Методы государственного регулирования ВЭД — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Методы государственного регулирования ВЭД

2017-11-18 443
Методы государственного регулирования ВЭД 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности можно рассматривать как способы влияния государства (посредством законодательных и исполнительных органов) на сферу внешнеэкономической деятельности с целью создания или обеспечения условий деятельности субъектов ВЭД в соответствии с национальной экономической политикой.

Государственное регулирование ВЭД осуществляется посредством ряда методов.Согласно Закону Республики Беларусь «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» 25 ноября 2004 г. № 347-З, выделяют следующие методы государственного регулирования ВЭД: таможенно-тарифное регулирование;нетарифное регулирование;запреты и ограничения внешней торговли услугами и объектами интеллектуальной собственности;меры экономического и административного характера, содействующие развитию внешнеторговой деятельности [5]. Краткая характеристика методов представлена в таблице.

 

Таблица – Классификация методов государственного регулирования ВЭД.

Критерии Методы Характеристика методов
По форме воздействия на субъекты ВЭД Экономические Косвенное влияние, альтернатива поведения для субъектов имеется, результаты воздействия непредвиденные
Административные Прямое влияние, альтернативы поведения для субъектов не существует, результаты воздействия являются предполагаемыми
По ожидаемому результату воздействия Стимулирующие Оживляют экономическую активность субъектов
Ограничивающие Сдерживают экономическую активность субъектов
Как средство регулирования ВЭД Тарифные (таможенные) Предполагается использование таможенного тарифа
Нетарифные (нетаможенные) Не предусматривает использование таможенного тарифа

Примечание – Источник: [10].

 

Основным методом регулирования ВЭД является таможенно-тарифное регулирование – метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем установления, введения, изменения и прекращения действия таможенных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу Республики Беларусь [5].

Меры нетарифного регулирования внешней торговли товарами устанавливаются Президентом Республики Беларусь или по его поручению Правительством Республики Беларусь путем введения количественных и (или) иных ограничений внешней торговли товарами исходя из интересов экономической политики Республики Беларусь (меры экономической политики) или по основаниям неэкономического характера [5].

Экономическое регулирование – ориентировано на достижение поставленных целей с помощью экономических средств и стимулов, влияющих на экономические интересы субъектов хозяйствования. Применение экономических методов государственного регулирования создает экономические условия, которые побуждают субъектов рынка действовать в необходимом для общества направлении, решать те или иные задачи согласно государственным интересам [10].

Прежде всего методы экономического регулирования применяются в сфере производства, где формируется товарное предложение. К экономическим методам относят инструменты финансово-кредитной системы (изменение ставки процента, скидки, субсидии), налоговой системы, ценового механизма, таможенной системы, системы страхования и системы стимулирования экспортного производства.Регулирование с помощью экономических методов позволяет субъектам рынка сохранить право на свободный выбор своего поведения.

Административное регулирование подразумевает непосредственное влияние государства на деятельность субъектов рынка, с характерным прямым влиянием государственного органа или должностных лиц на действия исполнителей путем установления определенных обязанностей, норм поведения, а также безальтернативный выбор способов решения задач, варианта поведения; обязательность выполнения приказов, распоряжений, ответственность субъекте в хозяйства за уклонение от выполнения приказов. Административные методы вытекают из необходимости регулировать некоторые виды экономической деятельности с целью защиты интересов граждан, общества, окружающей природы. К административным мерам относят:

- лицензирование;

- контингентирование;

- квотирование;

- введение технических барьеров;

- санкции;

- эмбарго[10].

Согласно Закону Республики Беларусь «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» лицензирование внешней торговли – выдача государственными органами Республики Беларусь лицензий на внешнюю торговлю отдельными видами товаров, дубликатов лицензий, внесение изменений и (или) дополнений в лицензии, продление или приостановление действия лицензий, их аннулирование.

Лицензия – это специальное разрешение, выдаваемое государством субъектам хозяйствования на осуществление лицензируемых видов деятельности в Беларуси[7].

