Место ТГП в системе общественных наук. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Место ТГП в системе общественных наук.

2017-11-16 405
Место ТГП в системе общественных наук. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Объект и предмет ТГП.

Предмет - это часть, сторона, тот или иной конкретный аспект объекта, исследуемые данной наукой; это круг основных, наиболее существенных вопросов, которые она изучает. Если объект выступает, как правило, общим для ряда наук, то предмет одной науки не может совпадать с предметом другой. ТГП относится к общественным, гуманитарным наукам. Объектом ее изучения являются такие важные и многосложные компоненты общества, как государство и право, государственно-правовые явления соци-альной жизни. В то же время различные самостоятельные юр науки, в том числе и ТГП, отличаются друг от друга своим предметом, обусловливающим их содержание, назначение, специфику подхода каж-дой из них к изучению одного и того же объекта. Особенности, характерные черты предмета ТГП: 1)общие специфические закономерности; 2)основные коренные вопросы; 3)общая теория; 4) единство науки. ТГП изучает гос-во и право в целом, в их наиболее общем виде. Она иссле-дует общие специфические закономерности возникновения, развития и функционирования гос-ва и права как единых и целостных сис-тем. Общие законы общественного развития рассматриваются ТГП, она опирается на них. Но предметом специального изучения ТГП явл не общие закономерности развития общества, а специфические закономерности возникновения, развития и функционирования таких его сос-тавных частей, как гос-во и право. Однако и специфические закономерности гос-ва и права неоднозначны, они тоже различаются. Те из них, которые отражают разнообразные стороны и сферы гос-ва и права, в частности, отдельные звенья гос механизма, отрасли права, относятся к предмету той или иной специальной отраслевой или другой частной юр науки. ТГП изучает общие специ-фические закономерности гос-ва и права в целом, которые вместе с тем распространяются и на их структурные части и стороны, служат теоретической основой их познания. Это закономерности: 1.возникновения, исторического движения и функционирования гос-тва и права; 2.единства и соответствия типа гос-ва и права, перехода одно-го типа гос-ва и права к другому; сочетания в сущности гос-ва и права общечеловеческих и классовых начал; 3.соотношения типа и формы гос-ва и права; формирования и функциониро-вания гос механизма и системы права; 4.правотворческой и правоприменительной деятельности гос-ва; 5.соотношения нормы права и правоотношения; 6.развития демократии, закон-ности и правопорядка; формирова-ния правового гос-ва. ТГП разрабатывает методологические основы научного понимания гос-ва и права, гос-правовых явлений; раскрывает взаимосвязь гос-ва, права и иных сфер жизни общества и человека. Предмет ТГП составляют: 1)закономер-ности возникновения, развития и фун-кционирования гос-ва и права; 2)сущ-ность, типы, формы, функции, струк-тура и механизм действия гос-ва и права, правовая система; 3)основные гос-правовые понятия, общие для всей юридической науки.

 

Методология ТГП.

