Сущность гос-ва: различные подходы. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Сущность гос-ва: различные подходы.

2017-11-16 232
Сущность гос-ва: различные подходы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сущность гос-ва — смысл, глав-ное, глубинное в нем, что опре-деляет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в гос-ве явл власть, ее принадлежность, назначе-ние и функционирование в обществе. Вопрос о сущности гос-ва — это вопрос о том, кому принадлежит гос власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах. Сторонники теории элит считают, что народные массы не способны осуществить власть, управ-лять общественными делами, что гос власть должна бесконтрольно принад-лежать верхушке общества — элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая. К теории элит при-мыкает и во многом с ней созвучна технократическая теория. По мнению представителей этой теории, власт-вовать, управлять могут и должны профессионалы-управленцы, менед-жеры. Только они способны оп-ределять действительные потреб-ности общества, находить оптима-льные пути его развития. Названные теории не лишены определенных достоинств, но обе они страдают ан-тидемократизмом, отрывают власть от народа. Многочисленные приверженцы различных разно-видностей демократической док-трины исходят из того, что пер-воисточником и первоносителем власти явл народ, что гос власть по своей природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа. Марксист-ская теория доказывает, что по-лит власть принадлежит экономи-чески господствующему классу и ис-пользуется в его интересах. Отсюда усматривается классовая сущ-ность гос-ва как машины (ору-дия), посредством к-рой экономичес-ки господствующий класс становится политически господствующим, осу-ществляющим свою диктатуру, т.е. власть, не ограниченную законом и опирающуюся на силу, на принуж-дение. В развитых демократических странах гос-во постепенно ста-новится эффективным механиз-мом преодоления обществен-ных противоречий путем не на-силия и подавления, а дости-жения общественного компромисса. Само существование гос-ва в наше время связано не столько с классами и классовой борьбой, сколько с обще-социальными потребностями и инте-ресами, что предполагает разумное сотрудничество различных, в том числе противоречивых сил. Это не оз-начает, что современное гос-во пол-ностью утратило классовость, нет, она просто отошла на второй план, перес-тала доминировать, а на первое место вышла общесоциальная сторона. Такое гос-во сосредоточивает свою деятельность на обеспечении соц ком-промисса, на управлении делами об-щества. На гос-во и его сущность наряду с общесоциальным и клас-совым началами нередко оказывают сильное влияние национальные и даже националистические факторы. Иногда гос власть оказывается в руках узкой группы, клана либо отдельных лиц, выражает их интересы, но такая власть обычно камуфлирует свои интересы, выдает их за общесоц и об-щенациональные.

 

Типология гос-ва.

