или оказывает услугу, то есть понятие фирма и отрасль совпадают.

В масштабах страны встречается редко, но в пределах маленького города явление вполне реальное.

2. Нет близких заменителей. Фирма производит такой уникальный продукт, который не имеет близких заменителей. Это означает, что у покупателя нет альтернативного выбора, а у производителя нет необходимости рекламировать свой товар.

3. Установление цены. Если в условиях совершенной конкуренции фирма выступает как «принимающая цену», то чистый монополист диктует цены. При нисходящей кривой спроса на свой продукт фирма повышает или понижает цены, изменяя объем производимого продукта

4. Барьеры для вступления в отрасль. Вступление в отрасль новых производителей заблокировано юридически или экономически.

Монопольное положение фирмы может быть «естественным», но может быть создано искусственно. Это зависит от причин ее порождающих.

Существует три причины:экономия от масштаба;контроль над редкими и очень важными ресурсами;государственное ограничение притока новых производителей. Типичный пример естественной монополии - муниципальные коммунальные службы.

Ограничение монополизма

По месту в торговых сделках монополии подразделяются на два вида:

1. Монополия –имеется единственный продавец и много покупателей.

2. Монопсония –имеется единственный покупатель и множество продавцов.

В зависимости от степени охвата рынка выделяются следующие виды монополистических организаций:

1. Чистые монополии (монопсонии) – это организации, действующие в масштабах одной отрасли.

2. Абсолютная монополия (монопсония) – формируется в масштабе национальной экономики в целом.

В зависимости от характера и причин возникновения различают следующие виды монополистических объединений:

1. Естественная монополия – возникает тогда, когда те или иные субъекты рынка имеют в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства.

Антимонопольная политика является одним из направлений государственного регулирования экономики и составляет систему мер предусматривающих ограничение монополизации производства и рынков с целью активизации конкуренции. Имеет неск. направленй:

- Ограничение монополизации рынка;

-Запрещение слияний конкурирующих компаний;

- Запрещение установления монопольных цен;

- Сохранение и поддержание конкуренции в ее цивилизованных формах.

Знаменитый закон Шермана, получивший широкую популярность как "хартия экономической свободы". Любые договоры или объединения, имеющие целью ограничивать свободу промысла, монополизировать какую-либо отрасль хозяйства, признаются незаконными. Создание монополий влечет штраф до 5 тыс. долл. (впоследствии он был повышен до 50 тыс. долл.) и тюремное заключение сроком до одного года.

Он стал распространяться на новые виды деятельности и новые формы объединений и соглашений.

Современное процветание разного рода монополий, возникновение транснациональных корпораций свидетельствует о том, что образование монополий – закономерный процесс.

Олигополия

Олигополия - это рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами.

1-ая черта олигополии - немногочисленность.

Чем выше уровень концентрации, тем большая доля производства приходится на небольшое число фирм-лидеров. Рынок в этом случае приближается к монополии.

Рынок труда

1. Рынок труда — это сфера формирования спроса и предложения рабочей силы (трудовых услуг). Через рынок труда большинство работающего населе­ния получает работу и доходы. Рынок труда регулируется спросом и предложением рабочей силы.

Спрос на труд

Платежеспособная потребность работодателей в рабочей силе для организации и развития производства

— производительность труда;

— использование современных технологий;

— состояние экономики и ее отдельных отраслей;

— спрос на потребительские товары, необходимые обществу.

Предложение труда

Особенности рынка труда

- На рынке труда покупаются только трудовые ус­луги.

- Компенсация за труд представлена не только з/п, но и доп. Льготами

- Трудовые контракты кроме денежного аспекта, сделки вклю­чают: содержание и условия труда и т.д.

2. На рынке труда работники могут отличаться, в частности, способностями, квалификацией и тд, а работы различаются по требуемой квалификации и условиям труда.

3. При покупке рабочей силы продолжительность контрактов продавца и покупателя имеет существенное значение

4. На рынке труда присутствует большое число струк­тур, представляющих интересы государства, бизнеса, профсоюзов.

5. Рынок труда имеет дело с особым ресурсом — «че­ловеческим капиталом».

Человеческий капитал — запас интеллектуальных способностей и практических навыков, полученных в процессе образования и практической деятельности человека, а в экономической науке – способность людей к участию в процессе производства.

6. Рынки труда бывают конкурентными и неконку­рентными.

Характерные черты конкурентного рынка труда

1. Значительное число покупателей и продавцов ус­луг труда.

2. Однородные услуги труда.

3. Никто из покупателей и продавцов трудовых услуг не может повлиять на ставку заработной платы (отсутствие монополии).

4. Свободное вхождение в рынок и выход из него для обеих сторон.

5. Полная информированность участников рынка труда о спросе и предложении.

6. В поведении участников рынка труда преобладает экономическая мотивация.

7. З.п. — форма материального воз­награждения за труд, поступающего наем­ным работникам предприятий и учреждений.

8. Факторы, влияющие на величину заработной платы

- Стоимость жизненных благ, необходимых для воспроиз­водства рабочей силы

- Мин. уровень оплаты труда работников, соотв. прожиточному минимуму

- Уровень квалификации работников

- Развитость эконом. и соц.усл. жизни населения

- Спрос и предложение на рынке труда

9. Различают номинальную и реальную заработную плату.

Номинальная зарплата – вознаграждение за труд, которое назнача­ется работнику в виде определенной суммы де­нег

Реальная зарплата – сумма жизненных благ, ко­торые можно приобрести за номинальную плату при дан­ном уровне цен на товары и услуги

Факторы реальной зарплаты:

- Величина номи­нальной заработ­ной платы

- Уровень цен на предметы потреб­ления и услуги

- Размер налого­обложения

10. Формы зарплаты

Постоянная (оклад) – вознаграждение за труд, не зависящее от каких-либо условий.

Повременная — вознаграждение за труд в зави­симости от про­работанного времени.

Сдельная — воз­награждение за труд в зависи­мости от коли­чества изготов­ленных изделий

Смешанные формы — вознаграждение за труд в зависимости не только от количе­ства отработанного работником време­ни, но и от финансо­вого положения пред­приятия, итогов ра­боты каждого работника и фирмы в целом.

11. Структура системы заработной платы

(Оплата квалифицированного труда (Минимальная зарплата (Прожиточный минимум)))

Нижняя граница заработной платы – это прожиточный минимум, такой уровень до­ходов, который необходим работнику для приобрете­ния количества продуктов питания не ниже физиоло­гических норм, а также для удовлетворения его по­требностей(самых необх.)

 

Оборот и формы капитала

Капитал —обязательный элемент рыночной экономики, необходимый фактор и ресурс производства, главный объект рынка капитала. Это любой ресурс экономики, создаваемый с целью производства большего количества экономических благ и способный приносить доход.

Капитал существует в различных формах:

Изначально он выступает в денежной форме. Это денежный капитал,


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.178 с.