Под методологией науки понимают: а)часть данной науки, к-рая изучает методы научного исследования, ис-пользуемые данной наукой; б)сами ис-пользуемые методы исследования. Ме-тоды: 1.дедуктивный - знания выво-дятся из уже имеющихся сведений. 2.Позитивистский - получение знаний из самого опыта, его изучения. Вся совокупность методов может быть разбита на 3 гр.: I).Общефилософ-ский (то же что диалектическая логика): 1)3аконы: а)единства и бо-рьбы противоположностей б)переход количества в качество в)отрицание отрицания. 2)Содержание и формы. 3)Сущность и явление. 4)Общее и единичное. II.Общенаучные методы, из к-рых самый применяемый – 1)Теория систем или системный анализ: а)элементы и структура, где элемент - наименьшая дробная часть целого, сохраняющая качественные признаки целого; б)динамическая устойчи-вость и надежность; в)управления и самоуправления. 2)Сравнительное правоведение, к-рое нужно для срав-нения положительного правового опыта других стран и выявление их сильных и слабых сторон и вы-работка рекомендаций по их улучшению. III.Количественные методы – возможность автоматического поиска нормативных актов, а в пос-ледствии автомоделирование юр норм. Методы подразделяются на общие, распространяемые на множество наук и все разделы и стороны данной науки, и частные, используемые для изучения отдельных наук или нек-рых разделов и сторон 1 науки. Ведущее место в ряду общих ме-тодов изучения ТГП принадле-жит историческому материализму, представляющему собой расп-ространение диалектического материа-лизма на исследование явлений общ жизни. Согласно требованиям ме-тода материалистической диалектики, все госправовые явления рассматриваются во взаимной связи между собой и общественной жизнью, в их обус-ловленности. Среди общих методов изучения ТГП существенное место занимают взятые в единстве и логический метод и исторический. Первый метод характеризуется конк-ретно-историческими, историко-эм-пирическими формами изложения материала, второй – абстрактно-тео-ретическими формами. В качестве общих методов изучения ТГП используются также анализ и синтез, представляющие собой процессы мыс-ленного или фактического разложения целого на составные части и воссое-динение целого из частей. Наряду с общими ТГП пользуется также и частнонаучными методами, а именно, методами системно-структурного анализа, функциональным, статистичес-ким, моделирования, конкретных социологических исследований, сравнительным и др. Системно-структурный, или системный метод - это совокупность методологи-ческих подходов, приемов и прин-ципов изучения и конструирова-ния гос-ва и права, многих гос-пра-вовых явлений как систем. С сис-темно-структурным подходом тес-но связан функциональный метод, к-рый используется для выделения в гос-правовых системах составляющих структурных частей с точки зрения их соц назначения, роли, функций, связи между ними. Одним из эффективных инструментов изучения гос-ва и права служит статистический метод, основывающийся на количественных способах получения данных, объективно отражающих состояние, динамику и тенденции развития гос-право-вых явлений. Метод моделирования - изучение гос-правовых явлений, процессов и институтов на их моделях, т.е. путем мыслительного, идеального воспроизведения исследуемых объектов. Метод конкретно-социологических исследований, осуществляемый на основе единства сис-темно-структурного, функционального, статистического методов и метода моделирования. Сравнительный метод - сопоставление различных гос и правовых систем и отдельных институтов и категорий в целях выявления черт сходства или раз-личия между ними.

 

 

Функции ТГП.

ТГП как фундаментальная наука выполняет ряд важных функций. Онтологическая функция — первая и отправная. Онтология — учение о бытии, в к-ром исследуются основы, принципы бытия, его структура, закономерности. Выполняя онтологическую функцию, ТГП отвечает на вопросы, что есть гос-во и право, как и почему они возникли, что они представляют собой в настоящее время, какова их судьба. Гносеологическая функция. Гносеология, или теория познания, нацелена на изучение природы познания, его отношения к реальности. ТГП, вырабатывая теоретические конструкции и приемы, тем самым способствует развитию правового познания. Эвристическая функция. Эвристика — это искусство нахождения истины, новых открытий. ТГП не ограничивается познанием и объяснением гос-правовых явлений, а открывает новые закономерности в их развитии, в наше время, в частности, в условиях рыночной экономики. Методологическая функция. Будучи фундаментальной наукой, ТГП выполняет по отношению к отраслевым юр наукам методологическую функцию, задавая им определенный уровень, теоретическую и логическую целостность. Обобщая гос-правовую практику, ТГП формулирует идеи и выводы, имеющие принципиальное значение для юриспруденции в целом. Ее категории, принципы, идеи и выводы служат своеобразными «опорными пунктами», «несущими конструкциями» отраслевых и специальных юр наук. Политико-управленческая функция. Гос-во и право всегда были и будут фокусом полит борьбы, острых полит дискуссий. Венцом политики выступает гос власть. Реализуется эта функция через гос управление. Идеологическая функция. Идеология — система основополагаю-щих (базовых) идей, понятий, взгля-дов, в соответствии с к-рыми форми-руется мировоззрение и жизненная позиция личности, соц групп, общес-тва в целом. Без базовых интегрирующих идеологических установок и мотивов ни личность, ни гос-во, ни общество обойтись не могут. Практи-чески-организаторская функция. ТГП служит научной основой функциони-рования гос-ва и права, вырабатывает рекомендации для решения много-численных проблем гос-правового строительства, особенно в совре-менный сложный переходный пе-риод. Прогностическая функция. На основе признания закономерностей развития гос-ва и права анализируемая наука выдвигает гипотезы о их буду-щем, истинность которых затем про-веряется практикой. Научное прогнозирование имеет большое значение для предвидения в гос-правовой сфере. Функции ТГП взаимосвязаны, дополняют друг друга. Взятые в единстве, в системе они дают полное представление о назначении ТГП.