Классификация, отражающая логику исторического развития гос-в, дозво-ляющая объединить их в группы на основе определенных критериев, называется типологией. С точки зре-ния марксизма, под историческим ти-пом гос-ва понимаются взятые в единстве наиболее существенные (ти-пичные) его черты и признаки, отно-сящиеся к одной и той же общест-венно-экономической формации, к од-ному и тому же экономическому ба-зису. Согласно марксистской типоло-гии 4 типам общественно-экономичес-кой формации (рабовладельческой, феодальной, буржуазной, социалистической), 4 типам эконо-мического базиса соответст-вуют 4 типа гос-ва — рабовла-дельческое, феодальное, буржуаз-ное, социалистическое,— каждое со своим набором признаков. Смена одного исторического типа другим — процесс объективный, естественно-исторический, реализующийся в ре-зультате революций. В этом процессе каждый последующий тип гос-ва дол-жен быть исторически более прогрес-сивным, чем предыдущий. В пос-леднее время весьма широко при-меняется классификация гос-в на тоталитарные, авторитарные, ли-беральные и демократические. В тоталитарном государстве роль его гипертрофируется, человек становит-ся винтиком гос машины. Власть находится либо в руках правящей элиты, либо диктатора и его окруже-ния. Все остальные отстраняются от властвования и управления. Автори-тарное гос-во отличается от тотали-тарного главным образом проникно-вением в него, хотя и в ограни-ченном объеме, элементов демокра-тизма и законности. Либеральное гос-во формируется под влиянием ли-беральных идей и доктрин, которые принижают роль и значение гос-ва в жизни общества. Здесь создаются ус-ловия для правовой автономии лич-ности, не допускающей необоснован-ного вмешательства гос-ва в личную сферу, законодательно закреплены, но не всегда гарантированы права и свободы граждан. В демократическом гос-ве создаются условия для реального участия граждан в решении гос и общественных дел, все важнейшие органы государства выборны и подконтрольны народу. Граждане обладают широким и гарантированным законом кругом прав и свобод. Здесь гос-во служит об-ществу и личности. Приведенная ти-пология государств в общем и целом применима и к праву. Классификация гос-в на типы не явл всеохваты-вающей. В прошлом существо-вали и ныне есть немало так называемых переходных гос-в. В настоящее время выделяют два основ-ных подхода к типологии гос-ва: фор-мационный и цивилизационный. До недавнего времени формационный подход признавался у нас в качестве единственно возможного и научного, поскольку выражал марксистское от-ношение к вопросу о типе гос-ва. Суть его в том, что выяснение типа гос-ва основывается на понимании истории как естественноисторическо-го процесса смены общественно-эко-номических формаций, каждой из к-рых в условиях существования классов соответствует определен-ный тип гос-ва. Др современным подходом к типологии гос-ва явл ци-вилизационный. В настоящее время в нем преобладает так называемое «технологическое» на-правление, согласно к-рому тип гос-ва связывается с той ступенью (стадией) научно-технического прогресса и жизненного уровня населения, опре-деляемого потреблением и оказа-нием услуг, к-рой соответствует дан-ное гос-во.

 

Формы правления.

Существуют две основные формы правления — монархия и республика. Монархия — форма правления, где высшая гос власть принадлежит еди-ноличному главе гос-ва — монарху, к-рый занимает престол по нас-ледству и не несет ответственности перед населением. Монархии бывают 2 видов. При неограниченной (абсо-лютной) монархии монарх явл един-ственным высшим органом гос-ва. Он осуществляет законодательную функ-цию, руководит органами исполни-тельной власти, контролирует право-судие. Абсолютная монархия харак-терна для последнего этапа развития феодального гос-ва, когда после окончательного преодоления фео-дальной раздробленности завер-шается процесс образования центра-лизованных гос-в. При ограничен-ной монархии высшая гос власть рас-средоточена между монархом и др органом или органами. К ограничен-ным относятся сословно-представи-тельная монархия и современная кон-ституционная монархия, в к-рой власть монарха ограничена конституцией, парламентом, правительством и неза-висимым судом. Республика — это форма правления, в к-рой высшая гос власть принадлежит выборным орга-нам, избираемым на опр срок и несу-щим ответственность перед избира-телями. Республике присущ демокра-тический способ образования верхов-ных органов гос-ва; в развитых гос-вах взаимоотношения между высшими органами строятся на принципе раз-деления властей, они имеют связь с избирателями и ответственны перед ними. Республиканская форма прав-ления зародилась в рабовладель-ческих гос-вах. Современные рес-публики подразделяются на пар-ламентарные и президентские. Раз-личаются они главным образом тем, какой из органов верховной власти — парламент или президент — форми-рует правительство и направляет его работу и перед кем — парламентом или президентом — прави-тельство несет ответствен-ность. В парламентарной рес-публике парламент наделен не только законодательными полно-мочиями, но и правом требовать отс-тавки правительства, выразив ему не-доверие, т. е. правительство несет перед парламентом ответствен-ность за свою деятельность. Прези-дент республики явл только главой гос-ва, но не главой правительства. Политически это означает, что пра-вительство формируется партией (или партиями), победившей на парламен-тских выборах, а президент, не будучи лидером партии, лишен возможности направлять его деятельность. Руково-дит правительством премьер-министр. Президентская республика — это форма правления, где президент не-посредственно при определенном пар-ламентском контроле формирует пр-авительство, к-рое несет перед ним ответственность за свою деятель-ность. В президентских республиках обычно нет должности премьер-министра, так как чаще всего функции главы гос-ва и главы правительства выполняет президент. Существуют смешанные «полупрезидентские» (пре-зидентско-парламентарные) республи-ки, в к-рых парламент и президент в той или иной мере делят свой конт-роль и свою ответственность по от-ношению к правительству.

