Проведение коррекционной работы с дошкольниками — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Проведение коррекционной работы с дошкольниками

2017-11-17 210
Проведение коррекционной работы с дошкольниками 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. При проведении занятий с дошкольниками и младшими школьниками предпочтение следует отдавать игровым формам. Основная трудность в их прове­дении заключается в том, что дети не могут долго сосредоточиться на содержании высказываний воспитателя, их взгляд и внимание скользит по сторонам, и в ре­зультате ребята часто не знают, чему их учили. Для привлечения и удержания внимания детей нужны специальные приемы. Одним из них может быть совместное планирование занятий и подведение его итогов. В процессе занятий дети должны узнавать то, что обещал рассказать или показать воспитатель, останавливать связь между тем, что было запланировано и с тем, что происходит на самом деле. Эту связь лучше подчеркнуть словами: "Помните, что хотели сделать сегодня?" и т.д.

На занятиях в детском доме должно быть как можно меньше чисто словес­ных объяснений и как можно больше наглядного материала, практических дей­ствий. В конце занятия, прогулки следует еще раз обобщить, подвести итог, на­помнить наиболее существенные моменты.

Многие дети на занятиях в детском доме постоянно нарушают правила, принятые в учебной ситуации: одни забывают поднять руку, другие, напротив, по­стоянно тянут руку, не зная, что сказать, третьи вообще не слышат педагога и за­няты своими делами. Замечания воспитателя и заучивание правил поведения обычно не помогает, ведь эти нарушения происходят потому, что правила су­ществуют для детей на словах, отдельно от их собственного поведения. Чтобы облегчить детям осознание своих действий, психологи советуют вместо замечаний и похвал раздавать им своеобразные метки правильного и неправильного поведе­ния (кружочки, звездочки и т.д.). Цель таких значков - привлечь внимание ребенка к своему поведению. С помощью данного приема вся картина поведения ребенка как бы фиксируется в виде вполне реальных наглядных предметов. Это не только интересно для детей, но и позволяет сравнивать поведение одного ребенка на разных занятиях. Важно, чтоб ребенок сам давал себе оценку, опираясь на полученные значки.

2. При проведении занятия недопустима похвала за неуспех. Это отрицательно­ сказывается на формировании адекватной самооценки ребенка, искажает его понимание критериев успешности. Оценка детских достижений, как правило, всегда должна быть адекватна результату. (Исчерпывающе подробно вопрос о поощрениях и наказаниях ребенка описан у В.Леви в книге "Нестандартный ребе­-
нок"). Заслуженная похвала может быть достаточно аффективной, высказываться
с эмоциональным подъемом, с радостью за ребенка, а отрицательная оценка всегда
должна быть короткой и проговариваться в совокупности с утверждением, что
неуспех вызван сложностью выполняемого дела и он вполне преодолим. Оценку
необходимо давать развернутую, следует избегать безликих оценок типа
"хорошо", "плохо". Нужно снабжать оценку пояснениями, задающими ребенку
критерии успеха или неуспеха в каждом текущем деле, это способствует своевременному­ становлению самостоятельности ребенка.

3. Наблюдая за самостоятельными действиями ребенка во время игры, иногда­ участвуя в ней на правах партнера, воспитатель время от времени может задавать­ ему вопросы, направленные на осознание его действий и состояний: "Во что
ты играешь? Тебе не скучно? Что ты будешь делать с этой машинкой?» и т.д. Вопросы­ воспитателя должны как бы остановить непрерывный поток спонтанных
действий ребенка. Если детям трудно ответить на них, на первых порах следует
помочь им, подсказывая (и корректируя) их собственные состоянии и возможные
планы: "Ты сейчас сердишься? Тебе уже надоело в это играть? Во что ты будешь
играть дальше? Ты играешь в шофера?" и т.д.

Вопросы взрослого, включенного в деятельность ребенка, преследуют три основные цели:

1. Установить связь между прошлыми, настоящими и будущими действиями ребенка­, выделить для них цель действий и средства ее достижения. Вопросы взрослого,
типа: "Что ты хочешь построить (нарисовать, слепить)? Что тебе для этого нужно?
С чего нужно начать?" - направлены как раз на это. Если ребенок не может на них
ответить, следует высказаться как бы за него, планируя в речи действия по ходу их
осуществления. Когда ребенок привыкнет к подобным вопросам, он начнет задавать­ их себе и отвечать на них сам, сначала это будет происходить во внешней речи­. Если дети будут играть не молча, а, разговаривая, комментируя свои действия
вслух, как это часто делают дети из семьи, произойдет важный сдвиг в их осознании­ собственных действий,

2. Вторая цель этих вопросов - способствовать выделению и осознанию собственных­ состояний и переживаний ребенка. Как правило, воспитанники, живущие в
дефиците личностного общения, не замечают своих настроений, чувств, переживаний­. Взрослый может выделить эти переживания для ребенка и подсказать их:
"Тебе обидно, что тебя не взяли в игру, ты очень расстроился, да?" и т.п. Аналогичным­ образом можно открывать, показывать ребенку переживания других детей, особенно это важно в конфликтных ситуациях.