 

Гос власть, ее особенности.

Будучи разновидностью соц власти, гос власть обладает всеми признаками последней. Вместе с тем она имеет немало качественных особенностей, важнейшая особенность гос влас-ти заключена в ее полит и клас-совой природе. Гос власть всегда явл полит и содержит элемент классовости. Особенностью гос влас-ти явл и то, что ее субъект и объект обычно не совпадают, властвующий и подвластные чаще всего отчетливо разделены. В обществе с классовыми антагонизмами властвующим су-бъектом выступает экономически господствующий класс, подвластными — отдельные лица, соц, национальные общности, классы. В демократи-ческом обществе возникает тен-денция сближения субъекта и объекта власти, ведущая к их час-тичному совпадению. Диалектика это-го совпадения состоит в том, что каж-дый гражданин явл не только под-властным; как член демократического общества он вправе быть индиви-дуальным первоносителем и источ-ником власти. При демократическом режиме нет и быть не должно только властвующих и только подвластных. Даже высшие органы гос-ва и высшие должностные лица имеют над собой верховную власть народа, явл одновременно объектом и субъектом влас-ти. Вместе с тем и в демократическом гос-организованном обществе полного совпадения субъекта и объекта нет. Гос власть реализуется через гос управление — целенаправленное воздействие государства, его органов на общество в целом, те или иные его сферы (экономическую, соц, духов-ную) на основе познанных объектив-ных законов для выполнения сто-ящих перед обществом задач и функций. Еще одна важнейшая особенность гос власти состоит в том, что она проявляется в деятельности гос органов и учреждений, образующих механизм (аппарат) этой власти. Она потому и называется гос, что ее пра-ктически олицетворяет, приводит в действие, претворяет в жизнь пре-жде всего механизм гос-ва. Гос власть может быть слабой или сильной, но, лишенная организованной силы, она теряет качество гос власти, так как становится неспособной провести волю властвующего субъекта в жизнь, обеспечить законность и правопорядок в обществе. Гос власть не без оснований наз централизованной организацией силы. Организованная сила обеспечивает гос власти принудительную способность, явл ее гарантом. Но она должна направляться разумной и гуманной волей властвующего субъекта. Если гос власть для решения внутренних проблем опирается только на предметно-материальную силу, это верное док-во ее нестабильности и неп-рочности, отсутствия у нее глу-боких и прочных корней в об-ществе. Гос власть есть концентрированное выражение воли и силы, мощи гос-ва, воплощенное в гос органах и учреждениях. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств путем исполь-зования различных методов, в том числе гос принуждения и военной силы. В понятиях «гос власть», «влас-теотношения» преломляются важней-шие стороны бытия человеческой ци-вилизации, отражается суровая ло-гика борьбы классов, соц групп, наций, полит партий и движений.

 

Признаки гос-ва.

Понятие гос-ва, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негос ор-ганизаций общества. Анализ приз-наков гос-ва углубляет знания о нем, подчеркивает его уникальность в ка-честве ничем не заменимой формы ор-ганизации общества и важнейшего об-щественно-политического институ-та. Признаки: 1.Территориальная ор-ганизация населения и осущест-вление публичной власти в тер-риториальных пределах. В догос об-ществе принадлежность индивида к тому или иному роду обусловли-валась кровным или предполагае-мым родством. Причем род часто не имел строго определенной тер-рии, перемещался с одного места на др. В гос-организованном обществе кровно-родственный принцип организации населения потерял свое значение. На смену ему пришел принцип его тер-риториальной организации. Гос-во имеет строго локализованную тер-рию, на к-рую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в поддан-ных или граждан гос-ва. Возникают пространственные пределы гос-ва, в к-рых появляется новый правовой инс-титут — подданство или гражданст-во. С территориальной организа-цией населения сопряжено не только возникновение гос-ва, но и начало складывания отдельных стран. 2.Публичная (гос) власть. Публич-ной она наз потому, что, не сов-падая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа. Принци-пиальная особенность публичной (гос) власти состоит в том, что она воп-лощается именно в чиновниках, т. е. в профессиональном сословии (разряде) управителей, из к-рых комплектуются органы управления и принуждения (гос аппарат). Без этого физического воп-лощения гос власть представляет собой лишь тень, воображение, пустую абстракцию. Олицетворен-ная в гос органах и учреждениях, публичная власть становится гос властью, т. е. той реальной силой, к-рая обеспечивает гос принуждение, насилие. 3.Гос суверенитет. Понятие «гос суверенитет» появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделить гос власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Ныне сувере-нитет — обязательный признак гос-ва. Страна, его не имеющая,— это коло-ний либо доминион. Суверенитет как свойство (атрибут) гос власти закл в ее верховенстве, самостоятель-ности и независимости. 4.Нераз-рывная связь гос-ва и права. Без права гос-во существовать не может. Право юридически оформляет гос-во и гос власть и тем самым делает их ле-гитимными, т.е. законными. Гос-во осуществляет свои функции в право-вых формах. Право вводит функцио-нирование гос-ва и гос власти в рам-ки законности, подчиняет их конк-ретному правовому режиму. При та-кой подчиненности гос-ва праву и формируется демократическое право-вое гос-во.