 

Формы гос устройства.

История существования гос-ва сви-детельствует о том, что во все века разные гос-ва отличались друг от друга внутренним строением (струк-турой), т.е. способом территориально-го деления (административно-терри-ториальные единицы, автономные полит образования, гос образования, обладающие суверенитетом), а также степенью централизации гос вла-сти (централизованные, децентра-лизованные, организованные по принципу демократического цент-рализма). Данный феномен обозна-чается термином «форма гос уст-ройства», под к-рой понимается тер-риториальная организация гос власти, соотношение гос-ва как целого с его составными частями. При всем мно-гообразии форм гос устройства 2 основными среди них являются унитарная и федеративная. Третья форма гос устройства — конфе-дерация, но она встречается намного реже по сравнению с двумя первыми. Унитарное государство — это це-лостное централизованное гос-во, ад-министративно-территориальные еди-ницы к-рого (области, провинции, округа) не имеют статуса гос об-разований, не обладают суверен-ными правами. В унитарном гос-ве единые высшие органы гос-ва, единое гражданство, единая консти-туция, что создает организационно-правовые предпосылки для высокой степени влияния центральной гос власти на всей территории страны. Органы административно-террито-риальных единиц находятся либо в полном подчинении центра, либо в двойном подчинении — центра и местных представительных орга-нов. Большинство всех существо-вавших и ныне существующих гос-в унитарные. Это и понятно, ибо унитарное гос-во хорошо управляемо, а унитарная форма достаточно надеж-но обеспечивает гос единство. Фе-деративное гос-во (федерация) — сложное союзное гос-во, части к-рого (республики, штаты, земли, кантоны и) явл гос-вами или гос образова-ниями, обладающими суверените-том. Федерация строится на нача-лах децентрализации. В строго на-учном смысле федерацией наз союз гос-в, основанный на договоре или конституции. Поэтому федерация возможна только там, где объе-диняются самостоятельные гос-ва. Входящие в состав федерации гос образования и гос-ва наз ее субъектами. Они могут иметь свои конституции, свое гражданство, со-бственные высшие гос органы — за-конодательные, исполнительные, судебные. Наличие в федерации 2 систем высших органов — феде-рации в целом и ее субъектов — вызывает необходимость разгра-ничить их компетенции (предметы ведения). Конфедерация — это союз суверенных гос-в, образуемый для достижения опр целей (военных, эко-ном). Здесь союзные органы лишь координируют деятельность гос-в — членов конфедерации и только по тем вопросам, для решения к-рых они объединились. Значит, конфедерация не обладает суверенитетом. Истори-ческий опыт показывает, что конфе-деративные объединения имеют нес-тойкий, переходный характер: они либо распадаются, либо преобразуют-ся в федерации.

 

Полит режим: понятие, виды.