Лицензияпредставляет собойадминистративный акт уполномоченного республиканского органа государственного управления или органа местного управления, который выдается:

· на определенный срок;

· на определенный вид деятельности[6].

Генеральные лицензии – открытое разрешение на экспортные и импортные операции по определенному товару и / или с определенной страной в течение действия режима лицензирования. Генеральная лицензия представляет собой список товаров, разрешается ввозить свободно в течение указанного в ней периода

Разовые (индивидуальные) лицензии - разовое именное разрешение на осуществление отдельной операции, выдается на период не менее необходимого для осуществления операции. Индивидуальная лицензия - разовое разрешение на ввоз определенного товара, действующее в течение ограниченного срока.

Открытые (индивидуальные) лицензии – разрешение на экспорт (импорт) на определенный период времени с определением его общего объема [10].

Квотирование – -установление государством на определенный период количественных или стоимостных ограничений объема экспорта и импорта товаров (работ, услуг) определенной номенклатуры в натуральном или стоимостном выражении. Используется как нетарифное средство государственного регулирования экспортно-импортных операций.Квотирование направлено на сбалансированное развитие внешней торговли и платежных балансов, регулирование спроса и предложения на внутреннем рынке, выполнение международных обязательств и достижения взаимовыгодной договоренности на межправительственных переговорах [8].

Технические барьеры – комплекс мероприятий по проверке соответствия импортируемой продукции требованиям международных и национальных стандартов. Разновидностями технических барьеров являются технологические, технические, санитарные, радиационные нормы, и сертификация. Такие барьеры являются препятствиями для импорта иностранных товаров, возникающие в связи с их несоответствием национальным стандартам, системам измерения и инспекции качества, требованиям технической безопасности, санитарно-ветеринарным нормам, правилам упаковки, маркировки и другим подобным требованиям[10].

Санкции – меры экономического воздействия, применяемые государством к субъектам внешнеэкономической деятельности, которые нарушили Закон Республики Беларусь "О внешнеторговой деятельности"и связанные с ним законы в области ВЭД [5].

Эмбарго – государственный запрет на импорт-экспорт определенных товаров, технологий и капитала в отдельные страны.Выделяют три разновидности эмбарго:

1) политического характера (введены решением ООН или одним государствомС целью осуществления идеологического давления на другое государство (в основном эмбарго на поставку оружия)

2) экономического характера (санкции, связанные с решением проблем в сфере экономики);

3) временного характера (введено на время, в основном связано с решением проблем здравоохранения, экологии) [10].

Таким образом, государственное регулирование ВЭД осуществляется согласно законодательству Республики Беларусь и предусматривает использование различных методов. Так, в Беларуси выделяют следующие методы реализации внешнеэкономической политики и ее регулирования: таможенно-тарифное регулирование;нетарифное регулирование;запреты и ограничения внешней торговли услугами и объектами интеллектуальной собственности;меры экономического и административного характера, содействующие развитию внешнеторговой деятельности.

 

 

Валютное регулирование

 

 

Валютное регулирование – деятельность государственных органов (органов валютного регулирования) по установлению порядка обращения валютных ценностей, в том числе правил владения, пользования и распоряжения ими.

Президент Республики Беларусь определяет систему органов валютного регулирования в Республике Беларусь и принимает иные меры по осуществлению валютного регулирования в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.

Если иное не определено Президентом Республики Беларусь, органами валютного регулирования в Республике Беларусь являются Совет Министров Республики Беларусь и Национальный банк.

Национальный банк как орган валютного регулирования в пределах своей компетенции:

- устанавливает официальные курсы белорусского рубля по отношению к другим валютам;

- регулирует обращение валютных ценностей на территории Республики Беларусь;

- устанавливает порядок открытия, ведения и режим счетов резидентов и нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях в иностранной валюте;

- устанавливает порядок открытия, ведения и режим счетов нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях в белорусских рублях;

- устанавливает порядок и условия открытия резидентами счетов в белорусских рублях и иностранной валюте в банках и иных кредитных организациях за пределами Республики Беларусь;

- устанавливает порядок осуществления валютных операций между резидентами и нерезидентами;