 

Типология гос-ва.

Классификация, отражающая логику исторического развития гос-в, дозво-ляющая объединить их в группы на основе определенных критериев, называется типологией. С точки зре-ния марксизма, под историческим ти-пом гос-ва понимаются взятые в единстве наиболее существенные (ти-пичные) его черты и признаки, отно-сящиеся к одной и той же общест-венно-экономической формации, к од-ному и тому же экономическому ба-зису. Согласно марксистской типоло-гии 4 типам общественно-экономичес-кой формации (рабовладельческой, феодальной, буржуазной, социалистической), 4 типам эконо-мического базиса соответст-вуют 4 типа гос-ва — рабовла-дельческое, феодальное, буржуаз-ное, социалистическое,— каждое со своим набором признаков. Смена одного исторического типа другим — процесс объективный, естественно-исторический, реализующийся в ре-зультате революций. В этом процессе каждый последующий тип гос-ва дол-жен быть исторически более прогрес-сивным, чем предыдущий. В пос-леднее время весьма широко при-меняется классификация гос-в на тоталитарные, авторитарные, ли-беральные и демократические. В тоталитарном государстве роль его гипертрофируется, человек становит-ся винтиком гос машины. Власть находится либо в руках правящей элиты, либо диктатора и его окруже-ния. Все остальные отстраняются от властвования и управления. Автори-тарное гос-во отличается от тотали-тарного главным образом проникно-вением в него, хотя и в ограни-ченном объеме, элементов демокра-тизма и законности. Либеральное гос-во формируется под влиянием ли-беральных идей и доктрин, которые принижают роль и значение гос-ва в жизни общества. Здесь создаются ус-ловия для правовой автономии лич-ности, не допускающей необоснован-ного вмешательства гос-ва в личную сферу, законодательно закреплены, но не всегда гарантированы права и свободы граждан. В демократическом гос-ве создаются условия для реального участия граждан в решении гос и общественных дел, все важнейшие органы государства выборны и подконтрольны народу. Граждане обладают широким и гарантированным законом кругом прав и свобод. Здесь гос-во служит об-ществу и личности. Приведенная ти-пология государств в общем и целом применима и к праву. Классификация гос-в на типы не явл всеохваты-вающей. В прошлом существо-вали и ныне есть немало так называемых переходных гос-в. В настоящее время выделяют два основ-ных подхода к типологии гос-ва: фор-мационный и цивилизационный. До недавнего времени формационный подход признавался у нас в качестве единственно возможного и научного, поскольку выражал марксистское от-ношение к вопросу о типе гос-ва. Суть его в том, что выяснение типа гос-ва основывается на понимании истории как естественноисторическо-го процесса смены общественно-эко-номических формаций, каждой из к-рых в условиях существования классов соответствует определен-ный тип гос-ва. Др современным подходом к типологии гос-ва явл ци-вилизационный. В настоящее время в нем преобладает так называемое «технологическое» на-правление, согласно к-рому тип гос-ва связывается с той ступенью (стадией) научно-технического прогресса и жизненного уровня населения, опре-деляемого потреблением и оказа-нием услуг, к-рой соответствует дан-ное гос-во.