С формой гос-ва тесно связан полит режим, значение к-рого в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. Изменение полит режима (даже если форма правления и форма гос устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому изме-нению внутренней и внешней поли-тики гос-ва. Вызвано это тем, что полит режим связан не только с формой организации власти, но и с ее содержанием. Полит режим — это методы осуществления полит вла-сти, итоговое полит состояние в обществе, к-рое складывается в ре-зультате взаимодействия и про-тивоборства различных полит сил, функционирования всех полит инсти-тутов и характеризуется демократиз-мом или антидемократизмом. Приз-наки данного феномена. 1.Полит ре-жим прежде всего зависит от того, какими методами в гос-ве осущест-вляется полит власть. Если это ме-тоды убеждения, согласования, закон-ности, парламентаризма, если при-меняется только правовое принуж-дение, то налицо прогрессивный, де-мократический режим. Когда же на первый план выходят методы наси-лия, в гос-ве складывается режим реакционный, антидемократический. Существуют режимы, где в той или иной степени сочетаются оба начала. 2.В каждой стране полит режим опр соотношением, раскладом полит сил. В странах, где существует устойчи-вый баланс полит сил или достигнуто долговременное национальное согла-сие, результатом такого согласия явл стабильный полит режим. Но если в стране верх берут то одни, то другие силы, полит режим постоянно из-меняется. При демократическом режиме высшие органы гос-ва имеют мандат народа, власть реа-лизуется в его интересах демок-ратическими и правовыми методами. Здесь права и свободы человека и гражданина всесторонне гарантиро-ваны и защищены, закон господст-вует во всех сферах общества. Край-не недемократическим явл тотали-тарный фашистский режим, когда власть переходит в руки реакционных сил, осуществляется диктаторскими, насильственными методами. Права и свободы человека и гражданина ни-чем и никем не защищаются, в об-ществе царят произвол и беззаконие. Тоталитарный режим явл край-ней формой авторитарного режи-ма. Тоталитарное гос-во выступает как всеохватывающая, всеконтроли-рующая и всепроникающая власть. Тоталитарный режим характеризуется наличием одной официальной идео-логии, к-рая формируется и задается общественно-политическим движе-нием, полит партией, правящей эли-той, полит лидером, вождём народа, в большинстве случаев харизмати-ческим. Авторитарный режим мо-жет осуществляться в иных фор-мах. Он может быть основан на праве, моральных началах, но его нельзя все же отнести к режимам, где население участвует в управле-нии, а власть осуществляется наиболее эффективным способом. Все же при любой форме авторитаризма гос власть не формируется и не конт-ролируется народом. Представи-тельные органы реально никакой роли в жизни общества не играют. Собственно демократический ре-жим - это одна из разновидностей либерального режима, основанного на признании принципа равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении гос-вом. Предоставляя своим гражданам ши-рокие права и свободы, демокра-тическое гос-во не ограничивается только их провозглашением, т.е. фор-мальным равенством правовых возможностей. Оно обеспечи-вает для них соц-экономичес-кую основу и устанавливает кон-ституционные гарантии этих прав и свобод. В результате широкие пра-ва, и свободы становятся реальны-ми, а не только формальными. В демократическом гос-ве народ явл источником власти. И это становится не просто декларацией, а фактическим положением дел.

 

18. Понятие, содержание, признаки ф-ций гос-ва.