- устанавливает правила биржевой торговли иностранной валютой;

- устанавливает формы отчетности, ведения учета и статистики валютных операций, а также порядок и сроки представления необходимой информации о валютных операциях в Национальный банк для разработки платежного баланса Республики Беларусь и иных целей;

- определяет в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами функции агентов валютного контроля, которые могут быть возложены на банки и небанковские кредитно-финансовые организации;

- привлекает в соответствии с законодательством банки и небанковские кредитно-финансовые организации к ответственности за нарушение валютного законодательства;

- выдает разрешения на осуществление валютных операций в случаях, установленных настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь;

- в случаях и пределах, предусмотренных законодательными актами, принимает нормативные правовые акты, содержащие нормы валютного законодательства, в том числе совместно с иными органами валютного регулирования и органами валютного контроля;

- осуществляет другие полномочия, установленные настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

 

 

Совет Министров Республики Беларусь взаимодействует с Национальным банком по вопросам валютного регулирования.

Совет Министров Республики Беларусь как орган валютного регулирования в пределах своей компетенции:

- устанавливает порядок и нормы пересылки физическими лицами в Республику Беларусь и за ее пределы валютных ценностей;

- принимает нормативные правовые акты, содержащие нормы валютного законодательства, в случаях, предусмотренных законодательными актами;

- осуществляет другие полномочия, установленные настоящим Законом, иными законами Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь.

Агентами валютного контроля в Республике Беларусь являются республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, областные (Минский городской) исполнительные комитеты, таможни, банки и небанковские кредитно-финансовые организации. Агенты валютного контроля подотчетны органам валютного контроля и обладают полномочиями, закрепленными в ст. 27–29 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле".

В настоящее время система административного валютного регулирования и контроля Республики Беларусь основана на жестком регулировании поступления и использования валютных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, определении системы расчетов по внешнеэкономическим операциям, а также на действии целого ряда санкций и ограничений.

Представляется целесообразным проведение более решительной экономической политики руководством страны. В частности, ограничение кредитования в рамках госпрограмм, контроль темпов роста заработной платы во избежание дополнительного давления на цены и обменный курс, продолжение реализации политики гибкого курсообразования и стремление к наращиванию официальных валютных резервов во избежание внешних шоков. Кроме того, уже давно встал вопрос о необходимости проведения глубоких структурных реформ, таких как либерализация цен, укрепление права частной собственности, разработка стратегии реструктуризации и приватизации госпредприятий и введение адресной социальной помощи и пособий по безработице для наиболее нуждающихся слоев населения. Тем более, что такие реформы становятся все более необходимы ввиду недавнего вступления России в ВТО и миграции квалифицированных работников за границу. В то же время ужесточение Национальным банком Беларуси требований по резервам и анонсирование повышения ставки рефинансирования является весьма резонным. Национальному банку следует увеличить ее до уровня, обеспечивающего сохранение положительного значения ставок держателям вкладов в белорусских рублях.

 

Валютные ограничения

Валютные ограничения— система нормативных правил, устанавливаемых в административном либо законодательном порядке. Они направлены на ограничение операций с иностранной валютой и другими валютными ценностями: государственный контроль над валютными операциями, ограничение валютных переводов за границу, блокирование валютной выручки. Предусматривается организация и осуществление валютного контроля главным образом в целях уравновешивания платежных балансов и поддержания курсов национальных валют.

Мировая практика показывает, что государство, применяя валютные ограничения в зависимости от сложившейся на данный момент экономической ситуации, ставит перед собой достижение следующих целей:

- Выравнивание и оптимизация структуры платежного баланса страны.

- Стабилизация или поддержание валютного курса.