 

Формы правления.

Существуют две основные формы правления — монархия и республика. Монархия — форма правления, где высшая гос власть принадлежит еди-ноличному главе гос-ва — монарху, к-рый занимает престол по нас-ледству и не несет ответственности перед населением. Монархии бывают 2 видов. При неограниченной (абсо-лютной) монархии монарх явл един-ственным высшим органом гос-ва. Он осуществляет законодательную функ-цию, руководит органами исполни-тельной власти, контролирует право-судие. Абсолютная монархия харак-терна для последнего этапа развития феодального гос-ва, когда после окончательного преодоления фео-дальной раздробленности завер-шается процесс образования центра-лизованных гос-в. При ограничен-ной монархии высшая гос власть рас-средоточена между монархом и др органом или органами. К ограничен-ным относятся сословно-представи-тельная монархия и современная кон-ституционная монархия, в к-рой власть монарха ограничена конституцией, парламентом, правительством и неза-висимым судом. Республика — это форма правления, в к-рой высшая гос власть принадлежит выборным орга-нам, избираемым на опр срок и несу-щим ответственность перед избира-телями. Республике присущ демокра-тический способ образования верхов-ных органов гос-ва; в развитых гос-вах взаимоотношения между высшими органами строятся на принципе раз-деления властей, они имеют связь с избирателями и ответственны перед ними. Республиканская форма прав-ления зародилась в рабовладель-ческих гос-вах. Современные рес-публики подразделяются на пар-ламентарные и президентские. Раз-личаются они главным образом тем, какой из органов верховной власти — парламент или президент — форми-рует правительство и направляет его работу и перед кем — парламентом или президентом — прави-тельство несет ответствен-ность. В парламентарной рес-публике парламент наделен не только законодательными полно-мочиями, но и правом требовать отс-тавки правительства, выразив ему не-доверие, т. е. правительство несет перед парламентом ответствен-ность за свою деятельность. Прези-дент республики явл только главой гос-ва, но не главой правительства. Политически это означает, что пра-вительство формируется партией (или партиями), победившей на парламен-тских выборах, а президент, не будучи лидером партии, лишен возможности направлять его деятельность. Руково-дит правительством премьер-министр. Президентская республика — это форма правления, где президент не-посредственно при определенном пар-ламентском контроле формирует пр-авительство, к-рое несет перед ним ответственность за свою деятель-ность. В президентских республиках обычно нет должности премьер-министра, так как чаще всего функции главы гос-ва и главы правительства выполняет президент. Существуют смешанные «полупрезидентские» (пре-зидентско-парламентарные) республи-ки, в к-рых парламент и президент в той или иной мере делят свой конт-роль и свою ответственность по от-ношению к правительству.

 

Формы гос устройства.

История существования гос-ва сви-детельствует о том, что во все века разные гос-ва отличались друг от друга внутренним строением (струк-турой), т.е. способом территориально-го деления (административно-терри-ториальные единицы, автономные полит образования, гос образования, обладающие суверенитетом), а также степенью централизации гос вла-сти (централизованные, децентра-лизованные, организованные по принципу демократического цент-рализма). Данный феномен обозна-чается термином «форма гос уст-ройства», под к-рой понимается тер-риториальная организация гос власти, соотношение гос-ва как целого с его составными частями. При всем мно-гообразии форм гос устройства 2 основными среди них являются унитарная и федеративная. Третья форма гос устройства — конфе-дерация, но она встречается намного реже по сравнению с двумя первыми. Унитарное государство — это це-лостное централизованное гос-во, ад-министративно-территориальные еди-ницы к-рого (области, провинции, округа) не имеют статуса гос об-разований, не обладают суверен-ными правами. В унитарном гос-ве единые высшие органы гос-ва, единое гражданство, единая консти-туция, что создает организационно-правовые предпосылки для высокой степени влияния центральной гос власти на всей территории страны. Органы административно-террито-риальных единиц находятся либо в полном подчинении центра, либо в двойном подчинении — центра и местных представительных орга-нов. Большинство всех существо-вавших и ныне существующих гос-в унитарные. Это и понятно, ибо унитарное гос-во хорошо управляемо, а унитарная форма достаточно надеж-но обеспечивает гос единство. Фе-деративное гос-во (федерация) — сложное союзное гос-во, части к-рого (республики, штаты, земли, кантоны и) явл гос-вами или гос образова-ниями, обладающими суверените-том. Федерация строится на нача-лах децентрализации. В строго на-учном смысле федерацией наз союз гос-в, основанный на договоре или конституции. Поэтому федерация возможна только там, где объе-диняются самостоятельные гос-ва. Входящие в состав федерации гос образования и гос-ва наз ее субъектами. Они могут иметь свои конституции, свое гражданство, со-бственные высшие гос органы — за-конодательные, исполнительные, судебные. Наличие в федерации 2 систем высших органов — феде-рации в целом и ее субъектов — вызывает необходимость разгра-ничить их компетенции (предметы ведения). Конфедерация — это союз суверенных гос-в, образуемый для достижения опр целей (военных, эко-ном). Здесь союзные органы лишь координируют деятельность гос-в — членов конфедерации и только по тем вопросам, для решения к-рых они объединились. Значит, конфедерация не обладает суверенитетом. Истори-ческий опыт показывает, что конфе-деративные объединения имеют нес-тойкий, переходный характер: они либо распадаются, либо преобразуют-ся в федерации.