Ф-ции гос-ва — это основные направления внутренней и внешней деятельности гос-ва, в к-рых выражаются и конкретизи-руются его классовая и обще-человеческая сущность и соц назна-чение. Признаки ф-ций гос-ва. 1.Ф-ции гос-ва непосредственно вы-ражают и предметно конкре-тизируют его классовую и об-щечеловеческую сущность. Их со-держание учитывает классовые, групповые (корпоративные), нацио-нальные и частные интересы членов общества. 2.В ф-циях гос-ва вопло-щается и раскрывается его активная служебная роль как важнейшей час-ти надстройки по отношению к своему базису, реализуется раз-носторонняя практическая деяте-льность внутри страны и на меж-дународной арене. 3.Ф-ции гос-ва возникают и развиваются сообразно его историческим задачам и целям. Гос-во выполняет свое соц назначение посредством осуществления соответ-ствующих ему ф-ций, представ-ляющих собой устойчиво сложив-шиеся основные направления его деятельности. 4.В ф-циях гос-в различных исторических типов проявляются и объективируются при-сущие им особенности и законо-мерности развития, динамика соц-экономических, полит и духовных преобразований в жизни общества. К внутренним ф-циям относятся: 1.ох-ранительная, 2.эконом, 3.соц, 4.куль-турно-воспитательная, 5.природоохра-нительная. К внешним ф-циям от-носятся: 1.защита гос-ва от вооруженных нападений др гос-в, 2.поддержание между-народных полит отношений (дипломатическая деятельность), эконом и культурных связей, 3.борьба с международной преступ-ностью, 4.участие в международной охране окружающей среды. 1.Охрани-тельная ф-ция проявляется в обес-печении гос-вом общественного и правового порядка, защите и охране прав и интересов граждан и орга-низаций, защите конституционного строя и гос-ва от противоправных по-сягательств. 2.Эко ф-ция направ-лена на защиту эко. 3.Ф-ция соц ус-луг, обеспечения и защиты граждан. Многие гос-ва характеризуют себя соц. Это означает, что они считают своей важной задачей заботу о всех тех гражданах, кто в силу каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное существование, дос-тойное человека. 4.Культурно-воспита-тельная ф-ция. Общество в целом и гос-во заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин имел образование, соответствующее принятому стандар-ту. Большое значение име-ет правовое воспитание. 5.Природоохранительная ф-ция. Ох-рана природы, окружающей среды насущная необходимость современного мира. Внешние ф-ции. 1.Ф-ция защиты из вне явл важнейшим направлением деятельности гос-ва, ибо она нацелена на защиту мирного труда, сувере-нитета и территориальной целост-ности гос-ва. Основную роль в этом играют Вооруженные Силы РФ. 2.Ф-ция сотрудничества с др странами выражает интересы всех гос-в. На этой основе создаются различные органи-зации деятельность к-рых направлена на улучшение эконом, полит и куль-турной жизни общества. 3.Борьба с межд преступностью. В последнее время все более широкие мас-штабы приобретает межд пр-ность. Торговля и контрабанда наркотиков, терроризм, незаконная торговля оружием - вот небольшой перечень наиболее опасных видов межд пр-ний. Конкретными действиями гос-в в этой области является создание межд организаций по борьбе с пр-ниями.

 

Классификация ф-ций гос-ва.

Научное познание гос-ва любого исто-рического типа обязательно предпо-лагает рассмотрение его ф-ций, представляющих собой важней-шие качественные характеристики и ориентиры не только собственно гос-ва как особой организации пуб-личной власти, но и общества в целом. В связи с тем, что гос-во выполняет множество ф-ций, содержание к-рых весьма разнообразно, необходима их научная классификация. Наиболее общими критериями отграничения одной ф-ции от др явл: во-1, особен-ности объекта гос воздействия, своеобразие тех общественных от-ношений, на к-рые гос-во воздей-ствует в процессе своей деятельности; во-2, обусловленная последними спе-цифика содержания каждой ф-ции, т.е. более или менее однородных, близких друг к другу видов гос деятельности. В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни — внутренней или внешней - осуществляются те или иные ф-ции гос-ва, разрешению каких задач они служат — внутриполит или внешнеполит — они подразделяются на внутренние и внешние. Внутрен-ние ф-ции гос-ва — это эконом, эко, ф-ция развития культуры, науки и обра-зования. К внешним ф-циям отно-сятся: оборона страны, обеспечение мира и поддержка мирового порядка. Среди внутренних и внешних ф-ций гос-ва различаются ф-ции основные и неосновные. Основные ф-ции — это наиболее общие важнейшие нап-равления деятельности гос-ва по осуществлению коренных страте-гических задач и целей, стоящих перед ним в определенный истори-ческий период. Основным ф-циям гос-ва присущ ряд общих черт. Во-1, в них наиболее выпукло проявл классовая и общечеловеческая сущность гос-ва, его соц назначение. Во-2, в от-личие от многочисленных гос ф-ций, осуществляемых, как правило, специ-ально предназначенными для этого ор-ганами, основные ф-ции относятся к деятельности гос-ва в целом, выпол-няются, хотя и в разной мере, всеми или многими звеньями гос аппарата. В-3, основная ф-ция воплощает сос-редоточение усилий гос-ва на одном из решающих, генеральных направлений его внутренней или внешней деятель-ности. Ее объектом явл широкий круг обладающих известным сходством общественных отношений в какой-то определенной большой области социальной жизни.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.