3. Следующая цель этих вопросов - ставить ребенка в ситуацию сознательного вы­
бора, побудить к принятию самостоятельных решений. В детском доме дети быстро­ привыкают жить по инструкции, подчиняясь готовым решениям взрослых. В
результате они неспособны сами осуществить сознательный выбор, что-то решить
самостоятельно. В рамках детских самостоятельных игр необходимо предоставить
им такую возможность и побуждать к сознательному и свободному выбору. Вопросы типа: "Во что ты хочешь играть? С кем ты будешь играть? Кем хочешь быть
в игре - шофером, летчиком? Почему?" - заставляют ребенка представлять различные­ варианты собственных будущих действий и предвидеть их последствия, осознавать свои собственные желания. (Это позволит заложить базу для связи своих поступков, выборов с их последствиями, приучит детей нести ответственность за свои действия, и, в дальнейшем, осознанно планировать свою жизненную перспек­тиву).

4. Каждый вечер полезно устраивать с ребятами беседы о прожитом дне. Воспитатель может начать разговор сам, напоминая, как они сегодня гуляли, какие
были занятия, чему новому научились, что хорошего сделали для других и т.д. Можно вести разговор по кругу, можно предложить детям дать нравственную оценку того или иного поступка, события (из жизни, фильма, прочитанной на ночь книги). Иногда нужно обращаться к кому-нибуть из ребят, что бы он напомнил, что было дальше (если вспоминают весь день по порядку). Если ребята молчат,
можно продолжить самому, или спросить у ребят, кто помнит. Важно, чтоб дети
узнавали свой прожитый день в рассказе воспитателя и сами пытались вспомнить,
что с ними сегодня было.

Следует постоянно обращать особое внимание на состояние детей, их на­строение. Можно спросить, например, было ли у них сегодня что-нибудь веселое, смешное, кто сегодня чему-то обрадовался, кто плакал и почему. Если дети не знают, что ответить (а на первых порах такое молчание наблюдается очень часто) нужно помочь детям - самому напомнить какой-нибудь забавный эпизод или дет­скую ссору, спросить, из-за чего она возникла, простили ли дети друг друга и т.д. Понятно, что такие беседы требуют от воспитателя пристального внимания к де­тям в течение всего дня и запоминания всех существенных событий.

Когда подобные беседы станут привычными, дети сами будут откладывать в памяти нужные эпизоды и охотно рассказывать о них. В беседах нужно стремить­ся к тому, что бы дети не ограничивались перечислением режимных моментов (погуляли, поели, поспали), а обязательно постарались вспомнить, что-нибуть о се­бе и рассказать это своими словами. Такие неформальные рассказы, как бы бедны и примитивны они не были, надо поддерживать и поощрять. Своеобразный "устный дневник" дисциплинирует сознание ребенка, развивает внимание, память, самосознание.

5. Жизнь детей в детском доме нужно по возможности насыщать событиями,
обогащать новыми впечатлениями: устраивать концерты, в которых дети сами
участвуют, инсценировать сказки, водить их на экскурсии, организовывать новые
игры и т.д. Но дети не должны быть пассивными участниками происходящих событий, которых внезапно куда-то ведут, что-то показывают, а проживать события
активно, ждать и готовится к ним, Для такого настроя нужны беседы о завтраш­нем дне, проводимые каждый вечер.

При планировании следующего дня важно выделить какой-либо главный эпизод, сделать его желанным и привлекательным для детей ("Завтра будем играть в новую интересную игру"). Причем об этом нужно не просто сообщить, но и по возможности подробно раскрыть привлекательность предстоящего, чтобы увлечь детей и заставить их с нетерпением, радостью ждать завтрашнего дня.

6. Очень полезно связывать в сознании детей прошлые события с будущими.
Если сегодня начато какое-то дело или занятие, то завтра его нужно продолжить,
определив при этом конкретный план предстоящих действий. Связь между вче­рашним, сегодняшним и завтрашним днем можно устанавливать как для отдель­ных ребят, так и для группы в целом. Постепенно следует подключать самих ребят
к планированию своей жизни (игр, занятий).

 

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.