 

Полит режим: понятие, виды.

С формой гос-ва тесно связан полит режим, значение к-рого в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. Изменение полит режима (даже если форма правления и форма гос устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому изме-нению внутренней и внешней поли-тики гос-ва. Вызвано это тем, что полит режим связан не только с формой организации власти, но и с ее содержанием. Полит режим — это методы осуществления полит вла-сти, итоговое полит состояние в обществе, к-рое складывается в ре-зультате взаимодействия и про-тивоборства различных полит сил, функционирования всех полит инсти-тутов и характеризуется демократиз-мом или антидемократизмом. Приз-наки данного феномена. 1.Полит ре-жим прежде всего зависит от того, какими методами в гос-ве осущест-вляется полит власть. Если это ме-тоды убеждения, согласования, закон-ности, парламентаризма, если при-меняется только правовое принуж-дение, то налицо прогрессивный, де-мократический режим. Когда же на первый план выходят методы наси-лия, в гос-ве складывается режим реакционный, антидемократический. Существуют режимы, где в той или иной степени сочетаются оба начала. 2.В каждой стране полит режим опр соотношением, раскладом полит сил. В странах, где существует устойчи-вый баланс полит сил или достигнуто долговременное национальное согла-сие, результатом такого согласия явл стабильный полит режим. Но если в стране верх берут то одни, то другие силы, полит режим постоянно из-меняется. При демократическом режиме высшие органы гос-ва имеют мандат народа, власть реа-лизуется в его интересах демок-ратическими и правовыми методами. Здесь права и свободы человека и гражданина всесторонне гарантиро-ваны и защищены, закон господст-вует во всех сферах общества. Край-не недемократическим явл тотали-тарный фашистский режим, когда власть переходит в руки реакционных сил, осуществляется диктаторскими, насильственными методами. Права и свободы человека и гражданина ни-чем и никем не защищаются, в об-ществе царят произвол и беззаконие. Тоталитарный режим явл край-ней формой авторитарного режи-ма. Тоталитарное гос-во выступает как всеохватывающая, всеконтроли-рующая и всепроникающая власть. Тоталитарный режим характеризуется наличием одной официальной идео-логии, к-рая формируется и задается общественно-политическим движе-нием, полит партией, правящей эли-той, полит лидером, вождём народа, в большинстве случаев харизмати-ческим. Авторитарный режим мо-жет осуществляться в иных фор-мах. Он может быть основан на праве, моральных началах, но его нельзя все же отнести к режимам, где население участвует в управле-нии, а власть осуществляется наиболее эффективным способом. Все же при любой форме авторитаризма гос власть не формируется и не конт-ролируется народом. Представи-тельные органы реально никакой роли в жизни общества не играют. Собственно демократический ре-жим - это одна из разновидностей либерального режима, основанного на признании принципа равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении гос-вом. Предоставляя своим гражданам ши-рокие права и свободы, демокра-тическое гос-во не ограничивается только их провозглашением, т.е. фор-мальным равенством правовых возможностей. Оно обеспечи-вает для них соц-экономичес-кую основу и устанавливает кон-ституционные гарантии этих прав и свобод. В результате широкие пра-ва, и свободы становятся реальны-ми, а не только формальными. В демократическом гос-ве народ явл источником власти. И это становится не просто декларацией, а фактическим положением дел.