Для выполнения обозначенных целей государство ограничивает резидентов (юридические и физические лица) в праве использовать, владеть и распоряжаться валютными ценностями, применяя различные формы валютных ограничений, включая такие сферы, как:

- регулирование текущих валютных операций, отражающихся по текущему счету платежного баланса;

- регулирование валютных операций, связанных с движением
капитала, отражающихся по счету операций с капиталом и финансовых операций платежного баланса (далее — капитальный счет);

- регулирование внутреннего оборота валютных ценностей

По счету текущих операций применяются следующие основные валютные ограничения:

- частичная или в полном объеме обязательная продажа валютной выручки экспортеров центральному банку страны и/или уполномоченным банкам, обладающим лицензией, позволяющей осуществлять данные операции;

- ограничения, касающиеся сроков обязательной продажи иностранной валюты, поступающей в качестве экспортной выручки на транзитные счета резидентов;

- ограничения на приобретение иностранной валюты импортерами на внутреннем валютном рынке (только при наличии специальных разрешений (лицензий), выдаваемых органами валютного контроля);

- запрещение оплаты импорта некоторых товаров иностранной валютой;

- ограничения суммы покупки иностранной валюты для резидентов, выезжающих за границу в качестве туристов;

- ограничения по суммам при осуществлении импортерами авансовых платежей;

- ограничения на форвардные продажи национальной валюты нерезидентам.

По капитальному счету применяются такие основные валютные ограничения, как:

- запрет или введение разрешительного порядка со стороны уполномоченных органов на предоставление резидентами нерезидентам займов и кредитов в иностранной валюте;

- запрет или введение разрешительного порядка со стороны уполномоченных органов на открытие юридическим и физическим лицам текущих и других счетов за границей;

- запрет или ограничения на инвестиции нерезидентов (как правило, портфельных) во внутреннюю экономику;

- запрет или введение разрешительного порядка со стороны уполномоченных органов на осуществление резидентами прямых и (или) портфельных инвестиций за пределами страны;

- запрет или установление лимита на продажу национальных ценных бумаг нерезидентам;

- запрет или лимитирование вывоза национальной и иностранной валюты, золота и ценных бумаг;

- запрет или ограничение ввоза иностранной валюты в страну;

- уведомительный или регистрационный порядок при привлечении нефинансовым сектором займов и кредитов в иностранной валюте от нерезидентов;

- депонирование на беспроцентном счете в центральном банке новых финансовых обязательств.

По внутреннему обороту валютных ценностей финансовые власти устанавливают валютные ограничения, касающиеся:

- установления количественных ограничений при покупке-продаже физическими лицами наличной иностранной валюты;

- установления списка товаров, услуг, реализуемых за иностранную валюту на внутреннем валютном рынке страны

В 2008 году постановлением Национального банка РБ от 4 июня 2008 г. № 69 «О внесении изменений в Правила проведения валютных операций» были внесены поправки в постановление Правления Национального банка «Об утверждении правил проведения валютных операций» от 30 апреля 2004 г. N 72. Данные изменения коснулись:

- порядка осуществления субъектами валютных операций (кроме банков) валютных операций, связанных с движением капитала;

- порядка осуществления банками валютных операций, связанных с движением капитала

Наиболее кардинальные изменения в сфере валютных ограничений в РБ были ведены с принятием постановление Правления Национального банка «О порядке осуществления расчетов по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт» от 11 ноября 2008 г. № 165.

Данным законодательным актом запрещено проведение импортером платежа в пользу нерезидента со счета, открытого в банке Республики Беларусь, по внешнеторговым операциям, осуществляемым в рамках внешнеторгового договора, предусматривающего импорт, до даты прекращения нерезидентом своих обязательств перед импортером по поставке товаров, передаче охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнению работ, оказанию услуг. Фактически введен запрет на авансовый платеж в пользу нерезидента по обязательствам внешнеторгового контракта

Валютные ограничения в Республике Беларусь определяют органы валютного регулирования, а именно органами валютного регулирования в Республике Беларусь являются Совет Министров Республики Беларусь и Национальный банк.

Валютные ограничения широко распространены в мировой практике. Они применяются государствами в зависимости от сложившейся экономической ситуации и призваны решать конкретные проблемы, стоящие перед экономикой. Задачи, которые государства решают с помощью введения валютных ограничений, можно условно разделить на:

- выравнивание и оптимизация структуры платежного баланса страны;

– стабилизация или поддержание валютного курса.


 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.