 

18. Понятие, содержание, признаки ф-ций гос-ва.

Ф-ции гос-ва — это основные направления внутренней и внешней деятельности гос-ва, в к-рых выражаются и конкретизи-руются его классовая и обще-человеческая сущность и соц назна-чение. Признаки ф-ций гос-ва. 1.Ф-ции гос-ва непосредственно вы-ражают и предметно конкре-тизируют его классовую и об-щечеловеческую сущность. Их со-держание учитывает классовые, групповые (корпоративные), нацио-нальные и частные интересы членов общества. 2.В ф-циях гос-ва вопло-щается и раскрывается его активная служебная роль как важнейшей час-ти надстройки по отношению к своему базису, реализуется раз-носторонняя практическая деяте-льность внутри страны и на меж-дународной арене. 3.Ф-ции гос-ва возникают и развиваются сообразно его историческим задачам и целям. Гос-во выполняет свое соц назначение посредством осуществления соответ-ствующих ему ф-ций, представ-ляющих собой устойчиво сложив-шиеся основные направления его деятельности. 4.В ф-циях гос-в различных исторических типов проявляются и объективируются при-сущие им особенности и законо-мерности развития, динамика соц-экономических, полит и духовных преобразований в жизни общества. К внутренним ф-циям относятся: 1.ох-ранительная, 2.эконом, 3.соц, 4.куль-турно-воспитательная, 5.природоохра-нительная. К внешним ф-циям от-носятся: 1.защита гос-ва от вооруженных нападений др гос-в, 2.поддержание между-народных полит отношений (дипломатическая деятельность), эконом и культурных связей, 3.борьба с международной преступ-ностью, 4.участие в международной охране окружающей среды. 1.Охрани-тельная ф-ция проявляется в обес-печении гос-вом общественного и правового порядка, защите и охране прав и интересов граждан и орга-низаций, защите конституционного строя и гос-ва от противоправных по-сягательств. 2.Эко ф-ция направ-лена на защиту эко. 3.Ф-ция соц ус-луг, обеспечения и защиты граждан. Многие гос-ва характеризуют себя соц. Это означает, что они считают своей важной задачей заботу о всех тех гражданах, кто в силу каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное существование, дос-тойное человека. 4.Культурно-воспита-тельная ф-ция. Общество в целом и гос-во заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин имел образование, соответствующее принятому стандар-ту. Большое значение име-ет правовое воспитание. 5.Природоохранительная ф-ция. Ох-рана природы, окружающей среды насущная необходимость современного мира. Внешние ф-ции. 1.Ф-ция защиты из вне явл важнейшим направлением деятельности гос-ва, ибо она нацелена на защиту мирного труда, сувере-нитета и территориальной целост-ности гос-ва. Основную роль в этом играют Вооруженные Силы РФ. 2.Ф-ция сотрудничества с др странами выражает интересы всех гос-в. На этой основе создаются различные органи-зации деятельность к-рых направлена на улучшение эконом, полит и куль-турной жизни общества. 3.Борьба с межд преступностью. В последнее время все более широкие мас-штабы приобретает межд пр-ность. Торговля и контрабанда наркотиков, терроризм, незаконная торговля оружием - вот небольшой перечень наиболее опасных видов межд пр-ний. Конкретными действиями гос-в в этой области является создание межд организаций по борьбе с пр-ниями.

 

Классификация ф-ций гос-ва.

Научное познание гос-ва любого исто-рического типа обязательно предпо-лагает рассмотрение его ф-ций, представляющих собой важней-шие качественные характеристики и ориентиры не только собственно гос-ва как особой организации пуб-личной власти, но и общества в целом. В связи с тем, что гос-во выполняет множество ф-ций, содержание к-рых весьма разнообразно, необходима их научная классификация. Наиболее общими критериями отграничения одной ф-ции от др явл: во-1, особен-ности объекта гос воздействия, своеобразие тех общественных от-ношений, на к-рые гос-во воздей-ствует в процессе своей деятельности; во-2, обусловленная последними спе-цифика содержания каждой ф-ции, т.е. более или менее однородных, близких друг к другу видов гос деятельности. В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни — внутренней или внешней - осуществляются те или иные ф-ции гос-ва, разрешению каких задач они служат — внутриполит или внешнеполит — они подразделяются на внутренние и внешние. Внутрен-ние ф-ции гос-ва — это эконом, эко, ф-ция развития культуры, науки и обра-зования. К внешним ф-циям отно-сятся: оборона страны, обеспечение мира и поддержка мирового порядка. Среди внутренних и внешних ф-ций гос-ва различаются ф-ции основные и неосновные. Основные ф-ции — это наиболее общие важнейшие нап-равления деятельности гос-ва по осуществлению коренных страте-гических задач и целей, стоящих перед ним в определенный истори-ческий период. Основным ф-циям гос-ва присущ ряд общих черт. Во-1, в них наиболее выпукло проявл классовая и общечеловеческая сущность гос-ва, его соц назначение. Во-2, в от-личие от многочисленных гос ф-ций, осуществляемых, как правило, специ-ально предназначенными для этого ор-ганами, основные ф-ции относятся к деятельности гос-ва в целом, выпол-няются, хотя и в разной мере, всеми или многими звеньями гос аппарата. В-3, основная ф-ция воплощает сос-редоточение усилий гос-ва на одном из решающих, генеральных направлений его внутренней или внешней деятель-ности. Ее объектом явл широкий круг обладающих известным сходством общественных отношений в какой-то определенной большой области социальной жизни.

 

Соотношение права и морали.

Мораль — важнейший соц институт, одна из форм общественного сознания. Она представляет собой извест-ную совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оце-нок, убеждений и основанных на них норм поведения, определяющих и регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, гос-ву, се-мье, коллективу, классу, окружающей действительности. Соотношение меж-ду правом и моралью сложное, оно вкл в себя 4 компонента: единство, разли-чие, взаимодействие и противоречия. Единство состоит в том, что: 1.они представляют собой разновидности соц норм, образующих в совокуп-ности целостную систему норматив-ного регулирования и в силу этого обладают некоторыми общими чер-тами, у них единая нормативная ос-нова; 2.право и мораль преследуют в конечном счете одни и те же цели и задачи — упорядочение и совершен-ствование общественной жизни, вне-сение в нее организующих начал, развитие и обогащение личности, защиту прав человека, утверждение идеалов гуманизма, справедливости; З.у права и морали один и тот же объект регулирования — обществен-ные отношения, они адресуются к од-ним и тем же людям, слоям, группам, коллективам; их требования во мно-гом совпадают; 4.право и мораль в качестве нормативных явлений определяют границы должных и возможных поступков субъектов, слу-жат средством выражения и гармони-зации личных и общественных инте-ресов; 5.право и мораль в философском плане представляют собой надст-роечные категории, обусловлен-ные прежде всего эконом, а также полит, культурными и иными детерми-нирующими факторами, что делает их соц однотипными в данном обществе или в данной формации; 6.право и мораль выступают в качестве фунда-ментальных общеисторических цен-ностей, показателей соц и куль-турного прогресса общества, его созидательных и дисциплини-рующих начал. Отличительные осо-бенности: 1.По способам их установ-ления, формирования. Правовые нормы создаются либо санкционируются гос-вом. Нормы морали создаются не гос-вом непосредственно, а воз-никают и развиваются спонтанно в процессе практической деятельности людей. 2.По методам их обеспече-ния. Право создается гос-вом, им обеспечивается, охраняется, защи-щается. Мораль опирается не на силу гос аппарата, а на силу обществен-ного мнения. 3.По форме их выраже-ния, фиксации. Правовые нормы закр в спец юр актах гос-ва, моральные нор-мы и принципы, возникая под влия-нием опр соц условий в различных слоях и гр общества, распространяют-ся затем на более широкий круг субъектов, становятся устойчивы-ми правилами и мотивами пове-дения. 4.По характеру и способам их воздействия на сознание и поведение людей. Если право регулирует взаимо-отношения между субъектами с точки зрения их юр прав и обязанностей; правомерного — неправомерного, за-конного — незаконного, нака-зуемого — ненаказуемого, то мо-раль подходит к человеческим пос-тупкам с позиц


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.